Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Развитие интеллекта или моделирование умственной отсталости?

Рекомендуемые сообщения

Название этой темы звучит грубовато, но в действительности некоторые приемы обучения английскому языку напоминают те, что применяются в обучении детей с признаками слабо выраженной дебильности. Мне приходилось наблюдать такие приемы на экспериментальных уроках английского языка в вспомогательной школе много лет назад (у нас была такая программа). Многократное повторение, вопросы с очевидными ответами, стандартные шаблоны вместо творческой реакции, готовый ответ учителя вместо самостоятельного мнения ученика, преобладающая речь учителя на уроке на фоне молчащих учащихся - наверное это неполный список. С одной стороны кажется, что в обучении иностранному языку не обойтись без повторений, заучивания и зубрежки, структур типа "Это карандаш, а не книга, воспроизведения текстов и диалогов. А с другой стороны, не слишком ли много у нас заучивания и ограничения мысли учащихся только потому, что им не хватает слов, хромает грамматика и учитель может сказать лучше?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Название этой темы звучит грубовато, но в действительности некоторые приемы обучения английскому языку напоминают те, что применяются в обучении детей с признаками слабо выраженной дебильности. Мне приходилось наблюдать такие приемы на экспериментальных уроках английского языка в вспомогательной школе много лет назад (у нас была такая программа). Многократное повторение, вопросы с очевидными ответами, стандартные шаблоны вместо творческой реакции, готовый ответ учителя вместо самостоятельного мнения ученика, преобладающая речь учителя на уроке на фоне молчащих учащихся - наверное это неполный список. С одной стороны кажется, что в обучении иностранному языку не обойтись без повторений, заучивания и зубрежки, структур типа "Это карандаш, а не книга, воспроизведения текстов и диалогов. А с другой стороны, не слишком ли много у нас заучивания и ограничения мысли учащихся только потому, что им не хватает слов, хромает грамматика и учитель может сказать лучше?

В добавление к предыдущему. Заучивание текста - это развитие интеллекта или моделирование отсталости ума?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Название этой темы звучит грубовато, но в действительности некоторые приемы обучения английскому языку напоминают те, что применяются в обучении детей с признаками слабо выраженной дебильности. Мне приходилось наблюдать такие приемы на экспериментальных уроках английского языка в вспомогательной школе много лет назад (у нас была такая программа). Многократное повторение, вопросы с очевидными ответами, стандартные шаблоны вместо творческой реакции, готовый ответ учителя вместо самостоятельного мнения ученика, преобладающая речь учителя на уроке на фоне молчащих учащихся - наверное это неполный список. С одной стороны кажется, что в обучении иностранному языку не обойтись без повторений, заучивания и зубрежки, структур типа "Это карандаш, а не книга, воспроизведения текстов и диалогов. А с другой стороны, не слишком ли много у нас заучивания и ограничения мысли учащихся только потому, что им не хватает слов, хромает грамматика и учитель может сказать лучше?

 

В данном смысле интересно, в какой степени соотносятся друг с другом различные мозговые функции и где заканчивается память и начинается собственное оригинальное творческое мышление. Мне как-то сложно представить себе умного (способного к такому мышлению) человека без хорошей памяти как функции (увидел, услышал, прочитал - запомнил) и как хранилища информации (много чего видел, слышал, читал и помнит). Недооценивать роль памяти, в том числе как основы для развития творческого мышления, я бы не стал. Как там у Шендеровича: “Перед тем как начать писать, некоторое время читал”. Но и сводить к памяти весь учебный процесс - по меньшей мере скучно.

