Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги, очень часто в выступлениях, на семинарах, просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что любому учителю необходимол развивать педагогическое мастерство. Однако. что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Несомненно, мы все вкладываем в это понятие собственное понимание, но в то же время, у этого такого распространненого термина есть и общее, близкое для нас всех значение. Вообще, в методике, на наш взгляд, неоправданно мало исследований, посвященных портерету современного учителя, направониям его профессионального роста и развития. Поэтому нам кажется полезным поразмышлять на тему педагогического мастерства учителя на современном этапе. В прикрепленной статье делается попытка обобщить понятие педагогического мастерства, понять, в чем состоит компетентность учителя, в чем заключается смысл "выращивания" педагога-мастера. Было ы очень интересно прочитать здесь ваши мнения о том, что для вас - педагогическое мастерство. какого педагога вы бы назвали мастером, а какого - нет, и, самое главное, какие рекомендации вы могли бы дать молодым педагогом, только начинающим долгий путь к вершинам педагогического мастерства.

Размышления.rtf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемые коллеги, очень часто в выступлениях, на семинарах, просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что любому учителю необходимол развивать педагогическое мастерство. Однако. что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Несомненно, мы все вкладываем в это понятие собственное понимание, но в то же время, у этого такого распространненого термина есть и общее, близкое для нас всех значение. Вообще, в методике, на наш взгляд, неоправданно мало исследований, посвященных портерету современного учителя, направониям его профессионального роста и развития. Поэтому нам кажется полезным поразмышлять на тему педагогического мастерства учителя на современном этапе. В прикрепленной статье делается попытка обобщить понятие педагогического мастерства, понять, в чем состоит компетентность учителя, в чем заключается смысл "выращивания" педагога-мастера. Было ы очень интересно прочитать здесь ваши мнения о том, что для вас - педагогическое мастерство. какого педагога вы бы назвали мастером, а какого - нет, и, самое главное, какие рекомендации вы могли бы дать молодым педагогом, только начинающим долгий путь к вершинам педагогического мастерства.

 

Наверное нужно различать педагогическое ремесло, мастерство и талант. Различие заключается в том, что педагогическим ремеслом можно овладеть, подражая опытным коллегам и следуя методическим рекомендациям. Мастерство отличается от ремесла тем, что учитель-мастер задает эталон деятельности. Педагогическое мастерство - это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. В отличие от ремесла и мастерства, талант уникален. Настоящему таланту вряд ли стоит подражать, так как то, что делает талантливый учитель доступно и посильно лишь ему, как отмеченной талантом личности. Талантом, наверное, можно восхищаться. Можно искать секреты успеха. Можно обобщать опыт. Можно писать книги и создавать фильмы. Вот только заимствовать чужой талант нельзя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

Почему педагогическое мастерство учителя оценивается по-разному с точки зрения другого учителя, ученика и родителя, администрации? Почему критерии оценки различны? Задумывался ли кто-нибудь над этим вопросом?

Посудите сами: часто учитель, которого восхваляет школьная администрация , не всегда пользуется авторитетом у учеников, их родителей и коллег. А ведь очень часто эти "непопулярные" у администрации учителя "приносят" школе победителей олимпиад и конкурсов, дают открытые уроки в районе и городе, выступают на семинарах, пресс-конференциях, дают мастер-классы. Причём всё это делается не из желания "угодить" администрации, а потому, что учитель хочет и может это делать. Почему же тогда такое отношение?

Почему бы не ввести практику выбора учителя самим учеником и его родителями? Да потому, что останутся "невостребованные" учителя, которые не умеют преподавать, зато умеют кое-то другое. А кому они нужны?

Почему бы не ввести ответственность учителя за качество преподавания? Да потому,что опять-таки будут учителя с низким качеством , но зато со званиями и регалиями. А кто "присуждает" регалии, звания, даёт премии- да всё та же администрация. Иногда доходит до смешного: учителя премируют за использование ИКТ на уроках и во внеурочной работе, а учитель не умеет даже включить и выключить компьютер; на совещании начальник восхваляет учителя как лучшего в СПб а через 2 минуты, говоря о качестве знаний учащихся, оказывается, что самый низкий уровень как раз у этого же учителя!!! Неужели чиновник не мог заранее прчитать текст, чтобы не вызывать смех в зале?

Почему, например, Комитет по Образованию СПб не имеет форума, где бы учителя, родители, ученики могли высказываться по "горячим темам"? Даже МинОбразования имеет форум, а Комитет по Образованию СПб -нет. Может они боятся критики в свой адрес? Я обратилась к ним по e-mail с этим вопросом, но, естественно, ответа нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему педагогическое мастерство учителя оценивается по-разному с точки зрения другого учителя, ученика и родителя, администрации?

Почему бы не ввести практику выбора учителя самим учеником и его родителями?

