Перейти к содержимому
Bridge

Коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность

Рекомендуемые сообщения

Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность»

встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла меду

ними. Между тем, они существенно различаются между собой. Термин

«коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о

лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил,

позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея

оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового

тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно

точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств педагогических

измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция существенно

ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного

обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был

назван «коммуникативная компетенция» (L,Bachman, M.Canale, M. Swain).

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной

коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий

речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При

всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции,

наиболее общими компонентами являются:

• лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),

• дискурсивный (построение устных и письменных текстов),

• прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),

• стратегический (преодоление трудностей коммуникации),

• социокультурный (соответствие социокультурным нормам).

Все компоненты коммуникативной компетенции могут быть измерены с помощью

тестирования и объективно оценены (наименее разработанным пока еще остается

тестирование социокультурной компетенции учащихся).

В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность

определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс,

обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает

не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные

составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования

и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более

высоком – личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему

межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также

потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной

деятельностью.

Таким образом, если коммуникативная компетенция представляет собой область

успешной коммуникативной деятельности, то коммуникативная компетентность

представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным

ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов.

 

 

 

Radislav Millrood,

Head of ELT and Applied Linguistics at the University of Tambov.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×