Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Метапредметные результаты и как их получать.

Рекомендуемые сообщения

Т.е. если учебной целью урока является, например, совершенсвование навыков чтения с целью извлечения общей информации и деталей, и текст этот посвящен экологическим проблемам, достигается ли таким образом метапредметный результат, отражающий формирование и развитие экологического мышления? Получается, что метапредметный через предметный. Учебные цели всегда во главе угла. Но вот достигается ли?

Предметный результат во главе угла а метапредметный проявляется позже. А личностный наверное еще позже в перспективе жизни. То есть на уроке мы планируем предметный результат а метапредметный подразумеваем. А личностный - проектируем в перспективе. Честный учитель никогда не скажет что воспитал личность в результате коммуникативного упражнения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо сказано! В связи с этим хочется вернуться к конкретным урокам и Т-картам к ним. Если метапредметные и тем более личностные результаты достигаются в перспективе, стоит ли все-таки на каждом уроке ставить образовательные и развивающие цели? Может, образовательные цели могут отражаться в планировании серии занятий, а развивающие - в плане на год, например?

Я лично очень поддерживаю Т-карты для разработки достижения предметных результатов на уроке особенно если прием инновационный и мало известный другим. Планировать образовательные развивающие и воспитательные цели тоже бывает полезно для осознания того что мы делаем и куда ведем учащихся. Детали там излишни. Можно расписать технологию решения учебной задачи. Но нельзя расписать технологию развития интеллекта за 15 минут с помощью описания картинки. Можно научить хорошо описывать картинку. Это кстати не все умеют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошо описывать картинку тоже за 15 минут не научишь. Научить этому можно систематически отрабатывая этапы описания( и по отдельности и в целом). И интеллект также развивается на каждом уроке понемногу, если этим систематически заниматься. А для этого нужно понимать, в каком упражнении какие стороны этого самого интеллекта понемногу развиваются. Мне кажется, что конечно, за один урок глобально цели не достигнешь( например,научить ставить цель и планировать ее достижение),но поставить цель на один урок ( самое простое, например, для младших школьников: выучить 5 новых слов и использовать их в рассказе о друге)вполне возможно и проверяемо даже самим ребенком с последующим анализом: сколько слов запомнил, какие упражнения помогли, какие слова еще нужны и т.д. Потом цели станут пообъемнее, рефлексия посерьезнее. Все постепенно. И , конечно, невозможно это делать на каждом уроке. Но если хотя бы несколько раз за четверть практиковать такие этапы урока, то постепенно можно сформировать умение осознанно подходить к тому, что и для чего сам ученик делает на уроке. Но для этого учитель планирует учить этому систематически. И учит на конкретных упражнениях. Хотя, конечно, на эту цель "работает" весь учебный процесс, если учитель держит в голове( или записывает себе в карту) не только "ввести 5 новых слов, закрепить, дать задание -составить рассказ о друге), "развить умение ставить учебную цель и планировать ее достижение".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Задача в том чтобы эти умения учиться выделять замечать и описывать как дополнительный результат овладения предметными знаниями. Так мне это представляется. Но вот как метапредметные результаты формировать - пока точно не знаю.

Формировать метапредметные результаты на уроке - это вполне реально! Как формировать метапредметные навыки через предметные? Мне кажется, просто: обучать не формально, а добиваться осмысления и понимания учениками учебного материала. И в то же время чаще предлагать задания проблемной направленности, требующие активизации мыслительной деятельности школьников. В методике обучения ИЯ существует множество заданий на обучение 4-х видов речевой деятельности. Даже чтение самого элементарного текста можно превратить в увлекательное занятие: игровые моменты, драматизация, фантазия (придумывание продолжения сюжета или его изменения), написание своих рассказов по заданным словам, предложениям, драматизация сюжета по комиксам или составление своих комиксов по сюжету рассказа - да много чего ещё...! Главное, чтобы детям было интересно и работала мысль. А там, где думают, мыслят, творят, формируются и метапредметные и личностные результаты!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Формировать метапредметные результаты на уроке - это вполне реально! Как формировать метапредметные навыки через предметные? Мне кажется, просто: обучать не формально, а добиваться осмысления и понимания учениками учебного материала. И в то же время чаще предлагать задания проблемной направленности, требующие активизации мыслительной деятельности школьников. В методике обучения ИЯ существует множество заданий на обучение 4-х видов речевой деятельности. Даже чтение самого элементарного текста можно превратить в увлекательное занятие: игровые моменты, драматизация, фантазия (придумывание продолжения сюжета или его изменения), написание своих рассказов по заданным словам, предложениям, драматизация сюжета по комиксам или составление своих комиксов по сюжету рассказа - да много чего ещё...! Главное, чтобы детям было интересно и работала мысль. А там, где думают, мыслят, творят, формируются и метапредметные и личностные результаты!