Почему бы не ввести ответственность учителя за качество преподавания?

Мне кажется, что вы подняли в сообщении весьма болезненный вопрос, который актуален и для методики (оценка качества обучения), и с административной точки зрения, и просто с человеческой. Действительно, порой очень сложно говорить о единых и общепринятых критериях оценки и качества обучения, и, соответственно. качества работы учителя. Я сам видел примеры. когда учитель был, быть может, неважным педагогом и мало внимания уделял воспитанию школьников, но становился прекрасным менеджером на административных ролях. Бывало и наоборт - великолепные учителя, очень любимые детьми, признавали, что административная и организационная работа - это не для них. Вообще, мне кажется, что в современной школе учителю приходится играть можество ролей. Учитель сейчас - это и психолог (потому что мы знаем, как много детей испытывают стрессы из-за растущих нагрузок, из-за того, что у родителей жизнь не такая легкая, как нам всем хотелось бы), и специалист по межкультурной коммуникации (все больше детей мигрантов в классах, и только очень понимающий специались сможет сделать так, чтобы никто в классе не чувствовал себя чужим), и исследователь (так как методика развивается быстро, равно как и требования к современному уровню обучения, и без хорошей и регулярной исследовательской работы очень сложно удержаться на плаву), и промоутер (а как иначе объяснить детям и родителям ценность и важность предлагаемых элективных курсов?), и менеджер (потому что не секрет, что порой приходится организовывать закупку канцелярских принадлежностей, или поход с детьми в музей, или какую-то внеклассную работу), и... да много чего еще можно перечислить. Если еще взглянуть на тот круг обязанностей, которые есть вне школы у учителей - при том, что нужно время и на проверку домашней работы, и планирование уроков, и множество отчетов - то понимаешь, как много приходится работать учителям. что учитель - это практически круглосуточная работа, как у врача.

В этом плане очень сложно, наверное, выработать четкие параметры и критерии оценивания работы учителя, всегда сохранятся разные взгляды на работу учителя у детей, родителей, администрации и коллег. Мне одним из шагов в эту сторону видится ЕГЭ, которое позволяет хотя бы оценить качество обучения по относительно объективным и единым для всех критериям. Вероятно, можно только пожелать, чтобы все-таки не наваливалось на школьного учителя так много обязанностей, чтобы хотя бы от нескольких ролей его освободили, дали силы для того, чем учитель и должен прежде всего заниматься - учить других и постоянно учиться самому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему педагогическое мастерство учителя оценивается по-разному с точки зрения другого учителя, ученика и родителя, администрации? Почему критерии оценки различны? Задумывался ли кто-нибудь над этим вопросом?

Посудите сами: часто учитель, которого восхваляет школьная администрация , не всегда пользуется авторитетом у учеников, их родителей и коллег. А ведь очень часто эти "непопулярные" у администрации учителя "приносят" школе победителей олимпиад и конкурсов, дают открытые уроки в районе и городе, выступают на семинарах, пресс-конференциях, дают мастер-классы. Причём всё это делается не из желания "угодить" администрации, а потому, что учитель хочет и может это делать. Почему же тогда такое отношение?

Потому что человек, который является признанным профессионалом, никогда не будет одновременно вести себя с администрацией по типу "чего изволите", этим он и неудобен. Лучше его гнобить по мелочам - чтобы знал свое место. А поднимать искусственно тех, кто столпился у трона и рад в любом случае кричать во здравие или "ату его".

К сожалению, это проблема не только школьных коллективов. У нас в стране средний класс-это не предприниматели, как во всем мире, а бюджетники на хорошей зарплате. Вот сейчас при новой системе оплаты труда у администрации будет еще больше рычагов воздействия на неугодных и поощрение приближенных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему педагогическое мастерство учителя оценивается по-разному с точки зрения другого учителя, ученика и родителя, администрации? Почему критерии оценки различны?

Эти вопросы возникают всегда, когда кто-то оценивает других. Кому задаём мы эти вопросы? Наверное, они задаются "в никуда". Те, от кого зависит оценка, не читают их. И мы знаем это. У комиссии свои критерии, если хотите, "разнарядка": "в прошлом году в этой школе уже был "мастер", теперь пусть будет в другой". (примерно, так)!

Думаю, что надо просто работать и вкладывать свою душу, работать с удовольствием и не только учить тому, что сам знаешь, но и учиться самому, постоянно совершенствовать свои знания, чтобы работа была в радость. И тогда мастерство само придёт к вам. В прикреплённом файле "Размышление" (Размышления о педагогическом мастерстве

Ларионова И.В.) об этом хорошо сказано. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетентность. Что Это? Это владение многими качествами человека, умениями , знаниями - всем тем, что необходимо для роста и формирования мастерства. Выдержка из файла:

"компетентность предполагает также владение современными педагогическими технологиями, связанными по крайней мере, с тремя моментами очень важными для учителя: культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя ее для самообразования; умением передавать учебную информацию другим и т.д."

