Перейти к содержимому
Amatum

Как правильно сформулировать тему урока?

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, хочу посоветоваться с коллективным разумом.

Я работаю в частной школе, поэтому написание программ и планирования долгое время обходило нас стороной, и далеко не все коллеги владеют этим вопросом. Поэтому не могу посоветоваться внутри школы.

Написала я планирование так, как десять лет назад учили меня в гос. школе. Т.е. тему урока я формулирую не по содержанию речи, а по формируемым навыкам. Т.е. с моей точки зрения некорректно написать в теме десяти уроков "Еда", а надо конкретизировать "Еда. Ввод лексических единиц и речевых оборотов" или "Еда. В продуктовом магазине. Обучение диалогической речи". Коллеги, преподающие другие предметы, пытаются меня убедить, что этим я добавляю в тему урока цели и задачи.

Кто прав? Как надо формулировать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, хочу посоветоваться с коллективным разумом.

Я работаю в частной школе, поэтому написание программ и планирования долгое время обходило нас стороной, и далеко не все коллеги владеют этим вопросом. Поэтому не могу посоветоваться внутри школы.

Написала я планирование так, как десять лет назад учили меня в гос. школе. Т.е. тему урока я формулирую не по содержанию речи, а по формируемым навыкам. Т.е. с моей точки зрения некорректно написать в теме десяти уроков "Еда", а надо конкретизировать "Еда. Ввод лексических единиц и речевых оборотов" или "Еда. В продуктовом магазине. Обучение диалогической речи". Коллеги, преподающие другие предметы, пытаются меня убедить, что этим я добавляю в тему урока цели и задачи.

Кто прав? Как надо формулировать?

Мы пишем тему 1 раз ,а затем формулируем именно задачу основную урока и наш завуч очень строго проверяет наличие этой самой задачи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы пишем тему 1 раз ,а затем формулируем именно задачу основную урока и наш завуч очень строго проверяет наличие этой самой задачи

В журнале? А можно пример, как это выглядит?

Изменено пользователем ilyap22

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы пишем тему 1 раз ,а затем формулируем именно задачу основную урока и наш завуч очень строго проверяет наличие этой самой задачи

Тема "Еда" - это больше подходит для кулинарного техникума. На уроках английского языка мы указываем соответствующий раздел учебника с номером параграфа и там тема формулируется обычно более проблемно и направлена на решение задач по ФГОС. Целью урока разумеется является не формирование у учащихся умений готовить а достижение предметных, личностных и метапредметных результатов. Планируемый предметный результат - формирование или развитие умений высказываться по проблеме ...; планируемый метапредметный результат - формирование или развитие УУД типа ...; личностный результат - формирование или развитие ... (используем формулировки ФГОС). Цель - это всегда представление о результате. Поэтому достижение результата - это и есть цель. Ну а задачи зависят от этапов Вашего урока. На каждом этапе урока решается конкретная задача в зависимости от характера задания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, хочу посоветоваться с коллективным разумом.

Я работаю в частной школе, поэтому написание программ и планирования долгое время обходило нас стороной, и далеко не все коллеги владеют этим вопросом. Поэтому не могу посоветоваться внутри школы.

Написала я планирование так, как десять лет назад учили меня в гос. школе. Т.е. тему урока я формулирую не по содержанию речи, а по формируемым навыкам. Т.е. с моей точки зрения некорректно написать в теме десяти уроков "Еда", а надо конкретизировать "Еда. Ввод лексических единиц и речевых оборотов" или "Еда. В продуктовом магазине. Обучение диалогической речи". Коллеги, преподающие другие предметы, пытаются меня убедить, что этим я добавляю в тему урока цели и задачи.

Кто прав? Как надо формулировать?

Тема формулируется еще при разработке Рабочей программы,в школьной практике последних лет предлагается записывать тему примерно так: "Развитие навыков говорения", так же можно добавить "по теме "Еда". Так как Вы предложили записывать тему, было актуально 3-4 года назад. Подробнее о заполнении журнала, есть статья в журнале АЯШ https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=2952 (анонс данного выпуска).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема формулируется еще при разработке Рабочей программы,в школьной практике последних лет предлагается записывать тему примерно так: "Развитие навыков говорения", так же можно добавить "по теме "Еда". Так как Вы предложили записывать тему, было актуально 3-4 года назад. Подробнее о заполнении журнала, есть статья в журнале АЯШ https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=2952 (анонс данного выпуска).

