Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Универсальные учебные действия: что это такое?

Рекомендуемые сообщения

В дискуссии, начатой в другой рубрике, появились выражения типа "личностные универсальные учебные действия", "познавательные универсальные учебные действия" и всякие другие "действия", как будто бывают "неличностные" и "непознавательные" универсальные учебные действия. Кто это так теоретизирует, я не знаю. Скорее всего - это уважаемые и грамотные люди, добросовестно стремящиеся к тому, чтобы внести ясность в термин УУД. Пока это не полностью получается. Итак, для что такое "универсальные учебные действия" и главное: для чего нужно это понятие?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто это так теоретизирует, я не знаю. Скорее всего - это уважаемые и грамотные люди

Концепция развития УУД разработана под руководством А.Г. Асмолова

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Концепция развития УУД разработана под руководством А.Г. Асмолова

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769

Имя автора концепции - громкое и уважаемое. И все же, я бы предложил обсудить содержание и типы универсальных учебных действий вначале без ссылки на авторитеты, а опираясь на реальный земной опыт. Только так можно можно прийти к убедительным и всем понятным выводам. А то получится очередной "личностно-ориентированный подход".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Личные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Личные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

 

 

Это разве познавательные действия7 Разве "формирование гражданской идентичности личности" - это познавательное действие? А что же тогда составляет содержание процесса воспитания личности? И разве образование смысла учения - это познавательное действие? А что же тогда составляет содержание процесса мотивации? И есть ли смысл мешать вместе социальное познание и универсальные познавательные действия в учебном процессе? Не хватит ли демагогии? Такая демагогия обычно нужна лишь бюрократической администрации, чтобы заставить всех заучить и повторять, не понимая смысла.

 

 

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 

 

Это разве познавательные действия? Если ДА, то тогда и передача сплетен есть универсальное познавательное действие. Только какое отношение это имеет к учебному процессу?

 

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

 

Это о чем и для кого? Авторы этого труда хотят, чтобы школьник осознал, что он уже усвоил и что ему еще предстоит усвоить? Пусть попробует, особенно, когда завтра три контрольные работы подряд, вчера была олимпиада, через два дня школьная конференция, есть еще три репетитора... Осталось только "предвосхитить результат" и восхититься универсальными учебными действиями.

 

А ведь универсальные учебные действия - это просто и понятно, если не путаться и не путать, а просто представить себя реального живого школьника в реальном живом учебном процессе, начиная с начальной школы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы четко разграничил УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, куда конечно входит и самопознание (личностно-ориентированные познавательные действия), и социальное познание (познавательные действия, направленные на социальное окружение), и формирование мировоззрения (познавательные действия, направленные на окружающий мир) с одной стороны, и УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - с другой стороны. В чем-то они наверное могут совпадать, в зависимоти от учебного предмета. Например, на мой взгляд, важным универсальным учебным действием, которое нужно практически при изучении всех предметов школьной программы, является НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ - природными, социальными, языковыми и проч. Observation - важное универсальное учебное действие, которое целенаправленно формируется во многих педагогических культурах. Мне представляется, что это универсальное учебное действие нередко игнорируется в нашей обучающей традиции, где предпочтение отдается "подражанию учителю", что само по себе тоже наверное важно, но это уже будет другое универсальное учебное действие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но всё -таки, коллеги. Как написать план реализации УУД?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но всё -таки, коллеги. Как написать план реализации УУД?

Очень трудно написать план реализации того, что остается черной кошкой в черной ящике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но всё -таки, коллеги. Как написать план реализации УУД?

Я думаю, что ответить на этот вопрос смогут те, кто требует от вас этот план. Это из серии:"Пойди туда...... ,принеси то..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что ответить на этот вопрос смогут те, кто требует от вас этот план. Это из серии:"Пойди туда...... ,принеси то..."

Хочу подчеркнуть, что универсальные учебные действия не включают такие действия, как "распознать значения слов в тексте" или "понять общее содержание прослушанного текста" или "догадаться о значении слов по контексту" ... Это все действия, важные для урока иностранного языка, но не существенные для других предметов, а значит и не универсальные. Если же закрыть глаза на несовершенство списка универсальных учебных действий, то в Рабочей программе нужна колонка, где вписываются учебные действия (универсальные или не универсальные), соответствующие материалу конкретного урока. В другое колонке, по этому же принципу, вписываются формируемые у учащихся компетенции, включая компоненты коммуникативной компетенции. Отдельного плана формирования у учащихся универсальных учебных действий нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что ответить на этот вопрос смогут те, кто требует от вас этот план. Это из серии:"Пойди туда...... ,принеси то..."

В том-то и дело, что объясняют расстекаемыми фразами, а показать как именно не могут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В том-то и дело, что объясняют расстекаемыми фразами, а показать как именно не могут.

