Перейти к содержимому
Алексей Конобеев

Формирование УУД на уроках английского

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги, 

я часть получаю вопросы о том, какие УУД и как можно формировать на уроках английского языка. Давайте попробуем вместе разобраться с этим вопросом, а также с тем, что можно написать в рабочих программах и отчетных документах. 

 

Начнем с того, что полного и исчерпывающего списка УУД в официальных документах пока не существует. Чаще всего УУД делят на следующе большие группы:

•личностные;
•познавательные,
•регулятивные,
•коммуникативные.
 
Внутри этих групп также существуют различные деления. Например, познавательные УУД ряд авторов делит на общеучебные и логические, а другие авторы добавляют к этому делению и знаково-символические,  и выделяют постановку и решение проблемы в отдельный подвид. 
Я попытался составить список наиболее часто перечисляемых в стандартах и вспомогательной литературе УУД, привожу его ниже:
 
Личностные УУД включают:
•Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное
•Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами
•Нравственно-этическая ориентация (нравственно-этическое оценивание, моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

 

Регулятивные УУД включают:

•Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и тем, что еще неизвестно

•Планирование – определение последовательности промеуточных целей для достижения конечного результата

•Прогнозирование

•Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

•Коррекция

•Оценка

Саморегуляция как способ к волевому усилию

 

Познавательные УУД включают:

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Знаково-символические: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов

Логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

 

Коммуникативные УУД включают: 

•Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
•Постановка вопроса – инициация сотрудничества в поиске и сборе информации
•Разрешение конфликтов
•Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
 
Подробно про УУД также рассказывалось в ходе мастеркласса: https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=2884
 
Если тема УУД важна, то я готов по каждой группе и виду УУД привести примеры конкретных заданий из учебников, способствующих формированию этих действий.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Уважаемые коллеги, 

я часть получаю вопросы о том, какие УУД и как можно формировать на уроках английского языка. Давайте попробуем вместе разобраться с этим вопросом, а также с тем, что можно написать в рабочих программах и отчетных документах. 

 

Great! Thank you so much! This is just what we need to improve our teachers' ability to set aims for lesson stages. For a workshop it would be useful to have tasks to which teachers could find as many aims as possible (of course, ideally first aims then tasks, but when people learn, backward movement can be justified).

Regards,

Valentina (Pyatigorsk))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Am I right to think that UUD can be roughly called study skills? If yes, then how shall we differentiate communicative skills from subject skills proper since "communication" is a part of subject matter of language teaching?

Here another question arises: what is the ratio between subject-oriented aims and UUD?

И по-русски(не уверена с терминологией). ФГОС требует триединых результатов: Л (личных), МП (метапредметных) и П (предметных). При этом указывается, что УУД формируются внутри МП. Но тогда что такое Л? Это что-то отдельное?

И как соотносятся коммуникативные УД и предметные как ИЯ? (вопрос выше по-английски об этом же).

Так же было бы важно иметь систематику предметных целей (Алексей, у Вас точно где-то есть сие богатство).

Ну и еще вопросик. Таксономия Блума и познавательные УД можно объединить одним и тем же содержанием?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Am I right to think that UUD can be roughly called study skills? If yes, then how shall we differentiate communicative skills from subject skills proper since "communication" is a part of subject matter of language teaching?

Here another question arises: what is the ratio between subject-oriented aims and UUD?

И по-русски(не уверена с терминологией). ФГОС требует триединых результатов: Л (личных), МП (метапредметных) и П (предметных). При этом указывается, что УУД формируются внутри МП. Но тогда что такое Л? Это что-то отдельное?

И как соотносятся коммуникативные УД и предметные как ИЯ? (вопрос выше по-английски об этом же).

Так же было бы важно иметь систематику предметных целей (Алексей, у Вас точно где-то есть сие богатство).

Ну и еще вопросик. Таксономия Блума и познавательные УД можно объединить одним и тем же содержанием?

УУД - универсальны и не связаны только с английским языком. Таксономия Блума - это о сферах знаний, а УУД - это о способах познания. Поэтому коммуникативные УУД формируются не обязательно в изучении английского языка а еще и на уроках кройки и шитья тоже. Личностные результаты - это обобщенно умение ученика определить и регулировать свое отношение к знаниям - интересы, мотивы, цели, сферы применения. Вся система предметных результатов - в структуре коммуникативной компетенции учащихся. Я это так вижу и мне это так представляется. Учителям тоже вроде бы так понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

УУД - универсальны и не связаны только с английским языком. Таксономия Блума - это о сферах знаний, а УУД - это о способах познания. Поэтому коммуникативные УУД формируются не обязательно в изучении английского языка а еще и на уроках кройки и шитья тоже. Личностные результаты - это обобщенно умение ученика определить и регулировать свое отношение к знаниям - интересы, мотивы, цели, сферы применения. Вся система предметных результатов - в структуре коммуникативной компетенции учащихся. Я это так вижу и мне это так представляется. Учителям тоже вроде бы так понятно.

