Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Языковая педагогика - не лингводидактика

Рекомендуемые сообщения

Методика всегда признается синтетической наукой, объединяющей в себе теорию и практику обучения иностранному языку (+ культуре) и воспитание средствами образовательного курса иностранного языка. Для изучение вопросов обучения языкам и культурам существует термин "лингводидактика" (дидакто - обучаю). А какой термин есть для такой области методики, как воспитание средствами образовательного курса иностранного языка? Думаю, что это - языковая педагогика. Признаюсь, что возражений среди высоких научных авторитетов много. Главное возражение - языковая педагогига (language pedagogy) и обучение иностранным языкам (лингводидактика) - это синонимы в научной литературе. Согласен. Но ведь еще Соссюр заметил, что значение языкового знака (слова) очень произвольно и гибко. Термин можно наполнить любым значением, если в этом есть смысл. Можно ли сказать, что воспитание патриотизма на уроке иностранного языка - это дидактика? Нет. Можно ли сказать, что повышение мотивации учащихся - это дидактика? Нет. Можно ли сказать, что учет и развитие индивидуальных стилей учения - это дидактика? Думаю, что нет. Можно ли сказать, что технологии активизации учения как познавательной деятельности - это дидактика? Уверен, что нет. Все это - области ЯЗЫКОВОЙ ПЕДАГОГИКИ. В методике есть общие дидактические принципы обучения (доступность знаний и последовательность их предъявления, прочность формируемых умений и навыков и др.). Есть и частные методические принципы, например, коммуникативности обучения. А есть ли в методике педагогические принципы, связанные с воспитанием личности, а не обучением "страдательному залогу"? Конечно есть. Но они описаны и сформулированы в меньшей степени. Один из таких принципов - активное учение, который, кстати, слабовато реализуется в российской методической культуре в связи с доминирующей ролью учителя на уроке. Принцип "теплой атмосферы на уроке английского языка" наверное покажется страннвм и лишним для некоторых учителей, но он сформулирован в книге Keeling D. Invisible teaching. Вообще, языковая педагогика - это действительно invisible teaching - невидимое внешне, но очень важное действо, которое обеспечивает успех учебному процессу. Мне очень интересно узнать мнение учителей-практиков и методистов о таком понимании "языковой педагогики". Может быть все вы тоже считаете, что языковая педагогика и лингводидактика - это синонимы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Методика всегда признается синтетической наукой, объединяющей в себе теорию и практику обучения иностранному языку (+ культуре) и воспитание средствами образовательного курса иностранного языка. Для изучение вопросов обучения языкам и культурам существует термин "лингводидактика" (дидакто - обучаю). А какой термин есть для такой области методики, как воспитание средствами образовательного курса иностранного языка? Думаю, что это - языковая педагогика. Признаюсь, что возражений среди высоких научных авторитетов много. Главное возражение - языковая педагогига (language pedagogy) и обучение иностранным языкам (лингводидактика) - это синонимы в научной литературе. Согласен. Но ведь еще Соссюр заметил, что значение языкового знака (слова) очень произвольно и гибко. Термин можно наполнить любым значением, если в этом есть смысл. Можно ли сказать, что воспитание патриотизма на уроке иностранного языка - это дидактика? Нет. Можно ли сказать, что повышение мотивации учащихся - это дидактика? Нет. Можно ли сказать, что учет и развитие индивидуальных стилей учения - это дидактика? Думаю, что нет. Можно ли сказать, что технологии активизации учения как познавательной деятельности - это дидактика? Уверен, что нет. Все это - области ЯЗЫКОВОЙ ПЕДАГОГИКИ. В методике есть общие дидактические принципы обучения (доступность знаний и последовательность их предъявления, прочность формируемых умений и навыков и др.). Есть и частные методические принципы, например, коммуникативности обучения. А есть ли в методике педагогические принципы, связанные с воспитанием личности, а не обучением "страдательному залогу"? Конечно есть. Но они описаны и сформулированы в меньшей степени. Один из таких принципов - активное учение, который, кстати, слабовато реализуется в российской методической культуре в связи с доминирующей ролью учителя на уроке. Принцип "теплой атмосферы на уроке английского языка" наверное покажется страннвм и лишним для некоторых учителей, но он сформулирован в книге Keeling D. Invisible teaching. Вообще, языковая педагогика - это действительно invisible teaching - невидимое внешне, но очень важное действо, которое обеспечивает успех учебному процессу. Мне очень интересно узнать мнение учителей-практиков и методистов о таком понимании "языковой педагогики". Может быть все вы тоже считаете, что языковая педагогика и лингводидактика - это синонимы?

