Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Развитие ученика или клонирование учителя?

Рекомендуемые сообщения

Чего у нас в отношениях с учащимися больше: развития личности ученика или клонирования личности учителя в ученике? Мне вдруг показалось, что мы занимаемся клонированием себя в наших учащихся. Уж очень мы уверены в том, что делаем все идеально и то, что мы делаем, достойно подражания. А так ли это на самом деле? Не переоцениваем ли мы себя, создавая вокруг себя среду обожания и восхищения? Такая среда создает нас, неповторимых и гениальных: Только Вы! Если Вы, то кто же еще? Без Вас мы бы пропали! и проч. А ведь в среднем, учителя все похожи друг на друга - кто активнее, кто спокойнее, у кого амбиции, у кого семья, у кого головокружение от успехов, у кого головокружение от гипертонии... А в среднем, все одно - НАШ учитель. Так стоит ли клонировать себя в учениках? Может быть лучше дать ученику развиваться и самоутверждаться, а не нам самоутверждаться в ученике? Ученик победил на олимпиаде, значит я - гениальный учитель. Так и хочется сказать: "Успокойтесь! Это ученик гениальный". А может я начинаю ворчать?)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чего у нас в отношениях с учащимися больше: развития личности ученика или клонирования личности учителя в ученике? Мне вдруг показалось, что мы занимаемся клонированием себя в наших учащихся. Уж очень мы уверены в том, что делаем все идеально и то, что мы делаем, достойно подражания. А так ли это на самом деле? Не переоцениваем ли мы себя, создавая вокруг себя среду обожания и восхищения? Такая среда создает нас, неповторимых и гениальных: Только Вы! Если Вы, то кто же еще? Без Вас мы бы пропали! и проч. А ведь в среднем, учителя все похожи друг на друга - кто активнее, кто спокойнее, у кого амбиции, у кого семья, у кого головокружение от успехов, у кого головокружение от гипертонии... А в среднем, все одно - НАШ учитель. Так стоит ли клонировать себя в учениках? Может быть лучше дать ученику развиваться и самоутверждаться, а не нам самоутверждаться в ученике? Ученик победил на олимпиаде, значит я - гениальный учитель. Так и хочется сказать: "Успокойтесь! Это ученик гениальный". А может я начинаю ворчать?)))

Всякое встречается...Это опять вопрос о развитии творческого потенциала ученика, что возможно только при наличии выбора у обоих, и учителя и у ученика. Учителя ограничивают, тот ученика ограничивает. Может это вас тема эссе вдохновила. так там как раз учителя и ограничивают (планом хотя бы) Мне тоже интересно творчество можно задавить или оно есть или его нет независимо от среды? Вотв еду урок, моя дочь и соученик. Предлагаю схему, сделайте так то, моя тут же "нет я вот так хочу, я сама" ну давай. С ошибками но сама, иногда вполне интересно. Мальчик же только на нее глядя, что то пытается, но потом все равно вернется к моей схеме. Есть дети которые просто в ступор впадают от того, что им надо что-то самим произвести. А не знаю уже, я только для себя поняла, что работая самостоятельно, можно позволить себе выбор, а в системе..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чего у нас в отношениях с учащимися больше: развития личности ученика или клонирования личности учителя в ученике?

Вот на этой ветке форума в сообщении под №20 я давала информацию о курсах Интел "Метод проектов" http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1635&st=0 (далее было обсуждение). Ценность курсов заключается в том, что учителя учат использовать методики,позволяющие проследить связи между различные учебными предметами в контексте проблем реального мира, задействовать у учащихся мышление высокого уровня, вовлечь школьников в активный процесс обучения. После 23 лет работы в школе совершенно по-другому взглянула на отношения с учениками. Очень хорошо,когда есть возможность разрушить прежние стереотипы и начать на практике воплощать громкие призывы к личностно-ориентированному обучению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень хорошо,когда есть возможность разрушить прежние стереотипы и начать на практике воплощать громкие призывы к личностно-ориентированному обучению.