 

Я понимаю (как мне кажется))),что коммуникативные навыки  развиваются во всех сферах деятельности, но поскольку они сильно пересекаются с предметными в изучениии языка, то я предположила, что могут измениться пропорции предметные/универсальные при измерении результатов (вышеуказанных трех). Возможно это предположение безосновательно. Спросила по таксономию Блума, потому что на основе ее описываются thinking/cognitive skills и их описание сильно схоже с познавательными УД. Например:

post-70619-0-89640700-1431064238_thumb.jpg

Изменено пользователем spaResort

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я понимаю (как мне кажется))),что коммуникативные навыки  развиваются во всех сферах деятельности, но поскольку они сильно пересекаются с предметными в изучениии языка, то я предположила, что могут измениться пропорции предметные/универсальные при измерении результатов (вышеуказанных трех). Возможно это предположение безосновательно. Спросила по таксономию Блума, потому что на основе ее описываются thinking/cognitive skills и их описание сильно схоже с познавательными УД. Например:

Понял. Это - другая таксономия Блума. Я привык к его классической таксономии о сферах формирования знаний. Конечно, коммуникативные познавательные действия и учебные действия на уроках иностранного языка пересекаются, хотя некоторая часть важных коммуникативных УУД на уроках иностранного языка осуществляется на родном языке учащихся. Здесь задача другая - овладеть умениями диалога с учителем и учащимися по добыванию знаний, а не по участию в учебных речевых ситуациях. То есть, в коммуникативных УУД главное - социальные умения в сфере учения. Как-то так ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понял. Это - другая таксономия Блума. Я привык к его классической таксономии о сферах формирования знаний. Конечно, коммуникативные познавательные действия и учебные действия на уроках иностранного языка пересекаются, хотя некоторая часть важных коммуникативных УУД на уроках иностранного языка осуществляется на родном языке учащихся. Здесь задача другая - овладеть умениями диалога с учителем и учащимися по добыванию знаний, а не по участию в учебных речевых ситуациях. То есть, в коммуникативных УУД главное - социальные умения в сфере учения. Как-то так ...

Спасибо, Радислав Петрович. Я тоже поняла. Но вопрос по систематике предметных целей остаётся. Просмотрела бегло в сети несколько отчественных учебников по методике. Уж больно все разнесено...теоретизировано.

Западные методисты делят содержание уроков на системы и речевые навыки (systems and skills lessons) и от них идет целеполагание. Интересно сравнить. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Радислав Петрович. Я тоже поняла. Но вопрос по систематике предметных целей остаётся. Просмотрела бегло в сети несколько отчественных учебников по методике. Уж больно все разнесено...теоретизировано.

Западные методисты делят содержание уроков на системы и речевые навыки (systems and skills lessons) и от них идет целеполагание. Интересно сравнить.

 

Ну да. Уроки теории - у нас их меньше или должно быть меньше и уроки практики - у нас их больше или должно быть наверное больше

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Am I right to think that UUD can be roughly called study skills? If yes, then how shall we differentiate communicative skills from subject skills proper since "communication" is a part of subject matter of language teaching?

Here another question arises: what is the ratio between subject-oriented aims and UUD?

И по-русски(не уверена с терминологией). ФГОС требует триединых результатов: Л (личных), МП (метапредметных) и П (предметных). При этом указывается, что УУД формируются внутри МП. Но тогда что такое Л? Это что-то отдельное?

И как соотносятся коммуникативные УД и предметные как ИЯ? (вопрос выше по-английски об этом же).

Так же было бы важно иметь систематику предметных целей (Алексей, у Вас точно где-то есть сие богатство).

Ну и еще вопросик. Таксономия Блума и познавательные УД можно объединить одним и тем же содержанием?

 

Много интересных вопросов! Попробую ответить на них, хотя, возможно, это займет какое-то время. Часть ответов уже дал Радислав Петрович, но если информация будет пересекаться, то это скорее повод для обсуждения.

Часть проблемы с УУД заключается как раз в том, что поскольку это универсальные действия, то они должны "работать" для всех предметов. Поэтому они попали в метапредметные результаты. Личностные результаты во многом с ними пересекаются по той же причине: как личность ребенок развивается в рамках любого предмета так, как это развитие запланировал учитель и авторы УМК. Конечно, список личностных результатов ФГОС гораздо шире, чем список личностных УУД. УУД, скорее, становятся "опорой" для достижения личностных результатов. 