Никогда не задумывалась об этом, но вот прочитала Ваши размышления и совершенно согласна с Вами: лингводидактика не синоним языковой педагогики (language pdagogy). И, вероятно, стоит рассмотреть эту тему поглубже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Никогда не задумывалась об этом, но вот прочитала Ваши размышления и совершенно согласна с Вами: лингводидактика не синоним языковой педагогики (language pdagogy). И, вероятно, стоит рассмотреть эту тему поглубже.

Я был бы благодарен за идеи и предложения. Пока что среди "высоких методистов" встречаю как понимание, так и сопротивление. Уж слишком непривычно такое понимание. Я все же считаю, что такие аспекты преподавания, как "интенсификация обучения за счет резервов группового взаимодействия учащихся" и другие идеи - это уже не лингводидактика, а языковая педагогика. А вместе все это - методика. Впрочем, я бы с интересом прочитал в этом разделе форума и возражения несогласных участников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всего тридцать лет назад (вчера!) многие и многие учителя и учащиеся иностранного языка в России свято верили в то, что за один час ученик может запомнить более тысячи слов, если погрузить его в состояние релаксации, чтобы его рука бессильно свешивалась бы вниз, в вокруг звучала бы классическая музыка. Какая педагогическая глупость ... А ведь верили и надеялись на чудо. Языковая педагогика наверное отражает уровень культуры в целом? Хотя, "включить на уроке иностранного языка классическую музыку" - это языковая педагогика или лингвистическая дидактика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наблюдал сегодня за работой опытной учительницы. Попросила ученика перевести предложение "Дети должны помогать своим родителям". Мальчик начал переводить, но забыл слово must. Учительница еще раз повторила все предложение по-русски. Мальчик молчит. Учительница еще раз повторила, теперь уже нетерпеливо. ... молчание. Третий раз повторяет русское предложение учительница уже с укором в голосе и раздражением в глазах. Мальчик молчит и чувствует себя глупым и несчастным. Наконец учительница говорит грозно MUST! А мальчик уже забыл начало предложение. Я не выдержал и сказал равнодушно "Children must help their parents". Мальчик повторил и вздохнул. Учительница была недовольна: "Зачем Вы подсказали? Пусть старается вспомнить сам или пусть поймет, что не знает. А не знает, потому, что не учит ничего". Как назвать такую языковую педагогику?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как назвать такую языковую педагогику?

Безголовой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Безголовой?

Да уж не знаю. Учитель потратила много сил и нервов на этот "моментик", вместо того, чтобы напомнить ученику забытое слово. Очень хочу предложить учительнице начать хоть немного учить чужой язык. Пусть попробует не забывать слова и не ошибаться в структурах))) Я бы назвал такую языковую педагогику "нашей традиционной"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..., уставшей.

На самом деле, такая "педагогика" непрофессиональна. Мы не можем сердиться на подрастающего ученика за то, что у него слишком медленно "растут зубки". Растут как растут. То же самое можно сказать и о знаниях. А наше свирепое "Ничего не учит!!!" скорее относится к выносливости нервной системы ученика. Те, кто "не учит", обычно быстро устают и выдыхаются. Я вообще считаю, что ЯЗЫКОВАЯ ПЕДАГОГИКА Н А М Н О Г О ВАЖНЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ. Но это можно сказать о тех методических культурах, где личность ученика в цене.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне кажется наша педагогика в целом какой-то уставшей, с тяжелыми вздохами и скрежетом зубов. И это, безусловно, не оправдание непрофессионализма. "Сердиться" - это вообще очень по-русски, равно как и "жалеть". Это две крайности нашей педагогики, которая больше основана на некой школьной семейственности в отношениях между учителями и учениками в отличие от объективной игры по академическим правилам, которая может иметь нотки приятельственности, но неболее того. У нас и по головке погладят, и наорут как следует, и мама придет за троечку просить. Можно, наверно, говорить и о том, что профессиональных дидактов у нас больше, чем профессиональных педагогов. И это еще повезет! В таких случаях родители говорят: "Ну она хоть знания дает!" Так им кажется, во всяком случае. А все может быть и хуже, когда класс на группы делится, и в одной группе, по выражению родителей, дети не учатся, потому что учительницу не слушают, а в другой группе учительница так орет, что ее все слушают, но и при этом вся подгруппа ходит к репетиторам; и это все с самой начальной школы...

