Перейти к содержимому
Алексей Конобеев

Газеты на английском языке в обучении чтению

Рекомендуемые сообщения

Используете ли вы газеты на уроках? В разговорах с коллегами я иногда слышу такие фразы: "Нет, на них нет времени", "Нет, дети до таких текстов еще не доросли", "Нет, современнх газет мне взять негде, а те, что есть - это отдельные статьи, вырезки, в общем, такие дже тексты, как во многих учебниках". В общем, гораздо чаще говорят "нет", чем "да".

Между тем, есть несколько способов использовать газеты для обучения чтению в общеобразовательной школе, и для этого не надо ни тратить деньги ан покупку газет, ни тратить много усилий на подготовку к такому уроку. Конечно, потребуется найти время в уроке для того, чтобы лигично встроить новый материал, но оно того стоит, так как газеты являются отличным источником аутентичных текстов, современной информации и хорошим материалом для анализа и исследовательских работ учащихся.

 

Расскажу о своем опыте использования газет для обучения чтению учащихся разных возрастов.

 

1. Начиная с 6-7 класса, удобно использовать комиксы. Комиксы публикуются во многих газетах и иногда приходится потратить время на то, чтобы выбрать пододящий. Я предпочитаю использовать комикс из 3-4 картинок с понятным детям сюжетом и с простой ситуацией, по возможности не слишком укорененной в английском юморе, для понимания которого иногда требуется некоторый жизненный опыт. Работаю так: прошу посмотреть ан картинки, не читая подписи, и сказать одним предложением о чем эта история. Затем чиатем подписи и проверяем свою догадку. После этого, поскольку комискы оснвоаны на прямой речи, смотрим на то, как персонажи что-то говорили (то есть обращаем внимание ан форму высказываний). Обсуждаем как еще можно выразить ту же самую идею. Затем кратко пересказываем комикс - получается рассказ в 3-4 предложения. Если есть время, можем эту историю разыграть по ролям, или дома написать ее. Основной упор в такой рабоет делается на общее понимание текста с опорой на картинки и языковой анализ. Выход на продуктивные высказывания в этом упражнении для меня второстепенен - он полезен, но не всегда естьв ремя, иногда использую такие комиксы как 5-minuet activities в конце урока.

 

2. Учимся понимать заголовки. Такая работа больше подходит ребятам постарше, начиная с 8 класса, так как язык газетных заголовков непрост и имеет свои синтаксические и грамматические особенности. Работу организую несколькими образами. Одно из направленияй - учить соотносить заголовок и текст. Сначала смотрим на газетную страницу и анализируем как заголовки соотносятся с иллюстрациями к статьям. Часто это узнаваемые лица (например, фото американского президента и статья tourists flock to Washington DC for Obama's inauguration"), либо события (Jet crash in the Himalayas). Задание несложное, но учит школьников принимать во внимание дополнительную информацию из контекста. Затем читаем заголовок и пытаемся предположить о чем в тексте пойдет речь. Такие предположения нельзя оценивать по их правильности, так как делаем это активации фоновых знаний у учеников. После того, как высказали предположения, просматриваем статью и подчеркиваем слвоа, которые логически связаны с заголовком, то есть слов, которые помогают понять общий смысл текста. Для такой работы лучше всего подходят короткие новостные сообщения. Попутно дети выхватывают из контекста и запоминают новые слова, но это является скорее побочным, хотя и желанным эффектом данного упражнения. Школьникам, как правило, интересно читать такие короткие новостные статьи, даже если речь идет уже о знакомым им событиям. Такие статьи написаны простым языком и занимают всего один абзац, максимум два. В этом плане очень удобна газета USA Today, в ней полстраницы обычно посвящены таким коротким статьям. Второе направление - работа над синтаксисом. Газетные заголовки имеют свои языковые особенности: часто опускаются артикли, кавычки, упрощается синтаксис, используются инфинитивные обороты цели и так далее. Вот эти особенности и анализируем, чтобы они впоследствии не мешали пониманию, заодно и многие правила повторяем. Для этого кроме обычных заголовком использую такие, которые звучат двусмысленно именно из-за нарушений синтаксиса (например Green Light Given to Nuke Waste Dump), либо такие, где требуется объяснить что именно имел в виду автор (Mayor Attacks Police Watchdog). Таких заголовков можно найти немало на разных сайтах. Проверить понимание легко - достаточно после обсуждения заголовка посмотреть на сам текст статьи (статью. легко найти в интернете по названию).