Универсальными учебными действиями можно считать систематизацию материала, классификацию понятий, повторение учебной информации, аннотирование материала (в форме краткого изложения), использование знаков и символов для схематической репрезентации знаний, выполнение тестовых заданий (в наиболее популярных форматах, типа "множественный выбор")... Список можно продолжить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А запоминание материала? Разве это не универсальное учебное дейтвие? Правда, не во всех культурах ... А форулирование собственного мнения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, возможностей формировать УУД много, каждый учитель выбирает, то, что близко ему, то, что он считет необходимым на конкретном этапе обучения. При составлении рабочих программ можно пользоваться таблицей, в которую включают 1) краткое описание задания, 2) какие развиваются УУД, 3) возможность использования ИКТ, 4) оценка результатов.

В начальной школе я особенное внимание уделяю формированию регулятивных УУД. Мы работаем по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З. Приведу в пример фрагмент урока "Describing Your House". Предлагается задание "Представь себе гостиную Тайни. Что там находится? Составь список. Попроси своих одноклассников догадаться, что там есть.".Дети включают воображение и интеллект, прогнозируют, получают позыв к разговору. Все это позволяет формировать и познавательные УУД.У нас в текучке дел к сожалению недостаточно времени осмыслить то, что мы делаем и зачем. Составление рабочих программ с указанием формирующихся УУД дает возможность учитель выстроить продуманную систему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, возможностей формировать УУД много, каждый учитель выбирает, то, что близко ему, то, что он считет необходимым на конкретном этапе обучения. При составлении рабочих программ можно пользоваться таблицей, в которую включают 1) краткое описание задания, 2) какие развиваются УУД, 3) возможность использования ИКТ, 4) оценка результатов.

В начальной школе я особенное внимание уделяю формированию регулятивных УУД. Мы работаем по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З. Приведу в пример фрагмент урока "Describing Your House". Предлагается задание "Представь себе гостиную Тайни. Что там находится? Составь список. Попроси своих одноклассников догадаться, что там есть.".Дети включают воображение и интеллект, прогнозируют, получают позыв к разговору. Все это позволяет формировать и познавательные УУД.У нас в текучке дел к сожалению недостаточно времени осмыслить то, что мы делаем и зачем. Составление рабочих программ с указанием формирующихся УУД дает возможность учитель выстроить продуманную систему.

Да, все это - безусловно полезные действия, важные и для усвоения языкового материала, и содержания обучения, и развития учащихся. Интересно бы уточнить, в чем Вы видите "универсальность" этих познавательных действий для учащихся. Ведь универсальные учебные действия, если я не ошибаюсь, потому и "универсальные", что они важны не только для выполнения конкретного задания, и не только для решения познавательных задач в рамках одной дисциплины, а в целостном познавательном контексте учащихся. Например, логическое рассуждение - безусловно относится к универсальным учебным действиям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, все это - безусловно полезные действия, важные и для усвоения языкового материала, и содержания обучения, и развития учащихся. Интересно бы уточнить, в чем Вы видите "универсальность" этих познавательных действий для учащихся. Ведь универсальные учебные действия, если я не ошибаюсь, потому и "универсальные", что они важны не только для выполнения конкретного задания, и не только для решения познавательных задач в рамках одной дисциплины, а в целостном познавательном контексте учащихся. Например, логическое рассуждение - безусловно относится к универсальным учебным действиям.

Хотите для разрядки картинку из моей школьной жизни?. Расскажу, как чтение этой серьезной темы повлияло на меня. Я теперь своим ленивым десятиклассникам, которым конечно же "английский ну вообще не нужен", при выполнении каждого задания подробно объясняю, какие универсальные учебные действия это задание развивает на материале английского языка. В среду сначала было развитие умения анализировать прочитанное (читали 3 текста, потом должны были ответить, в каком из них была та или иная информация)+ умение аргументировать свое мнение (искали в этих текстах конкретные предложения, на которых они основывали свой выбор, что для них было очень трудно, потому что заданием учебника предусмотрено не было, и подготовка к уроку свелась к тому, что друг у друга ответы типа 1А, 2В посписывали и были уверены, что будут "на коне"). Сегодня развивали навык просмотрового чтения. Подготовила для них достаточно длинный текст про Олимпийские Игры и вопросы, на которые они должны найти ответы ни в коем случае не пытаясь переводить весь текст целиком иначе "ничего не успеете". biggrin.gif Радислав Петрович, вы согласны с моей трактовкой универсальных учебных действий? unsure.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите для разрядки картинку из моей школьной жизни?. Расскажу, как чтение этой серьезной темы повлияло на меня. Я теперь своим ленивым десятиклассникам, которым конечно же "английский ну вообще не нужен", при выполнении каждого задания подробно объясняю, какие универсальные учебные действия это задание развивает на материале английского языка. В среду сначала было развитие умения анализировать прочитанное (читали 3 текста, потом должны были ответить, в каком из них была та или иная информация)+ умение аргументировать свое мнение (искали в этих текстах конкретные предложения, на которых они основывали свой выбор, что для них было очень трудно, потому что заданием учебника предусмотрено не было, и подготовка к уроку свелась к тому, что друг у друга ответы типа 1А, 2В посписывали и были уверены, что будут "на коне"). Сегодня развивали навык просмотрового чтения. Подготовила для них достаточно длинный текст про Олимпийские Игры и вопросы, на которые они должны найти ответы ни в коем случае не пытаясь переводить весь текст целиком иначе "ничего не успеете". biggrin.gif Радислав Петрович, вы согласны с моей трактовкой универсальных учебных действий? unsure.gif

