Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Каким быть учебнику английского языка для взрослых?

Рекомендуемые сообщения

Если мы предварительно осваиваем лексику про покушать и попить, а затем внезапно в конце урока просим учеников сказать как проехать и пройти, то он впадет в ступор. Чтобы ступора не случилось, надо тогда уж объединять эти темы, но проще, мне кажется, делать промежуточный урок: прошли две стандартные темы и делаем разговорный урок на объединенный сюжет,

По вопросу "ступора", можно усомниться. Я так не думаю. А, если , как вы предлагаете, делать промежуточный урок, это возможно, но опять мы перейдём на запланированные ситуации. А в жизни запланированных ситуаций , как правило, не бывает. Во и надо в школе предлагать неожиданные решения проблемы. В этом-то и состоит проблемный метод обучения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в жизни мы больше подготовлены к нестандарту, чем на уроке. мотивация совершенно не та. как пример: если ваш ученик с не очень сильной базой языковых знаний заблудится в чужом (зарубежном) городе, он вспомнит все, включая пожарных и полицию, маму с папой и как его зовут и как пройти и на чем доехать и сколько стоит. на уроке такого стресса не воссоздать. тут я соглашусь с "Uchilka" в том, что нужно предварительное изучение темы, которую мы будем позже вставлять в урок на совершенно не связанную с этим тему и будем эти неблизкие для урока, но абсолютно реальные для жизни ситуации моделировать. как учится ребенок? на подражании в первую очередь. он копирует и воспроизводит сначала то, что увидел, услышал, а только потом начнется у него творчество.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По вопросу "ступора", можно усомниться. Я так не думаю. А, если , как вы предлагаете, делать промежуточный урок, это возможно, но опять мы перейдём на запланированные ситуации. А в жизни запланированных ситуаций , как правило, не бывает. Во и надо в школе предлагать неожиданные решения проблемы. В этом-то и состоит проблемный метод обучения!

Запланированного тут только одно - две темы. А каков будет объединенный сюжет, знают только студенты. Конечно, если это 4-7-ми классники, им надо дать какую-то подсказку типа "к вам едут инопланетянин и противная пятиюродная кузина. Как и куда поведете их покушать/отравиться"?. И это как раз случай самовыражения, возникновение совершенно неланируемых ситуций. Как задачу поставите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а почему только 2 темы?

Для начала :). А там как дело пойдет. Но все же разговор-то в диалоге не "что вижу, о том пою". Какая-то главная тема, что-то с ней связанное. Обучающие все же. Другой вопрос, что одному собеседнику милее всего авто, а другому рыбалка, а сидят они сейчас в ресторане в ожидании официанта. Так, значит, имеет смысл заранее задавать параметр "хобби" или "сфера интересов". И самое главное: так работать надо учеников научить. К такой работе, безусловно надо готовить. И щедро стимулировать уже за попытку вольной беседы..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для начала :unsure:. А там как дело пойдет. Но все же разговор-то в диалоге не "что вижу, о том пою". Какая-то главная тема, что-то с ней связанное. Обучающие все же. Другой вопрос, что одному собеседнику милее всего авто, а другому рыбалка, а сидят они сейчас в ресторане в ожидании официанта. Так, значит, имеет смысл заранее задавать параметр "хобби" или "сфера интересов". И самое главное: так работать надо учеников научить. К такой работе, безусловно надо готовить. И щедро стимулировать уже за попытку вольной беседы..

Интересная идея. Конечно же, предлагаемая ситуация должна прочно основываться на пройденном материале. По сути, то, что Вы предлагаете - это хороший способ интеграции и одновременно повторения всего изученного материала. В некоторых зарубежных учебниках я видела интегрированные уроки, но скорее в начале изучения новой темы, а не в завершении, и там цель другая была - обеспечить плавный переход к теме следующего раздела. У вас же, кажется, цель состоит в том, чтобы позволить ученику, опираясь на его личные знания и интересы, встроить только что изученную тему в более широкий контекст, не только учебный, но и жизненный. Фактически, это возможность использовать сильные стороны личностно-ориентированного подхода и заставить их работать на интеграцию знаний и тренировку умений.