 

3. Учимся анализировать информацию. Эта работу уже совсем непростая, пойдет она в 10-11 классах, и требует значительного времени. Для этого использую первые страницы газет: бегло просматриваем страницу, выбираем какая статья кажется наиболее интересной. Сравниваем темы в газете с темами, которые перечислены в новостных заголовках на каком-либо новостном сайте. После этого даю ученикам две коротких статьи об одном и том же событии, но выбираю такие, которые освещают событие с противоположных точек зрения. Составляем список аргументов, который использовала каждая из сторон и прошу учеников сказать, какие аргументы кажутся им наиболее весомыми. Такая работа направлена на развитие критического мышления у школьников, и ее задача - показать, что могут существовать совершенно разные точки зрения на одну и ту же проблему, что у газетной статьи целью может быть продвижение определенной точки зрения. Здесь очень важно подчеркивать, что чаще всего не бывает однозначно правильной и однозначно неправильной позиции, что необходимо учитывать разные точки зрения. При этом мы обязательно учимся оценивать значимость аргументов, отделять мнение от факта, красивую историю от фактической информации и так далее. В таких статьях часто используются статистические данные, таблицы, а также приемы внелогического убеждения читателя. В общем, поле для работы обширное, главное - найти для этого время.

 

4. Газеты могут стать хорошим материалом для исследовательских работ учащихся. Темы находятся довольно легко: например, какие международные новости кажутся наиьболее важными британцам, а какие американцам - анализируем заголовки новостей в британской и американской прессе в течение определенного времени (месяц и более), затем пытаемся разложить их по категориям (например, новости о... встречаются в британской прессе 19 раз, а в американской - 28 и т.п.); сравниваем языковые особенности британских и американских заголовков (синтаксис, лексика...) и т.д.

 

5. Наконец, в газетах нередко попадаются интересные и полезные тексты, которые можно использовать именно как тексты для чтения. Конечно, в этом случае требуется облегчить школьникам понимание и сохранить аутентичность текста, то есть: 1. Снабдить текст глоссарием,, в который войдут слова, не нужные для заучивания, но важные для понимания именно этого текста - нечастотная лексика, сленговые выражения и т.п. 2. Разработать предтекстовые вопросы ("Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Что вы знаете о...? и т.п.), вопросы к тексту для ответа во время чтения (обычно они направлены на анализ формы высказываний: с каким словом связано they в этой строчке? Кого обозначает слово the Crown? Если это Court of Appeal, значит ли это, что дело уже рассматривалось в другом суде, или это первый процесс по делу? и т.п.) и задания для выполнение после прочтения (на понимание важной информации, обсуждение). Для такой работы я выбираю статьи, которые представляют неоднозначную информацию либо ращзные точки зрения и использую их как основу для организации дискуссий по теме, либо как источник дополнительной информации по изучаемой в учебнике теме.

 

Найти сами газеты несложно. Можно брать статьи на сайтах самих газет. можно использовать аггрегаторы новостей, показывающие первую страницу газет из разных стран, например http://kiosko.net/ , http://www.newseum.org/todaysfrontpages/, http://www.pressdisplay.com/pressdisplay/viewer.aspx'>http://www.pressdisplay.com/pressdisplay/viewer.aspx (или полный каталог: http://www.pressdisplay.com/pressdisplay/viewer.aspx ). Возможностей много, и бесплатные материалы найти легко.

 

А как вы используете газеты в обучении английскому языку? Проводили ли вы какие-либо проекты с учениками с использованием СМИ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Используете ли вы газеты на уроках?

Расскажу о своем опыте использования газет для обучения чтению учащихся разных возрастов.

1. Начиная с 6-7 класса, удобно использовать комиксы. Я предпочитаю использовать комикс из 3-4 картинок с понятным детям сюжетом и с простой ситуацией, по возможности не слишком укорененной в английском юморе, для понимания которого иногда требуется некоторый жизненный опыт. иногда использую такие комиксы как 5-minuet activities в конце урока.

 

2. Учимся понимать заголовки. Такая работа больше подходит ребятам постарше, начиная с 8 класса, Сначала смотрим на газетную страницу и анализируем как заголовки соотносятся с иллюстрациями к статьям. После того, как высказали предположения, просматриваем статью и подчеркиваем слвоа, которые логически связаны с заголовком, то есть слов, которые помогают понять общий смысл текста.

 

3. Учимся анализировать информацию. Эта работу уже совсем непростая, пойдет она в 10-11 классах, и требует значительного времени. Для этого использую первые страницы газет: бегло просматриваем страницу, выбираем какая статья кажется наиболее интересной. Сравниваем темы в газете с темами, которые перечислены в новостных заголовках на каком-либо новостном сайте. После этого даю ученикам две коротких статьи об одном и том же событии, но выбираю такие, которые освещают событие с противоположных точек зрения. Составляем список аргументов, который использовала каждая из сторон и прошу учеников сказать, какие аргументы кажутся им наиболее весомыми. Такая работа направлена на развитие критического мышления у школьников,

4. Газеты могут стать хорошим материалом для исследовательских работ учащихся. Темы находятся довольно легко: например, какие международные новости кажутся наиьболее важными британцам, а какие американцам - анализируем заголовки новостей в британской и американской прессе в течение определенного времени (месяц и более), затем пытаемся разложить их по категориям (например, новости о... встречаются в британской прессе 19 раз, а в американской - 28 и т.п.); сравниваем языковые особенности британских и американских заголовков (синтаксис, лексика...) и т.д.

 

5. Наконец, в газетах нередко попадаются интересные и полезные тексты, которые можно использовать именно как тексты для чтения.