Давайте сравним личностные результаты и личностные УУД. 

 

Личностные УУД включают:
•Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное
•Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами
•Нравственно-этическая ориентация (нравственно-этическое оценивание, моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)
 
Личностные результаты ФГОС начального общего образования, в соответствии с ФГОС, "должны отражать" следующее. Жирным шрифтом выделил те пункты, которые наиболее тесно соприкасаются с личностными УУД, в скобках курсивом привожу соответствующие УУД:
 

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций (Нравственно-этическая ориентация);

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (Нравственно-этическая ориентация);;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами);

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (Нравственно-этическая ориентация);;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное и Нравственно-этическая ориентация);

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Нравственно-этическая ориентация);;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям (Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное).

Получается, личностные УУД пересекаются с личностными результатами ФГОС. Точно так же, одно и то же упражнение может быть направлено как на формирование личностных УД, так и на достижение линостных результатов ФГОС. Например, когда мы говорим с детьми о разных профессиях, мы с одной стороны можем способствовать их профессиональному самоопределению (помочь понять какая сфера деятельности для ребенка наиболее интересна в данном возрасте), а также можем и формировать мотивацию к творческому труду (показать детям, что творческая работа интересна и попробовать обсудить какое творчество может быть в профессии учителя, врача и так далее). А вот если мы просто перечислим названия разных профессий на английском, то тут вряд ли будет формироваться мотивация к творческому труду, да и профессиональное самоопределение от такого перечисления не произойдет. Этим учебник отличается от, скажем, словаря в картинках, а урок, ориентированный на ФГОС, отличается от урока в рамках лексического подхода. 
Постараюсь позже привести примеры разных заданий из разных УМК, которые способствуют формированию разных видов УУД. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только что на вебинаре возник вопрос о том, как определить уровень сформированности УУД. Поскольку УУД - это действия, то показателем степени их сформированности является то, как, насколько самостоятельно эти действия выполняет ученик и насколько он умеет применять эти действия в разных ситуациях. 

Пример градации УУД по сформированности:

 

1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности;

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем по постоянному, уже усвоенному алгоритму;

3) не может самостоятельно внести коррективы в действия, перенося их на решение новых задач;

4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа действия в сотрудничестве с учителем);

5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);

6) обобщение учебных и выведение новых способов действия для каждой конкретной задачи.

 

Подробно об этапах формирования УУД можно прочитать в статье О. В. Кузнецовой "Этапы формирования регулятивных учебных действий младших школьников" http://vestnik.yspu.org/releases/2015_1pp/12.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, несколько лет назад О.Ф. Брыксиной был проведён тренинг 

 

ФГОС ООО: читаем и изучаем вместе

 

 

На сайте тренинга можно найти много интересного и полезного материала. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Много интересных вопросов! Попробую ответить на них, хотя, возможно, это займет какое-то время. Часть ответов уже дал Радислав Петрович, но если информация будет пересекаться, то это скорее повод для обсуждения.

Часть проблемы с УУД заключается как раз в том, что поскольку это универсальные действия, то они должны "работать" для всех предметов. Поэтому они попали в метапредметные результаты. Личностные результаты во многом с ними пересекаются по той же причине: как личность ребенок развивается в рамках любого предмета так, как это развитие запланировал учитель и авторы УМК. Конечно, список личностных результатов ФГОС гораздо шире, чем список личностных УУД. УУД, скорее, становятся "опорой" для достижения личностных результатов. 

Давайте сравним личностные результаты и личностные УУД. 

 

 

 

Спасибо Алексей! Вы привели интересный пример с разницей между уроком в "рамках лексического подхода" и ориентированного на ФГОС. Хочу выразить беспокойство, что как бы опять учебники не вышли демагогизированными, а не нормальными практическими. Я бы предпочла, чтобы моих детей учили в рамках первого. Если урок построен методически правильно, то  даже если во главе угла сугубо практические цели, то и личностный и познавательный рост, и умения контролировать свое поведение, чувства и умение пользоваться информацией будут расти неуклонно и толку больше будет. Удельный вес личностно-результативной ориентации должен быть выше в одних предметах и ниже в других.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если тема УУД важна, то я готов по каждой группе и виду УУД привести примеры конкретных заданий из учебников, способствующих формированию этих действий.

Мне очень интересно было бы посмотреть на примеры. Недавно вышла из декретного отпуска, все изменения в сфере образования, точнее всю практическую их часть я пропустила, а сейчас на работе совсем не понимаю. Есть отдельно теория и практика, хочу вникнуть основательно. Помогите, пожалуйста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×