Перейти к содержимому

Irina Starovoytova's Blog

  • записи
    74
  • комментария
    72
  • просмотра
    112 272

Язык – зеркало мира и культуры?

irinatamb

4 236 просмотров

Язык – это действительно зеркало мира и культуры? Если да, то как именно он отражает и мир, и культуру?

Метафора языка как зеркала мира и культуры общеизвестна. С.Г. Тер-Минасова в своих работах и лекциях отмечает, что это верное, хотя и несколько упрощенное представление. Дэвид Кристал также утверждает, что внутри языка находится остов истории общества и большая часть его культурной идентичности. Однако, развивая тему, заданную метафорой, мы понимаем, что любое зеркало может искажать реальность, особенно, когда в него смотрят разные люди, которые могут увидеть совершенно разные картины мира. В данной работе мы рассмотрим некоторые взаимосвязи языка, мышления и культуры, которые, на наш взгляд, практически составляют единое целое. Все вместе они, по словам лектора, соотносятся с реальным миром, противостоят ему, зависят от него, отражают и одновременно формируют его.

Все мы знаем хрестоматийный пример множества синонимов, уточняющих многообразие видов снега у эскимосов. Русский язык так же богат словами, описывающими снег и похожие погодные явления: снег, снегопад, позёмка, пороша, вьюга, пурга, метель, снежный буран. А ещё есть иней, наст, наледь, лёд, торос, снежура, шуга. Россия – северная страна, так что, когда минусовая температура держится больше половины года, жители непременно в деталях опишут все виды и особенности воды в твердом состоянии. Таким образом, мы видим, что природа и погода, как ежедневные реалии, оказывают значительное влияние на язык.

Однако, снег, при всем его разнообразии, всё-таки реальный физический объект, который можно перевести на другие языки. Возможно, лишь через описание на языки каких-нибудь экваториальных народов, где снега нет в принципе. В пьесе «Ромео и Джульетта» Шекспир писал: «Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови её, хоть нет». А как быть с понятийными словами? Например, у японцев есть слово tsundoko, что означает всё время покупать книги, но никогда не читать их. А у итальянцев есть слово gattara, обозначающее пожилую женщину, посвятившую жизнь уходу за бездомными кошками. Почему так сложилось, и эти слова появились именно в данных языках? Возможно, в Японии просто нет бездомных кошек, а в Италии не покупают книги, если не собираются их читать.

В лекции автор констатирует, что именно родной язык является определяющим при формировании личности и, соответственно, национального характера человека. Так, датчане считают своим уникальным свойством – хюгге, якобы непереводимое слово, являющееся частью их национальной ДНК, не больше и не меньше. Слово это существует в виде прилагательного hyggelig(t), глагола hygge (hyggede) и составной части множества существительных и по утверждению носителей языка употребляется очень часто, поскольку считается основополагающим признаком их культурной самобытности и неотъемлемой частью национального самосознания. Рискнём описать это понятие как внутреннее ощущение покоя и душевного равновесия. Так, hyggekrog – укромное, уютное местечко в доме, hyggestund – приятный, непринуждённый разговор. Мы склонны верить представителям нации стабильно занимающей первую строчку в рейтингах удовлетворенности жизнью и даже создавшим Институт исследования счастья. Однако даже они подвержены стереотипам и утверждают, что главная ценность для американцев – свобода, главная характеристика немцев – обстоятельность, а англичан – чопорность. (Майк Викинг «Секрет датского счастья».)

Так что, на наш взгляд, национальные анекдоты будут существовать, также как фольклор и национальная классическая литература, источниками определения национальных характеров народов разных стран и/или стереотипных о них представлениях.

В отличие от датчан, подчёркивающих, что они - самые счастливые и благополучные люди в мире, русские с любовью и самоиронией развивают фольклорный образ Иванушки-дурачка, эдакого простофили, и в современной литературе и кинематографе. Например, образ Семёна Семёныча в комедии «Бриллиантовая рука», которая давно разобрана на цитаты и остаётся популярной у новых поколений. А развивая пример непонимания именно американцами поведения героини сказки «Морозко», приведенный в лекции, лично подтверждаю, что готовя американские семьи к приёму студентов по обмену из России, организаторы предупреждают, что приглашать к столу русских надо раза два-три, иначе гости окажутся голодными. Американцы искренне недоумевают, в чём здесь проблема? На свой прямой вопрос они ожидают услышать прямой ответ. Так что русские действительно рискуют остаться без ужина.

Недавно ушедший Евгений Евтушенко, по отцу Гангнус, несмотря на свои латышско-украинские корни, безусловно является русским поэтом, что он сам в интервью Соломону Волкову обосновывал колоссальным влиянием языка, на котором человек думает, что созвучно истории создателя известно словаря Ивана Владимировича Даля, о котором рассказывает в лекции С.Г. Тер-Минасова.

Таким образом, гипотеза Сепира-Уорфа, утверждающая, что язык одновременно отражает восприятие людьми окружающего мира и влияет на действия людей в окружающем мире, кажется вполне обоснованной. Язык – это зеркало мира и культуры, но не всего мира и мировой культуры, а мира и культуры конкретного человека, мира, который его окружает, и его внутреннего мира. Мышление человека и неизбежно возникающие стереотипы будут отражаться в языке как зеркале, и влиять на действия человека, и это необходимо учитывать в межкультурной коммуникации.



1 комментарий


Рекомендуемые комментарии

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×