Вот и отлично!Мне тоже кажется что дело в технологиях

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чего у нас в отношениях с учащимися больше: развития личности ученика или клонирования личности учителя в ученике? Мне вдруг показалось, что мы занимаемся клонированием себя в наших учащихся. Уж очень мы уверены в том, что делаем все идеально и то, что мы делаем, достойно подражания. А так ли это на самом деле? Не переоцениваем ли мы себя, создавая вокруг себя среду обожания и восхищения? Такая среда создает нас, неповторимых и гениальных: Только Вы! Если Вы, то кто же еще? Без Вас мы бы пропали! и проч. А ведь в среднем, учителя все похожи друг на друга - кто активнее, кто спокойнее, у кого амбиции, у кого семья, у кого головокружение от успехов, у кого головокружение от гипертонии... А в среднем, все одно - НАШ учитель. Так стоит ли клонировать себя в учениках? Может быть лучше дать ученику развиваться и самоутверждаться, а не нам самоутверждаться в ученике? Ученик победил на олимпиаде, значит я - гениальный учитель. Так и хочется сказать: "Успокойтесь! Это ученик гениальный". А может я начинаю ворчать?)))

Клонирование ученика - дело, на мой взгляд, бесперспективное. Как я читала в литературе по психологии: ребенок копирует родителей, но что он из их образа себе для копирования возьмет, предсказать невозможно. Мама может быть интеллектуалка, все время с книжкой, а на кухне бардак. Вполне возможно, что ребенок будет разводить бардак везде, но книжки читать не будет.biggrin.gif То же самое происходит и в отношениях "учитель-ученик". Я ТАК думаю ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне тоже показалось , что мысль Радислава Петровича есть стереотип))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А может я начинаю ворчать?)))

Это точно! Но что-то рановато! Я и то не ворчу, а радуюсь своим умным ученикам. Только маловато их стало по сравнению с прошлыми годами.

Вот о чем волноваться надо! Они на чужой ум стали надеяться, да на кошелек родителей.

Испортили мы свое образование бесконечными реформами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так что клонирование ученика - дело, на мой взгляд, бесперспективное. Как я читала в литературе по психологии: ребенок копирует родителей, но что он из их образа себе для копирования возьмет, предсказать невозможно. Мама может быть интеллектуалка, все время с книжкой, а на кухне бардак. Ребенок будет разводить бардак везде, но книжки читать не будет.biggrin.gif Так и в отношениях "учитель-ученик". Я ТАК думаю ...