Я полностью согласен с такой трактовкой универсальных учебных действий и отмечаю Ваш интересный опыт. Более того, очень точно выбрана группа универсальных учебных действий, необходимых для обработки текстовой информации и соответствующих возрастным потребностям учащихся старшей школы - извлечение главного, выделение деталей, построение умозаключений, логическое развитие, поиск заданного содержания, интерпретация прочитанного. Все это действительно универсально по своей применимости и ценности для успеха по разных дисциплинам школьной программы и, конечно, в вузе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите для разрядки картинку из моей школьной жизни?. Расскажу, как чтение этой серьезной темы повлияло на меня. Я теперь своим ленивым десятиклассникам, которым конечно же "английский ну вообще не нужен", при выполнении каждого задания подробно объясняю, какие универсальные учебные действия это задание развивает на материале английского языка. В среду сначала было развитие умения анализировать прочитанное (читали 3 текста, потом должны были ответить, в каком из них была та или иная информация)+ умение аргументировать свое мнение (искали в этих текстах конкретные предложения, на которых они основывали свой выбор, что для них было очень трудно, потому что заданием учебника предусмотрено не было, и подготовка к уроку свелась к тому, что друг у друга ответы типа 1А, 2В посписывали и были уверены, что будут "на коне"). Сегодня развивали навык просмотрового чтения. Подготовила для них достаточно длинный текст про Олимпийские Игры и вопросы, на которые они должны найти ответы ни в коем случае не пытаясь переводить весь текст целиком иначе "ничего не успеете". biggrin.gif Радислав Петрович, вы согласны с моей трактовкой универсальных учебных действий? unsure.gif

СУПЕР! Теперь я знаю, как мне убедить моих девятиклассников работать на уроке. Может, хоть это их заинтересует. Спасибо за идею.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите для разрядки картинку из моей школьной жизни?. Расскажу, как чтение этой серьезной темы повлияло на меня. Я теперь своим ленивым десятиклассникам, которым конечно же "английский ну вообще не нужен", при выполнении каждого задания подробно объясняю, какие универсальные учебные действия это задание развивает на материале английского языка. В среду сначала было развитие умения анализировать прочитанное (читали 3 текста, потом должны были ответить, в каком из них была та или иная информация)+ умение аргументировать свое мнение (искали в этих текстах конкретные предложения, на которых они основывали свой выбор, что для них было очень трудно, потому что заданием учебника предусмотрено не было, и подготовка к уроку свелась к тому, что друг у друга ответы типа 1А, 2В посписывали и были уверены, что будут "на коне"). Сегодня развивали навык просмотрового чтения. Подготовила для них достаточно длинный текст про Олимпийские Игры и вопросы, на которые они должны найти ответы ни в коем случае не пытаясь переводить весь текст целиком иначе "ничего не успеете". biggrin.gif Радислав Петрович, вы согласны с моей трактовкой универсальных учебных действий? unsure.gif

Я полностью разделяю Вашу точку зрения. Вы очень умело применили "наши" методические приемы для развития у учащихся универсальных учебных действий, которые им действительно нужны при изучении других школьных предметов, например, анализировать прочитанное. Осмелюсь предположить, что Вы возможно идете в развитии этого УУД впереди других учителей-предметников. В этом универсальность того, что мы делаем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Законе об образовании говорится о том, что школа должна давать возможность учащимся выбирать свою индивидуальную траекторию развития. А можно ли в этом случае считать правомерными действия ученика, который отказывается от изучения некоторых тем, потому, что они ему не нравятся? Личностные универсальные учебные действия предполагают умение ученика выразить свое отношение к знаниям. Я понимаю, что у нормального ребенка отношение к знаниям не может быть во всех случаях жизни положительным?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я формирую УУД при помощи этих критерий: 1. Самостоятельное приобретение и интеграция учащимися знаний

2. Сотрудничество

3. Коммуникация

4. Разрешение проблемы

5. Использование информационно- коммуникационных технологий в обучении

6. Самоорганизация и саморегуляция

7. Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии

8. Ценностно- смысловые установки

Могу расписать каждый пункт,если интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я формирую УУД при помощи этих критерий: 1. Самостоятельное приобретение и интеграция учащимися знаний

2. Сотрудничество

3. Коммуникация

4. Разрешение проблемы

5. Использование информационно- коммуникационных технологий в обучении

6. Самоорганизация и саморегуляция

7. Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии

8. Ценностно- смысловые установки

Могу расписать каждый пункт,если интересно.

Интересно бы познакомиться с личностным смыслом учения и начальными формами рефлексии. Речь идет как я понимаю о начальной школе...ю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно бы познакомиться с личностным смыслом учения и начальными формами рефлексии. Речь идет как я понимаю о начальной школе...ю

Коммуникация как УУД - это в каком смысле? Монолог по теме и диалог в ситуации?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×