Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Для начала - выдержка из выступления профессора John Hattle. Лично я согласен и всегда это повторял. Оказывается, не один)))

 

It is a sin to observe other teachers’ lessons simply to tell them how to teach, according to one of education’s most influential researchers.

 

Professor John Hattie, director of the Melbourne Education Research Institute and one of the world’s most widely quoted education academics, told a conference today: “I think it’s a sin to go into a classroom and tell another teacher how to teach. Because all you do is tell them how to teach like you.”

 

He went on to say that 80 per cent of what happens in the classroom remains unseen and unheard by teachers – only the pupils are aware of it. “So why would I give a damn about reflective teaching?” he said. “I don’t want to think about the 20 per cent we see. I want to think about the 80 per cent that goes on that we don’t see.”

 

This, he says, is where testing comes in. The role of testing, he believes, is not to test pupils’ knowledge: it is to test whether teaching is effective.

 

“I should be learning something about what impact I had, who I had an impact on,” Professor Hattie said. “What I’ve taught well and what I haven’t taught well.

 

“Because tests don’t tell kids about how much they’ve learnt. Kids are very, very good at predicting how well they’ll do in a test.”

 

Professor Hattie was addressing hundreds of headteachers and academics at a conference in London today held to discuss his seminal work, Visible Learning.

 

During his keynote address, Professor Hattie insisted that, rather than telling one another how to teach, teachers needed to listen to each other. Just as pupils flourish in a culture where they are allowed to learn through mistakes, so do teachers.

 

“Foster that interdependence between staff, so it’s OK to say, ‘I’m struggling with these kids – can you help me?’” Professor Hattie said. “But I see staff sitting at the same table in the staffroom, working alone.

 

“It really is this notion of how you build this trust, both in the classroom and in the staffroom.”

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Professor John Hattie, director of the Melbourne Education Research Institute and one of the world’s most widely quoted education academics, told a conference today: “I think it’s a sin to go into a classroom and tell another teacher how to teach. Because all you do is tell them how to teach like you.”

 

 

На мой взгляд, именно такое утверждение самое верное. Кроме учителя на уроке  может быть еще 24 и более  вполне себе индивидуальных личностей - обучаемых.. И они не в меньшей степени, чем учитель, влияют на каждый  урок, его конструкцию, форму и приемы проведения каждого конкретного  урока/занятия. И у каждого учителя накоплен свой опыт, любые полезные лекции для учителей - это те, где не только лекцию слушают, но и происходит обмен  опытом по сходным ситуациям. :unsure:  :rolleyes:  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, именно такое утверждение самое верное. Кроме учителя на уроке  может быть еще 24 и более  вполне себе индивидуальных личностей - обучаемых.. И они не в меньшей степени, чем учитель, влияют на каждый  урок, его конструкцию, форму и приемы проведения каждого конкретного  урока/занятия. И у каждого учителя накоплен свой опыт, любые полезные лекции для учителей - это те, где не только лекцию слушают, но и происходит обмен  опытом по сходным ситуациям. :unsure:  :rolleyes:

 

