Перейти к содержимому
Irina

Уроки и здоровье школьников

Рекомендуемые сообщения

Коллеги, на ваш взгляд, как нагрузка в современной школе влияет на здоровье школьников? Можем ли мы, как учителя иностранных языков, чем-то помочь на своих уроках, чтобы сохранить и приумножить здоровье детей? Используете ли вы какие-нибудь здоровьесберегающие приемы? ЧТо бы вы посоветовали начинающим учителям?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Коллеги, на ваш взгляд, как нагрузка в современной школе влияет на здоровье школьников? Можем ли мы, как учителя иностранных языков, чем-то помочь на своих уроках, чтобы сохранить и приумножить здоровье детей? Используете ли вы какие-нибудь здоровьесберегающие приемы? ЧТо бы вы посоветовали начинающим учителям?

здоровье - понятие сложное. о какой из его составляющих идет речь? зрение, осанка, температура в классе, двигательная активность и т.д.? с какими проблемами со здоровьем учеников Вы столкнулись?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
здоровье - понятие сложное. о какой из его составляющих идет речь? зрение, осанка, температура в классе, двигательная активность и т.д.? с какими проблемами со здоровьем учеников Вы столкнулись?

Я думаю, здесь вопрос скорее теоретический. Мне кажется, что чтобы сберечь здоровье учеников, уроки должны учитывать возрастные психофизиологические особенности. Например, ученки младших классов физически не могут дольше минут 5 - 7 заниматься одним видом деятельности, это обусловленно и несформированностью произвольного внимания, и физическим развитием. Если не учитывать это при планировании урока, то вместо успешной и доставляющей удовольствия учебы получится безрезультатный стресс. Поэтому, например, одним из критериев качества учебников для начальной школы для меня является сбалансированность видов РД в уроке (как, скажем, у Биболетовой). Затем - насыщенность урока (ученики второго класса могут, как правило, справиться с 3 - 5 9в зависимости от объема) заданиями за урок в первых двух четвертях. Если заданий больше - это тоже может быть нефизиологично. Много моментов есть. Что еще можно сделать? Включать задания, для выполнения которых нужно подвигаться, походить по классу (surveys), или просто встать и сделать что-то вроде зарядки. Я бы и в фонетическую зарядку включал бы побольше движений руками и всем телом там, где это уместно. Но это самые первые идеи. Может, что-то сможем добавить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Коллеги, на ваш взгляд, как нагрузка в современной школе влияет на здоровье школьников? Можем ли мы, как учителя иностранных языков, чем-то помочь на своих уроках, чтобы сохранить и приумножить здоровье детей? Используете ли вы какие-нибудь здоровьесберегающие приемы? ЧТо бы вы посоветовали начинающим учителям?

Побольше свободы на уроке, то есть задания на движения, групповые задания, творческие. пусть будет лёгкий шумок, рабочий. Жалко детей, когда видишь, что они сидят "в затылок друг друга", и руки сложены на парте, нельзя поворачиваться, нельзя руку тянуть, а только поставить на локоть - в общем - жуть, а это ещё есть в наших школах :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

обеспечивать разнообразные виды деятельности - это хорошо, но посмотрите в каких условиях занимаются ваши ученики? освещение, эргономика парты - это тоже очень важно! например, посмотрите какими светильниками и типом ламп освещен Ваш класс, достаточно ли света, есть ли резкие перепады освещенности, нежелательные тени, достаточно ли освещена доска. если у кого есть сомнения, а правильно ли рассчитано освещение - могу помочь - от Вас размер помещения и высота потолков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Побольше свободы на уроке, то есть задания на движения, групповые задания, творческие. пусть будет лёгкий шумок, рабочий. Жалко детей, когда видишь, что они сидят "в затылок друг друга", и руки сложены на парте, нельзя поворачиваться, нельзя руку тянуть, а только поставить на локоть - в общем - жуть, а это ещё есть в наших школах :D