С другой стороны, профессионализму ведь тоже кто-то должен обучать. Ведь очень часто молодые учителя и "профессионализм" тех уроков, на которых они присутствовали сами. И самые продвинутые курсы методики очень разнятся с реальной практикой, потому что окружающая практика очень быстро перекрикивает любую three-phase framework of teaching whatever. Поэтому и наши курсы методики ИЯ синонимичны лингводидактике, в то время как педагогика преподается в только как "общая" в рамках совмещенного курса "Педагогика и психология". В конечном итоге выходит так, что в голове молодого учителя языковая педагогика если и представлена, то в абсолютном отрыве от языковой дидактики, представлена в гораздо меньшем процентном соотношении и по непосредственной аналогии с принципами общей педагогики. А что сегодня курс общей педагогики? Она сохранила все лучшее, что было в советской педагогике, только как будто ничем не обновилась в современной действительности. На лекциях по общей педагогике либо уши вяли, либо можно было сидеть с открытым ртом, правда от изумлениях, как, оказывается, полтора часа можно восторгаться лозунгами типа "без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным развитием, упражнять его в правильных поступках".

В таких условиях остается надеяться на критическое оценивание всей ситуации со стороны начинающих учителей в поисках других источиков профессионального роста, начиная со студенческой скамьи. А это очень непросто, причем не в последнюю очередь из-за всепоглощающей авторитености слова учителя в школе,

притупляющего развитие критического мышления. Ведь даже то же сравнение (элементарный критический механизм) школьник будет осуществлять с целью прийти к выводам учителя, а не своим. И как-то хочется верить, что это не вертикальная проблема всей нашей методической культуры, ведь в таком случае одним из ее основных атрибутов будет непрофессионализм. А это уже больше, чем грустно.

.

 

Хотел сначала выделить некоторые мысли а потом оставил все. У нас похоже нет языковой педагогики. Поэтому и не понимают некоторые о чем речь. Ох опасная это роль заявлять что у нас чего-то нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.

 

Хотел сначала выделить некоторые мысли а потом оставил все. У нас похоже нет языковой педагогики. Поэтому и не понимают некоторые о чем речь. Ох опасная это роль заявлять что у нас чего-то нет.

Если помните, я не раз уже говорила, что слова учитель и преподаватель не синонимы. Задачи преподавателя очерчиваются более узкими рамками, хотя никто не мешает преподавателю быть настоящим учителем. Задачи школьного учителя не ограничиваются только донесением до учеников определенного объема знаний по преподаваемому предмету. Одной из важнейших задач является пробудить и развить все те познавательные, творческие и интеллектуальные способности, которые заложены в ребенке от природы. Независимо от преподаваемого предмета, школьный учитель старается привить желание учиться (научить учиться) используя все средства и возможности, в том числе заключенные в преподаваемом предмете,И, главное, научить жить в среде себе подобных, уживаться с ними, подвести к пониманию, что личная свобода кончается ровно там, где она нарушает свободу окружающих.

Да, человек социальное существо, которое плохо выживает вне общества себе подобных. И при этом учитель корректирует или восполняет все то, что ребенок недополучает по тем или иным причинам в семье.

Именно поэтому, на мой взгляд, и стоит внимательно рассмотреть языковую педагогику отдельно от лингводидактики.

Например, как языковая педагогика использует преподаваемый иностранный язык в качестве средства достижения конкретных воспитательных педагогических целей, не отказываясь при этом ото всех образовательных целей и задач.

На практике-то,в Российской школе языковая педагогика как раз есть - достаточно посмотреть на содержание дискуссий и просто сообщений и тем на профессиональных форумах и порталах. Она органично входит в педагогическую составляющую работы учителя.

Правда, педагогика никак не вписывается в рамки "услуги". Представим, что единый процесс человеческого организма по приему, пережевыванию, глотанию, переработке и усвоению пищи с выведением не усвоенного в процессе данного биохимического процесса за пределы всей системы. И вот органы пищеварения организовались в систему ЗАО и теперь представляют каждый свою услугу на договорной основе. Боюсь, что даже каки на совочке может не получиться. А вот распад всех органов легко предполагаем.

Мне кажется, что все неудачные учителя в школе, это как раз те люди, которые отделили и забыли педагогическую составляющую. Преподавание осталось, причем далеко не всегда, о таком преподавателе ученики/студенты скажут после урока/лекции "отговорила роща золотая". Такой перефраз из Есенина еще надо заслужить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"включить на уроке иностранного языка классическую музыку" - это языковая педагогика или лингвистическая дидактика?