И всё же, я думаю, настоящего мастера не может НЕ оценить любая комиссия! :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эти вопросы возникают всегда, когда кто-то оценивает других. Кому задаём мы эти вопросы? Наверное, они задаются "в никуда". Те, от кого зависит оценка, не читают их. И мы знаем это. У комиссии свои критерии, если хотите, "разнарядка": "в прошлом году в этой школе уже был "мастер", теперь пусть будет в другой". (примерно, так)!

Думаю, что надо просто работать и вкладывать свою душу, работать с удовольствием и не только учить тому, что сам знаешь, но и учиться самому, постоянно совершенствовать свои знания, чтобы работа была в радость. И тогда мастерство само придёт к вам. В прикреплённом файле "Размышление" (Размышления о педагогическом мастерстве

Ларионова И.В.) об этом хорошо сказано. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетентность. Что Это? Это владение многими качествами человека, умениями , знаниями - всем тем, что необходимо для роста и формирования мастерства. Выдержка из файла:

"компетентность предполагает также владение современными педагогическими технологиями, связанными по крайней мере, с тремя моментами очень важными для учителя: культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя ее для самообразования; умением передавать учебную информацию другим и т.д."

И всё же, я думаю, настоящего мастера не может НЕ оценить любая комиссия! :rolleyes:

В принципе, я с вами согласна во всем, кроме последнего предложения. Просто именно из-за брезгливого отношения к административным играм не хочется углубляться в дальнейшую дискуссию. Как я всегда привожу детям цитату из классики: "Каждый должен возделывать свой сад", имея в виду, что каждый сам заботится о чистоте своей души.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сколько "стоит" педагогическое мастерство школьного учителя?

Что такое педагогическое мастерство? Одни считают, что - это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями. В последнее время роль учителя возрастает, недооценка учителя тоже возрастает. Вот почему вопросы оценки учителя, совершенствования педагогического мастерства, компетентности учителя, являются предметом широкого обсуждения.

Как же оценивать результативность работы школьного учителя? Самое трудное - обозначить понятие современной результативности.

С профессией учителя каждый знаком не только не понаслышке ("Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…"), но даже считает, что знает, каким должен и каким не должен быть учитель. Кто может и хочет оценивать учителя сегодня?

Во-первых - это администрация школы, в которой работает учитель, далее - коллеги, родители, попечительские советы, ученики и наконец- сам учитель.

Сложно, наверное, выработать чёткие критерии оценивания профессионализма учителя, так как сохраняются разные взгляды на работу учителя у администрации, детей и их родителей, коллег и самого учителя.

Как оценивает учителя администрация школы?

Администрация любого учебного заведения прекрасно понимает, что высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии профессиональных педагогов, постоянно совершенствующих своё педагогическое мастерство. Одним из главных параметров для администрации является успеваемость учащихся. Одни администраторы подсчитывают "качественные проценты", другие - "положительную динамику роста успеваемости" за какой-то период времени, другие предлагают организовать постоянный мониторинг деятельности учителя. Конечно же, успеваемость учащихся - это важный параметр, но "хорошего качества знаний" можно добиться и фальсификацией оценок.

Внедряемая система аттестации учителя основана на различных отчётах, "динамиках", свидетельствах, сертификатах, портфолио , что больше говорит об умении учителя заполнять данные бумаги , а иногда и "представить себя лучше, чем есть на самом деле".

На мой взгляд, администрация должна учитывать насколько хорошо учитель смог подготовить учащихся к ЕГЭ (или к другому независимому контролю), к олимпиадам (или творческим, интеллектуальным конкурсам, научно-практическим конференциям), к поступлению в ВУЗ, а также считаться с мнением и отзывами родителей об этом учителе. Важно, чтобы в оценивании отсутствовал личностный подход, т.е. сегодня ты мне нравишься, а завтра нет.

Как оценивает учителя его коллеги?

Специалисты в области образования предлагают оценивать работу учителя с помощью опроса преподавательского коллектива школы, который лучше знает достоинства и недостатки конкретного педагога. При опросе "Кому Вы доверите оценить свою работу в классе? "- учителю из вашей школы, учителю из другой школы, завучу, родителям, ученикам, большинство отдают предпочтение учителям из своей школы и из другой школы, таким образом, мнение специалиста по данному предмету ценится выше всего. При этом важна роль учителя-эксперта, насколько качественно и объективно он осуществляет экспертизу.

Как оценивает учителя ученики и их родители?В оценке профессионализма учителя следует учитывать мнение родителей и учеников. Однако, родительский (или попечительский) совет может только определить и выдвинуть достойных учителей-профессионалов, а последнее слово всё равно останется за администрацией школы.

