Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Дорогие коллеги, очень часто от различных официальных и не очень официальных лиц учителя слышат слова "вы не имеет права", а дальше следует подробный список того, на что. по мнению говорящего, учитель не имеет права. А нам с вами полезно знать документы, в которых зафиксированы наши права и уметь в случае необходимости опереться на них.

Правовой статус педагогических работников описан в законе "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Вот цитата статьи:

 

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

 

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

 

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

 

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

 

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

 

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

 

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

 

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

 

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

 

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

 

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

 

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

 

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

 

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

 

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

 

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

 

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

 

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

 

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

 

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

 

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

 

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

 

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

 

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Огромное спасибо, Алексей Николаевич!

Алексей Васильевич )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алексей Васильевич, спасибо вам за открытие темы «Права учителей»! К сожалению, об этой теме чаще всего забывают. Зато очень хорошо помнят о теме «Обязанности учителей». Разумеется, самим педагогам надо знать свои права. А ещё порой надо бороться за них. Так уж складывается.

 

Коллеги, а какие, кроме юридических ещё есть права у учителей? То есть не юридические права, а общечеловеческие, что ли. Или гуманистические? Или душевные? Ведь всем известно о таинственной русской душе. Всё ей что-то надо. Всё её куда-то тянет и влечёт.

 

В такие НЕЮРИДИЧЕСКИЕ права учителей я бы добавила право учителя на то, чтобы берегли его настроение, его психику, его нервную систему. А также ПРАВО на АПЛОДИСМЕНТЫ.

Об этом см. мою статью «Жизнь под аплодисменты. Вторая серия моих «весёлых картинок». Post # 70:

 

http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1810&st=60

 

Коллеги, а какие бы НЕюридические права учителей добавили бы вы в список прав?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги, с интересом прочитала эту страничку про права учителей. Про "жизнь учителей под аплодисменты" - замечательное право! Хорошо бы обеспечить его выполнение в жизни.

 

А вот юридические права учителей, которые привел Алексей Васильевич из нашего законодательства, как мне показалось, выглядят как-то подозрительно. Некоторые из них смахивают больше на завуалированные, навязываемые учителям обязанности. Например, право учителя на посещение разных курсов для повышения своей квалификации - так мы просто обязаны это делать, чтобы сдать аттестацию. Или право вести научно-исследовательскую работу с детьми - школьное руководство ведь чуть ли не вынуждает учителей этим заниматься. Потом - фраза, что в педагогические часы должны входить и научная деятельность, и разная воспитательная работа. Но если вспомнить, как эта работа оплачивается - просто копейки - то на самом деле все это за бесплатно учителя делают. Получается, у учителя есть право на бесплатный труд? Или меня еще резанула такая фраза - что учителя имеют право на сокращенный рабочий день (как-то примерно так), а на самом деле на подготовку к урокам и проверку тетрадей уходит столько времени, что и спать-то ночью некогда. Значит, учитель имеет право на ненормированный рабочий день. Так что ли?

 

В общем, все эти "права учителей" - только звучат гордо, а на самом деле в реальной жизни все не так радужно. Или так только мне показалось, коллеги?

 

А из неформальных прав, я бы добавила, что учитель имеет право на предъявление к себе только выполнимых требований и на ограничение их количества. К сожалению, порой создаётся такое впечатление, что к учителю предъявляют неимоверное количество требований, многие их которых заведомо невыполнимы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги,не знала в какую тему написать,решила в эту.помогите,пожалуйста,разобраться с новым законом.нахожусь в отпуске по уходу за ребенком-выпала на время из темы преподавания.услышала краем уха,что в дипломе специалиста обязательно должно быть указано,что специалист-учитель(преподаватель).В моем дипломе (я закончила пед.университет) по основному образованию указано,что я педагог-психолог.По второму дипллому (о переквалификации в том же вузе)указанно-иностранный язык (английский)и межкультурная коммуникая (перевод).скажите,я имею право на преподавательскую деятельность?Или после отпуска придется искать другую работу? буду крайне вам признательна за помощь!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги,не знала в какую тему написать,решила в эту.помогите,пожалуйста,разобраться с новым законом.нахожусь в отпуске по уходу за ребенком-выпала на время из темы преподавания.услышала краем уха,что в дипломе специалиста обязательно должно быть указано,что специалист-учитель(преподаватель).В моем дипломе (я закончила пед.университет) по основному образованию указано,что я педагог-психолог.По второму дипллому (о переквалификации в том же вузе)указанно-иностранный язык (английский)и межкультурная коммуникая (перевод).скажите,я имею право на преподавательскую деятельность?Или после отпуска придется искать другую работу? буду крайне вам признательна за помощь!!!