Спасибо. Ценно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема "Еда" - это больше подходит для кулинарного техникума. На уроках английского языка мы указываем соответствующий раздел учебника с номером параграфа и там тема формулируется обычно более проблемно и направлена на решение задач по ФГОС. Целью урока разумеется является не формирование у учащихся умений готовить а достижение предметных, личностных и метапредметных результатов. Планируемый предметный результат - формирование или развитие умений высказываться по проблеме ...; планируемый метапредметный результат - формирование или развитие УУД типа ...; личностный результат - формирование или развитие ... (используем формулировки ФГОС). Цель - это всегда представление о результате. Поэтому достижение результата - это и есть цель. Ну а задачи зависят от этапов Вашего урока. На каждом этапе урока решается конкретная задача в зависимости от характера задания.

Наша завуч небезосновательно считает, что программа первична, а учебник вторичен, поэтому требует, чтобы никаких страниц и номеров параграфа в программе и планировании и в помине не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, в практике используется два вида решения этой задачи, один- чисто методический: Формулировка темы под цель и задачи, то о чем говорят коллеги.

Второй, мы в нашей школе его используем-это тема урока, исходя из темы урока в учебнике. Дословно переводим названия уроков, поэтому темы у нас звучат забавно. И другим специалистам не понять.

вот темы из NMEnglish 5 класс: Мое расписание; Вещи про мою школу; Сколько времени? ( как гугл-переводчик)

На все вопросы отвечаем: Такова тема урока в учебнике. Мы составляем планирование на год и менять тему с точки зрения методики-это большая работа.

По урокам в учебнике-наш опыт.

Поэтому тема "Еда" у нас тоже есть. Даже может быть "Еда в ресторане" или "Еда на улице"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наша завуч небезосновательно считает, что программа первична, а учебник вторичен, поэтому требует, чтобы никаких страниц и номеров параграфа в программе и планировании и в помине не было.

Так ведь рабочая программа составляется по учебнику ... А в учебнике указаны темы ... Я бы конечно формулировал их более обобщено чем в учебнике чтобы избегать забавные формулировок. А то ведь тема в учебнике может быть названа ну уж очень оригинально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, в практике используется два вида решения этой задачи, один- чисто методический: Формулировка темы под цель и задачи, то о чем говорят коллеги.

Второй, мы в нашей школе его используем-это тема урока, исходя из темы урока в учебнике. Дословно переводим названия уроков, поэтому темы у нас звучат забавно. И другим специалистам не понять.

вот темы из NMEnglish 5 класс: Мое расписание; Вещи про мою школу; Сколько времени? ( как гугл-переводчик)

На все вопросы отвечаем: Такова тема урока в учебнике. Мы составляем планирование на год и менять тему с точки зрения методики-это большая работа.

По урокам в учебнике-наш опыт.

Поэтому тема "Еда" у нас тоже есть. Даже может быть "Еда в ресторане" или "Еда на улице"

Такие формулировки тем не соответствуют ФГОС, конечно записывать их по такому принципу проще, приятно что Завуч допускает такой вариант.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наша завуч небезосновательно считает, что программа первична, а учебник вторичен, поэтому требует, чтобы никаких страниц и номеров параграфа в программе и планировании и в помине не было.

С этим вопросом ситуация неоднозначная, с одной стороны по иностранному языку обычно требуют не писать номеров параграфов и страницы, а с другой например учителя географии в основном пишут параграфы в журнале. Еще можно посоветовать тему, для РТ и журнала (а они конечно же совпадают) формулировать кратко, чтобы потом легко было записывать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так ведь рабочая программа составляется по учебнику ... А в учебнике указаны темы ... Я бы конечно формулировал их более обобщено чем в учебнике чтобы избегать забавные формулировок. А то ведь тема в учебнике может быть названа ну уж очень оригинально.

