Перейти к содержимому
Radislav Millrood

После коммуникации и после метода: как и чему учить?

Рекомендуемые сообщения

Современный период развития теории и метода обучения иностранным языкам привычно называют коммуникативно-ориентированным. Однако это не совсем так. Коммуникативное обучение иностранным языкам активно развивалось в 70-е годы и тогда много надежд возлагалось на обучение общению через общение. Исследования уже в конце семидесятых показывали, что во-первых, после урока интенсивного общения у учащихся не наблюдалось повышения уровня владения языком, более частыми становились языковые и прагматические ошибки, возникало все больше случаев интерференции родного языка. Более того, провозглашение коммуникативно-ориентированного обучения "свободным от грамматической формы" (form-defocused teaching) привело к противоречию: в учебниках того периода нередко отсутствовали грамматические разделы, а учителя ощущали явную потребность обучать грамматике и не только. Нужно было уделять время расширению словарного запаса учащихся, обучать фразеологии и словообразованию, исправлять орфограцию и проч. Несколько менее важной стала "чистота английского произношения" в условиях глобализации языка со множеством самых разных произносительных вариантов. Одним словом, лингвистическая компетенция учащихся настоятельно нуждалась в особом внимании и целенаправленном формировании все эти годы. Положение стало еще более определенным сейчас, когда активно стали применяться приемы измерения знаний учащихся, то есть, языковые тесты. Далеко не все тестовые задания носят коммуникативный характер, а оценка заданий говорения и письма во многом зависит от лингвистической компетенции учащихся и грамматической формы их устных и письменных высказываний (grammar accuracy). Можно сказать, что в чистом виде коммуникативно-ориентированного обучения никогда не существовало, а сейчас доля собственно коммуникативных заданий еще более уменьшилась. Это дает нам основание считать, что мы обучаем в эпоху после коммуникативного метода.

 

Можно также сказать, что мы обучаем иностранному языку в эпоху "после метода". Дело в том, что на метод обучения всегда возлагались особые надежды. Считалось, например, что прямой метод обучения с заучиванием огромного количество слов и фраз даст небывалый эффект. Большой прирост языковых знаний ждали от аудио-лингвального метода с бесконечными повторениями за диктором в языковой лаборатории (лингафонном кабинете). С надеждой смотрели на интенсивный метод обучения иностранным языком во всех его разновидностях. Постепенно стало ясно, что источник успеха кроется не в методе. Впрочем, это было ясно еще в начало 80-х годов, когда эксперименты в штате Пенсильвания убедительно показали: от перехода на коммуникативно-ориентированное обучение уровень знаний учащихся практически не зависит. Исследования позволили к началу третьего тысячелетия сформулировать три основные фактора, влияющие на уровень овладения языком: личность учащихся , личностные особенности учителя и доступный информационный ресурс. Личностные особенности учащихся включают языковые способности, мотивацию учения и опыт изучения языка. Личностные особенности учителя включают уровень владения языком, педагогические способности и мотивацию профессионального роста. Информационный ресурс необходим, чтобы гибко использовать его в зависимости от возможностей и потребностей учащихся и в соответствии с принятыми стандартами.. Сказанное означает, что успех обучения зависит от ученика, учителя и доступа к информационным ресурсам, но не от метода обучения. Способный ученик овладеет языком в любых условиях, талантливый учитель всегда найдет оптимальное методическое решение, учебно-информационный ресурс будет эффективно использован способным учеником и талантливым учителем. Именно поэтому современную эпоху обучения иностранным языкам называют "после метода".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Радислав Петрович, полностью согласна, что все зависит от мотивации ученика, мастерства учителя и доступности информации, но все-таки можно ли говорить, что определенный метод - или комбинация методов - эффективнее, чем другой? Понятно, что многие исторически использовавшиеся методы не оправдали себя, но все-таки, что именно Вы лично предпочитаете использовать при обучении?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Современный период развития теории и метода обучения иностранным языкам привычно называют коммуникативно-ориентированным. Однако это не совсем так. Коммуникативное обучение иностранным языкам активно развивалось в 70-е годы и тогда много надежд возлагалось на обучение общению через общение. Исследования уже в конце семидесятых показывали, что во-первых, после урока интенсивного общения у учащихся не наблюдалось повышения уровня владения языком, более частыми становились языковые и прагматические ошибки, возникало все больше случаев интерференции родного языка. Более того, провозглашение коммуникативно-ориентированного обучения "свободным от грамматической формы" (form-defocused teaching) привело к противоречию: в учебниках того периода нередко отсутствовали грамматические разделы, а учителя ощущали явную потребность обучать грамматике и не только. Нужно было уделять время расширению словарного запаса учащихся, обучать фразеологии и словообразованию, исправлять орфограцию и проч. Несколько менее важной стала "чистота английского произношения" в условиях глобализации языка со множеством самых разных произносительных вариантов. Одним словом, лингвистическая компетенция учащихся настоятельно нуждалась в особом внимании и целенаправленном формировании все эти годы. Положение стало еще более определенным сейчас, когда активно стали применяться приемы измерения знаний учащихся, то есть, языковые тесты. Далеко не все тестовые задания носят коммуникативный характер, а оценка заданий говорения и письма во многом зависит от лингвистической компетенции учащихся и грамматической формы их устных и письменных высказываний (grammar accuracy). Можно сказать, что в чистом виде коммуникативно-ориентированного обучения никогда не существовало, а сейчас доля собственно коммуникативных заданий еще более уменьшилась. Это дает нам основание считать, что мы обучаем в эпоху после коммуникативного метода.

