Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Как обучать грамматике?

Рекомендуемые сообщения

В некоторых учебниках и пособиях дается очень постепенно система английских грамматических времен. Иногда этот процесс растягивается на годы, причем с самого начала учащимся "запрещается" применять неизученные времена. В других пособиях предлагается экстенсивный способ обучения грамматике - все времени в течение короткого периода на примере несложных структур, а дальше каждое время последовательно изучается более подробно. А как лучше? Если обратиться к теории формирования умственных действий П.Я.Гальперина, то у учащихся важно создать "ориентировочную основу действия", то есть, создать представление обо всей или почти обо всей системе английских грамматических времен сразу, а потом развивать эти представления и формировать грамматический навык. В работе с маленькими детьми я предпочитаю очень постепенное изучение грамматических времен и сопротивляюсь попыткам внести путаницу в детские грамматические представления. В работе со взрослыми мне хочется побыстрее создать у них полную картину грамматических времен на примере отдельных образцов, а потом автоматизировать грамматические временные структуры. А что думают коллеги? Что подсказывает практический опыт?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В некоторых учебниках и пособиях дается очень постепенно система английских грамматических времен. Иногда этот процесс растягивается на годы, причем с самого начала учащимся "запрещается" применять неизученные времена. В других пособиях предлагается экстенсивный способ обучения грамматике - все времени в течение короткого периода на примере несложных структур, а дальше каждое время последовательно изучается более подробно. А как лучше? Если обратиться к теории формирования умственных действий П.Я.Гальперина, то у учащихся важно создать "ориентировочную основу действия", то есть, создать представление обо всей или почти обо всей системе английских грамматических времен сразу, а потом развивать эти представления и формировать грамматический навык. В работе с маленькими детьми я предпочитаю очень постепенное изучение грамматических времен и сопротивляюсь попыткам внести путаницу в детские грамматические представления. В работе со взрослыми мне хочется побыстрее создать у них полную картину грамматических времен на примере отдельных образцов, а потом автоматизировать грамматические временные структуры. А что думают коллеги? Что подсказывает практический опыт?

Я предпочитаю давать постепенно и в зависимости от коммуникативных функций. Логику системы времен взрослым объясняю сразу, но говорю, что с этими всеми временами еще познакомимся. А затем отталкиваюсь от темы, если материал для учебного курса собираю сам. Например, начинаем со знакомства - это to be + Present Simple. С этой точки зрения для меня совершенно непонятно почему в ряде зарубежных пособий начинают вводить грамматику с to be + Present Continuous, так как длительные времена в реальных ситуациях общения требуются гораздо реже. Затем беру Future Simple и говорим о планах на будущее. После этого даю Present Continuous и говорим о дневниковых записях, о том, как make an appointemnt, договориться о встрече и т.п. (то есть и в значении настоящего времени, и планов на ближайшее будущее). Примерно в это же время становится тяжело без знания Past Simple. Единственная причина, по которой откладываю это время - что там нужно набрать лексический запас и учить формы неправильных глаголов. Но и "надолго" - понятие относительно, на to be уходит три-четыре занятия, когда в рамках только таких простейших предложений учимся говорить о себе, отгадывать загадки, заполнять анкеты, говорить где что находится и т.д. Present Simple - это еще несколько занятий (directions in the city, likes and dislikes, working schedule и т.д., тут есть на каком материале развернуть общение). Future Simple - три-четыре занятия, это время довольно легко осваивается (придаточные предложения условия и времени откладываю на потом, когда дорастем). Past Simple - это надолго, осваиваем подробно, на большом количестве материала. После этого Past Continuous дается легко, очередная задержка - это Present Perfect, хотя тут на помощь приходит совершенный вид в русском языке. После этого остальные времена идут относительно несложно. Некоторые ученики просят сразу дать таблицу времен, но по-прежнему путаются в ней, пока не поймут для чего, в каких ситуациях общения требуется нам то или иное время. И, конечно, нужно очень много материала для чтения, аудирования, отработки умений письма... В общем, стараюсь привязывать грамматику прежде всего к коммуникативному намерению. При работе же с детьми ищу способы превратить отработку грамматики в игру: чанты, прочие приемы, направленные на запоминание сначала формы, а уж потом значения. Но тут уже многое зависит от логики учебника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×