Перейти к содержимому
  • записей
    69
  • комментарий
    461
  • просмотров
    74 816

Стоя или сидя?

Алексей Конобеев

7 170 просмотров

Помню, еще после первой педагогической практики мы, студенты, рассказывали о своем опыте на итоговом семинаре. Я рассказал о том, как у меня шла работа в средних классах, с какими проблемами сталкивался, как решал, и упомянул о том, что все время урока приходилось ходить по классу, иногда присаживаться на корточки рядом с партой чтобы объяснить что-то ученику во время выполнения индивидуальных заданий или просто показать как что-то делается. После меня выступала одна сокурсница, которая с явной иронией сказала: "Я, конечно, ни с кем рядом не присаживалась и вообще урок вела от доски и из-за своего стола, мне и так возможностей хватало". Я с тех пор часто анализировал свой стиль ведения уроков. В самом деле, до сих пор веду все уроки и семинары стоя, мне очень важно видеть каждого слушателя, чувствовать их реакцию, вовремя сокращать что-то менее интересное или наоборот, зная, что это важная информация, убеждать каждого что ее нужно послушать. А уж когда речь идет об обучении детей... мне сложно не подойти к каждому, не пройти по классу, проверяя, как кто пишет в тетради. у кого какие поделки получаются. А пока вернешься к доске, пока начнешь на ней писать, пока... да что там говорить, очень много таких "пока", каждую минуту учитель себе не принадлежит. И по-другому я работать не умею. Заставь меня сидеть за столом или только стоять у доски, и мне будет очень некомфортно. Я впервые за много лет присел на семинаре полторы недели назад, в Петрозаводске, когда простудился в поезде и вел семинар с температурой и просто физически не мог стоять, так ломило все мышцы.Но есть у меня коллеги. которые умеют увидеть и почувствовать весь класс из-за своего стола. Как величественный айсберг они возвышаются над учительским столом, а если встают, то кажется, что это надо отметить в атласе. На самом деле это не связано ни с опытом, ни с фигурой, тут дело в характере, я так не умею. У таких учителей динамизм проявляется не в движении, а в темпе и ходе урока. И все-таки интересно. а как предпочитают вести уроки коллеги?



22 комментария


Рекомендуемые комментарии

Честно говоря, никогда не задумывался над этим вопросом, но вспомнив своё поведение в классе сейчас, я тоже могу сказать, что мне "не сидится" на месте. Иногда говоришь, рассказываешь, ходишь по классу и вроде как уже всё рассказал, сядешь, а потом, не пройдёт и минуты, опять почему-то встаёшь и ходишь по классу, круги нарезаешь))). Да и, по правде говоря, мне сидя даже не думается. Такая особенность организма что ли...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Честно говоря, никогда не задумывался над этим вопросом, но вспомнив своё поведение в классе сейчас, я тоже могу сказать, что мне "не сидится" на месте. Иногда говоришь, рассказываешь, ходишь по классу и вроде как уже всё рассказал, сядешь, а потом, не пройдёт и минуты, опять почему-то встаёшь и ходишь по классу, круги нарезаешь))). Да и, по правде говоря, мне сидя даже не думается. Такая особенность организма что ли...

Может, просто способ не упускать из виду учеников, смотреть кому помощь нужна?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

При проверке работы сижу за столом - так и проще, и мне удобнее смотреть, кто и что делает, кто следит, кто рисует, кто переписывает. А вот при объяснении грамматики, к примеру, я "нарезаю круги". Сначала у доски, потом по кабинету. И видно, кто и что делает, опять же, и процесс написания примеров контролирую =)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Может, просто способ не упускать из виду учеников, смотреть кому помощь нужна?