вспоминается мое обучение в школе - очень много внимания уделялось посадке за партой: между краем парты и грудной клеткой - расстояние с кулак, осанка, поворот тетради и пр... и, кажется, руки на парте - это правильно, что-то с поддержкой спины связано. да и ребенок в таком положении не сможет перекашивать плечи, сколиоз не заработает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вспоминается мое обучение в школе - очень много внимания уделялось посадке за партой: между краем парты и грудной клеткой - расстояние с кулак, осанка, поворот тетради и пр... и, кажется, руки на парте - это правильно, что-то с поддержкой спины связано. да и ребенок в таком положении не сможет перекашивать плечи, сколиоз не заработает.

Положение и посадка - это, конечно, хорошо - и красиво, и проверяющие любят. Но беда в том, что все равно на всех уроках дети вот так и сидят, неподвижно. Представьте, каково это - часа 4 или 5 просидеть в не очень естественной позе? А мы еще требуем, чтобы в этой позе они и думали продуктивно. Может, на нашем уроке как раз и должен быть у них шанс подвигаться, пройти по классу немного (не каждый урок, конечно). И еще одна проблема - если нет ощущения у них, что успех появляется, то урок превращается в стресс. А успех во многом может проявиться - сама кого-то похвалишь за быстроту реакции, русть даже и не всегда правильно реагирует, за правильность - само собой похвалить надо. Слабый ученик выучил текст хорошо - то же самое, опять повод. Не может ученик продуктивно в проекте участие принять, языка не хватает - пусть оформит результат групповой работы красиво, тоже хорошо. А ролевые игры могут, наверное, и психотерапевтическое воздействие оказывать, тут надо бы с психологом поговорить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Положение и посадка - это, конечно, хорошо - и красиво, и проверяющие любят. Но беда в том, что все равно на всех уроках дети вот так и сидят, неподвижно. Представьте, каково это - часа 4 или 5 просидеть в не очень естественной позе? А мы еще требуем, чтобы в этой позе они и думали продуктивно. Может, на нашем уроке как раз и должен быть у них шанс подвигаться, пройти по классу немного (не каждый урок, конечно).

я хотел заострить внимание на том, как ребенок сидит во время урока. но ни в коем случае не призываю так пытать их на протяжении всех уроков. если сидит - пусть сидит правильно. понаблюдайте за своими учениками - каждая поза как наглядное пособие по развитию сколиоза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам), так как они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой, снимают статические нагрузки. Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последних уроках в старших классах. Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклоны туловища. Вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп).

Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, на укрепление глазных мышц. Комплексы физкультминуток необходимо подбирать в зависимости от характера нагрузки на данном уроке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам)

Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, на укрепление глазных мышц. Комплексы физкультминуток необходимо подбирать в зависимости от характера нагрузки на данном уроке.

Спасибо за очень полезный материал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
я хотел заострить внимание на том, как ребенок сидит во время урока. но ни в коем случае не призываю так пытать их на протяжении всех уроков. если сидит - пусть сидит правильно. понаблюдайте за своими учениками - каждая поза как наглядное пособие по развитию сколиоза.

Вы правы, правильная мебель стимулирует правильную посадку не менее, чем контроль учителя за этим. Но современные столики мало способствуют этому. Старинные "царско-советские" парты гораздо больше соответствовали задачам сохранения здоровья и зрения детей.

Важны все компоненты организации обучения. Если кабинет ИЯ оборудован такой мебелью, которая позволяет организовывать размещение необходимого для занятий материала так, чтобы в ходе урока детям нужно было встать подойти за конкретным материалом и сесть обратно на место. Подойти к какому-то стенду/стойке с материалом, который можно прямо на стенде перелистать, чтобы найти необходимую подсказку и т.п. Т.е. простое движение во время урока (подготовленное и организованное), целенаправленное, так же эффективно может сработать на задачу снижения усталости и напряженности.

