Перейти к содержимому
  • записей
    69
  • комментарий
    461
  • просмотров
    74 856

Мальчики и девочки - надо ли их учить по-разному?

Алексей Конобеев

2 355 просмотров

Недавно летел я из Калининграда. Идет посадка, уже вошли в салон самолета. Передо мной стоит несколько мужчин, за мной сразу - две женщины. И вдруг слышу сзади женский голос: "Какой ужас, мужики впереди... сейчас будут полчаса толпиться в проходе, и не обойти их, и не протиснуться мимо". Смотрю вперед. Действительно, три очень крупных мужчины совсем не спеша выкладывают на багажную полку одежду и легкие сумки, никто из них совершенно не торопиться сесть в кресла, а сзади уже огромная очередь посадка задерживается. Мужчины этого совершенно не осознают, шевелятся медленно, по сторонам не смотрят, и вся процедура напоминает брачные игры бегемотов. Пока не подошла стюардесса и не попросила пропустить остальных пассажиров, топтание на месте продолжалось. "А ведь правы женщины!", мелькнула у меня в голове мысль. А потом я вспомнил типичные картины, которые сейчас наблюдаю в московском метро, но видел и в других местах: огромный потом пассажиров. Все спешат. Места развернуться нет. И вдруг по самой середине прохода идут две девушки. Идут совсем неспеша, медленно, держась за руки. Пассажиры пытаются их обогнуть, толкают друг друга, поднимают сумки повыше, а девушки идут спокойно, разглядывая надписи и о чем-то весело чирикая. Как-то давно, когда я еще работал в университете заместителем начальника управления международных связей, я спешил на работу из ОВИРа, куда отвозил какие-то документы. Зима, холодно, сугробы, иду очень быстрым шагом по протоптанной узенькой тропинки. Впереди меня еще несколько человек, очень спешат. А перед всем прогулочным шагом идут две девушки. Народ обгоняет их по колено в снегу, потому что по-другому просто не обойти. Девушки шага не прибавляют. До тротуара еще далеко, поэтому машу мысленно рукой на костюм и тоже обхожу по глубокому снегу. Краем уха слышу разговор этих двух девушек. Первая: "И куда это все торопятся так? Конец дня, скоро темнеть начнет, а все бегут, бегут..." Вторая ей на это: "И не говори, погулять спокойно не дадут". И правда, куда можно в принципе торопиться кому-то, если девицы свои дела на день закончили?Это я к тому, что, наверное, мы все бываем одинаково невнимательны вне зависимости от пола. И в то же время есть некие гендерные особенности. На недавнем всероссийском семинаре Duncan Prowse в презентации иллюстрировал эту разницу отличным рисунком. В одной половине рисунка - guys' party. Молодые люди сидят, кто уткнулся в газету, кто в телефон, кто смотрит телевизор, кто пьет пиво, и видны всего две реплики: - yeah, dude и Cool. Во второй половине рисунка - Girls' party. Комната полна девушек, все стоят, у кого-то коктейль в руках, и speech bubble заполнен совершенно нечитаемой смесью букв: все говорят одновременно. Я подумал о своих учениках и ученицах. Девушки обычно более склонны к творчеству, к эстетическому наслаждению красотой языка, они часто говорят много, но сложно научить их строго придерживаться темы. Молодые люди обычно намного прагматичнее: их сложнее разговорить, они предпочитают делать, коммуникативные упражнения с ними работают лучше всего, когда им достается роль руководителя или организатора, чья задача - помогать остальным или направлять ход работы. Вот тогда они готовы говорить. Так есть ли гендерная разница в классе? Как она влияет на нашу работу учителя? Надо ли девочек и мальчиков обучать по-разному, или просто принять различия как данность и учить одинаково?Почему-то вспоминается разница в отношении жалоб. Женщина чаще жалуется чтобы ее пожалели и посочувствовали ей, а мужчина воспринимает жалобу как просьбу о помощи. Мужчина раздражается, когда слышит "бессмысленную" с его точки зрения, жалобу,г где помочь все равно нельзя, а женщина обижается, что ей не выказали сочувствия. Например, разговор Ж (женщины) и М (мужчины).Ж: Ой, сегодня такая ужасная погода, весь день голова болит.М (предлагая практическое решение проблемы): Выпей таблетку. Принести тебе?Ж (начиная обижаться - не сочувствует, не заботится, не любит!): Нет, таблетки часто пить вредно.М (искренне недоумевая о чем тогда речь, раз помочь нельзя): Угу.Ж (проверяя, права ли ее догадка об отсутствии сочувствия): А еще спина болит - стул неудобный, ножка качается.М (откладывая в сторону лень ради любимой женщины, но со вздохом): Сейчас схожу, прикручу получше.Ж (не сочувствует! Не жалеет! РАЗЛЮБИЛ!): Какой ты все-таки черствый у меня...М: ???Разговор этот, хотя и гипотетический, может продолжаться бесконечно, наверное. Так надо ли ее, гендерную разницу, учитывать в обучении языку?