Я понимаю это так: в идеале мы сначала определяем, чему мы хотим учить, и только потом подбираем учебное пособие. Ну, корректируем свои желания с учетом пособия, но никто не запрещает поставить в программу тему, не упомянутую в учебнике, или заменить какой-то материал. Возможно, по факту проверяющие не согласятся с этим подходом. Но завуч у нас в частной первый год, а до того в гос. школе работала, так что я ей верю и эта логика мне понятна. Просто у ин. яза есть специфика, которую наша завуч, будучи географом, понять не может, поэтому спрашиваю здесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С этим вопросом ситуация неоднозначная, с одной стороны по иностранному языку обычно требуют не писать номеров параграфов и страницы, а с другой например учителя географии в основном пишут параграфы в журнале. Еще можно посоветовать тему, для РТ и журнала (а они конечно же совпадают) формулировать кратко, чтобы потом легко было записывать.

Ну вот наша завуч считает как раз как географ, что никаких параграфов в журнале быть не может. Т.к. цель не изучить параграф, а изучить тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот наша завуч считает как раз как географ, что никаких параграфов в журнале быть не может. Т.к. цель не изучить параграф, а изучить тему.

Что-то Вы не совсем о том говорите ... Мы в плане урока указываем тему так, как она сформулирована в Вашей рабочей программе. В рабочей программе мы формулируем тему на основании учебных пособий, рекомендаций Министерства РФ и формулируем так, чтобы не было смешно. В скобках целесообразно указать материал, который положен в основу урока, то есть, учебник, параграф со страницами и даже номер задания). Не знаю как Вашему завучу, но мне это всегда было нужно, особенно, если программу составлял другой педагог. Тема-то указана, а где брать материал? Если в учебнике тема звучит Shopping can be fun то разумеется я бы тему сформулировал более обобщенно - Покупки в магазине. Или проблема в чем-то другом? Меня вообще намного больше заботит не формулировка темы, а методика проведения урока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что-то Вы не совсем о том говорите ... Мы в плане урока указываем тему так, как она сформулирована в Вашей рабочей программе. В рабочей программе мы формулируем тему на основании учебных пособий, рекомендаций Министерства РФ и формулируем так, чтобы не было смешно. В скобках целесообразно указать материал, который положен в основу урока, то есть, учебник, параграф со страницами и даже номер задания). Не знаю как Вашему завучу, но мне это всегда было нужно, особенно, если программу составлял другой педагог. Тема-то указана, а где брать материал? Если в учебнике тема звучит Shopping can be fun то разумеется я бы тему сформулировал более обобщенно - Покупки в магазине. Или проблема в чем-то другом? Меня вообще намного больше заботит не формулировка темы, а методика проведения урока.

Ну то Вы говорите, что тема "еда" для кулинарного техникума, то предлагаете тему "покупки в магазине" (а это не то же самое?)

А разве "где брать материал" не в компетенции учителя? если я пишу "развитие навыков говорения по теме еда", как тут рекомендуют, то кого касается, буду я брать дидактический материал в учебнике или сформулирую проблемный вопрос или принесу свои картинки/игры/аудиозаписи... или это нельзя? можно только из учебника? (я не ёрничаю, я правда спрашиваю).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну то Вы говорите, что тема "еда" для кулинарного техникума, то предлагаете тему "покупки в магазине" (а это не то же самое?)

А разве "где брать материал" не в компетенции учителя? если я пишу "развитие навыков говорения по теме еда", как тут рекомендуют, то кого касается, буду я брать дидактический материал в учебнике или сформулирую проблемный вопрос или принесу свои картинки/игры/аудиозаписи... или это нельзя? можно только из учебника? (я не ёрничаю, я правда спрашиваю).