Если сравнить результаты различных исследований в области оценивания педагогического мастерства учителя его учениками, можно сделать следующий вывод: младшие школьники ставят на первое место личностный компонент педагогического авторитета, а старшеклассник - профессиональный компонент педагогического авторитета.

Мнение родителей о педагоге зачастую зависит от того, что рассказывают о нём дети. А у них есть основания иногда лукавить. О какой объективности оценивания может идти речь?

В некоторых странах (США и Германии), предложили ученикам оценить учителей на интернет-порталах. Среди критериев были: степень подготовленности к урокам, справедливый подход к выставлению оценок, компетентность, внешний вид и ряд других. По каждому из критериев ученикам предложили выставлять баллы. Естественно, нашлись сторонники и противники такой оценки учителя.

Мне кажется, неплохо было бы создать на сайтах школ гостевую книгу, где бы ребята ( а также их родители) могли задать вопросы конкретному учителю, выразить благодарность учителю и т.п. Сейчас популярность завоёвывают электронные журналы, но не все школы могут себе это позволить (в силу разных причин).

Почему бы не ввести практику выбора учителя учениками и их родителями (не только в начальной школе)? А куда тогда девать "невостребованных" учителей?

Как оценивает учитель себя сам?Одним из самых важных критериев является самооценка. Администрация школы играет не последнюю роль в формировании самооценки учителя. Она часто поощряет тех, кого считает нужным поощрять, даже, если эта категория учителей не пользуется уважением среди коллег, учеников и родителей. Они дают "открытые уроки", которые репетируют заранее, участвуют в школьных мероприятиях, которые проводятся в ущерб другим урокам, их постоянно ставят в пример другим учителям и награждают, а фактически они ничего особенного не делают, они и так должны всё это делать в работе. В результате эти учителя начинают верить в своё "сверхсовершенство" и заболевают "звёздной болезнью". Если их попросят представить свой педагогический опыт, то сказать и показать нечего. Другая категория учителей постоянно всем жалуется, что их никто не понимает и не может оценить по достоинству. А что они сделали, какой ценный вклад они внесли? Такие учителями слывут "занудами" и с ними мало кто хочет иметь дело.

Но есть группа учителей, которых администрация особо не жалует, но когда их попросят дать "открытый урок", мастер-класс или выступить на Всероссийской конференции, то они не могут отказать, потому что у них есть с чем выступить, что показать, да они просто хотят поделиться своим педагогическим опытом. Эта категория учителей не особенно заметна администрацией, потому что они умеют и хотят работать, не "скулят" по поводу маленькой зарплаты, не таят в себе обиду, что им не достаются лавры и премии и, как раз эти учителя формируют положительный имидж данной школы. Они просто хорошо работают. Разве они не профессионалы?

Предложения по разработки критериев оценивания педагогического мастерства школьного учителя.

• Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе. Для него не существует " двойных стандартов", он пользуется авторитетом даже у хулиганов.

• Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете, когда ученики не замечают и не слышат звонка с урока и не хотят уходить из класса.

• Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся, полученные при независимом контроле знаний.

• Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий. Я бы ещё выделила его умение работать с методической литературой и умение "преломить" любой учебник под нужды слушателей (это особенно необходимо в профильных классах).

• Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах, невзирая на возраст, категорию и разные регалии.

• Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами, помочь им методическими разработками в печатном или электронном варианте ( причём бескорыстно). Он обладает педагогическим тактом, что является чисто профессиональным качеством учителя.

 

В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей - директора, завуча, методиста, коллеги, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, есть еще один вполне объективный критерий оценки эффективности работы преподавателя иностранного языка. Это количество учеников, которые выбирают иностранный язык в качестве экзамена по выбору в 9 и 11 классах.

Я говорю о не спецшколе. Сейчас если мы посмотрим, то из параллели из 3-х классов (с разными учителями) такой выбор делают 3-7 максимум 10 человек. Как правило большую часть таких добровольцев составляют ученики одного учителя. Вот и оценка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На мой взгляд, есть еще один вполне объективный критерий оценки эффективности работы преподавателя иностранного языка. Это количество учеников, которые выбирают иностранный язык в качестве экзамена по выбору в 9 и 11 классах.

Я говорю о не спецшколе. Как правило большую часть таких добровольцев составляют ученики одного учителя. Вот и оценка.

Если говорить не о спецшколе, то с повсеместным введением ЕГЭ, выбор в пользу английского будет равен чуть ли не нулю. И в том не будет вины учителя. ЕГЭ очень сложный экзамен. После обычных школьных 2-3 часов в неделю его не сдать.

И его ли заслуга будет в сдаче экзамена, если известно, что без репетитора ЕГЭ сдать невозможно?

