Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Для специалистов в области преподавания иностранных языков всегда было интересно понять как человек усваивает свой родной язык. Это всегда считались важным для того, чтобы научиться более эффективно обучать иностранному языку. Науке известны три основные теории, объясняющие овладение языком у человека: 1. Теория врожденной языковой способности (nativism). 2. Теория способности анализировать грамматику (language analyser). 3. Теория возникновения языковой системы (emergentism). В соовтетствии с теорией врожденной языковой способностти, человек рождается с готовыми нейронными структурами в коре головного мозга, которые "оживают" при столкновении с коммуникативной действительностью. Эта теория имеет своих сторонников, однако она не может убедительно объяснить, почему в коре головного мозга заложено такое огромное разнообразие языкового строя. Существует множество самых разных грамматических способов оформления мысли в слове и трудно согласиться с тем, что все они предусмотрены генетической программой. Другая теория представляется более убедительной. Она исходит из того, что человек имеет способность анализировать язык, который его окружает и делать выводы о том, как "правильно" говорить. Данная теория подтверждается языковым развитием детей, родители которых говорят неграмотно. Язык этих детей как правило оказывается более правильным и развитым, чем у их родителей. Причем, причина этого заключается не обязательно в роли школьного образования. Просто дети неосознанно анализируют язык, который их окружает и вырабатывают свои более совершенные нормы. Именно поэтому дети очень часто задают родителям вопрос о том, как правильно говорить. Дети также деляют свои самостоятельные выводы о том, что в языке верно, а что ошибочно. Наиболее современной является третья теория овладения языком. В соответствии с ней. возникновение языковой системы в сознании ребенка происходит постепенно. Вначале формируется способность называть предметы и явления окружающего мира. Используемые при этом слова получают или не получают поддержки окружающих в виде понимания или непонимания. Если слово получает поддержку окружающих, его значение и форма закрепляются в памяти. Постепенно у ребенка формируется "понятийная карта" окружающего мира, в которой каждый островок имеет свое название. На этой карте безусловно имеется и огромный "мировой океан" неизвестного, который еще предстоит заполнить словами. Усвоенные понятия группируются в семантические поля и ребенок все более уверенно называет предметы одежды и еды, называет членов семьи и родных, указывает не окружающие его предметы и проч. Формируются синтаксические связи между словами, а также усваиваются морфологические формы слова. Интересно, что такое усвоение осуществляется по принципу "вперед - назад - вперед" (U-shape). Это означает, что вначале ребенок усваивает правильную грамматическую форму слова, затем под влиянием других похожих и непохожих слов начинает делать ошибки, а в конце овладевает единственно правильным вариантом. Ошибки, кстати, не полностью исключаются даже после того, как грамматическая форма окончательно усвоена. Кто из нас не ошибается в родном языке? Вероятно, каждая из существующих теорий вносит свой вклад в понимание того, как человек усваивает свой родной язык. Например, теория врожденной языковой способности убедительно показывает, что человек может овладеть именно человеческим, а не иным языком. Человек никогда не овладеет языком птиц или животных. У него для этого нет нужных "нейронных цепей" в коре головного мозга. Теория языкового анализатора позволяет понять, почему дети приходят к выводу о том, что правильно и неправильно в языке без объяснений взрослых. Наконец, теория возникновения языковой системы дает возможность проследить "логику" языкового развития и причинно-следственную связь между разными этапами овладения языком. Каждая из этих теорий может быть полезна в понимании того, как следует обучать иностранному языку и что нужно делать для того, чтобы сделать обучение более эффективным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для специалистов в области преподавания иностранных языков всегда было интересно понять как человек усваивает свой родной язык. Это всегда считались важным для того, чтобы научиться более эффективно обучать иностранному языку. Науке известны три основные теории, объясняющие овладение языком у человека: 1. Теория врожденной языковой способности (nativism).

Уважаемый Радислав Петрович! Как Вы можете объяснить термин "врожденная грамотность", т.е. когда ученик интуитивно, даже не зная правил, допускает минимальное количество ошибок в родном языке? Действует ли это при изучении ИЯ?

Заранее благодарна за Ваш ответ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемый Радислав Петрович! Как Вы можете объяснить термин "врожденная грамотность", т.е. когда ученик интуитивно, даже не зная правил, допускает минимальное количество ошибок в родном языке? Действует ли это при изучении ИЯ?

Заранее благодарна за Ваш ответ.

 

Термин "врожденная грамотность" не является термином в полном смысле этого слова, поскольку он не принадлежит той или иной сфере научных исследований. Это словосочетание является, скорее, бытовой фразой, когда учителя говорят об ученике, что у него/нее так называемая врожденная грамотность. В действительности речь идет о компоненте языковых способностей, который называется "грамматическое кодирование". Эти учащиеся успешнее других кодируют мысль средствами изучаемого (или родного) языка. По всей видимости, у этих учащихся успешно функционирует языковой анализатор (language analyzer) и они эффективно формулируют адекватные правила грамматического оформления своих высказываний. Если речь идет о врожденной грамотности при написании слов, то есть, об орфографии, то здесь помогает механическая или зрительная память.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для специалистов в области преподавания иностранных языков всегда было интересно понять как человек усваивает свой родной язык. Это всегда считались важным для того, чтобы научиться более эффективно обучать иностранному языку. Науке известны три основные теории, объясняющие овладение языком у человека: 1. Теория врожденной языковой способности (nativism). 2. Теория способности анализировать грамматику (language analyser). 3. Теория возникновения языковой системы (emergentism).
К ярким представителям первой теории можно отнести Хомского и Пнкера. Пожалуйста, подскажите несколько имен, соотносимых со второй и третьей теориями.Если можно, то и где об этом почитать.Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
К ярким представителям первой теории можно отнести Хомского и Пнкера. Пожалуйста, подскажите несколько имен, соотносимых со второй и третьей теориями.Если можно, то и где об этом почитать.Спасибо.

Теория Language Analyzer (Language Acquisition Device) принадлежит Н. Хомскому, который считал, что между языком родителей и детей нет логической связи. Язык детей - не копия языка родителей и дело здесь не только в социальном окружении детей, но и в аналитической работе мозга. "Креольский" английский - язык детей, родители которых говорят на Pidgin English - намного организованнее, совершеннее и выразительнее родительского. Мозг детей сделал свое дело. Что касается теории Emergentism (возникновения языка в отличие от "усвоения"), то один из источников MacWhinney B. Models of the emergence of language. Annual Review of Phychology. Vol. 49. 1998. 199-227.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СРАБАТЫВАЕТ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

ЧЕЛОВЕК ОВЛАДЕВАЕТ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×