А зачем это как-то называть? Мало ли у нас людей, пытающихся хоть чем-то "прославиться"? Кто-то придумал такой вариант обучения под музыку или во сне, или 25 кадр и т.д., а учитель не задумываясь, хорошо это или плохо, использует такой приём на открытом уроке, чтобы удивить других и проверяющего методиста "передовым" методом :D И каждый "увидит" в таком обучении пользу! Потому что дана установка!

 

Я не выдержал и сказал равнодушно "Children must help their parents". Мальчик повторил и вздохнул. Учительница была недовольна: "Зачем Вы подсказали? Пусть старается вспомнить сам или пусть поймет, что не знает. А не знает, потому, что не учит ничего". Как назвать такую языковую педагогику?

Никак! Лучше назвать саму учительницу как-нибудь... Всё дело в её "культуре"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А зачем это как-то называть? Мало ли у нас людей, пытающихся хоть чем-то "прославиться"? Кто-то придумал такой вариант обучения под музыку или во сне, или 25 кадр и т.д., а учитель не задумываясь, хорошо это или плохо, использует такой приём на открытом уроке, чтобы удивить других и проверяющего методиста "передовым" методом :D/> И каждый "увидит" в таком обучении пользу! Потому что дана установка!

 

 

Никак! Лучше назвать саму учительницу как-нибудь... Всё дело в её "культуре"...

Ой как мне понравилось! Назвать учительницу ... На все нужна своя теория дидактическая и педагогическая. С дидактикой демагогично тупо а с педагогикой бесполезно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я, знаете, за наших педагогов вообще не волнуюсь. У нас педагогика такая сердешная, что как там кишки не сворачивай, сердце все равно обеспечит что-нибудь на совочке. А за услугу можно хотя бы результат воспросить и при неудовольствии другого услугопредоставителя потребовать. Глядишь, и тематика с сообщениями поменяются, и познавательные и творческие способности учеников иной вектор развития обретут. Неужели Вы правда считаете, что регулярное выполнение каких-нибудь групповых проектов по разделам учебника на темы а-ля "Роль национального языка в современном мире" будет способствовать активизации учения, когда с учеников эти проекты потребуют защитить аж по критериям, и не дай бог, "активную" лексику не употребишь, забудешь слово с 37 страницы или ("хоть кол на голове теши!") неправильно напишешь слово 'foreign'? И не получит тогда ученик проектный диплом "За самый грамотный язык", но зато обязательно услышит, что а вот Катя Иванова получает,, в отличие от него,, этот диплом, и как здесь еще не "повосторгаться" логическому ударению! Сказка!

Обучение языку часто сочетается с воспитанием и проекты о национальном языке - тому пример. Взаимное влияние русского и английского языка - тоже случай из этой же серии полезных мероприятий. Лично я ничего не вижу против того чтобы назвать языковую педагогику сферой педагогических услуг. Например ученик или его родители могут просить учителя сформировать у ученика умение учить язык. Это - педагогическая задача.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я, знаете, за наших педагогов вообще не волнуюсь. У нас педагогика такая сердешная, что как там кишки не сворачивай, сердце все равно обеспечит что-нибудь на совочке. А за услугу можно хотя бы результат воспросить и при неудовольствии другого услугопредоставителя потребовать. Глядишь, и тематика с сообщениями поменяются, и познавательные и творческие способности учеников иной вектор развития обретут. Неужели Вы правда считаете, что регулярное выполнение каких-нибудь групповых проектов по разделам учебника на темы а-ля "Роль национального языка в современном мире" будет способствовать активизации учения, когда с учеников эти проекты потребуют защитить аж по критериям, и не дай бог, "активную" лексику не употребишь, забудешь слово с 37 страницы или ("хоть кол на голове теши!") неправильно напишешь слово 'foreign'? И не получит тогда ученик проектный диплом "За самый грамотный язык", но зато обязательно услышит, что а вот Катя Иванова получает,, в отличие от него,, этот диплом, и как здесь еще не "повосторгаться" логическому ударению! Сказка!