В общих словах все понятно но методика вещь конкретная. Прежде всего нужен четкий перечень УУД и возможно закрепление УУД за коммуникативными действиями ученика на уроке. Чтобы не фантазировать и не брать метапредметные результаты с потолка. Кто как может и на ходу придумает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Было бы здорово, если бы Вы поделились своим видением Т-карты для презентации технологии описания картинки (или любой другой технологии). Будет ли это таблица? Будет ли это "карта"? Как бы Вы предложили разрабатывать Т-карту для достижения предметного результата? Форма мне интересна еще и потому, что я люблю информацию воспринимать сплошным потоком, структурируя ее для себя самостоятельно. Если бы меня попросили описать какую-нибудь технологию, я бы, наверно, страницу сплошного текста написал.

Это конечно будет карта. Вариант для обучения описанию изображения предложу немного позже. Постараюсь связать все предметные действия с УУД и личностными результатами имея в виду результат на уроке для предметных действий и отсроченный эффект для всего остального. Так честнее. Хочу также подчеркнуть, что Я ОЧЕНЬ ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА В ПЛАНИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Например, если в один ряд результатов в привязке к одному коммуникативному заданию целиком прикрепляют целую цитату из ФГОС с перечнем сразу нескольких универсальных учебных действий, то у меня возникает сомнение, а нет ли здесь формализма ... Уж очень напоминает сказку "Одним ударом семерых")))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помогите, пожалуйста разобраться в терминологии.

В ФГОСе говорится о метапредметных результатах. В литературе встречаются метапредметные действия, метапредметные умения и метапредметные навыки. Это не одно и то же. Чем они отличаются? И как данные понятия соотнести с обучением иностранного языка?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поскольку речь шла о способах и средствах достижения метапредметных результатов на уроке, хочу предложить к обсуждению одну таблицу, которую я составил по конкретному курсу английского языка. Как считаете, коллеги, возможно ли таким образом достигать метапредметных результатов?

Метапредметные результаты.doc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поскольку речь шла о способах и средствах достижения метапредметных результатов на уроке, хочу предложить к обсуждению одну таблицу, которую я составил по конкретному курсу английского языка. Как считаете, коллеги, возможно ли таким образом достигать метапредметных результатов?

И, на всякий случай, брошюра целиком, с примерами конкретных упражнений: http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_EE2_11.pdf . Написал ее еще в прошлом году, поэтому интересно посмотреть глазами учителей и методистов, и, возможно, что-то отредактировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поскольку речь шла о способах и средствах достижения метапредметных результатов на уроке, хочу предложить к обсуждению одну таблицу, которую я составил по конкретному курсу английского языка. Как считаете, коллеги, возможно ли таким образом достигать метапредметных результатов?

Думаю, возможно! Спасибо за таблицу!

Как вы считаете, можно ли отнести к последнему пункту о формировании и развитии ИКТ-компетенции... (в ходе работы с заданиями, требующими поиска информации в интернете) и общения в сети (например, обсуждения проблемы в учебном блоге и т.д.)? Хотя сетевое общение в конкретных учебниках, наверное, не предусмотрено, но в целом в обучении ИЯ возможно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, возможно! Спасибо за таблицу!

Как вы считаете, можно ли отнести к последнему пункту о формировании и развитии ИКТ-компетенции... (в ходе работы с заданиями, требующими поиска информации в интернете) и общения в сети (например, обсуждения проблемы в учебном блоге и т.д.)? Хотя сетевое общение в конкретных учебниках, наверное, не предусмотрено, но в целом в обучении ИЯ возможно.

Полагаю, что можно и нужно. Таблица составлена по конкретному курсу, в учебниках там нет регулярных заданий, направленных на выход в интернет, хотя есть задания на сбор информации, для которых работа с интернет-источниками станет отличным подспорьем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И, на всякий случай, брошюра целиком, с примерами конкретных упражнений: http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_EE2_11.pdf . Написал ее еще в прошлом году, поэтому интересно посмотреть глазами учителей и методистов, и, возможно, что-то отредактировать.

Вот это да!!!