11 комментариев


Рекомендуемые комментарии

А вот какой комментарий мне прислал один приятель (не учитель иностранных языков):

 

"Классе в 8-м может наш школьный психолог провела на уроке эксперимент: сделала группу из всей мужской половины класса и группу из женской. Попросила каждую группу на большом листе бумаги нарисовать, как бы они жили, окажись они на необитаемом острове, после года-двух обустройства. У девочек получился упорядоченный коммунизм с библиотекой, а у мальчиков -- хаотичная анархическая слобода с блекджеком и девицами легкого поведения (в прямом смысле, бордель присутствовал). Возможно (в этом возрасте) девочкам подойдёт последовательное структурированное изучение (сначала идем в гастроном, потом убираемся в квартире, потом идем в театр), а мальчикам -- отдельные ситуативные топики в произвольном порядке. Просто как теория."

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У нас в школе в этом году коллеги запустили проект по гендерному обучению АЯ. Разделили один второй класс на подгруппы по половому признаку. Не могут найти нормальной теории по теме. Посмотрим, что получится.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У нас в школе в этом году коллеги запустили проект по гендерному обучению АЯ. Разделили один второй класс на подгруппы по половому признаку. Не могут найти нормальной теории по теме. Посмотрим, что получится.

 

Смело!!! Ведь это в нашей стране уже было. Отказались от раздельного обучения по определенным причинам. Интересно, что у них получится? Как повлияет на качество знаний, на мотивацию в общем, на поведение. Молодцы Ваши коллеги! Теорию по гендерному обучению встречала в Интернете, но мало.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А как же не учитывать? Ведь мозг женщины и мужчины устроен по разному. Вот подробно где разница в структуре http://aboutyourself.ru/articles/interesno/razlichie-v-stoenii-mozga.html А вот простым понятным языком про восприятие мира мужчиной и женщиной http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix-f2.htm

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А как же не учитывать? Ведь мозг женщины и мужчины устроен по разному. Вот подробно где разница в структуре http://aboutyourself.ru/articles/interesno/razlichie-v-stoenii-mozga.html А вот простым понятным языком про восприятие мира мужчиной и женщиной http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix-f2.htm

А как их можно было бы учитывать?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Прочитала все написанное, очень интересные примеры. Сама давно работаю в школе, наблюдаю за школьниками. Недавно зашла на урок физкультуры в старших классах, отдельно девочки, отдельно мальчики. Стоят по разным сторонам спортзала, жмутся. Вспомнила свои уроки физкультуры в далеких восьмидесятых, когда класс делился на равные( по спортивным возможностям) команды и мы от души гоняли в футбол, волейбол, баскетбол, устраивали эстафеты всевозможные игры.Никто не спрашивал девчонка ты или мальчишка. Мы старались быть единой командой, хотя всего на урок или на четверть.Сильные поддерживали слабых, помогали, объясняли, иногда подгоняли. Радовались победам, но не унывали, если проигрывали. Главное, мы были вместе и нам было весело и интересно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Совсем недавно прочитала статью Г. Белозуб в газете "Моя семья" на подобную тему.Но там раскрывался вопрос о том, как стать мужчиной, как вырастить из мальчика мужчину. И в качестве совета для воспитания настоящих мужчин она дает следующий: начиная с двух лет мальчики и девочки должны в детских садах и яслях спать в разных спальнях, должны заниматься разными физкультурными упражнениями: девочки с женщинами, мальчики- с мужчинами. В школах должно быть только раздельное обучение.Но есть преграда: в школах для мальчишек должны быть преподаватели мужчины. А где их взять? И из каких средств им платить? и т.д. Я к чему это? может быть, в этом что-то и есть?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Совсем недавно прочитала статью Г. Белозуб в газете "Моя семья" на подобную тему.Но там раскрывался вопрос о том, как стать мужчиной, как вырастить из мальчика мужчину. И в качестве совета для воспитания настоящих мужчин она дает следующий: начиная с двух лет мальчики и девочки должны в детских садах и яслях спать в разных спальнях, должны заниматься разными физкультурными упражнениями: девочки с женщинами, мальчики- с мужчинами. В школах должно быть только раздельное обучение.Но есть преграда: в школах для мальчишек должны быть преподаватели мужчины. А где их взять? И из каких средств им платить? и т.д. Я к чему это? может быть, в этом что-то и есть?