Для языковой педагогики, о которой мы тут решили поговорить, проектные работы, раз уж Вы упомянули их как пример, средство дать ученикам навыки совместной работы в команде, получить опыт организации работы. И это средство сработает тем эффективнее, чем более интересной окажется проектная задача, оригинальность ее постановки. А это уже от педагогического мастерства учителя. Всякие Ваши обобщения относительно оценки проектных работ какими-то неизвестными мне учителями (а описываемые Вами, скорее не экзотика, согласна), к педагогике и обсуждаемому тут вопросу языковой педагогики отношения не имеют. Чего о них рассуждать Педагогика - не услуга, ничего не поделаешь. :)/>

 

И нравятся мне Ваши слова, которые Вы находите для российской педагогики: гуманная, сердешная. Человеколюбивые такие слова. И правильно: дети - они человеки. Нааучим их только услуги оказывать, услужать, получим общество услужливых людей, слуг. А научим быть гуманными и сердечными, получим общество хороших и порядочных людей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для языковой педагогики, о которой мы тут решили поговорить, проектные работы, раз уж Вы упомянули их как пример, средство дать ученикам навыки совместной работы в команде, получить опыт организации работы. И это средство сработает тем эффективнее, чем более интересной окажется проектная задача, оригинальность ее постановки. А это уже от педагогического мастерства учителя. Всякие Ваши обобщения относительно оценки проектных работ какими-то неизвестными мне учителями (а описываемые Вами, скорее не экзотика, согласна), к педагогике и обсуждаемому тут вопросу языковой педагогики отношения не имеют. Чего о них рассуждать Педагогика - не услуга, ничего не поделаешь. :)/>/>

 

И нравятся мне Ваши слова, которые Вы находите для российской педагогики: гуманная, сердешная. Человеколюбивые такие слова. И правильно: дети - они человеки. Нааучим их только услуги оказывать, услужать, получим общество услужливых людей, слуг. А научим быть гуманными и сердечными, получим общество хороших и порядочных людей.

Важно для оценки педагогики в школе четко сказать: добрая педагогика в нашей школе зависит от личности учителя или от требований системы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Важно для оценки педагогики в школе четко сказать: добрая педагогика в нашей школе зависит от личности учителя или от требований системы?

Что такое "добрая педагогика"? :)

Зависит ли от личности учителя педагогический результат - конечно, зависит.

А от требований системы? Я бы говорила от объективных внешних факторов. Безусловно, тоже зависит. Но, на мой взгляд, в несколько меньшей степени. Нет, конечно, если чиновники исхитрятся "воспитание" низвести до "присмотра и ухода"( накормить, на горшок посадить, одеть по погоде и прогулять, отвести на занятия и вернуть домой), чтобы превратить воспитание в услугу, конечно, платную, тогда воспитывать как будут, по-вашему? Могут оплатить- будем воспитывать, не могут - вперед к самовоспитанию, кто как понимает и сумеет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что такое "добрая педагогика"? :)/>

Зависит ли от личности учителя педагогический результат - конечно

А от требований системы? Я бы говорила от объективных внешних факторов. Безусловно, тоже зависит. Но, на мой взгляд, в несколько меньшей степени. Нет, конечно, если чиновники исхитрятся "воспитание" низвести до "присмотра и ухода"( накормить, на горшок посадить, одеть по погоде и прогулять, отвести на занятия и вернуть домой), чтобы превратить воспитание в услугу, конечно, платную, тогда воспитывать как будут, по-вашему? Могут оплатить- будем воспитывать, не могут - вперед к самовоспитанию, кто как понимает и сумеет.

Я имею в виду следующее - гуманная педагогика и доброе отношение к ученику это у нас добрая воля учителя или требование российской педагогической системы? Ответьте пожалуйста Да или Нет. Есть такие педагогические системы в мире где доброе отношение к ребенку в школе это нормы профессии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я имею в виду следующее - гуманная педагогика и доброе отношение к ученику это у нас добрая воля учителя или требование российской педагогической системы? Ответьте пожалуйста Да или Нет. Есть такие педагогические системы в мире где доброе отношение к ребенку в школе это нормы профессии.

И опять я отвечу, что это требование русской-российской педагогической науки. А система - это скорее базовая структуризация как необходимый механизм обеспечения практического применения науки. И тут уже возможны варианты. Потому что настоящая наука возникает из необходимости изучать объективную реальность. А вот факторы субъективного подхода к педагогической науке и соответствующая подгонка базовых структур под субъективные цели, особенно сиюминутные, вряд ли тут показаны. Опять же насчет доброты - она, безусловно и категорически, нужна в отношениях учителя и ребенка. Но только доброта разумная, а не вседозволенность, как часто ее понимают. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наблюдал сегодня за работой опытной учительницы. Попросила ученика перевести предложение "Дети должны помогать своим родителям". Мальчик начал переводить, но забыл слово must. Учительница еще раз повторила все предложение по-русски. Мальчик молчит. Учительница еще раз повторила, теперь уже нетерпеливо. ... молчание. Третий раз повторяет русское предложение учительница уже с укором в голосе и раздражением в глазах. Мальчик молчит и чувствует себя глупым и несчастным. Наконец учительница говорит грозно MUST! А мальчик уже забыл начало предложение. Я не выдержал и сказал равнодушно "Children must help their parents". Мальчик повторил и вздохнул. Учительница была недовольна: "Зачем Вы подсказали? Пусть старается вспомнить сам или пусть поймет, что не знает. А не знает, потому, что не учит ничего". Как назвать такую языковую педагогику?