Да, возможно, потому что всё равно ходишь и заглядываешь в тетради ученикам, а чаще всего они меня зовут подойти. А мне не сложно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Я практически не сижу за столом, для меня стол - это преграда между учениками и мной, даже какой-то психологический барьер возможно. Мне всегда проще вести урок, передвигаясь по классу. Кстати, Алексей, в этой четверти я переставила парты в виде елочки, прошло на ура!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

В основном веду уроки стоя, потому что дети по-другому не воспринимают. Они сразу теряют нить урока, отвлекаются. Если стоишь, то внимание все на тебя. Для учителя - это самое важное. Одна у меня только возникла интереснейшая, на мой взгляд, ситуация. Во 2 классе. На уроке полный набор всего, от карточек до обучающих программ (правда в классе не доска, а экран, но дети все равно в безумном восторге). Веду урок стоя, активно, чередую виды деятельности, а дети - как не свои. Шумят, меня видят плохо, темп работы в стиле "испуганной черепашки". Только сажусь за стол (с прямой спиной, меня отлично всем видно), - дети меняются! Темп работы становится выше, дисциплина еще лучше, чем обычно в этом классе, глаза все на меня и на доску! Вот такой учительский пародокс! :lol:

P.S. Эх, у меня мечта - свой кабинет (или хотя бы на пару с кем-то), и расстановка парт по кабинету буквой П. :rolleyes:

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

В основном веду уроки стоя, потому что дети по-другому не воспринимают. Они сразу теряют нить урока, отвлекаются. Если стоишь, то внимание все на тебя. Для учителя - это самое важное. Одна у меня только возникла интереснейшая, на мой взгляд, ситуация. Во 2 классе. На уроке полный набор всего, от карточек до обучающих программ (правда в классе не доска, а экран, но дети все равно в безумном восторге). Веду урок стоя, активно, чередую виды деятельности, а дети - как не свои. Шумят, меня видят плохо, темп работы в стиле "испуганной черепашки". Только сажусь за стол (с прямой спиной, меня отлично всем видно), - дети меняются! Темп работы становится выше, дисциплина еще лучше, чем обычно в этом классе, глаза все на меня и на доску! Вот такой учительский пародокс! :lol:

P.S. Эх, у меня мечта - свой кабинет (или хотя бы на пару с кем-то), и расстановка парт по кабинету буквой П. :rolleyes:

Как мне кажется, отличительностью особенностью учеников начальной школы является то, что они абсолютно не воспринимают никого кроме своего учетиля. Им может сделать сто замечаний любой учитель, и они на них не отреагируют. Они даже не замеятят этого учителя. Но если им сделает хоть одно замечание их учитель, то реакция будет моментальной. Поэтому понаблюдайте за их учителем. Может быть она ведет уроки именно так, как Вы описали.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Как мне кажется, отличительностью особенностью учеников начальной школы является то, что они абсолютно не воспринимают никого кроме своего учетиля. Им может сделать сто замечаний любой учитель, и они на них не отреагируют. Они даже не замеятят этого учителя. Но если им сделает хоть одно замечание их учитель, то реакция будет моментальной. Поэтому понаблюдайте за их учителем. Может быть она ведет уроки именно так, как Вы описали.

 

Спасибо за идею!! Обязательно загляну к ним на другие уроки!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Интересная тема. До некоторых пор волновал вопрос, стоять или сидеть? Я поняла, что стоя проводить урок как то интереснее.С младшими классами сидеть не получается-надо каждого обойти: помочь, похвалить и т.п. Дети иногда расстраиваются, если не подойти. Сижу на контрольных, отдыхаю, и когда заполняю журнал. Стол только для письма.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У меня группы маленькие, поэтому когда как. Когда детей больше 2, чаще стою или бегаю по классу. Во время парной и групповой работы всегда зависаю над партами. Во время аудирования, просмотра видео, самостоятельной работы часто оказываюсь за спиной у учеников.

Двое занимаются со мной в очень маленьком кабинете, они сидят рядом друг с другом, а я напротив за учительским столом. В этой ситуации я почти весь урок стою на коленях на учительском стуле, нагнувшись к их партам.

Если ученик один, я чаще присаживаюсь рядом с ним или придвигаю другой детский стул так, чтобы сесть напротив.