Да, дети усваивают от учителя в конечном итоге то, что имеет для них личностный смысл. А вот до этого "конечного итога" многие вынуждены делать вид, что согласны с мнением учителя, который всегда прав. Конечно есть среди наших коллег личности, которые спокойно признают свою ошибку в присутствии учащихся. Но все же учитель как эталон - это пока еще популярный профессиональный стереотип. Приведу только один пример из нашей профессиональной этики: в нашей педагогической культуре для учителя считается должным и оправданным демонстрировать свои знания учащимся. А как же иначе? Но это бывает далеко не во всех педагогических культурах. В некоторых обучающих традициях считается НЕЭТИЧНЫМ для учителя демонстрировать свои познания учащимся, так как это "забивает их инициативу". У меня лично при общении с педагогами из "иной культуры" вначале возникало впечатление, что они сами мало знают и я с иронией рассказывал об этом на кафедре в Тамбове. Все это заблуждение развеялось, когда при очередной встрече я в личной беседе задал вопрос профессионального содержания и получил ТАКОЙ исчерпывающий ответ с цитированием огромного количества авторов и идей, что мне сразу стало неловко за первоначальную оценку. Все эти знания нужны для понимания позиции учащихся (студентов), но эти же знания, хранимые в памяти учителя, считаются помехой в развитии учащихся. Задача учащихся - активно учиться и создавать свою систему знаний, а учитель - это facilitator. Ну а исходный принцип учителя-фасилитатора - НЕ МЕШАТЬ своими познаниями. А если мы транслируем ученику свои знания, отношения и ценности, то это и есть КЛОНИРОВАНИЕ в педагогическом смысле. И никакие наши отговорки, что "я даю ученикам свободно высказываться" положение не исправят, пока у педагога есть право ИЛИ дать свободу, ИЛИ бить по рукам. Послушаешь некоторых наших учащихся с их мнениями, оценками, суждениями, поздравлениями - одни СТЕРЕОТИПЫ! Повторяют то, что клонировано. Обсуждали как-то с учащимися проблему дружбы и кроме идеи типа a friend in need так я ничего и не получил. А когда я предложил обсудить проблему о "дружбе и предательстве", учащиеся оказались абсолютно беспомощными и пытались рассуждать об "измене родине". Разве это не результат клонирования?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, дети усваивают от учителя в конечном итоге то, что имеет для них личностный смысл. А вот до этого "конечного итога" многие вынуждены делать вид, что согласны с мнением учителя, который всегда прав. Конечно есть среди наших коллег личности, которые спокойно признают свою ошибку в присутствии учащихся. Но все же учитель как эталон - это пока еще популярный профессиональный стереотип. Приведу только один пример из нашей профессиональной этики: в нашей педагогической культуре для учителя считается должным и оправданным демонстрировать свои знания учащимся. А как же иначе? Но это бывает далеко не во всех педагогических культурах. В некоторых обучающих традициях считается НЕЭТИЧНЫМ для учителя демонстрировать свои познания учащимся, так как это "забивает их инициативу". У меня лично при общении с педагогами из "иной культуры" вначале возникало впечатление, что они сами мало знают и я с иронией рассказывал об этом на кафедре в Тамбове. Все это заблуждение развеялось, когда при очередной встрече я в личной беседе задал вопрос профессионального содержания и получил ТАКОЙ исчерпывающий ответ с цитированием огромного количества авторов и идей, что мне сразу стало неловко за первоначальную оценку. Все эти знания нужны для понимания позиции учащихся (студентов), но эти же знания, хранимые в памяти учителя, считаются помехой в развитии учащихся. Задача учащихся - активно учиться и создавать свою систему знаний, а учитель - это facilitator. Ну а исходный принцип учителя-фасилитатора - НЕ МЕШАТЬ своими познаниями. А если мы транслируем ученику свои знания, отношения и ценности, то это и есть КЛОНИРОВАНИЕ в педагогическом смысле. И никакие наши отговорки, что "я даю ученикам свободно высказываться" положение не исправят, пока у педагога есть право ИЛИ дать свободу, ИЛИ бить по рукам. Послушаешь некоторых наших учащихся с их мнениями, оценками, суждениями, поздравлениями - одни СТЕРЕОТИПЫ! Повторяют то, что клонировано. Обсуждали как-то с учащимися проблему дружбы и кроме идеи типа a friend in need так я ничего и не получил. А когда я предложил обсудить проблему о "дружбе и предательстве", учащиеся оказались абсолютно беспомощными и пытались рассуждать об "измене родине". Разве это не результат клонирования?

Мне трудно судить но вы наверняка знаете, стереотип ли что образование в советском союзе давало более основательные знания среднестатистическому ученику-студенту нежели тоже западное? при разницы педстилей о которых вы говорите?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И другой вопрос. настолько ли важно развивать творческие способности во всех и каждом, ведь последние порождают индивидуализм? а как же стабильность общества? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В некоторых обучающих традициях считается НЕЭТИЧНЫМ для учителя демонстрировать свои познания учащимся, так как это "забивает их инициативу".

Инициативу наших учащихся забивают прежде всего реалии нашей жизни, когда от их усердия в учебе и академических успехов в университете их дальнейшее трудоустройство почти не зависит. Все решают деньги и связи.blink.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне трудно судить но вы наверняка знаете, стереотип ли что образование в советском союзе давало более основательные знания среднестатистическому ученику-студенту нежели тоже западное? при разницы педстилей о которых вы говорите?