Меня тут интересует вопрос оценки подобных работ - каковы были бы параметры и критерии (правильность, оригинальность, естественность речи? Или что-то еще, или же все это в различных комбинациях?), что именно мы оценивали бы и как? Например, как вы сами стали бы оценивать подобную работу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У вас же, кажется, цель состоит в том, чтобы позволить ученику, опираясь на его личные знания и интересы, встроить только что изученную тему в более широкий контекст, не только учебный, но и жизненный. Фактически, это возможность использовать сильные стороны личностно-ориентированного подхода и заставить их работать на интеграцию знаний и тренировку умений.

Меня тут интересует вопрос оценки подобных работ - каковы были бы параметры и критерии (правильность, оригинальность, естественность речи? Или что-то еще, или же все это в различных комбинациях?), что именно мы оценивали бы и как? Например, как вы сами стали бы оценивать подобную работу?

Именно самостоятельность в использовании изученного в ситуации с незапланированным развитием я и ценю больше всего. Если мне просто связывают в стандартные предложения готовые клише, причем часто это свежайшее, без развития темы, как тренировочные предложения, то оценка ниже. Очень ценю, когда стараются дать свою оценку, или высказать свое мнение по теме разговора. Даже если это по содержанию будет "Тема меня не колышет, не соответствует моим интересам, могу предложить другую, по которой мне есть что сказать". Я ценю в таком случае и находчивость ученика. В такой ситуации иногда предлагаю всем найти возможность связать такие темы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Именно самостоятельность в использовании изученного в ситуации с незапланированным развитием я и ценю больше всего. Если мне просто связывают в стандартные предложения готовые клише, причем часто это свежайшее, без развития темы, как тренировочные предложения, то оценка ниже. Очень ценю, когда стараются дать свою оценку, или высказать свое мнение по теме разговора. Даже если это по содержанию будет "Тема меня не колышет, не соответствует моим интересам, могу предложить другую, по которой мне есть что сказать". Я ценю в таком случае и находчивость ученика. В такой ситуации иногда предлагаю всем найти возможность связать такие темы.

В овладении иностранным языком всегда проявляется действие "языкового анализатора" - психолингвистического механизма, который из обилия языкового материала сам создает свою систему. Эта система может быть ошибочной с точки зрения академической нормы, но всегда своя. Получается, что если учебник английского языка для взрослых предлагает готовые фразы и даже тексты, а "языковой анализатор" при этом отдыхает, то индивидуальная языковая система просто не возникает. В памяти хранятся лишь отдельные клише и заученные фрагменты. Именно по возникновению индивидуальной языковой системы, когда каждый изучающий язык может создавать собственные высказывания, делается вывод об эффективности методики, заложенной в учебнике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
разные люди - разные методы, но театр на уроке должен быть!

Обучение общению невозможно без театра драмы. Традиционный прием "представьте себе..." - это же типичный этюд из программы обучения актерскому мастерству. В подготовке есть все, что присутствует на уроке иностранного языка - запоминание текста, чтение по ролям, вживание в образ, постановка мизансцен, произнесение диалогов и монологов, импровизация, пантомима и др. Наши студенты "живут в предлагаемых обстоятельствах" по К.С.Станиславскому, но только на иностранном языке и в межкультурном пространстве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Обучение общению невозможно без театра драмы. Традиционный прием "представьте себе..." - это же типичный этюд из программы обучения актерскому мастерству. В подготовке есть все, что присутствует на уроке иностранного языка - запоминание текста, чтение по ролям, вживание в образ, постановка мизансцен, произнесение диалогов и монологов, импровизация, пантомима и др. Наши студенты "живут в предлагаемых обстоятельствах" по К.С.Станиславскому, но только на иностранном языке и в межкультурном пространстве.

 

До сих пор живет представление о том, что учебник должен обеспечить полное повторение и максимальное усвоение учебного материала. В реальности обеспечить полное повторение лексико-грамматического материала просто невозможно, а иначе учебник превратится в песнопение канонами. Да, включение ранее изученного материала в новый нужно, но главное - это расширение коммуникативной компетенции. Когда-то в интенсивном курсе для взрослых я использовал принцип "чем больше, тем лучше", предлагая слушателям обильный языковой материал, заранее зная, что полностью они его не усвоят и у каждого конечный результат будет индивидуальным. Так и получилось. Оказалось, что все зависело от индивидуальности слушателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Когда-то в интенсивном курсе для взрослых я использовал принцип "чем больше, тем лучше", предлагая слушателям обильный языковой материал, заранее зная, что полностью они его не усвоят и у каждого конечный результат будет индивидуальным. Так и получилось. Оказалось, что все зависело от индивидуальности слушателей.