Разные возможны мнения ... Главное чтобы с планом было удобно работать. А формулировки темы - мы ведь не претендуем на премию по литературе. Если Вам нравится тема "Еда" ну пусть будет так. Не совсем правда понятно о чем речь пойдет на таком уроке и какие результаты ждать, какие компетенции...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересно, как правило, темы разделов пособий и учебников носят именно лексическую направленность: A new pupil, Sweet home

Должна ли тема говорить о результатах и формируемых компетенциях? Зачем тогда цель?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странно, сейчас все частные школы работают по комплектам УМК, уже никто материал к уроку сам не подбирает при таком выборе учебников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересно, как правило, темы разделов пособий и учебников носят именно лексическую направленность: A new pupil, Sweet home

Должна ли тема говорить о результатах и формируемых компетенциях? Зачем тогда цель?

Тема определяет содержание урока. По содержанию можно поанировать результаты. А если тема "еда" то что планировать? Знание рецептов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В журнале? А можно пример, как это выглядит?

"Мы чемпионы"Ведение диалога расспроса о проблемах со здоровьем

Запись след урока этого же раздела:

Ведение диалога - расспроса о любимой карьере

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласна с August. тема - тема, цель - цель, иначе получается нечто среднее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне это видится немного иначе. Тема, конечно, определяет содержание урока, но только в некоторой степени. По сути же тема вторична, так как обучать одной и той же грамматике, например, и развивать одни и те же умения можно на материале множества тем. Результаты, видимо, только по теме планировать не получится. Для этого нужна цель, которая и будет определять методическое содержание урока.

 

 

То же самое и здесь. Думаю, не совсем верно считать целью урока достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, так как в рамках урока это сделать можно лишь частично. (Мы где-то уже говорили об отсроченности достижения результатов). Поэтому формулировка "планируемый предметный результат - формирование или развитие умений высказываться по проблеме..." видится не совсем корректной, ведь результат - это не формирование, а сформированность. На уроке же происходит именно формирование (развитие и проч.). Т.е. ставя главной целью урока, скажем, developing students' reading for gist and detail skills on the topic of crime and anti-social behaviour, можно ли говорить о достижении предметного результата? От работы с текстом на одном уроке его не достигнуть.

 

В целом же, получается, что идет разграничение самого понятия темы: тема урока (еда) и тема урока в журнале (развитие та-та-та по теме "еда"). Так, значит так (во всяком случае идея, которая за этим стоит, прослеживается). Но тем не менее, второе мне представлется целью. Мы же не говорим, наверно, ученикам, что "сегодня на уроке мы с вами будем развивать ваши умения вести диалог-расспрос" и в конце ученики вряд ли скажут, что "сегодня мы хорошо поднатаскались в умении вести диалог-расспрос". (О самом понятии "диалог-расспрос" можно бы еще поговорить).

Можно научиться рассказывать о здоровом питании, описывать преимущества своей национальной кухни, спрашивать о привычках и предпочтениях в еде, интересоваться особенностями питания в иной культуре... Всему этому можно обучать и нужно ставить цель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Мы чемпионы"Ведение диалога расспроса о проблемах со здоровьем

Запись след урока этого же раздела:

Ведение диалога - расспроса о любимой карьере

Понятно, в целом примерно так, как я и сделала. Я поняла, что можно лучше и для этого, говорят, надо прочитать АЯШ :), только где бы взять еще :) Но супер-перфекционизмом страдать не буду.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласна с August. тема - тема, цель - цель, иначе получается нечто среднее

Не соглашусь. Это у географов и историков тема - это тема. А у нас так называемая тема - не более чем содержание речи. Но обучаем-то мы другому. Да, одной частичкой паззла при этом будет лексика по теме. Но лишь одной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно научиться рассказывать о здоровом питании, описывать преимущества своей национальной кухни, спрашивать о привычках и предпочтениях в еде, интересоваться особенностями питания в иной культуре... Всему этому можно обучать и нужно ставить цель.

А еще научить переспрашивать, уточнять, выражать удивление и прочими способами поддерживать беседу, взяв за содержание тему питания.

Я, честно говоря, французский преподаю-то, просто нет у нас такого специализированного форума, а многие проблемы схожи. Поэтому не знаю, что у вас в учебниках - а я вот планирование писала по учебнику, построенному именно так, где непосредственно тема и работа с тематической лексикой занимает может пятую часть серии уроков, а остальное направлено именно на формирование различных речевых навыков, в частности различным аспектам поддержания диалога.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×