Какая замечательная книга! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полагаю, что можно и нужно. Таблица составлена по конкретному курсу, в учебниках там нет регулярных заданий, направленных на выход в интернет, хотя есть задания на сбор информации, для которых работа с интернет-источниками станет отличным подспорьем.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И, на всякий случай, брошюра целиком, с примерами конкретных упражнений: http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_EE2_11.pdf . Написал ее еще в прошлом году, поэтому интересно посмотреть глазами учителей и методистов, и, возможно, что-то отредактировать.

Спасибо за брошюру! Когда Вы все успеваете? Ведь это уже целый сборник, практическое руководство для будущих и уже работающих учителей с предысторией и четким разбором материала на конкретных реальных примерах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за брошюру! Когда Вы все успеваете? Ведь это уже целый сборник, практическое руководство для будущих и уже работающих учителей с предысторией и четким разбором материала на конкретных реальных примерах.

Светлана Анисимовна, я эту брошюру написал еще в 2012 году, когда стало ясно, что нужно осмыслить на практике те изменения, которые ФГОС приносит в работу и понять что именно в УМК позволяет ориентироваться на идеи ФГОС и выполнять его требования. Эту брошюру затем вычитывали авторы курса и внесли дополнения я правки.

Еще тогда же я написал подобные брошюры о курсах Happy English.ru и Millie - New Millennium English:

http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_HEru2_11_FGOS.pdf

 

http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_Millie_NME_1_11.pdf

 

А теперь хотелось бы обратиться к опыту учителей и методистов и узнать что в брошюрах стоило бы изменить, дополнить, расписать подробнее или убрать совсем. Например, мне кажется, что раздел о формировании УУД в двух последних брошюрах требует переработки. Наверняка есть что-то еще, что могло бы помочь учителям в практической работе. Но общая идея именно такой и была: сделать справочное пособие и практическое руководство для учителей по работе в условиях ФГОС на примерах конкретных курсов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общих словах все понятно но методика вещь конкретная. Прежде всего нужен четкий перечень УУД и возможно закрепление УУД за коммуникативными действиями ученика на уроке. Чтобы не фантазировать и не брать метапредметные результаты с потолка. Кто как может и на ходу придумает.

Согласна!

Но, чтобы составить такой перечень, нужны соответствующие усилия и масса времени. Рядовой учитель на это не пойдёт. Спасибо Алексею Васильевичу за разработанные им методические рекомендации для достижения названных результатов, за составленные им брошюры! В них - конкретная помощь учителям!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласна!

Но, чтобы составить такой перечень, нужны соответствующие усилия и масса времени. Рядовой учитель на это не пойдёт. Спасибо Алексею Васильевичу за разработанные им методические рекомендации для достижения названных результатов, за составленные им брошюры! В них - конкретная помощь учителям!

Да подобные материалы полезны. Из них складывается более четкая картина. Главное что я понял для себя пока - метапредметные результаты за образовательный курс можно получить только через предметные результаты урока. Другого пути нет и планировать эти результаты нужно в связке. Иначе Т-карта практической пользы не принесет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, что так. Но это и настораживает. Это ведь мы приходим к такому выводу, что предметные результаты первостепенны. В Стандартах, если не ошибаюсь, личностные, метапредметные и предметные результаты характеризуются как равнозначные. Если и это так, то на выходе вряд ли все сойдется. Ведь если взять конкретный урок, то реально в отношении полученных к его концу результатов можно говорить, о 95% предметных, 5% метапредметных и каких-нибудь сотых личностных, и то не всегда. Если этого достаточно, то да, наверно, можно говорить о том, что если в учебнике, например, есть проектное задание в каждом разделе, задания для выполнения в группах в каждом уроке и еще патриотические тексты в каждом классе, то "все по ФГОСу". Если же Стандарты действительно предлагают новую концепцию, то тогда и проблема глубже, тогда, наверно, одним уголком на учебнике не обойтись, нужно преподавать по-новому, видимо, не только предметно, но и как-то "метапредметно" и "личностно". ))

Все проще. Учебник английского языка не может быть одновременно поучениями Владимира Мономаха детям. Главное - это предметные результаты на уроке. Через них достигаются иные результаты по Стандарту. В перспективе жизни я бы на первое место поставил личностный результат. Главным итогом школьного образовательного курса в целом я бы назвал умение и желание учиться. Ну а главным итогом изучения предмета все же есть здравый смысл назвать предметные результаты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помогите, пожалуйста разобраться в терминологии.

В ФГОСе говорится о метапредметных результатах. В литературе встречаются метапредметные действия, метапредметные умения и метапредметные навыки. Это не одно и то же. Чем они отличаются? И как данные понятия соотнести с обучением иностранного языка?