 

Можно также сказать, что мы обучаем иностранному языку в эпоху "после метода". Дело в том, что на метод обучения всегда возлагались особые надежды. Считалось, например, что прямой метод обучения с заучиванием огромного количество слов и фраз даст небывалый эффект. Большой прирост языковых знаний ждали от аудио-лингвального метода с бесконечными повторениями за диктором в языковой лаборатории (лингафонном кабинете). С надеждой смотрели на интенсивный метод обучения иностранным языком во всех его разновидностях. Постепенно стало ясно, что источник успеха кроется не в методе. Впрочем, это было ясно еще в начало 80-х годов, когда эксперименты в штате Пенсильвания убедительно показали: от перехода на коммуникативно-ориентированное обучение уровень знаний учащихся практически не зависит. Исследования позволили к началу третьего тысячелетия сформулировать три основные фактора, влияющие на уровень овладения языком: личность учащихся , личностные особенности учителя и доступный информационный ресурс. Личностные особенности учащихся включают языковые способности, мотивацию учения и опыт изучения языка. Личностные особенности учителя включают уровень владения языком, педагогические способности и мотивацию профессионального роста. Информационный ресурс необходим, чтобы гибко использовать его в зависимости от возможностей и потребностей учащихся и в соответствии с принятыми стандартами.. Сказанное означает, что успех обучения зависит от ученика, учителя и доступа к информационным ресурсам, но не от метода обучения. Способный ученик овладеет языком в любых условиях, талантливый учитель всегда найдет оптимальное методическое решение, учебно-информационный ресурс будет эффективно использован способным учеником и талантливым учителем. Именно поэтому современную эпоху обучения иностранным языкам называют "после метода".

 

Уверен, что выбор эффективного метода учителем зависи от конкретной страны и особенностей национальной психологии, например, то, что хорошо применяется в Западной Европе, не очень эффективно у нас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... Сказанное означает, что успех обучения зависит от ученика, учителя и доступа к информационным ресурсам, но не от метода обучения. Способный ученик овладеет языком в любых условиях, талантливый учитель всегда найдет оптимальное методическое решение, учебно-информационный ресурс будет эффективно использован способным учеником и талантливым учителем. Именно поэтому современную эпоху обучения иностранным языкам называют "после метода".

Можно согласиться, что способный ученик овладеет языком в любых условиях. Но вы говорите, что талантливый учитель всегда найдет оптимальное методическое решение. А разве это не методика, не методы обучения? Значит, от метода обучения всё же зависит успех обучения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Можно согласиться, что способный ученик овладеет языком в любых условиях. Но вы говорите, что талантливый учитель всегда найдет оптимальное методическое решение. А разве это не методика, не методы обучения? Значит, от метода обучения всё же зависит успех обучения!

Наш директор часто говорит:"Талантливым ученикам нужно только не мешать! Они сами всему научатся!" Речь идет о выборе методики для большинства- средних или низких способностей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наш директор часто говорит:"Талантливым ученикам нужно только не мешать! Они сами всему научатся!" Речь идет о выборе методики для большинства- средних или низких способностей.

Но, ведь, было сказано, что успех обучения зависит от ученика, учителя и доступа к информационным ресурсам, но не от метода обучения. Выбор методики для большинства - это одно, но и талантливый ученик использует определённую методику (самостоятельно или с помощью учителя). Поэтому метод обучения влияет на успех и этот факт нельзя исключать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×