 

Почему-то в таких случаях напрашивается слово helpless. mellow.gif Учительница беспомощная, а ученик - без помощи...

 

Очень забавно наблюдать, как учителя на ученических ошибках чуть ли не язву желудка себе зарабатывают. Ну ошибка, ну не выучил, ну и что? Дало-то житейское.

 

Учитель, так реагирующий на ошибки, напоминает мне врача, который боится крови. Как минимум непрофессионально.

 

Да и error correction вместо scaffolding - не дидактика ли вместо педагогики?

 

Видно, как бедной учительнице реально обидно за модальные глаголы! И скорее всего, она очень любит английский язык. Не как сверхсложную саморазвивающуюся систему, не как чудо и загадку, а как прокурор - уголовный кодекс! rolleyes.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот другой момент - здесь учительница виновата. smile.gif/>/>/>

Мои, кстати, посты часто читаются как негативные обобщения о неизвестных учителях. unsure.gif А ведь я их на самом деле очень люблю, учителей. Они сами себя так не любят, как я их люблю. Я думаю, тут педагогика виновата. Но какая тут педагогика, когда этой учительнице, не успевающей даже перекусить, надо провести по 4-6 уроков в день на разных параллелях, где открытый, где закрытый, где отчет, где категория, где завуч придет, где родитель, а потом еще надо каждый день по два часа сидеть и заполнять постоянно виснувший дневник-ру, который единицы родителей открывают вообще? И все это за копейки! А тут ко всему прочему ученики откуда-то берутся, которые, блин, не учат ничего и еще, помимо дидактики, педагогику требуют!

 

Сухомлинский, help!

Ну прям не учительница, а жертва обстоятелств... blink.gif И выбора у нее нет... И по тайм-менеджменту литература закончилась... И репетиторством она не подрабатывает... А на ин.яз. ее в свое время отправила злобная мачеха, чтобы искалечить жизнь бедной девочке...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И опять я отвечу, что это требование русской-российской педагогической науки.... Опять же насчет доброты - она, безусловно и категорически, нужна в отношениях учителя и ребенка. Но только доброта разумная, а не вседозволенность, как часто ее понимают. :)/>

 

Наука наша педагогическая "захвачена" идеей "главное, чтобы НЕ КАК НА ЗАПАДЕ!" Спорить не буду, тем более, что идеальных систем нет. Может идея "прав ребенка" действительно ведет к насилию в американских школах? Написал и не знаю: серьезно или так получилось? Так что о вседозволенности скажу: закон нарушать нельзя))) Не волю учительницы, а закон. А для строгой учительницы закон - тоже должен быть закон. И ей тоже не все можно. В том числе снижать самооценку ученика даже при самых добреньких педагогических побуждениях. Не ее это дело и не ее это задача воспитывать из ученика униженного и послушного холопа по причине незнания этим учеником спряжения английского глагола в третьем лице единственном числе.

 

 

Так вот в отношении "педагогика - не услуга" и по поводу "гуманная педагогика и доброе отношение к ученику это у нас добрая воля учителя или требование российской педагогической системы?" Мне кажется, ответ очевиден: вся педагогика у нас зависит от воли учителя.

Мы по-прежнему не доверяем учащимся и их родителям (дай им волю, натворят!) и поэтому учитель старается держать класс в кулаке. Чем крепче держит, тем выше авторитет и "педагогическое мастерство". А чем еще держать класс, если этот учитель личностью не вышел или себя не уважает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наука наша педагогическая "захвачена" идеей "главное, чтобы НЕ КАК НА ЗАПАДЕ!" Спорить не буду, тем более, что идеальных систем нет. Может идея "прав ребенка" действительно ведет к насилию в американских школах? Написал и не знаю: серьезно или так получилось? Так что о вседозволенности скажу: закон нарушать нельзя))) Не волю учительницы, а закон. А для строгой учительницы закон - тоже должен быть закон. И ей тоже не все можно. В том числе снижать самооценку ученика даже при самых добреньких педагогических побуждениях. Не ее это дело и не ее это задача воспитывать из ученика униженного и послушного холопа по причине незнания этим учеником спряжения английского глагола в третьем лице единственном числе.