Результаты можно достигнуть, сформировав определённые умения и навыки, которые формируются в процессе определённых действий. Например, анализ текста: действия - разделить на смысловые части, выделить главную мысль и т.д., таким образом вырабатываются навыки деления текста, выделения, поиск т.д. и формируется умение анализировать текст в целом. Таким образом, можно сказать, что достигнут метапредметный результат по работе с текстом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Результаты можно достигнуть, сформировав определённые умения и навыки, которые формируются в процессе определённых действий. Например, анализ текста: действия - разделить на смысловые части, выделить главную мысль и т.д., таким образом вырабатываются навыки деления текста, выделения, поиск т.д. и формируется умение анализировать текст в целом. Таким образом, можно сказать, что достигнут метапредметный результат по работе с текстом.

Наш предмет особенно ценный для получения сверх предметных результатов. Ведь мы работаем с текстом смыслом мыслью иткоммуникацией. Это все есть как предметный так и метапредметный результат. Мы учим восприятия мира информации и речевому взаимодействию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наш предмет особенно ценный для получения сверх предметных результатов. Ведь мы работаем с текстом смыслом мыслью иткоммуникацией. Это все есть как предметный так и метапредметный результат. Мы учим восприятия мира информации и речевому взаимодействию.

Да, это специфика предмета "Иностранный язык". Как отмечают специалисты: ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности.

 

"Использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях..." (ФГОС). Работа с информацией (текстом) для изучения иностранного языка, получение новых знаний не по языку и формирование метапредметных действий/умений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, это специфика предмета "Иностранный язык". Как отмечают специалисты: ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности.

 

"Использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях..." (ФГОС). Работа с информацией (текстом) для изучения иностранного языка, получение новых знаний не по языку и формирование метапредметных действий/умений.

По поводу "основ наук" я бы немного поспорил... Уж очень хочется, чтобы наш предмет способствовал формированию у учащихся основ научных знаний. В общем, ведь это так и происходит. Мы даем в наших учебниках и проектах ОЧЕНЬ много научной информации, причем, самой современной. Конечно в доступной форме, как и требует того возрастная педагогика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу "основ наук" я бы немного поспорил... Уж очень хочется, чтобы наш предмет способствовал формированию у учащихся основ научных знаний. В общем, ведь это так и происходит. Мы даем в наших учебниках и проектах ОЧЕНЬ много научной информации, причем, самой современной. Конечно в доступной форме, как и требует того возрастная педагогика.

Ну, новые ФГОСы и Закон об образовании предполагает (по просьбе учащихся, как уверяют) всем желающим именно только основы наук преподносить на всех предметах. Активно готовят такие "уровневые". программы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, новые ФГОСы и Закон об образовании предполагает (по просьбе учащихся, как уверяют) всем желающим именно только основы наук преподносить на всех предметах. Активно готовят такие "уровневые". программы.

А Вы предлагаете на уроках английского языка преподавать естествознание или историю во всей полнота и глубине? Мне слово ОСНОВЫ тоже не очень нравится. Слишком общее мне больше нравится элементы научных знаний на уроках английского языка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А Вы предлагаете на уроках английского языка преподавать естествознание или историю во всей полнота и глубине? Мне слово ОСНОВЫ тоже не очень нравится. Слишком общее мне больше нравится элементы научных знаний на уроках английского языка.

Да ни в коем разе! Просто тот уровень по предметам общеобразовательным снижен так, что после 9 класса в 10 делать нечего. И английского особо сильно требовать тоже не будут, судя по тому, что об этом успокоительно говорят инициаторы-противники академизма в прессе. Там всем достаточно на 3, которое чуть выше 2 причем за заведомо сниженный уровень требуемых знаний.

Так что общее знакомство с основной тематической лексикой по разным отделам знания всегда было в отечественных учебниках (и в импортных, кстати, тоже) вполне оправдано представлено. И это оптимальное решение, потому что главное на уроках ИЯ обучать именно ИЯ, потому что именно это поможет в дальнейшем тем, КТО ЭТОГО ЗАХОЧЕТ, применять знание английского в профессиональной деятельности или как хобби, с желаемой глубиной. Хотя есть такие школы с вполне техническими профилями, но при этом с высокими требованиями к знаниям иностранного языка для желающих в них учиться. Там, наприер, урок математики или физики могут вести одновременно математик или физик на русском и преподаватель английского на английском, а дети в зависимости от общих задач на уроке и у доски говорят на английском. Хотя это урок не английского языка. Разумеется во всех школах такого добиваться просто глупо. :P

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×