 

Труд учителя в цифрах, процентах, уровнях оценить нереально. Слишком много нюансов. Поэтому дискуссии на эту тему будут вестись бесконечно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если говорить не о спецшколе, то с повсеместным введением ЕГЭ, выбор в пользу английского будет равен чуть ли не нулю. И в том не будет вины учителя. ЕГЭ очень сложный экзамен. После обычных школьных 2-3 часов в неделю его не сдать.

И его ли заслуга будет в сдаче экзамена, если известно, что без репетитора ЕГЭ сдать невозможно?

 

Труд учителя в цифрах, процентах, уровнях оценить нереально. Слишком много нюансов. Поэтому дискуссии на эту тему будут вестись бесконечно.

 

Я совершенно не ратую за ЕГЭ, я из тех, кто против него вообще. Я об обычном экзамене, который до сих пор не был ЕГЭ в той форме, в которой его предлагают сейчас. Я бы лично могла завалить его просто за счет ошибочного заполнения клеточек - не в ту бы метку ставила, в которую собиралась.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сколько "стоит" педагогическое мастерство школьного учителя?

Что такое педагогическое мастерство?

Как оценивает учителя его коллеги?

Как оценивает учителя ученики и их родители?Как оценивает учитель себя сам?Предложения по разработки критериев оценивания педагогического мастерства школьного учителя.

• Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. • Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, • Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся, полученные при независимом контроле знаний.

• Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий. Я бы ещё выделила его умение работать с методической литературой и умение "преломить" любой учебник под нужды слушателей (это особенно необходимо в профильных классах).

• Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах, невзирая на возраст, категорию и разные регалии.

• Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами,

В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей - директора, завуча, методиста, коллеги, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разное.

Уважаемая коллега "kitavi"! Как верно вы всё сказали! Оценить учителя очень сложно, и каждый оценивает его по своим меркам, нет критериев, по которым можно было бы оценить учителя со всех позиций. В наше время, к сожалению или, может быть, нет, наблюдается тенденция, оценивать всё и всех по каким-то немыслимым критериям, чтобы присудить грант, дать звание "учитель года", присудить квалификационную категорию, поощьрить материально и др. А нужно ли это? Хорошего учителя всегда видно.

Данная тема сейчас обсуждается на форуме Всероссийского интернет-педсовета http://pedsovet.org/forum/ "Оценивание образования как инструмент принятия решений. - Можно ли оценивать человека?" . Ваше сообщение было бы там очень кстати :rolleyes: .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я совершенно не ратую за ЕГЭ, я из тех, кто против него вообще. Я об обычном экзамене, который до сих пор не был ЕГЭ в той форме, в которой его предлагают сейчас. Я бы лично могла завалить его просто за счет ошибочного заполнения клеточек - не в ту бы метку ставила, в которую собиралась.

Но надо смотреть на всё реально. Нравится-не нравится, а ЕГЭ уже вышел из стадии эксперимента. Теперь английский будет сдаваться только в форме ЕГЭ. Кто из обычной школы выберет ЕГЭ по языку? Единицы! И что, значит учитель плохо работает?

Полагаю, этот критерий вообще не стоит брать во внимание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но надо смотреть на всё реально. Нравится-не нравится, а ЕГЭ уже вышел из стадии эксперимента.
Присоединяюсь к высказанному мнению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нравится-не нравится, а ЕГЭ уже вышел из стадии эксперимента. Теперь английский будет сдаваться только в форме ЕГЭ. Кто из обычной школы выберет ЕГЭ по языку? Единицы! И что, значит учитель плохо работает?

Полагаю, этот критерий вообще не стоит брать во внимание.

 

Т.е. вы полагаете, что учителя не смогут перестроить свою работу так, чтобы достаточно эффективно натаскивать учеников на сдачу ЕГЭ? Тогда класс такого учителя не очень высок. Дать навык выполнения предлагаемых экзаменом видов работ вполне реально. Это техническая сторона вопроса. А вот привить интерес к своему предмету, чтобы ученик сам захотел заниматься и в итоге предпочел бы ИЯ в качестве экзамена по выбору - это уже напрямую зависит от мастерства учителя. Это, на мой взгляд, один из важнейших кримтериев оценки деятельности учителя, потому что его дает главный эксперт в этом вопросе - ученик. И не словами "он хороший " (мало ли почему: может, потому что всем подряд выводит тройки и четверки, не задает заданий и т.п.), а реальным результатом: сумел замотивировать своего ученика настолько, что тотосознанно начинает готовиться к экзамену.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Т.е. вы полагаете, что учителя не смогут перестроить свою работу так, чтобы достаточно эффективно натаскивать учеников на сдачу ЕГЭ? Тогда класс такого учителя не очень высок. Дать навык выполнения предлагаемых экзаменом видов работ вполне реально. Это техническая сторона вопроса. А вот привить интерес к своему предмету, чтобы ученик сам захотел заниматься и в итоге предпочел бы ИЯ в качестве экзамена по выбору - это уже напрямую зависит от мастерства учителя. Это, на мой взгляд, один из важнейших кримтериев оценки деятельности учителя, потому что его дает главный эксперт в этом вопросе - ученик. И не словами "он хороший " (мало ли почему: может, потому что всем подряд выводит тройки и четверки, не задает заданий и т.п.), а реальным результатом: сумел замотивировать своего ученика настолько, что тотосознанно начинает готовиться к экзамену.