 

 

 

Мы по-прежнему не доверяем учащимся и их родителям (дай им волю, натворят!) и поэтому учитель старается держать класс в кулаке. Чем крепче держит, тем выше авторитет и "педагогическое мастерство". А чем еще держать класс, если этот учитель личностью не вышел или себя не уважает?

1. Вы спросили конкретно про российскую систему - я про нее и ответила. Однако ни слова не говорила о том, что педагогическая наука в странах в каком-то другом географическом направлении от России в процессе всего исторического развития человечества и становления педагогики как науки, базировалась на каких-то других принципах. Методом проб, в т.ч. на основе субъективных целей и задач (например, в гитлеровской Грмании создание расы прекрасных и здоровых людей методом отбора соответствующего исходного материала - звестно, что получилось в итоге), всюду приходили к одному и тому же.

2. Доброта не вседозволенность. Американская система безразмерного уважения к личности ребенка без воспитания в них понимания своих обязанностей, когда педагогу нельзя, собственно вести полноценную воспитательную деятельность, нельзя, по сути, учить ребенка самооценке и самоанализу, т.к. учителю нельзя указывать на ошибки и требовать от ученика, чтобы в школе он занимался именно учебой, привела к тому состоянию, которое сейчас сложилось в этой стране с уровнем образованности и дефицитом собственных научно-технических кадров.

Великобритания, пошедшая по пути того же безразмерного уважения прав ребенка и полного лишения прав учителя перед учениками (все новые взаимоотношения были изложены в 600-страничном нормативном документе) так быстро привела к океану судебныцх разбирательств о нарушении учителем прав ученика и массовому увольнению учителей, а также к такому резкому снижению уровня образованности, что в Королевстве враз опомнились и радикально свернули всю эту псевдогуманную программу реформ.

3. Да, далеко не все учителя Корчаки, Макаренко, Сухомлинские. Но в условиях, когда у учителя отбирают абсолютно все нормальные рычаги управления и организации нормального учебного процесса в школе (двойки, оставление на второй год, удалени е ученика, срывающего урок, из класса, исключения из школы и т.п.), у него остается только голос.

Никоим образом не оправдываю голосистое направление в педагогике! Особенно на фоне того, что учитель, более чем кто-либо, помимо семьи, служит образцом для подражания, ориентиром при выборе жизненных позиций себя как члена общества, того круга, в котором он живет. Личный пример учителя - это важнейший фактор педагогической составляющей его профессии.

Приходя в школу, каждый из участников процесса обучения получает не только права, но и обязанности. Не думаю, что перекос в сторону только прав или только обязанностей может привести к положительному результату. А вот порождать монстров вполне может. Что и видно на практике, не только в нашей стране.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И тем важнее мне кажется повышение внимания к роли педагогики при подготовке учителей и вообще всех педагогических и учительско-преподавательских кадров должно стать важнейшей задачей. А в школе обществознание/ведение должно именно вопросам личности в обществе, их роли и взимосвязи и взаимной ответственности уделять особое внимание. Причем не только на глубоко исторических примерах, но и на множестве вполне современных.

В целом же, дети всегда воспринимали и воспринимают школу с каким-никаким уважением и, когда приходят на уроки, не задумываются о том, оказывается ли им в этот момент услуга или нет.

НУ вот теперь как раз и задумываются: то мог спокойно посещать любые секции и кружки по своему выбору , а теперь все только за деньги. Вчера была информатика, развитие познавательных способностей и риторика (многим детям нравились эти предметы) театральная студия, кружок моделирования, а сегодня - нет. Только за деньги. Которых слишком у многих семей уже не хватает. Когда у ребенка отбирают то, что ему интересно, он сразу задумывается.

А отнимать, так уж получается, начинают прямо в школе. А то, что не учитель в этом виноват...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Вы спросили конкретно про российскую систему - я про нее и ответила. Однако ни слова не говорила о том, что педагогическая наука в странах в каком-то другом географическом направлении от России в процессе всего исторического развития человечества и становления педагогики как науки, базировалась на каких-то других принципах. Методом проб, в т.ч. на основе субъективных целей и задач (например, в гитлеровской Грмании создание расы прекрасных и здоровых людей методом отбора соответствующего исходного материала - звестно, что получилось в итоге), всюду приходили к одному и тому же.

2. Доброта не вседозволенность. Американская система безразмерного уважения к личности ребенка без воспитания в них понимания своих обязанностей, когда педагогу нельзя, собственно вести полноценную воспитательную деятельность, нельзя, по сути, учить ребенка самооценке и самоанализу, т.к. учителю нельзя указывать на ошибки и требовать от ученика, чтобы в школе он занимался именно учебой, привела к тому состоянию, которое сейчас сложилось в этой стране с уровнем образованности и дефицитом собственных научно-технических кадров.