Конечно, забавное зрелище, когда взрослым и умным людям дают на уроке детсадовские задания (match 3 pictures with 3 words), детсадовские картинки (Aa - apple, Bb - bat, Cc -cat) и вообще дрессируют, как тюленей, только рыбкой не кормят. С другой стороны, еще забавнее, когда взрослые люди (да и старшие школьники) такого обращения заслуживают, т.к. когнитивные функции на уровне плинтуса: пять новых слов за пятнадцать минут не запомнят, внимание не удержат, без посторонней помощи с глаголом to be не справятся. Когда только начинал работать, сильно переживал, встречая таких взрослых: что я, логопед-дефектолог что ли? Потом привык и готов, если нужно, садиться и вместе (!) выполнять упражнение на раскрытие скобок (элементарнейшая логическая операция) или тридцать минут разучивать дни недели. Конечно, мне бы хотелось упражнение дать на дом, а на уроке общаться исключительно на уровне смысла, но увы. Слышал вот, что Китайгородская предлагала потенциальным слушателям простенький тест на элементарную сообразительность и если кто не справлялся - на курс не брала. Рациональное зерно тут есть, хоть и не уверен, что так правильно: учить можно и нужно всех, но, может быть, по-разному.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В данном смысле интересно, в какой степени соотносятся друг с другом различные мозговые функции и где заканчивается память и начинается собственное оригинальное творческое мышление. Мне как-то сложно представить себе умного (способного к такому мышлению) человека без хорошей памяти как функции (увидел, услышал, прочитал - запомнил) и как хранилища информации (много чего видел, слышал, читал и помнит). Недооценивать роль памяти, в том числе как основы для развития творческого мышления, я бы не стал. Как там у Шендеровича: “Перед тем как начать писать, некоторое время читал”. Но и сводить к памяти весь учебный процесс - по меньшей мере скучно.

Конечно, забавное зрелище, когда взрослым и умным людям дают на уроке детсадовские задания (match 3 pictures with 3 words), детсадовские картинки (Aa - apple, Bb - bat, Cc -cat) и вообще дрессируют, как тюленей, только рыбкой не кормят. С другой стороны, еще забавнее, когда взрослые люди (да и старшие школьники) такого обращения заслуживают, т.к. когнитивные функции на уровне плинтуса: пять новых слов за пятнадцать минут не запомнят, внимание не удержат, без посторонней помощи с глаголом to be не справятся. Когда только начинал работать, сильно переживал, встречая таких взрослых: что я, логопед-дефектолог что ли? Потом привык и готов, если нужно, садиться и вместе (!) выполнять упражнение на раскрытие скобок (элементарнейшая логическая операция) или тридцать минут разучивать дни недели. Конечно, мне бы хотелось упражнение дать на дом, а на уроке общаться исключительно на уровне смысла, но увы. Слышал вот, что Китайгородская предлагала потенциальным слушателям простенький тест на элементарную сообразительность и если кто не справлялся - на курс не брала. Рациональное зерно тут есть, хоть и не уверен, что так правильно: учить можно и нужно всех, но, может быть, по-разному.

Вряд ли на интенсивных курсах отказывали клиентам. Наше дело - учить всех. Ваши наблюдения мне интересны. Все точно подмечено. Особенно понравилась готовность усесться рядом сьучеником и работать сообща. Кстати раскрытие скобок и установление соответствий может быть настоящей логической операцией требующей критического мышления. Я предпочитаю в любом случае действовать на занятии на уровне смысла. Пусть даже на элементарнейшем материале но на уровне смысла. От руководства хоровым дрилом давно отказался. Короче стараюсь во все действия вложить задачу развития интеллекта. И категорически против подмены творческого задания типа эссе или описания изображения заучиванием пустых формул. Без них вообще можно обойтись и пусть эксперт на экзамене только попробует снизить балл за то что в эссе не было вводных слов перед аргументами!))) были бы мысли!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От руководства хоровым дрилом давно отказался. Короче стараюсь во все действия вложить задачу развития интеллекта. И категорически против подмены творческого задания типа эссе или описания изображения заучиванием пустых формул. Без них вообще можно обойтись и пусть эксперт на экзамене только попробует снизить балл за то что в эссе не было вводных слов перед аргументами!))) были бы мысли!