А у меня вообще каждый момент урока - это уже история. Сделал так как в тот момент посчитал нужным и все. Завтра я уже это задание проведу по-другому. Когда мне начигают говорить что мне нужно было сделать не так а иначе я отвечаю тогда это буду не я а Вы и возможно Вы лучше меня. Тут важно понять а что вообще должен делать гость на уроке кроме "Спасибо" и "Ну я пошел". Вот тут я до конца не знаю ответа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я обычно бываю благодарна коллегам, когда подсказывают какие-то новые для меня приемы или идеи. Но не "Вам надо было сделать вот так", а "очень интересно, можно, как вариант, ещё и так сделать". Другими словами, не когда пытаются показать что я неправильно работаю, а когда подбрасывают новые идеи или помогают посмотреть на ситуацию под другим углом. Нельзя же всего знать! Мне таким образом немало интересных статей и идей подсказывали. Я и на форум в основном за этим прихожу. Поэтому согласна: если кто-то говорит "надо было так сделать", то не факт что это "так" сработает в моем классе. Но вот когда говорят "а вот как ещё можно сделать" - то это здорово.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я обычно бываю благодарна коллегам, когда подсказывают какие-то новые для меня приемы или идеи. Но не "Вам надо было сделать вот так", а "очень интересно, можно, как вариант, ещё и так сделать". Другими словами, не когда пытаются показать что я неправильно работаю, а когда подбрасывают новые идеи или помогают посмотреть на ситуацию под другим углом. Нельзя же всего знать! Мне таким образом немало интересных статей и идей подсказывали. Я и на форум в основном за этим прихожу. Поэтому согласна: если кто-то говорит "надо было так сделать", то не факт что это "так" сработает в моем классе. Но вот когда говорят "а вот как ещё можно сделать" - то это здорово.

Наверное. Я вспоминаю коллег из Англии - манчестерский университет, то есть, высокий уровень профессионализма - они всегда делали очень точную фотографию увиденного урока без всяких комментариев и советов. Вообще никаких. Принципиально. Знания учащихся тоже не оценивали. Ошибки учителя - боже упаси! Поосто делали зеркало урока и помогали учителю увидеть себя со стороны. Отдавали свои записи учителю благодарили и все. Учттель их тоже благодарил за "зеркало". Потом им можно было задать вопросы при желании и получить уточнения. Никаких советов. Только рекомендации где что прочитать. Все остальное запрещено профессиональной этикой. Обе стороны - рабочие лошадки. И все. А если кто хочет показать умище - пожалуйста в Speakers' corner in Hyde Park.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы здесь не уточняем, что открытые уроки всегда проводятся с какой-то целью. Если это уроки в рамках семинара на определенную тему, то учителя, как правило, целенаправленно показывают какие-то технологии, приемы в рамках темы.  Т.е.  делятся опытом. Здесь о какой-то критике вообще не может быть и речи. Или ты принимаешь такой прием, или нет. Это твое личное дело.

Бывают уроки опытных учителей для молодых.  У опытного учителя задача показать как  проводится обычный урок, какие-то базовые вещи. Даже это для молодежи бывает очень ценно. И не менее важно после такого урока обсудить его в деталях. 

Бывают  уроки посещают завучи в  рамках   контроля параллелей( 5 классов. например, после начальной школы). Там задачи совсем другие. Больше смотрят на детей, как они адаптируются к  средней школе и т.д. 

Т.е. я бы не стала обобщать.  Согласна только с тем, что   в любом случае не должно быть чистой критики ( " так нельзя, я бы сделал по-другому"., как коллеги и написали). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы здесь не уточняем, что открытые уроки всегда проводятся с какой-то целью. Если это уроки в рамках семинара на определенную тему, то учителя, как правило, целенаправленно показывают какие-то технологии, приемы в рамках темы.  Т.е.  делятся опытом. Здесь о какой-то критике вообще не может быть и речи. Или ты принимаешь такой прием, или нет. Это твое личное дело.

Бывают уроки опытных учителей для молодых.  У опытного учителя задача показать как  проводится обычный урок, какие-то базовые вещи. Даже это для молодежи бывает очень ценно. И не менее важно после такого урока обсудить его в деталях. 

Бывают  уроки посещают завучи в  рамках   контроля параллелей( 5 классов. например, после начальной школы). Там задачи совсем другие. Больше смотрят на детей, как они адаптируются к  средней школе и т.д. 

Т.е. я бы не стала обобщать.  Согласна только с тем, что   в любом случае не должно быть чистой критики ( " так нельзя, я бы сделал по-другому"., как коллеги и написали). 