 

Думаю, вы спокойно можете вернутся на работу как учитель английского языка и еще можете работать в школе психологом тоже..

Всё равно при аттестации пойдёте на курсы повышения квалификации....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, вы спокойно можете вернутся на работу как учитель английского языка и еще можете работать в школе психологом тоже..

Всё равно при аттестации пойдёте на курсы повышения квалификации....

Большое Вам спасибо за помощь!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможна ли такая ситуация? Работаю в колледже, в котором три корпуса в разных районах города. Меня назначили куратором в группу, которую я вообще не вижу и занятия у них не веду. Я провожу уроки в одном районе миллионного города, а группа учится в другом районе города. О каком воспитательном процессе может, вообще, идти речь? Понятно, что эмоции преподавателя никому не интересны, но интересы студентов как-то должны соблюдаться. Администрация за два месяца не нашла времени решить проблему, хотя я написала заявления об отказе от кураторства. Кто-нибудь мне может объяснить: для чего сделано такое положение вещей?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможна ли такая ситуация? Работаю в колледже, в котором три корпуса в разных районах города. Меня назначили куратором в группу, которую я вообще не вижу и занятия у них не веду. Я провожу уроки в одном районе миллионного города, а группа учится в другом районе города. О каком воспитательном процессе может, вообще, идти речь? Понятно, что эмоции преподавателя никому не интересны, но интересы студентов как-то должны соблюдаться. Администрация за два месяца не нашла времени решить проблему, хотя я написала заявления об отказе от кураторства. Кто-нибудь мне может объяснить: для чего сделано такое положение вещей?

Кураторство, как и классное руководство, это дополнительная работа, не входящая в ваши должностные обязанности, Дополнительная работа в соответствии с ТК возможна только с письменного согласия работника. Вы такое согласие давали? Если нет, то попросите посмотреть приказ о вашем назначении, посмотрите формуировку. Это производственная необходимость, тогда такое возможно на срок до (помню не точно) 1-2 месяцев. В другом случае ваш работодатель нарушает ваши права.

 

В миллионном городе много юридических консультаций, проконсультируйтесь у юриста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

обязаны ли учителя сдавать ЕГЭ по своему предмету? где об этом написано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

обязаны ли учителя сдавать ЕГЭ по своему предмету? где об этом написано

 

Они должны проходить аттестацию. Тест по предмету построен в формате ЕГЭ. Кроме того есть вопросы по педагогике и психологии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

обязаны ли учителя сдавать ЕГЭ по своему предмету? где об этом написано

В каждом регионе свои правила аттестации! Ищите правила на сайтах СВОЕГО региона( города, района).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Они должны проходить аттестацию. Тест по предмету построен в формате ЕГЭ. Кроме того есть вопросы по педагогике и психологии.

 

 

тест по предмету с вопросами по педагогике и психологии, насколько я знаю, предусмотрен для аттестации на базовую категорию, а как быть если учителей с первой и высшей категорией заставляют пройти ЕГЭ в межаттестационный период?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В каждом регионе свои правила аттестации! Ищите правила на сайтах СВОЕГО региона( города, района).

 

у нас это предлагается сделать вне аттестации, поэтому и вопрос

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Калужской области наш министр образования предложил учителям сдавать ЕГЭ по своим предметам, мне идея очень понравилась. В мае я принимала участие в первой областной олимпиаде учителей, стала призёром и заняла четвёртое место.Никак особенно не готовилась, что знала и что было в голове, то и написала - клёво!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у нас это предлагается сделать вне аттестации, поэтому и вопрос

Если это предлагается, то почему "обязаны"? Тогда, действительно, пусть Вам покажут такой документ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если это предлагается, то почему "обязаны"? Тогда, действительно, пусть Вам покажут такой документ?

 

 

документа нет, я поэтому и спрашиваю (

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если нет документа, то в чем тогда вопрос? Не хотите - не сдавайте. Кто хочет проверить себя- пусть попробует. Очень,кстати, хорошее дело ( особенно если результаты потом публично не обсуждаются, а выдаются педагогу для рефлексии). А как могут " заставить"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если нет документа, то в чем тогда вопрос? Не хотите - не сдавайте. Кто хочет проверить себя- пусть попробует. Очень,кстати, хорошее дело ( особенно если результаты потом публично не обсуждаются, а выдаются педагогу для рефлексии). А как могут " заставить"?