 

Найти сами газеты несложно. Можно брать статьи на сайтах самих газет.

Работа с текстами из газет имеет много положительных моментов: свежий материал для изучения, актуальный, интересный;

разнообразные виды работ (не скучно), может быть коллективная деятельность, развитие критического мышления и универсальных учебных действий (метапредметных результатов), работа с газетной лексикой и особенностями газетных заголовков и статей и многое другое.

Сппасиббо, Алексей Васильевич, за интересные моменты из своего опыта и ссылки!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Работа с текстами из газет имеет много положительных моментов: свежий материал для изучения, актуальный, интересный;

разнообразные виды работ (не скучно), может быть коллективная деятельность, развитие критического мышления и универсальных учебных действий (метапредметных результатов), работа с газетной лексикой и особенностями газетных заголовков и статей и многое другое.

Сппасиббо, Алексей Васильевич, за интересные моменты из своего опыта и ссылки!

Я долгое время преподавал "газету" студентам лингвистических специальностей. Сейчас тоже обращаюсь к этому материалу, но газеты в традиционном понимании уже на занятиях давно нет. Вместо этого - интернет-издания самых свежих номеров типа The Guardian, The Independent и др. Очень люблю журнал The Economist за его умные аналитические статьи. Студенты тоже могут оценить содержательность материала. Вообще сегодня в работе с газетой работа над содержанием явно доминирует над работой над языковой формой. Понимание заголовка - это всего лишь ключ к построению предположения о чем будет статья. Ключевые слова нужны для того, чтобы написать рецензию на прочитанную статью. Ну и так далее ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

но газеты в традиционном понимании уже на занятиях давно нет. Вместо этого - интернет-издания самых свежих номеров типа The Guardian, The Independent и др.

Вообще сегодня в работе с газетой работа над содержанием явно доминирует над работой над языковой формой. Понимание заголовка - это всего лишь ключ к построению предположения о чем будет статья. Ключевые слова нужны для того, чтобы написать рецензию на прочитанную статью. Ну и так далее ...

Да, ранше мы даже выписывали газеты на ИЯ, которые были доступны, то есть советские мздания. но тем не менее, работа с газетами всегда вносила разнообразие в процесс обучения, оживляла урок и т.д. Наверное и потому, что тогда у нас кроме учебника ничего и не было. Помню, что приходилось хранить некоторые газеты, вырезать статьи, готовить материал для экзамена и др. Интересно!

Сегодня электронные газеты, журналы. И сам процесс работы с ними другой, так как можно пользоваться и электронным словарём, можно копировать и "препарировать" текст как угодно, менять информацию, добавлять, составлять план, сценарий и многое другое. Можно по определённой теме создать свлю электронную газету, такое задание школьникам нравится, ещё и потому, что содержательный материал, основной и дополнительный находится в интернете легко и быстро.

Работа с газетой, конечно, предполагает, в первую очередь, работать над содержанием. (Я бы и на уроках родной литературы использовала газетный материал для развития навыков творческой работы с текстом или формирования критического мышления и др.) Но Работа с газетами над языковой формой вполнен возможна, хотя сложнее, может быть поэтому учителя и не пытаются разрабатывать такие задания...

А вот это "Ключевые слова нужны для того, чтобы написать рецензию на прочитанную статью" я не совсем поняла. Ключевые слова из заголовка или выделенные из текста?...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот это "Ключевые слова нужны для того, чтобы написать рецензию на прочитанную статью" я не совсем поняла. Ключевые слова из заголовка или выделенные из текста?...

Ключевые слова учащиеся выделяют в тексте газетной статьи, чтобы четко отделить главное от второстепенного. Это для многих учащихся сделать не так просто, так как они привыкли пересказывать текст целиком. Некоторые даже не очень понимают, что от них требуется: "Зачем нужны эти слова?" - "Для того, чтобы сформулировать главную мысль автора" - "Но ведь лучше автора не скажешь!" и т.д. Выделив ключевые слова и определив главную мысль автора, учащиеся выражают свое отношение к ведущей идее статьи, формулируют согласие и несогласие, приводят собственные аргументы и проч. Без выделения главной мысли с помощью ключевыхы слов, комментировать статью затруднительно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ключевые слова учащиеся выделяют в тексте газетной статьи, чтобы четко отделить главное от второстепенного. Это для многих учащихся сделать не так просто, так как они привыкли пересказывать текст целиком. Некоторые даже не очень понимают, что от них требуется: "Зачем нужны эти слова?" - "Для того, чтобы сформулировать главную мысль автора" - "Но ведь лучше автора не скажешь!" и т.д. Выделив ключевые слова и определив главную мысль автора, учащиеся выражают свое отношение к ведущей идее статьи, формулируют согласие и несогласие, приводят собственные аргументы и проч. Без выделения главной мысли с помощью ключевыхы слов, комментировать статью затруднительно.

Комментировать статью, конечно, легче, когда определена основная мысль (идея) автора и ключевые слова самой статьи. А разве нельзя выделить главную мысль автора без ключеых слов? Иногда её сразу видно! И каждый может комментировать своими словами...?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×