и у меня также получалось - материала больше чем возможно запомнить одному ученику, но усваивают его все по разному и разные его части. видеть как это используется после - приятно неимоверно, но вот получившиеся расхождения вернуть в единое русло - вот в чем проблема возникает. не получалось ли у Вас так, что на каком-то этапе начинаются Крыловкие "лебедь, рак и щука"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
и у меня также получалось - материала больше чем возможно запомнить одному ученику, но усваивают его все по разному и разные его части. видеть как это используется после - приятно неимоверно, но вот получившиеся расхождения вернуть в единое русло - вот в чем проблема возникает. не получалось ли у Вас так, что на каком-то этапе начинаются Крыловкие "лебедь, рак и щука"?

Действительно, так часто бывает! Как же быть? Даже дифференцированный подход не всегда помогает, так и идёт учебный процесс всей группы, но каждый по своей траектории. Это хорошо, но какая дополнительная нагрузка для преподавателя!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Действительно, так часто бывает! Как же быть? Даже дифференцированный подход не всегда помогает, так и идёт учебный процесс всей группы, но каждый по своей траектории. Это хорошо, но какая дополнительная нагрузка для преподавателя!

Когда ко мне пришли мои взрослые слушатели я понял, что они очень разные и по способности, и по "возбужденности", и по степени усталости - разные должности, разная нагрузка, разные нервные системы. И все это при едином уровне владения языком - низком. Сразу стало ясно, что результат у них будет разный, хотя они и в одной группе. В этих условиях пришлось мириться с тем, что они в разной степени усваивали учебный материал. Потом я понял, что это закономерно. Это закономерно не только во взрослой, но и иной аудитории - все всегда знают по-разному, особенно если провести отсроченное тестирование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сразу стало ясно, что результат у них будет разный, хотя они и в одной группе.

как Вы смогли в одной группе удержать примерно одинаковый уровень усвоения материала, как подтягивали отстающих и притормаживали убегающих вперед? это же как индивидуальная работа на занятии, на которую просто не хватает времени, сил и средств.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

 

Сразу стало ясно, что результат у них будет разный, хотя они и в одной группе. В этих условиях пришлось мириться с тем, что они в разной степени усваивали учебный материал. Потом я понял, что это закономерно. Это закономерно не только во взрослой, но и иной аудитории - все всегда знают по-разному, особенно если провести отсроченное тестирование.

Очень важна мотивация, даже при разных способностях. Я занимаюсь, например, с группой взрослых уже четыре года. Вначале они работали очень активно, и результаты были неплохие, но потом все постепенно сошло на нет, но тем не менее они заявляют, что желают работать дальше, но я, как преподаватель, не вижу их мотиваций и уже не знаю, чем и как их занять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
как Вы смогли в одной группе удержать примерно одинаковый уровень усвоения материала, как подтягивали отстающих и притормаживали убегающих вперед? это же как индивидуальная работа на занятии, на которую просто не хватает времени, сил и средств.

В одной группе могут прекрасно сосуществовать разные учащиеся (гетерогенная группа), если не ставить задачу вылавливать каждую ошибку, вычищать до блеска структуры и добиваться одинакового владения текстами. Каждый участвует в работе как может и чувствует себя счастливым от того, что участвует как может. Добиваться одинакового уровня у всех наверное можно, но здесь скорее подойдут армейские методы единообразия во всем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...если не ставить задачу вылавливать каждую ошибку, вычищать до блеска структуры и добиваться одинакового владения текстами.

а так ведь хочется идеально ровного усвоения материала всеми учениками. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а так ведь хочется идеально ровного усвоения материала всеми учениками. ;)

Для ровного усвоения учебного материала надо бы учащихся клонировать, ;) но это запрещено и вряд ли человечество выиграет от того, что все будут одинаково мыслить, или иметь одинаковый запас слов, или говорить одинаковыми структурами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В одной группе могут прекрасно сосуществовать разные учащиеся ... Каждый участвует в работе как может и чувствует себя счастливым от того, что участвует как может.