Uchilka, лично я вижу целью своей работы нечто иное, чем натаскивание на сдачу ЕГЭ. И Вы сами себе противоречите - то натаскивать, то замотивировать...

"Дать навык выполнения предлагаемых экзаменом видов работ" может и средний учитель. Эти виды сейчас в каждом учебнике есть.

 

Здесь, как Вы говорите, техническая сторона вопроса. Но другая.

 

Есть спецшколы, есть школы где язык изучают с 1-2 классов, а есть где с 5-го. Есть школы, где созданы все условия для работы учителей-"иностранцев" - и часов достаточно и в группах по 10-12 человек. А есть где по 25 чел сидят на уроке ИЯ. При 1-2 часах в неделю.

Не надо шашкой махать и можно уже вытащить серебряную ложку изо рта.

Все работают в неравных условиях. И объясните мне как при наполняемости группы в 25 чел и при 2 часах в неделю можно натаскать на ЕГЭ???

Вы видели демо-версии? А там ведь не только крестики в графах проставить надо, а есть ещё и письмо и говорение. КАК к этому подговить в таких условиях? Да будь учитель хоть семи пядей во лбу, это нереально.

 

Почитайте форум. Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ. Вы хотите сказать обратное?

В обычной школе количество учащихся сдающих ЕГЭ по языку, не может являться критерием мастерства учителя. Такое моё ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[quote name='Barbara' date='27.9.2008, 19:47' post='4603'

 

Почитайте форум. Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ. Вы хотите сказать обратное?

В обычной школе количество учащихся сдающих ЕГЭ по языку, не может являться критерием мастерства учителя. Такое моё ИМХО.

Я согласна с вами! В прошлом году у нас было 112 выпускников, английский выбрали только 5 человек, а в позапрошлом - 3 человека. Я думаю, что ребята выбирают то, что им действительно нужно. Те, кто выбирают английский занимаются с репетитором(и не один год!). Мои коллеги работают добросовестно, но приготовить к ЕГЭ только на уроках все-таки невозможно. В прошлом году я выпустила 11 класс, физ-мат. Те, кто успешно сдал ЕГЭ по физике, тоже занимались с репетиторами, некоторые посещали подготовительные курсы( таким намного меньше). Более того, несмотря на то, что класс был достаточно "сильный", большинство ребят занимались с репетиторами и по математике, и по русскому языку! Я думаю, что ни количество сдающих, ни результат ЕГЭ не может являться критерием мастерства учителя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мне кажется, что вы подняли в сообщении весьма болезненный вопрос, который актуален и для методики (оценка качества обучения), и с административной точки зрения, и просто с человеческой.

Для оценки мастерства учителя и его труда в целом важно четко различать "мнение" и "наблюдение". Например, "учитель провел урок на высоком уровне" - это мнение. "В работу с интерактивной доской были вовлечены пять учащихся из группы" - наблюдение. Одной из особенностей российской педагогической культуры является преимущественное использование декларативных мнений в оценке педагогического труда, а не конкретных и беспорных наблюдений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Uchilka, лично я вижу целью своей работы нечто иное, чем натаскивание на сдачу ЕГЭ. И Вы сами себе противоречите - то натаскивать, то замотивировать...

"Дать навык выполнения предлагаемых экзаменом видов работ" может и средний учитель. Эти виды сейчас в каждом учебнике есть.

 

Здесь, как Вы говорите, техническая сторона вопроса. Но другая.

 

Есть спецшколы, есть школы где язык изучают с 1-2 классов, а есть где с 5-го. Есть школы, где созданы все условия для работы учителей-"иностранцев" - и часов достаточно и в группах по 10-12 человек. А есть где по 25 чел сидят на уроке ИЯ. При 1-2 часах в неделю.

Не надо шашкой махать и можно уже вытащить серебряную ложку изо рта.

Все работают в неравных условиях. И объясните мне как при наполняемости группы в 25 чел и при 2 часах в неделю можно натаскать на ЕГЭ???

Вы видели демо-версии? А там ведь не только крестики в графах проставить надо, а есть ещё и письмо и говорение. КАК к этому подговить в таких условиях? Да будь учитель хоть семи пядей во лбу, это нереально.

 

Почитайте форум. Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ. Вы хотите сказать обратное?

В обычной школе количество учащихся сдающих ЕГЭ по языку, не может являться критерием мастерства учителя. Такое моё ИМХО.