ну как... объявили на совещании, что в обязательном порядке и все тут

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у нас это предлагается сделать вне аттестации, поэтому и вопрос

А для чего, с какой целью? На аттестации - это еще понятно, при аттестации предполагается блок вопросов по методике, педагогике и психологии, а также по языку, и в большинстве регионов просто берут тест из ЕГЭ чтобы не придумывать что-то (мне эта идея, честно говоря, кажется спорной, но так делают). Но вне аттестации это тем более бессмысленное занятие, особенно если это может как-то повлиять на работу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! у меня 10 лет пед стажа, но в школе я работала до 2007 года, затем, пока дочка была маленькая, работала в доп. образовании. Суть дела это не меняло, я была бесплатным репетитором. Сейчас вышла на работу в общеобразовательную школу. Дали 2, 3 классы. Постоянно намекают, что "в школе не работала" и надо сначала подтвердить соответствие занимаемой должности, а потом уже через 5 лет можно сдавать на категорию. и еще, как "молодой" специалист я первые 6 мес. не могу получать доплату из стимулирующего фонда. Скажите, кто решает такой вопрос? и может ли на это повлиять мнение рук-ля МО? и самый главный вопрос у меня по учебнику. я с 2000 года работаю по УМК Биболетовой (огромное спасибо всем авторам за замечательный учебник!), но сейчас приходится работать по Кузовлеву. Детям нереально трудно. Сейчас в 3 классе(!) надо начинать изучать Past Simple. могут учителя выбрать учебник сами? Согласна Закону об образовании, да. но реально, все советуют помалкивать, все это понимают, но результат не порадует ни детей, ни родителей. Что посоветуете, коллеги? Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте! у меня 10 лет пед стажа, но в школе я работала до 2007 года, затем, пока дочка была маленькая, работала в доп. образовании. Суть дела это не меняло, я была бесплатным репетитором. Сейчас вышла на работу в общеобразовательную школу. Дали 2, 3 классы. Постоянно намекают, что "в школе не работала" и надо сначала подтвердить соответствие занимаемой должности, а потом уже через 5 лет можно сдавать на категорию. и еще, как "молодой" специалист я первые 6 мес. не могу получать доплату из стимулирующего фонда. Скажите, кто решает такой вопрос? и может ли на это повлиять мнение рук-ля МО? и самый главный вопрос у меня по учебнику. я с 2000 года работаю по УМК Биболетовой (огромное спасибо всем авторам за замечательный учебник!), но сейчас приходится работать по Кузовлеву. Детям нереально трудно. Сейчас в 3 классе(!) надо начинать изучать Past Simple. могут учителя выбрать учебник сами? Согласна Закону об образовании, да. но реально, все советуют помалкивать, все это понимают, но результат не порадует ни детей, ни родителей. Что посоветуете, коллеги? Спасибо!

 

Соответствие занимаемой должности подтвердить надо, подавать на категорию можно раньше - достаточно 2 года. что касается стимулирования, у каждой школы свое Положение: если рассматривают результаты 2 раза в год (хотя сейчас, вроде, должны каждый месяц), тогда придется ждать((( Стимулирующие - это, конечно, тонкий вопрос(((

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо! еще интересно мнение учителей, бывших в моей ситуации. дали мне 7 класс. 18 чел в подгруппе, уровень 2-3, практиковались письменные переводы на дом. словари не велись, перевести на уроке детям нереально. в раб. тетради задания не выполнялись. Оценку за семестр ставить мне. Дети смотрят на меня как на иностранку- инопланетянку))) Как быть? у них, правда, проблемы и по др. предметам. Основная из которых-невыполнение д/з. Сказали, что ставить тройки всем, но не говорить. Но, есть эл. журнал, где вытставлены все оценки из журнала, и сразу подсчитывается средний балл. 2,3-2,8( чтобы выставить 3, достаточно ли каждую 2ку закрыть хотя бы 3кой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо! еще интересно мнение учителей, бывших в моей ситуации. дали мне 7 класс. 18 чел в подгруппе, уровень 2-3, практиковались письменные переводы на дом. словари не велись, перевести на уроке детям нереально. в раб. тетради задания не выполнялись. Оценку за семестр ставить мне. Дети смотрят на меня как на иностранку- инопланетянку))) Как быть? у них, правда, проблемы и по др. предметам. Основная из которых-невыполнение д/з. Сказали, что ставить тройки всем, но не говорить. Но, есть эл. журнал, где вытставлены все оценки из журнала, и сразу подсчитывается средний балл. 2,3-2,8( чтобы выставить 3, достаточно ли каждую 2ку закрыть хотя бы 3кой?

 

 

Если у учащегося выходит "2" по предмету, видно, что результата нет, то мы сразу привлекаем его к зачету по предмету. Учитель пишет список тем, которые необходимо сдать, администрация пишет приказ на учащегося, знакомит его и его родителей с ним под роспись. Затем, учащийся подходит к учителю, договаривается, когда можно подойти и сдать материал. На сдачу зачета обычно отводится неделя. В моей практике было несколько зачетов. На следующий триместр проблем не возникает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×