 

Иногда и хотелось бы дать простых формул, да их не существует. Как хорошо по этому поводу сказано у Вайля с Генисом: "Мы начинаем привыкать к мысли, что если на вопрос "Который час?" нам отвечают "Без четверти пять" — это редкое отклонение от нормы, которое надо ценить. Потому что ваш знакомый скорее всего ответит "А что?", или "Куда ты торопишься?"

В жизни формулы пробуксовывают и даже разговорник не в помощь, одна надежда - на интеллект.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Иногда и хотелось бы дать простых формул, да их не существует. Как хорошо по этому поводу сказано у Вайля с Генисом: "Мы начинаем привыкать к мысли, что если на вопрос "Который час?" нам отвечают "Без четверти пять" — это редкое отклонение от нормы, которое надо ценить. Потому что ваш знакомый скорее всего ответит "А что?", или "Куда ты торопишься?"

В жизни формулы пробуксовывают и даже разговорник не в помощь, одна надежда - на интеллект.

Похоже, что дело не только в неожиданности речевых реакций. Есть такая древняя азиатская традиция учить через тугое набивание "мешка памяти". Чем быстрее и туже набит этот мешок, тем учение считается более успешным. Вот и торопятся приверженцы такой традиции побольше преподать материала в классе да еще добавить заданий для закрепления дома, чтобы весь материал прочно усвоился в своей изначальной буквальной форме. Именно так заучивались древние и особо почитаемые тексты в старинной системе образования. Ограниченность запоминания языкового материала в том, что в начальной школе ребенок еще запоминает буквы, слова и фразы, воспринимая это как нечто важное и исходящее от авторитетного учителя. Но уже в основное школе оказывается, что материала усвоено достаточно много, а мыслей для выражения с помощью этих языковых средств нет. Дети знают формы вопросы, а о чем спрашивать не знаю. Могут формально поставить вопрос к слову в предложении, а "завести" дискуссию в классе пытаются лишь особые "заводилы", которые нередко воспринимаются учителем, как помехи на организованном уроке. Короче, я вижу проблему именно в этом: "мешок памяти" набиваем, а мышление все время ждет своего часа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера пришел ученик 5 класса с заданием составить пересказ личного письма, в котором девочка из Англии описывает свою школу и класс (Афанасьева, Михеева). Спрашиваю в каком виде персказ, от какого лица.

Ответ: "Ну, вот как там, но короче". Мой вопрос: "Будете зачитывать или отвечать наизусть?" - "Отвечать". Занялись объединением 2-х илим 3-х предложений в одно, подгоняя новое к удобоваримому объему для заучивания с пониманием смысла. Ушло на эту работу 60 минут. А всего потребовалось полтора часа.

Работа не бессмысленная, когда оно может быть выполнена учеником самостоятельно, что маловероятно для 60-70% учеников в классе. Ведь никто не проводит такого типа работу в школе, регулярно и поэтапно, начиная с небольших текстов и до объема письма почти на страницу. И все это ученик должен делать, по идее, сам. Хотя у большинства масса проблем именно по освоенности самой базовой грамматики. Поэтому даже правильно выбрать из готового текста и грамотно объединить или исключить могут немногие.

Все же такие задания следует давать не забывая об индивидуальных возможностях учеников, чтобы не отбивать охоту к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работе. А так большинство просто тупо учит наизусть весь текст. И... забывает его как кошмар сразу после урока. :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера пришел ученик 5 класса с заданием составить пересказ личного письма, в котором девочка из Англии описывает свою школу и класс (Афанасьева, Михеева). Спрашиваю в каком виде персказ, от какого лица.

Ответ: "Ну, вот как там, но короче". Мой вопрос: "Будете зачитывать или отвечать наизусть?" - "Отвечать". Занялись объединением 2-х илим 3-х предложений в одно, подгоняя новое к удобоваримому объему для заучивания с пониманием смысла. Ушло на эту работу 60 минут. А всего потребовалось полтора часа.