Да, спасибо. Так наверное у нас было и может быть так должно быть. На деле, я вижу в школах все меньше и меньше посещений. То есть, план посещений есть обязательно, но на деле никто ни к кому давно уже не ходит. Да и завуч, посещающий урок, совсем не обязательно учитель-мастер. Скорее, наоборот. Расписание составлять умеет и в текущей документации разбирается, отчеты пишет как нужно и все по папкам раскладывает. Чувствую, что будут протестовать несогласные, но в душе они со мной согласятся - так и есть. Завуч ведь во время посещения сидит на задней парте и работает со своими бумагами коих у него куча. А на уроки ходить должен. Вот и ходит, если "порядок соблюдает". Уроки мастера для начинающих учителей - это продолжение вузовской учебы, точнее, начало обучения учителя. В вузе сегодня учительскому делу не учат - я это знаю как участник процесса.  Другое дело, что начинающий учитель должен делать после посещения урока учителя-мастера? Имитировать его урок? Клонировать учителя старшего поколения? Правильно ли это? А нельзя ли как-то по-другому помочь молодому учителю найти именно себя, а не свои подражательные способности? Очень похоже на то, как любимая мною и к тому времени уже совсем старая Клавдия Шульженко учила  начинающую и неопытную Аллочку Пугачеву вести себя на сцене. Так вот, она учила ее делать "земной поклон" публике. А оно ему нужно? Хорош был бы земной поклон в пугачевской разлетайке?)) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правильно чувствуете, что будут возражать))

Открытых уроков становится больше. Более того, сейчас много уроков записывается на видео. И, на мой взгляд,это  очень хороший  обучающий фактор. Кстати, часто самого себя и свои ошибки  со стороны  видишь.

 

 

Имитировать его урок? Клонировать учителя старшего поколения? Правильно ли это? А нельзя ли как-то по-другому помочь молодому учителю найти именно себя, а не свои подражательные способности?Имитировать его урок? Клонировать учителя старшего поколения? Правильно ли это? А нельзя ли как-то по-другому помочь молодому учителю найти именно себя, а не свои подражательные способности?

Имитировать уроки невозможно. Просто физически. И индивидуальную манеру учителя скопировать тоже нельзя. Да, если потом, после просмотра урока требовать от учителя буквального повторения   всего-всего, то можно, конечно, что-то такое похожее получить, но, по-моему, это из области фантастики. 

По поводу обучения. Мы всех детей по одним прописям писать  учим. А почерки у всех все равно разные получаются))  Точно так же и с уроками. Молодой учитель может  прочитать кучу литературы, посмотреть море уроков, наконец,  провести сотню своих уроков, проанализировать их и, как результат, выработает свой собственный  педагогический стиль.

И я думаю, что  Алла Борисовна как раз у  Клавдии Ивановны  главное "скопировала" - пение душой и  о  человеческой истории в каждой песне. А поклоны, так, штрихи...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правильно чувствуете, что будут возражать))

Открытых уроков становится больше. Более того, сейчас много уроков записывается на видео. И, на мой взгляд,это очень хороший обучающий фактор. Кстати, часто самого себя и свои ошибки со стороны видишь.

Имитировать уроки невозможно. Просто физически. И индивидуальную манеру учителя скопировать тоже нельзя. Да, если потом, после просмотра урока требовать от учителя буквального повторения всего-всего, то можно, конечно, что-то такое похожее получить, но, по-моему, это из области фантастики.

По поводу обучения. Мы всех детей по одним прописям писать учим. А почерки у всех все равно разные получаются)) Точно так же и с уроками. Молодой учитель может прочитать кучу литературы, посмотреть море уроков, наконец, провести сотню своих уроков, проанализировать их и, как результат, выработает свой собственный педагогический стиль.

И я думаю, что Алла Борисовна как раз у Клавдии Ивановны главное "скопировала" - пение душой и о человеческой истории в каждой песне. А поклоны, так, штрихи...

О Пугачевой не буду говорить. Она талантлива, но манера у нее совсем иная. Кстати, недавно Пугачева показывала молодой певице как нужно петь. Я смотрел и думал, - И зачем молоденькой девушке манеры самоуверенной звезды на седьмом десятке лет с закрепившимися штампами? Но это к слову.