Но, разумеется, к такому "времяпрепровождению" в течении урока надо детей готовить. Дети должны привыкнуть к четкому размещению конкретных материалов на конкретных местах (до которых они могут , подойдя, свободно дотянуться). Приучиться возвращать все отработанные материалы строго на место ( в этом помогают, например, разноцветные бирки - ярлыки на соответствующих полках и материалах.) Такая организация одновременно учит детей умению организовывать собственное рабочее место, рабочие материалы, создавать удобную рабочую среду и рабочее место. Это начальная стадия выработки навыков и умения систематизации материалов и предметов с определенной целью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если кабинет ИЯ оборудован такой мебелью, которая позволяет организовывать размещение необходимого для занятий материала так, чтобы в ходе урока детям нужно было встать подойти за конкретным материалом и сесть обратно на место. Подойти к какому-то стенду/стойке с материалом, который можно прямо на стенде перелистать, чтобы найти необходимую подсказку и т.п. Т.е. простое движение во время урока (подготовленное и организованное), целенаправленное, так же эффективно может сработать на задачу снижения усталости и напряженности.

Согласна с вами: нужно создать условия для свободного передвижения детей во время урока, когда это необходимо. Дома дети не сидят по струнке, когда заняты интересным делом или делают дом.задания. Конечно, на уроке к такой свободе надо детей приучать, чтобы это не превратилось в шум и бесполезную деятельность. Я, в своё время, посетила много уроков в начальной школе Германии и нигде не видела такой посадки детей, как у нас. Они увлечённо работают на уроках, в то же время свободно могут подходить к стеллажам с различным материалом, работать в группах и сидеть на полу, диванчиках и т.д. Учитель спокойно, доброжелательно направляет учебный процесс.:D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Коллеги, на ваш взгляд, как нагрузка в современной школе влияет на здоровье школьников? Можем ли мы, как учителя иностранных языков, чем-то помочь на своих уроках, чтобы сохранить и приумножить здоровье детей? Используете ли вы какие-нибудь здоровьесберегающие приемы? ЧТо бы вы посоветовали начинающим учителям?

Проблема действительно очень актуальная. В нашей школе дети начального звена учатся за конторками Базарного, т.е. чередуют позы. Пока одни сидят - другие стоят, через 15 минут дети меняются местами. В старшей школе мы разрешаем детям при желании встать на любом этапе урока и стоять столько времени сколько они хотят. Это действительно работает! Кроме того, я стараюсь вызывать к доске детей 1-2 раза за урок. При ответе даже на небольшой вопрос они встают с места, таким образом мы решаем проблему гиподинамии. Для общей зарядки и зарядки глаз я развешиваю картинки с предметами, словами, глаголами, прилагательными, буквами по всему классу и прошу детей показать мне рукой или глазами, где находится то или другое слово. Еще как вариант зарядки для глаз я использую карточки со словами, напечатанные разными размерами и шрифтами. Эмоциональный фон урока также работает на здоровьесбережение ребенка. На каждом уроке мы поем песенки или учим стихотворения, играем в подвижные игры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нужно уменшить количество домашных заданий... А так думаю уроки английского языка отличаются от других уроков тем что ученики более активные на уроке и двигаются и играют и если надо делаем физкультурую. Побольше общения на английском языке и настроение у учеников поднимается и они занимаются лучше в целом...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нужно уменшить количество домашных заданий... А так думаю уроки английского языка отличаются от других уроков тем что ученики более активные на уроке и двигаются и играют и если надо делаем физкультурую. Побольше общения на английском языке и настроение у учеников поднимается и они занимаются лучше в целом...