Вообще, не люблю, когда ученики территориально разбросаны по классу и постоянно приходится вертеть головой. Чтобы все были в поле зрения, прошу детей подвинуть парты поближе друг к другу, в ряд или полукругом. Хотя... есть одна группа из 4 человек, очень отвлекаемых, которых категорически нельзя сажать близко друг к другу или к шкафам и окнам.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У нас во всех классах парты стоят буквой П. В центре много места для мониторинга деятельности группы. Особенно удобно для проверки групповой устной работы, письменных упражнений. подходишь к каждому ученику(благо группы небольшие) Сразу видно, кому что не понятно.

 

Тоже не представляю себя ведущей урок сидя за столом- не комфортно как-то. особенно в младших и средних классах, правильно сказала Dubkova Irina ,даже какой-то психологический барьер , если сидишь за столом.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

P.S. Эх, у меня мечта - свой кабинет (или хотя бы на пару с кем-то), и расстановка парт по кабинету буквой П. :rolleyes:

У меня много лет стояли буквой "П" и в середине игровой стол (магазин, кафе, ...)

А потом СанПин запретил.

А теперь и самой стало неудобно, ИД каждый день в работе и боком на нее смотреть неудобно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Работаю всегда стоя и дети уже привыкли. В начальной школе при осуществлении контроля присаживаюсь на корточки, чтобы быть на уровне глаз ученика. Сидя за столом чувствую себя некомфортно и ,мне кажется , теряю последние парты.Стоя, и темп урока выше и дети более собранные.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Работаю всегда стоя и дети уже привыкли. В начальной школе при осуществлении контроля присаживаюсь на корточки, чтобы быть на уровне глаз ученика. Сидя за столом чувствую себя некомфортно и ,мне кажется , теряю последние парты.Стоя, и темп урока выше и дети более собранные.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Помнится, когда я еще не был учителем и сам сидел за партой, то очень завидовал преподавателям во время уроков. Завидовал именно их свободе перемещения.

 

Сейчас же когда веду уроки в аудитории, то не могу сказать, что однозначно предпочитаю какое-то определенное "положение тела". Скорее постоянно чередую: то встану постою (возле доски, потом возле двери и облокотившись на стену), то сяду посижу (за учительским столом, на нем, на подоконнике или рядом с кем-то из учеников), то буду медленно, а иногда и довольно быстро гулять по комнате.

 

Но к сожалению, последнее время снова осознал свою "пространственную несвободу". От занятий в группах временно отдыхаю, работаю у себя дома (или живу на работе - кому как больше нравится), а вести частные уроки на ногах, когда ученик сидит, как-то неловко. Ходить из угла в угол - тоже весьма несподручно. Так что остается полусидеть-полулежать, что несколько, признаюсь, удручает. :-)

 

Случайно никто не знает, как можно выйти из создавшегося "сидячего" положения в условиях индивидуальных занятий?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Был в моей жизни опыт - 2 месяца в сидячем или полулежачем положении с ногой в гипсе. После этого сидение в нормальной позе как-то меньше напрягает. biggrin.gif Стараюсь почаще находить поводы пройтись по комнате. Иногда полу в шутку, полу всерьез делаю с учениками постарше детскую зарядку.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

По-разному: и стоя, и сидя. Кабинет маленький. Нарезать круги негде:) Вижу каждого в любом положении. Стол маленький, поэтому я в любом положении открыта для детей. Сесть за стол, для меня значит, повернуться спиной к детям. Поэтому чаще работаю стоя.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

В основном веду уроки стоя, потому что дети по-другому не воспринимают. Они сразу теряют нить урока, отвлекаются. Если стоишь, то внимание все на тебя. Для учителя - это самое важное.

Вот, наверное, в этом я и хотел убедиться, что вести уроки стоя - самый лучший способ удержать внимание детей.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Помнится, когда я еще не был учителем и сам сидел за партой, то очень завидовал преподавателям во время уроков. Завидовал именно их свободе перемещения.

 

Сейчас же когда веду уроки в аудитории, то не могу сказать, что однозначно предпочитаю какое-то определенное "положение тела". Скорее постоянно чередую: то встану постою (возле доски, потом возле двери и облокотившись на стену), то сяду посижу (за учительским столом, на нем, на подоконнике или рядом с кем-то из учеников), то буду медленно, а иногда и довольно быстро гулять по комнате.