А что касается возражения мне, то без сомнения найдется на нашем форуме великое множество учителей, которые со мной согласятся. Они знают школу такой, какая она есть, а не представляют ее такой, какой она должна быть. Я кстати не уверен, что в хорошей школе кто-то должен кого-то учить. Если учиться, то всем вместе. А если хочется самому у кого-то поучиться, то это должна быть именно инициатива "снизу", а не по плану взаимопосещения уроков. Я и сам до сих пор иногда прихожу на занятия к преподавателям из интереса к их работе, особенно если кто-то что-то рекламирует. После таких занятий всегда прихожу к одному и тому же выводу: главное быть принятым и понятым. Все остальное сделают сами учащиеся.

Мы все в чем-то похожи друг на друга. Вот цитирую Вас: Открытых уроков становится больше. Более того, сейчас много уроков записывается на видео.

У нас все почему-то должно увеличиваться - урожайность, надои, успеваемость и конечно количество открытых уроков. Вопрос только до каких пределов? Это привычная мне например манера еще со времен СССР - я все свои отчеты так составлял. Иначе не примут. Сегодня видеоуроки нужны учителю в папку для аттестации. Там этим фрагментам и место. А фраза "много уроков записывается на видео" - да, мы так тоже привыкли говорить. Я и сам нередко говорю, что "многие считают". Это наш оборот речи. На самом деле, я помню лишь один случай, когда урок записывался на видео. Было это достаточно давно в школе, где посещали урок коллеги из Манчестера. Они записали этот урок и сказали, что будут показывать его у себя студентам в Англии. Учительница была счастлива. Она не знала, что записали ее потому, что она в конце слов достаточно громко озвучивала каждую согласную букву и речь ее звучала примерно так: The bagggga isssa bigggga" Англичане сказали мне по секрету, что это очень интересный акцент, которого они никогда раньше не слышали. Пишу об этом без всякой насмешки - не подумайте лишнего. Учительница была очень хорошая (сейчас на пенсии) и работала в рабочем поселке около Тамбова. Вырастила прекрасных учеников. Один из них Вам прекрасно знаком и мы все его сегодня уважаем, но называть понятно не буду. У него самого кстати прекрасное произношение. Я это к тому, что других видеоуроков я в школах Тамбова просто не знаю, кроме тех, что снимал давненько сам для своих студентов перед педпрактикой. Так что, наверное мы с Вами работаем в разных условиях. А вот для своих курсов повышения квалификации я обязательно буду просить учителей делать видеофрагменты своих уроков по изучаемой на курсах методической теме. Это для наших с учителями занятий. Такая форма мне нравится. .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас просто гораздо проще сделать видеозапись урока, чем раньше. Подходящая техника есть практически  в каждой школе, фрагмент урока можно даже мобильным телефоном записать. На Ютубе уже огромное количество  записей уроков различной тематики ( я. кстати, использую их (или фрагменты) на  курсах повышения квалификации- чаще "от противного" - наглядно показать, как не нужно делать)). Такие видео легче обсуждать,т.к. мы не знаем лично  учителя, поэтому обсуждаем  только методики). 

Более того,  посещение уроков коллег бывает затруднено по причине нехватки времени( невозможно  изменить расписание под конкретный день). А посещение семинаров с только  лекционной формой  не столь эффективно, как  посещение урока с последующим профессиональным обсуждением). У нас в  районе есть опыт, когда уроки записывались, а потом фрагменты их показывались в тот же день на семинаре, но уже во второй половине дня и комментировались учителем, который этот урок вел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас просто гораздо проще сделать видеозапись урока, чем раньше. Подходящая техника есть практически  в каждой школе, фрагмент урока можно даже мобильным телефоном записать. На Ютубе уже огромное количество  записей уроков различной тематики ( я. кстати, использую их (или фрагменты) на  курсах повышения квалификации- чаще "от противного" - наглядно показать, как не нужно делать)). Такие видео легче обсуждать,т.к. мы не знаем лично  учителя, поэтому обсуждаем  только методики). 