Российское (советское)образование сыграло свою великую роль в первые годы советской власти, когда нужно было обучить в короткие сроки все бесграмотное население огромной страны. И эта задача была решена! Ну а далее пришли времена, когда любой текст учебника начинался со слов "Как учит нас великий Сталин и партия". Нужно было соответствовать официальной идеологии, так как любой шаг в сторону был очень опасным. Вся огромная страна училась ео единым учебникам от крайнего севера до города Кушка в Туркмении. Сравнивать результаты обучения с показателями в других странах было невозможно. Удалось удачно решить за счет образования и науки проблемы обороны государства. Лучшие умы были направлены именно в оборонку, где требовалось не пересказывать тексты, а создавать военный щит страны. Это удалось вплоть до 60-х годов. Но постепенно излишняя идеологизация образования и отрицание всего "западного" стала сказываться на успехах и образования, и науки. В конечном итоге, американцы высадились на Луне, а СССР в конце концов уступил первенство в "звездных войнах". Это и определило судьбу Советского Союза. Нет, коллеги! Образование - это серьезно. Здесь нужно очень критически подходить к тому, что имеем и не успокаивать себя заклинаниями, которые больше подходят для юбилейных тостов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пример из жизни, не утверждаю его типичность, тем не менее. Брат моего мужа уехал с папой в Америку, закончив здесь кажется 6й класс, т е лет 12-13. Устроились там в школу, и тут открылось, что Сережа по всем предметам, кроме английского естественно, даже не на две головы впереди. Особенно по естественно научным. Правда это сыграло с ним плохую шутку, он опустил руки и перестал учиться толком. Аттестат получил уже в 19 лет,вовремя взявшись за ум. Но есть и такой пример, коллега вышла замуж за американца и увезла свою 7летнюю дочь после третей четверти 1го класса здесь в России в Америку. Была мягко говоря обескуражена, что там толком и учебы нет, сидят на коврике, играю. Но зато у них обожают проекты, что-то клеят режут и проч. Люба говорит, что иммигранты из России носятся с дополнительными занятиями, можно почти с уверенностью сказать, если ребенок ходит на дополнительные занятия, то он русский.

Интересно, а это как понимать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пример из жизни, не утверждаю его типичность, тем не менее. Брат моего мужа уехал с папой в Америку, закончив здесь кажется 6й класс, т е лет 12-13. Устроились там в школу, и тут открылось, что Сережа по всем предметам, кроме английского естественно, даже не на две головы впереди. Особенно по естественно научным. Правда это сыграло с ним плохую шутку, он опустил руки и перестал учиться толком. Аттестат получил уже в 19 лет,вовремя взявшись за ум. Но есть и такой пример, коллега вышла замуж за американца и увезла свою 7летнюю дочь после третей четверти 1го класса здесь в России в Америку. Была мягко говоря обескуражена, что там толком и учебы нет, сидят на коврике, играю. Но зато у них обожают проекты, что-то клеят режут и проч. Люба говорит, что иммигранты из России носятся с дополнительными занятиями, можно почти с уверенностью сказать, если ребенок ходит на дополнительные занятия, то он русский.

Интересно, а это как понимать?

Понимать, как есть. Не буду охаивать российское образование. Охаивания хватает и без меня. Везде работают учителя, везде есть разные учащиеся, везде есть чем гордиться и чего стыдиться. Западная начальная школа во многом построена на проектной методике. Что поделаешь? Таковы местные убеждения современных дидактов. Наша программа действительно более стремительная - учащиеся "проходят" больше тем, чем американцы и владеют материалом на уровне пересказа "краткого курса науки". Западная методика больше "верит" в личный опыт учащихся. Все обучение строится на самостоятельно добытых знаниях. Отсюда и student-centered approach. Конечно идеальной системы нет и именно поэтому западная система постоянно реформируется, как и наша. Разница пока в том, что на западе очень трудно найти лазейки для завышения оценки ученика. Хотя "обман на экзамене" тоже есть в виде отдельных случаев. Скандальные дела их журналисты любят и достается всем. Что касается частных уроков для эмигрантов из России, это наверное зависит от денег. Далеко не все могут себе такое позволить. Но и американцы "репетируются" не меньше, если есть средства и амбиции. Образование в Америке - дорогая штука. Для этого копят деньги, как и на квартиру или дом. Зарплата учителей разная, но в целом достаточная для нормальной жизни. Учителя школ не шикуют. Иногда бастуют и им повышают зарплату. Недавно в одной из западных стран стали прилично платить за подготовку к занятиям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×