Работа не бессмысленная, когда оно может быть выполнена учеником самостоятельно, что маловероятно для 60-70% учеников в классе. Ведь никто не проводит такого типа работу в школе, регулярно и поэтапно, начиная с небольших текстов и до объема письма почти на страницу. И все это ученик должен делать, по идее, сам. Хотя у большинства масса проблем именно по освоенности самой базовой грамматики. Поэтому даже правильно выбрать из готового текста и грамотно объединить или исключить могут немногие.

Все же такие задания следует давать не забывая об индивидуальных возможностях учеников, чтобы не отбивать охоту к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работе. А так большинство просто тупо учит наизусть весь текст. И... забывает его как кошмар сразу после урока. :unsure:/>

Спасибо за очень типичный пример! Знакомые мне дети, без всяких признаков задержки развития, просто дуреют от любого задания, где нужно включить мысль и выразить собственный замысел. Более смелые высказываются не по существу, а более ответственные бегут к репетитору. Намного надежнее взять материал из учебника, загрузить его в "мешок памяти" и в классе, развязав мешок, достать оттуда заготовку. Широко обобщать конечно было бы неверно. Есть и творческие личности, есть и сильные классы, есть и талантливые учителя, но есть и проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильных классов теперь будет все меньше. В Москве пока наблюдаю, что в результате безумного объединения школ, как, например В Северном Бутово, 5-х -7-х классов в комплексе 2114 стало аж по букву "т", численность учеников рассасывается до менее 25 человек и уже никого не делят на группы. Если весной было по 2 группы в классе по 10-13-14 человек, то теперь весь класс сидит с одним учителем. Я так понимаю, что нагрузка на учителя переносится , появляются "лишние" или на не полную ставку учителя. А что это способствует ухудшению качества обучения детей иностранному языку, никого из реформаторов не волнует. Увы. <_<

Так что о подробном использовании возможностей учебника, а они содержат практически все варианты, если говорить об УМК "Титула", уже не приходятся. Почти все ученики сползут на уровень не выше элементари. И это еще будет хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильных классов теперь будет все меньше. В Москве пока наблюдаю, что в результате безумного объединения школ, как, например В Северном Бутово, 5-х -7-х классов в комплексе 2114 стало аж по букву "т", численность учеников рассасывается до менее 25 человек и уже никого не делят на группы. Если весной было по 2 группы в классе по 10-13-14 человек, то теперь весь класс сидит с одним учителем. Я так понимаю, что нагрузка на учителя переносится , появляются "лишние" или на не полную ставку учителя. А что это способствует ухудшению качества обучения детей иностранному языку, никого из реформаторов не волнует. Увы. <_</>

Так что о подробном использовании возможностей учебника, а они содержат практически все варианты, если говорить об УМК "Титула", уже не приходятся. Почти все ученики сползут на уровень не выше элементари. И это еще будет хорошо.

Видно будет ... Многое будет зависеть от направленности экзаменов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видно будет ... Многое будет зависеть от направленности экзаменов.

Давно уже стало понятным объективное требование: для реализации заложенных возможностей нужны соответствующие условияа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Давно уже стало понятным объективное требование: для реализации заложенных возможностей нужны соответствующие условияа.

Я здесь больше смотрю на наши традиции. Если на странице учебника есть материал для заучивания, всем хорошо и спокойно - есть что учить и что отвечать. Если в учебнике предлагаются задания для того или иного вида активных действий, то учителя, дети и родители испытывают тревогу: учить нечего! Поэтому даже явно коммуникативные задания превращаются в материал для чтения, перевода,отработки и воспроизведения. Может быть я ошибаюсь, но слишком часто наблюдаю увлечение запоминанием в ущерб "мышлению вслух". Пугают нас ошибки, не всегда убедительные мысли детей и вообще нарушение порядка в классе. Намного спокойнее наша традиция - дети по очереди отвечают и все хорошо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×