Более того,  посещение уроков коллег бывает затруднено по причине нехватки времени( невозможно  изменить расписание под конкретный день). А посещение семинаров с только  лекционной формой  не столь эффективно, как  посещение урока с последующим профессиональным обсуждением). У нас в  районе есть опыт, когда уроки записывались, а потом фрагменты их показывались в тот же день на семинаре, но уже во второй половине дня и комментировались учителем, который этот урок вел.

Да. Видеофрагмент - хорошая форма для обучения, обмена опытом, повышения квалификации, распространения методической идеи и даже для продвижения учебного пособия. Сам все это использую и понятно что на Youtube тоже размещаю с разными задачами. Хорошо когда это неформально делается и не "в стол". Я то ведь с самого начала дискуссии пытался найти реальную пользу от взаимного посещения уроков в школе учителями и от визитов разных "завучей". От учителей сам слышал немало раздражения по этому поводу. Вот и написал. В диалоге с Вами немало идей возникло. Может кто из коллег еще скажет пару слов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно согласна с тем, что завучи ходят на уроки только для того, что у них посещение запланировано по графику, администрация у нас очень часто ходит на уроки, в сентябре - октябре посещение уроков в 5 классах - проверка адаптации, потом - начальные классы- проверка ФГОС, потом - 9 и 11 классы - подготовка к экзаменам.Мы все прекрасно понимаем, иногда даже и если очень хорошо учитель готов к уроку, урок не получается так, как бы хотелось, и если завучи(у нас - филолог, биолог, историк) или директор(математик) попадают на такие уроки, потом все это обсуждается на педсовете, что мы не готовимся к урокам, не умеем вести уроки и т.п и т.д., очень редко что-то хорошее услышишь. Ко мне правда очень редко ходят, так как завучей с английским языком нет. У нас 7 учителей английского языка - все, кроме меня со стажем 5-8 лет, так как я председатель ШМО, администрация заставляет меня ходить по урокам, но я стараюсь как можно реже ходить, объясняю администрации так, что если учителям что-то надо, они сами приходят и мы вместе решаем возникшие проблемы, а иногда и уроки планируем вместе.Но как я уже писала, план может быть очень хорошим, а урок не получится.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно согласна с тем, что завучи ходят на уроки только для того, что у них посещение запланировано по графику, администрация у нас очень часто ходит на уроки, в сентябре - октябре посещение уроков в 5 классах - проверка адаптации, потом - начальные классы- проверка ФГОС, потом - 9 и 11 классы - подготовка к экзаменам.Мы все прекрасно понимаем, иногда даже и если очень хорошо учитель готов к уроку, урок не получается так, как бы хотелось, и если завучи(у нас - филолог, биолог, историк) или директор(математик) попадают на такие уроки, потом все это обсуждается на педсовете, что мы не готовимся к урокам, не умеем вести уроки и т.п и т.д., очень редко что-то хорошее услышишь. Ко мне правда очень редко ходят, так как завучей с английским языком нет. У нас 7 учителей английского языка - все, кроме меня со стажем 5-8 лет, так как я председатель ШМО, администрация заставляет меня ходить по урокам, но я стараюсь как можно реже ходить, объясняю администрации так, что если учителям что-то надо, они сами приходят и мы вместе решаем возникшие проблемы, а иногда и уроки планируем вместе.Но как я уже писала, план может быть очень хорошим, а урок не получится.

 

Да. Это реальная картина. Причина - недостаточность профессионализма у администрации и методистов. Я это так вижу. Ну и конечно формализм на всех этажах. Не все наверное так мрачно. Есть и лучи света. Вопрос только в том чего больше и как сделать учительскую работу более светлой, включая и посещение уроков гостями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×