 

Но к сожалению, последнее время снова осознал свою "пространственную несвободу". От занятий в группах временно отдыхаю, работаю у себя дома (или живу на работе - кому как больше нравится), а вести частные уроки на ногах, когда ученик сидит, как-то неловко. Ходить из угла в угол - тоже весьма несподручно. Так что остается полусидеть-полулежать, что несколько, признаюсь, удручает. :-)

 

Случайно никто не знает, как можно выйти из создавшегося "сидячего" положения в условиях индивидуальных занятий?

Я и на индивидуальных занятиях встаю и хожу, особенно когда ученик занят каким-то упражнением. Я особенно удобно чувствую себя в британских и американских университетах, где у каждого свой маленький мобильный столик и можно легко передвинуться куда нужно или сесть так, как тебе удобно. На парах в университете тоже всегда готов был пройтись по аудитории, опереться на подоконник, не возражал, если у студентов на столе была бутылочка с водой. Помню, что как-то на паре сам, когда был студентом, на одной паре тоже достал воду, но преподавательница, очень, как бы это выразиться по-старинному, buxom lady, укоризненно покачала головой, а после на перемене сказала, что если у меня не болит желудок, то не разрешает пить воду на уроке, потому что это неуважение к преподавателю. Наверное, и с передвижениями та же ситуация: для кого-то работает "старая" педагогическая культура, когда преподаватель вещает в роли памятника, а студенты прилежно записывают каждое слово, а кому-то ближе мобильная среда: преподаватель может передвигаться по классу, но и студентам позволено шевелиться и чувствовать себя людьми, а уж для комуникативных заданий сам бог в лице преподавателя велел поворачиваться, пересаживаться, собираться в группы и т.д. Другое дело. что с младшими классами такой номер ен пройдет, их порой наоборот нужно призывать сфокусировать внимание.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Лет 10 назад, в наше ОУ была приглашена известная дама из одного московского университета, с лекцичми и мастерклассами. Администрация наше зацепилась за одну ее фразу, что-то вроде "что вы скачите перед учениками, они сидят и вы сидите. Не нужно вставать без необходимости..." Как только мадам уехала, на уроки без предупреждения стали ходить завучи и директор с проверкой, сидит учитель или стоит. Возникало много курьезных случаев :D Сейчас все успокоилось и ведем уроки как удобно самому учителю. В 1-2 классе, конечно не сядешь. А вот в 3-4 уже можно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Лет 10 назад, в наше ОУ была приглашена известная дама из одного московского университета, с лекцичми и мастерклассами. Администрация наше зацепилась за одну ее фразу, что-то вроде "что вы скачите перед учениками, они сидят и вы сидите. Не нужно вставать без необходимости..." Как только мадам уехала, на уроки без предупреждения стали ходить завучи и директор с проверкой, сидит учитель или стоит. Возникало много курьезных случаев :D Сейчас все успокоилось и ведем уроки как удобно самому учителю. В 1-2 классе, конечно не сядешь. А вот в 3-4 уже можно.

Меня вообще потрясает умение выхватить фразу из контекста и на ее основе выстраивать целую политику, донимать всех учителей и придавать больше значения случайной фразе приезжего лектора, чем опыту и умению самих учителей. Беда просто.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Стоять или сидеть на уроке учителю? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С точки зрения администрации, сидеть на уроке - это не исполнять свои служебные обязанности. А администрация во все времена смотрела на все вопросы однобоко и никогда не задумывалась о том, что учитель тоже человек, у которого могут быть больные ноги от того, что он всю жизнь простоял и пробегал между партами.Бывает, что учитель талантлив и может многому научить, но время от времени садится и беседует с учениками сидя. Ну, и что? Я однажды была на областном семинаре, где перед нами выступала одна пожилая англичанка. Она выступала долго, а мы слушали её, как заворожённые. Но посередине лекции она села прямо на сцену (попросила у нас разрешения,конечно).От этого нам стало ещё интереснее.Что касается лично меня, на уроке бывает по-разному. В младших классах просто не дадут сидеть.

Рыжова В.Н.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×