Здесь очень много и за, и против. Века раздельного обучения показали, что дети потом испытывают проблемы с социализацией с противоположным полом. Есть и другие отрицательные примеры того, к каким последствиям такое обучение приводит. С другой стороны. есть в нем и плюсы. К тому же, содержание понятий "мучжина" и "женщина" меняется со временем: тут и каноны красоты и внешности (вспомните недавний всплеск моды на андрогинность: изменились условия жизни, уже не жизненно важно наличие у мужчины крепких мускулов, а вот многие новые социальные умения нужны в крупных городах. То же с и женщинами: хранительница домашнего очага сейчас часто менее актуальна чем женщина, которая умеет зарабатывать деньги и быть независимой - не будем сейчас обсуждать хорошо это или плохо, просто есть такое явление). На эту тему есть очень интересные рассуждения специалистов, например, вот эта лекция покойного И. Кона: http://www.polit.ru/article/2008/11/18/kon/

Вот эта статья тоже кажется интересной: http://www.chaskor.ru/article/razdelnoe_obuchenie_15672

Вот описание эксперимента по раздельному обучению, где журналист выступает за такое обучение: http://www.babyparents.ru/contents/malchiki_plyus_minus_devochki_est_li_buduschee_u_razdelnogo_obucheniya.html

Телерепортаж на эту же тему: http://www.ntv.ru/novosti/183762/

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мы, взрослые, иногда забываем, что дети чистые в мыслях(большая часть) и разделять детей по половому признаку необходимо только (туалеты и раздевалки). А как научишь мальчика уступать девочке, если только личным опытом. Многое зависит от родителей. изучение разговорного английского языка

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

категорически против раздельного обучения. за многие лЕта был опыт как исключительно женской (гуманитарный класс), так и мужской (физмат) группы. испытав обучение в обеих, раздумала читать теорию - получила свое мнение - и те и другие в присутствии противоположного пола стремятся показать себя в лучшей форме - в том числе и в знаниях, и в поведении (но здесь бывают варианты "лучшей формы"...). Мне (возможно, только мне?) работать было труднее и менее интересно, чем в смешанных группах.

с уважением к любому мнению

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

В смешанных группах работать, может, и легче, но учитывать разницу в восприятии мира, особенно в начальных классах, всё равно приходится. Девочки лучше работают "в ближнем круге" (найти в учебнике, выписать в тетрадь), мальчики - "в дальнем" (с доски, таблиц)) - это уж особенности детской психофизиологии. Девочки легче идут от правила к примеру (разобрали, по шаблону потренировались, потом применяем вовсю); мальчики от набора примеров к подтверждению правилом (по дороге "скреативят" и правила, и исключения, и убедятся, что для других случаев правило не подходит...). При этом мальчики для самостоятельной работы зачастую предпочтут что-то,выполняемое по шаблону, а девочкам нравятся задания, где можно досочинять (закончить предложение, составить предложения, выбрать вариант ответа).

Конечно, мальчики и девочки разные попадаются, но в целом у меня какие-то такие ощущения от работы в начальных классах. В средних (даже больше, чем в старших) уже очень много обращают внимания на оценку от противоположного пола, у них социализация, им не до учебного материала вообще :rolleyes:

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×