Великобритания, пошедшая по пути того же безразмерного уважения прав ребенка и полного лишения прав учителя перед учениками (все новые взаимоотношения были изложены в 600-страничном нормативном документе) так быстро привела к океану судебныцх разбирательств о нарушении учителем прав ученика и массовому увольнению учителей, а также к такому резкому снижению уровня образованности, что в Королевстве враз опомнились и радикально свернули всю эту псевдогуманную программу реформ.

3. Да, далеко не все учителя Корчаки, Макаренко, Сухомлинские. Но в условиях, когда у учителя отбирают абсолютно все нормальные рычаги управления и организации нормального учебного процесса в школе (двойки, оставление на второй год, удалени е ученика, срывающего урок, из класса, исключения из школы и т.п.), у него остается только голос.

Никоим образом не оправдываю голосистое направление в педагогике! Особенно на фоне того, что учитель, более чем кто-либо, помимо семьи, служит образцом для подражания, ориентиром при выборе жизненных позиций себя как члена общества, того круга, в котором он живет. Личный пример учителя - это важнейший фактор педагогической составляющей его профессии.

Приходя в школу, каждый из участников процесса обучения получает не только права, но и обязанности. Не думаю, что перекос в сторону только прав или только обязанностей может привести к положительному результату. А вот порождать монстров вполне может. Что и видно на практике, не только в нашей стране.

Все, что Вы говорите, мне близко и я это в целом разделяю. И уж конечно я далек от идеализации той или иной системы образования. Ее просто нет. Российская система образования и воспитания мне в целом понятна и близка, а контроль со стороны учителя мне как и многим другим педагогам удобен. Одновременно я не уверен, что учитель-контролер - это хорошо для развития интеллектуально продвинутой нации. Просто не уверен. Для интеллектуального продвижения нужна свобода мысли и если хотите безнаказанность свободной научной мысли. Без такой безнаказанности невозможна гениальность. Гения какая-нибудь рецензентша из УМО просто стерла бы в порошок и спокойно отправилась домой варить холодец для семьи. Я представляю себе что бы было, если бы Наум Хомский принес свою первую книгу о врожденной грамматической способности человека в 60-е годы на рецензию в РАН и тем более в РАО. Разнесли бы в пух и прах и назвали бы гения дураком. Потому что они - "УЧИТЕЛЯ" с большой буквы для всех и каждого. А этот дух "я учитель - умный, а ты ученик - не столь умен как я" воспитывается к сожалению в нашей школе. А на США что нам с Вами кивать - у них есть инновационные идеи, есть деньги для закупки зарубежных мозгов, вот и приглашают к себе ученых. А ученые почему-то едут ... Интересно только какой предлог здесь лучше подойдет: уезжают КУДА ... или уезжают ОТ ЧЕГО ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вам не приходилось сталкиваться со снисходительным отношением современных учеников к своим учителям на том простом основании, что они ПРЕДПОЛАГАЮТ недостаточное владение последними популярными гаджетами? Это, конечно, очень технологично, загнать в телефон русский или английский текст, прогнать его через переводчик и заявлять учителю, что гугл для того и предназначен, зато быть не с состоянии выучить 10 слов. Я в этом году работаю в 4 одиннадцатых и трех девятых классах, и основная моя проблема организовать урок так, чтобы не помогли не гаджеты, ни готовые домашние задания. Дело дошло до того, что аудирование провожу в одной группе по двум разным тестам, и то уже на втором уроке в день приходится менять задания из-за обмена информацией между классами. А вы рассуждаете о лингвистической педагогике! Я уже несколько лет чувствую себя в классе кем угодно, но не человеком, обучающим кого- то английскому языку. Или я должна относиться к попыткам навязать учителю такой минимально нагружающий голову ученика стиль работы на уроке как к проявлению его гениальности? С моей точки зрения, упомянутые мною проблемы, с которыми сейчас сталкиваются учителя на своих уроках, переворачивают Весь учебный процесс с ног на голову, и лично у меня большой вопрос, какова предыстория взаимоотношений учителя и ученика, который не мог перевести фразу с глаголом must, потому что сама при общении с некоторыми учениками проявляю несвойственное мне занудство, и потому могу предположить, что вне условий открытого урока "бедный ребенок" вполне может носить учителю списанные готовые домашние задания и требовать за это пятерки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×