Это как раз то, что называется обучение в малых группах сотрудничества - каждый участвует в силу своих возможностей. Но в группе идёт совместная, коллективная работа, коллективное обсуждение и решение поставленных задач. И более слабый ученик "счастлив", что он причастен к этому обсуждению и, в тоже, время познаёт что-то новое, учится, так как в группе должны быть и сильные и средние и слабые по знаниям ученики, происходит, так называемое, взаимообучение. К тому же, у них есть возможность говорения на ИЯ в этих рабочих ситуациях, ведь времени на говорение каждого ученика так не хватает на уроках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а так ведь хочется идеально ровного усвоения материала всеми учениками. ;)

Ровного усвоения никогда не будет. Мы все очень разные! И это хорошо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ровного усвоения никогда не будет. Мы все очень разные! И это хорошо!

тогда как же быть с уравниловкой в виде тестов, контрольных, экзаменов, ЕГЭ? разве они не заставляют подгонять учеников под одну планку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
тогда как же быть с уравниловкой в виде тестов, контрольных, экзаменов, ЕГЭ? разве они не заставляют подгонять учеников под одну планку?

У меня тот же вопрос. тест как текущая проверка знаний очень положительно отношусь, а к ЕГЭ по всем предметам - отрицательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У меня тот же вопрос. тест как текущая проверка знаний очень положительно отношусь, а к ЕГЭ по всем предметам - отрицательно.

Стандартизованный тест существует для того, чтобы каждый ученик сам нашел свое место на "шкале успеха". Для меня до сих пор большой проблемой является поставить оценку "по собственному впечатлению" как за устный ответ, так и за письменное произведение. Всегда возникает вопрос, а не получит ли этот же ученик за тот же самый ответ другую оценку у другого учителя? Если давать учащимся регулярно стандартизованные тесты, у них формируется вполне адекватная самооценка собственных достижений. Я сам был свидетелем этого во время одной из стажировок по языку. Российские студенты приехали на языковую стажировку в Англию без готовой самооценки и каждый раз ждали мнения учителя. А вот французы и скандинавы твердо знали, на какой балл они обычно пишут тест по аудированию, USE of English и по другим разделам Advanced English.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Стандартизованный тест существует для того, чтобы каждый ученик сам нашел свое место на "шкале успеха". Для меня до сих пор большой проблемой является поставить оценку "по собственному впечатлению" как за устный ответ, так и за письменное произведение. Всегда возникает вопрос, а не получит ли этот же ученик за тот же самый ответ другую оценку у другого учителя? Если давать учащимся регулярно стандартизованные тесты, у них формируется вполне адекватная самооценка собственных достижений. Я сам был свидетелем этого во время одной из стажировок по языку. Российские студенты приехали на языковую стажировку в Англию без готовой самооценки и каждый раз ждали мнения учителя. А вот французы и скандинавы твердо знали, на какой балл они обычно пишут тест по аудированию, USE of English и по другим разделам Advanced English.

И совершенно согласна с тем, что надо учить детей самооценке, учебе для себя, а не для учителя или родителей. И тут тесты, контрольные работы хорошее подспорье. Но к ним надо детей готовить, а не сбрасывать их как некие авиабомбочки с полным элементом внезапности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для ровного усвоения учебного материала надо бы учащихся клонировать, :unsure: но это запрещено и вряд ли человечество выиграет от того, что все будут одинаково мыслить, или иметь одинаковый запас слов, или говорить одинаковыми структурами.

А какого рода контрольные задания Вы предполагаете заложить в новый учебник для взрослых? Поскольку, как большинство из нас в обсуждении согласились, абсолютно одинаковое усвоение учащимися материала вряд ли возможно да и, по большому счету, не очень нужно для взрослых людей, на чем будет основываться контроль? Мне кажется, что неплохой идеей было бы в качестве одного из основополагающих критериевоценивания взять то, насколько решена коммуникативная задача. Особенно учитывая, что для большинства взрослых, изучающих английский язык, важно научиться именно эффективно решать повседневные задачи, чем запомнить определенное количество слов, или выполнить задание определенного формата. Очень интересно было бы обсудить эту тему. Коллеги, когда вы занимаетесь со взрослыми учениками, что для вас является показателем успешности вашей работы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×