Перейти к содержимому
IrinaMinaeva

Формулирование темы и целеполагание по ФГОС

Рекомендуемые сообщения

 

Требования к уроку

В одном из достаточно авторитетных электронных методических журналов автор делится опытом формулирования темы урока и целеполагания по ФГОС следующим образом: "Для введения в тему урока необходимо было создать проблемную ситуацию. Первый фрагмент плана урока показывает пример активного целеполагания. На доске написаны слова с пропущенными первыми буквами. Учащиеся предлагалось догадаться, какие буквы пропущены и составить из них слово − тему урока (так как иногда возможны несколько вариантов, учащимся необходимо было выбрать подходящий).
Фрагмент урока 121.jpg

 Затем учитель предложил детям объяснить значение этого слова. При помощи учителя учащиеся старались вспомнить, что они изучали в рамках данной темы, и таким образом, вывести предполагаемые цели урока (возможно при помощи учителя).

Фрагмент урока 2

3

После формулирования целей урока, я объяснила учащимся цель урока – повторение лексики и грамматики в рамках изученной темы, а также развитие умений чтения, говорения и аудирования."

Вопрос: а в чём смысл разгадывания "зашифрованной" учителем темы урока? Ведь сам процесс никак с темой не связан, а драгоценное время от урока на него потратится.

Ну, а последняя процитированная фраза - просто гениальное подтверждение эффективности данных новшеств - "После формулирования целей урока, я объяснила учащимся цель урока..."

И вот такой опыт нам предлагается перенимать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://e-koncept.ru/author/17847

Цитата из статьи о целеполагании, автор Пакшина Е.В., научно-методический электронный журнал "Концепт":

"Наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели:

1.Недиагностично поставленные цели. 

2. Глобализация цели. 

3.Сужение спектра целей или занижение уровня цели. 

4.Неинтересные для обучающихся цели. 

5.Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. 

6.Неточно поставленные цели. 

7.Декларативность в постановке цели. 

8.Подмена цели задачей или темой. 

Как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям. Это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или методSMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии SMART:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяёмкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

В чем состоит отличие цели от задачи?

Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как

процесс."

Вроде бы всё правильно, но вот открываю я на официальном сайте "Спотлайт" изд-ва "Просвещение" новый материал в разделе "Методическая помощь" - "Календарно-тематическое планирование с УУД" для 2-го класса и читаю там "Планируемые результаты" ( то есть, надо так понимать, поурочные цели) - ну, например, к уроку 54: "Языковые средства и навыки оперирования ими (лексическая сторона речи): научиться распознавать активную лексику и использовать ее в устной и письменной речи". И возникает вопрос: а как насчёт того, что "цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной"? И много других вопросов возникает...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×