Нет никакого противоречия в моих рассуждениях. Если речь идет о спецшколе, где экзамен по ИЯ обязателен, там подготовка к экзамену - это натаскивание на требования и условия ЕГЭ учеников, вполне готовых по знаниям, которых надо потренировать именно на форму и формат, потренировать все виды деятельности и навыки заполнения бланков.

Но совершенно я не говорю о том, что неязыковые классы столь же просты для работы. Начнем с того, что экзамен по ИЯ там по выбору. И выбирают его единицы из целой параллели. Если выбирает много учеников из неязыковых классов, значит им даны знания, позволяющие сдавать экзамен наравне с учениками языковых классов. А это, безусловно, может на 50% быть заслугой учителя. Я не знаю, как готовят к экзамену в других школах, но у нас уже с октября учитель ведет таких учеников. Учениками совместно с учителем готовятся целые портфолио. Дают не 1-2 консультации перед самим экзаменом, а, практически раз в неделю, две. Отрабатывают аудирование, диалогическую речь на незапланированную тему. Пишут письма, рецензии и эссе, решают тесты, ориентируясь на старые ЕГЭ, тесты для поступающих в такие вузы, как Плешка . Да-да, там очень серьезные грамматические тесты, задания на понимание текстов. Из-за этого ЕГЭ (подчеркиваю: я его противник) приходится тратить время на неоднократное заполнение этих бланков.

Но с чего всех остальных учеников готовить к ЕГЭ по ИЯ, если они его не выбирают? Совершенно я нигде не предлагаю заниматься такой бессмысленной работой и по ней оценивать мастерство учителя.

Я говорю, что если в неязыковом классе находятся желающие сдавать ИЯ - это очень хороший показатель, но если таких желающих несколько и даже достаточно много, то это уже критерий. Это мое мнение, с которым необязательно соглашаться. Но не надо игнорировать моих слов о том, что речь веду не о языковых школах/классах.

Большая проблема учебники, по которым невозможно заниматься самостоятельно. Все объяснения и разъяснения возложены на учителя. Обязательно нужен либо учитель, либо репетитор рядом.

Верхом на лошади ездила, шашкой не владею, серебряные чайные ложки предпочитаю стальным :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Uchilka, лично я вижу целью своей работы нечто иное, чем натаскивание на сдачу ЕГЭ.

Почитайте форум. Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ. Вы хотите сказать обратное?

 

Я тоже считаю основной задачей любого учителя не натаскивание учеников на сдачу ЕГЭ. Но на наше , а также мнение других ( в том числе сокрушительно голосовавших в интернете) внимания не обратили. Приходится решать ту задачу, которая стоит перед учеником в связи с ЕГЭ.

 

Форум читаю в обязательном порядке, внимательно. :unsure: А теперь давайте подумаем. Если, как вы справедливо заметили, "Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ", то не значит ли это, что что-то очень важное не в порядке в системе в целом? Если по всем предметам одинаковая картина. Или теперь все дети - лентяи? Я так не думаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для оценки мастерства учителя и его труда в целом важно четко различать "мнение" и "наблюдение". Например, "учитель провел урок на высоком уровне" - это мнение. "В работу с интерактивной доской были вовлечены пять учащихся из группы" - наблюдение. Одной из особенностей российской педагогической культуры является преимущественное использование декларативных мнений в оценке педагогического труда, а не конкретных и беспорных наблюдений.

Вы абсолютно правы. А ведь проблема критериев теперь, в условиях внедрения принципа зависимости зарплаты учителя от его мастерства и таланта (и возраст учителя тут не всегда причем), становится острейшей проблемой. Количество пятерок и четверок можно легко увеличить так сказать чисто техническими действиями - достаточно иметь добрую авторучку. Боюсь, что мы опять получим "хотели как лучше, а получили ...".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[quote name='Barbara' date='27.9.2008, 19:47' post='4603'

 

Почитайте форум. Все говорят, что без репетитора невозможно подготовиться к ЕГЭ. Вы хотите сказать обратное?

В обычной школе количество учащихся сдающих ЕГЭ по языку, не может являться критерием мастерства учителя. Такое моё ИМХО.

 

Я согласна с вами! В прошлом году у нас было 112 выпускников, английский выбрали только 5 человек, а в позапрошлом - 3 человека. Я думаю, что ребята выбирают то, что им действительно нужно. Те, кто выбирают английский занимаются с репетитором(и не один год!). Мои коллеги работают добросовестно, но приготовить к ЕГЭ только на уроках все-таки невозможно. В прошлом году я выпустила 11 класс, физ-мат. Те, кто успешно сдал ЕГЭ по физике, тоже занимались с репетиторами, некоторые посещали подготовительные курсы( таким намного меньше). Более того, несмотря на то, что класс был достаточно "сильный", большинство ребят занимались с репетиторами и по математике, и по русскому языку! Я думаю, что ни количество сдающих, ни результат ЕГЭ не может являться критерием мастерства учителя.

