Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Как научить самостоятельному письменному высказыванию?

Рекомендуемые сообщения

Существует два известных в методике подхода к обучению письменному высказыванию - подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). В теории обучению иностранным языкам эти два подхода нередко противопоставлялись. По крайней мере, исследования их эффективности проводились раздельно, а сравнительная эффективности почти никогда не исследовалась. Сторонники коммуникативного метода пытались доказать, что самостоятельное создание собственного текста есть тот единственный путь, с помощью которого можно научить самостоятельному письменному высказыванию. Использовались следующие шаги:

- обсуждение темы и ее конкретизация (О чем!),

- обсуждение темы в виде "мозгового штурма",

- конкретизация тематических разделов,

- выстраивание тематических разделов в виде логически организованного плана,

- написание абзаца и работа над ним в виде повторного переписывания (drafting and redrafting),

- написание остальных абзацев с обязательным повторным переписыванием неудачных фрагментов,

- подготовка целостного письменного высказывания,

- презентация собственных письменных высказываний,

- обсуждение опыта создания самостоятельных письменных высказываний.

 

Обучение самостоятельному письменному высказыванию на основе готового текста-образца проходит более традиционно:

- предъявление текста-образца,

- чтение текста-образца с полным пониманием,

- анализ структуры текста-образца (составляющие его части),

- обсуждение логики текста-образца (причинно-следственная организация текста),

- работа с языковым материалом текста-образца и поиск средств выразительного письма,

- письменное воспроизведение текста-образца,

- задание на подражание тексту-образцу,

- сравнение текста-подражания и текста-образца.

 

Проведенный сравнительный анализ показывает, что оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных тестов можно эффективно научить школьников творческому письму. Одним словом, сочетание традиционного и нового всегда дает наилучшие результаты!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Проведенный сравнительный анализ показывает, что оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных тестов можно эффективно научить школьников творческому письму. Одним словом, сочетание традиционного и нового всегда дает наилучшие результаты!

Есть учебники, которые учитывают именно такую удачную комбинацию 2 подходов. Плюс большое внимание уделяется грамматической стороне письменного высказвания, использованию linking words, анализу стиля высказывания. В конце всегда предлагаются вопросы для самопроверки: а сделал ли ты это, чтобы сделать свою работу соответствующей всем требованиям? Пока лучших вариантов обучения различным видам письма я не встречала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Существует два известных в методике подхода к обучению письменному высказыванию - подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных тестов можно эффективно научить школьников творческому письму.

Обучение творческому письму тесно связано с формированием нестандартного мышления. Если школьник научится писать собственные письменные тексты, то и его устные высказывания будут значительно интереснее. Достаточно ли времени мы в своей практике уделяем обучению школьников созданию собственного текста (process based)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Обучение творческому письму тесно связано с формированием нестандартного мышления. Если школьник научится писать собственные письменные тексты, то и его устные высказывания будут значительно интереснее. Достаточно ли времени мы в своей практике уделяем обучению школьников созданию собственного текста (process based)?

Мало времени, судя по моей работе, да и по тому, что слышу от коллег. Проблема не в том, что времени не хватает, а в том, что учили нас по-другому. Вот и приходится теперь мучаться, стараясь переделать себя под современную методику. Вот, коллеги, как вы обычно обучаете письменной речи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вот, коллеги, как вы обычно обучаете письменной речи?

К любой деятельности ученика надо готовить. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания (и устные тоже, кстати) - это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Если готовя к пересказу, мы обучаем его умению видеть логику и структуру текста, видеть основное в каждом разделе, а затем предлагаем записать пересказ и завершить его собственной оценкой (на начальном этапе самой простейшей типа "нравится - не нравится", "интересно-не интересно"). Затем идет письменное описание картинки, фотографии , а вторым этапом предлагается "сочинить" свою историю, которую может проиллюстрировать эта картинка или фотография.

Еще пример. В большинстве учебников мы встречаем картинки, помогающие освоить то или иное грамматическое явление . Предположим , что серия картинок иллюстрирует употребление глаголов в Present Simple. Отработав грамматическую форму, предлагаю детям выбрать самого веселого "героя", самого скучного или неинтересного, потом описать кто во что одет и цветовую гамму (если рисунок цветной). Более старшим ученикам предлагаю оценить соответствие выражения лица - настроения героя - доминирующему цвету картинки, или настроению других возможных на картинке людей. И так далее.

Т.е. даже при очень ограниченном времени на уроке можно исподволь мелкими шажками готовить ученика к очень серьезному виду деятельности - письменной речи, сочинению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×