Дело не в том, что в классе не готовят к ЕГЭ, а в том, что учителя не обязаны это делать. Такое положение существует во всем мире. В странах, где выпускной экзамен государственной аттестации учащихся существует много лет, не стесняются открыто говорить о том, что подготовка к экзамену решается на уроках не прямо, а косвенно. На уроках достигаются цели, поставленные государственным образовательным стандартом. Стандарт определяет "выходные компетенции" учащихся и это учителя обязаны делать на уроке. О подготовке к экзамену в этом стандарте не говорится ни слова. Нет таких положений о подготовке к экзаменам в странах за пределами России. Содержание экзамена вообще не конкретизируется образовательным стандартом. Педагоги на курсах английского языка за рубежом (Великобритания, Мальта, США) весьма неохотно откликаются на просьбы слушателей готовить их к экзамену. Это - задача учащихся и это область ИХ ответственности. Если учащиеся того желают, они обращаются к частным учителям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дело не в том, что в классе не готовят к ЕГЭ, а в том, что учителя не обязаны это делать. Такое положение существует во всем мире. В странах, где выпускной экзамен государственной аттестации учащихся существует много лет, не стесняются открыто говорить о том, что подготовка к экзамену решается на уроках не прямо, а косвенно. На уроках достигаются цели, поставленные государственным образовательным стандартом. Стандарт определяет "выходные компетенции" учащихся и это учителя обязаны делать на уроке. О подготовке к экзамену в этом стандарте не говорится ни слова. Нет таких положений о подготовке к экзаменам в странах за пределами России. Содержание экзамена вообще не конкретизируется образовательным стандартом. Педагоги на курсах английского языка за рубежом (Великобритания, Мальта, США) весьма неохотно откликаются на просьбы слушателей готовить их к экзамену. Это - задача учащихся и это область ИХ ответственности. Если учащиеся того желают, они обращаются к частным учителям.

Хорошо им там, в Великобританиях и Мальтах. А мы тут. С нашими реалиями, часто очень расплывчатыми по части того, кто чего должен делать. Переход на ЕГЭ, в первую очередь, ударил по школьникам, потому что предложил совершенно новый формат, новое содержание и разнообразие экзаменуемых умений. Причем никак не обеспечив соответствующей системы подготовки. Все переложено на плечи учителя. И у большинства учителей всего орудий труда - доска и мел. Даже нет зачастую на чем просто послушать аудио материалы, нет и достаточного количества интерактивных материалов, которые легально можно в классе пользовать. :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дело не в том, что в классе не готовят к ЕГЭ, а в том, что учителя не обязаны это делать. Такое положение существует во всем мире. В странах, где выпускной экзамен государственной аттестации учащихся существует много лет, не стесняются открыто говорить о том, что подготовка к экзамену решается на уроках не прямо, а косвенно. На уроках достигаются цели, поставленные государственным образовательным стандартом. Стандарт определяет "выходные компетенции" учащихся и это учителя обязаны делать на уроке. О подготовке к экзамену в этом стандарте не говорится ни слова. Нет таких положений о подготовке к экзаменам в странах за пределами России. Содержание экзамена вообще не конкретизируется образовательным стандартом. Педагоги на курсах английского языка за рубежом (Великобритания, Мальта, США) весьма неохотно откликаются на просьбы слушателей готовить их к экзамену. Это - задача учащихся и это область ИХ ответственности. Если учащиеся того желают, они обращаются к частным учителям.

Увы, у нас учителя оценивают по количеству учащихся, сдающих экзамен по его предмету, и по результатам ЕГЭ. И всю школу, кстати, тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Увы, у нас учителя оценивают по количеству учащихся, сдающих экзамен по его предмету, и по результатам ЕГЭ. И всю школу, кстати, тоже.

Используемые способы оценки труда учителя часто вызывают возражение, поскольку soft skills всегда оценить труднее, чем hard substances, которые можно взвесить, измерить и даже разложить на атомы. Тем не менее, шкалы для определения рейтинга учителя среди других существуют. В эти шкалы можно заложить результаты экзаменов учащихся, но от этого давно отказались как в России, так и за рубежом. Школы нередко оценивают по количеству поступивших в вузы, но эта оценка является неофициальной и никогда не используется в ряду критериев для лицензирования учебных программ и аккредитации учебного заведения. В шкалу для оценки профессионализма учителя включают только объективно наблюдаемые показателии: наличие почетных званий и наград, разнообразие выполняемых учебных поручений, разработку методических материалов, проведение открытых уроков и семинаров, выступление на методическом объединении и др.. Спорным является включение побед учащихся на олимпиадах в список заслуг учителя. Победа ученика на олимпиаде включается в портфолио самого ученика, а не учителя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×