Полностью поддерживаю Ваше мнение.И добавлю, что уроки английского отличаются от других уроков ещё и тем, что это иностранный язык для ученика, а значит, если по другим предметам он сможет в случае надобности открыть учебник и узнать из него то, что упустил на уроке, то здесь он этого не сможет сделать, во-первых потому что на этих уроках даются не знания, а умения,и во-вторых, даже если и даётся какая-то информация, то не на родном языке.Поэтому ,я считаю, 90% материала ученик должен усвоить на уроке, а на дом нужно задавать только для закрепления и повторения усвоенного материала, и поменьше!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Полностью поддерживаю Ваше мнение.И добавлю, что уроки английского отличаются от других уроков ещё и тем, что это иностранный язык для ученика, а значит, если по другим предметам он сможет в случае надобности открыть учебник и узнать из него то, что упустил на уроке, то здесь он этого не сможет сделать, во-первых потому что на этих уроках даются не знания, а умения,и во-вторых, даже если и даётся какая-то информация, то не на родном языке.Поэтому ,я считаю, 90% материала ученик должен усвоить на уроке, а на дом нужно задавать только для закрепления и повторения усвоенного материала, и поменьше!

 

Я рад что у меня немало единомишленников по этому вопросу... а как вы относитесь на то что я стараюсь вообще не ставить двойки ....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я рад что у меня немало единомишленников по этому вопросу... а как вы относитесь на то что я стараюсь вообще не ставить двойки ....

Я двумя руками за! Если хотите знать, я в последнее время совсем не ставлю двоек.Ведь наша задача не в том, чтобы поставить оценку, а в том, чтобы "заставить" ученика работать по мере своих способностей.Так вот, я делаю так: если ученик не готов, то он мне должен сообщить об этом до того, как я начну опрос, кроме того, он знает, что он должен будет ответить на след уроке.Перед к/р я спрашиваю, все ли готовы, если нет, то пишем на след уроке.Таким образом я сокращаю кол-во плохих оценок.Но самое главное, что помогает не ставить их, это то ,что д/з я задаю индивидуальное(если ученик слабый,глупо требовать у него пересказ), дозированное и посильное, т е практически усвоенное на уроке. Наверное, поэтому в моих классах (а это 10е и 11е классы) нет ни одной двойки.При этом, все ученики в один голос говорят, что я строгая!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Полностью поддерживаю Ваше мнение.И добавлю, что уроки английского отличаются от других уроков ещё и тем, что это иностранный язык для ученика, а значит, если по другим предметам он сможет в случае надобности открыть учебник и узнать из него то, что упустил на уроке, то здесь он этого не сможет сделать, во-первых потому что на этих уроках даются не знания, а умения,и во-вторых, даже если и даётся какая-то информация, то не на родном языке.Поэтому ,я считаю, 90% материала ученик должен усвоить на уроке, а на дом нужно задавать только для закрепления и повторения усвоенного материала, и поменьше!

А я вот стараюсь давать на уроках знания (а зачем тогда вообще уроки по любому предмету?) и умение ими пользоваться. Если учебник с начального уровня является "китайской грамотой" для ученика, потому что написан на иностранном языке, которого начинающий не знает, то это не школьный учебник, и , на мой взгляд, это неправильный выбор УМК на начальном этапе. Совершенно согласна, что основное должно быть разобрано и усвоено на уроке, а дома только закрепление. В посильных объемах. Но учебник - это подпорки, когда можно посмотреть в него и прочитав поурочный комментарий, убедиться, что идешь правильным путем. Если там все на непонятном языке ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А я вот стараюсь давать на уроках знания (а зачем тогда вообще уроки по любому предмету?) и умение ими пользоваться. Если учебник с начального уровня является "китайской грамотой" для ученика, потому что написан на иностранном языке, которого начинающий не знает, то это не школьный учебник, и , на мой взгляд, это неправильный выбор УМК на начальном этапе. Совершенно согласна, что основное должно быть разобрано и усвоено на уроке, а дома только закрепление. В посильных объемах. Но учебник - это подпорки, когда можно посмотреть в него и прочитав поурочный комментарий, убедиться, что идешь правильным путем. Если там все на непонятном языке ...

 

Я тоже даю знания на уроках и умения ими пользоваться... Просто я стараюсь вообще не ставить двойки. Знаете когда ученик знает что не получит двойку, ему намного легче учить чем учить ради того того чтобы получить эти несчастные 3, 4 и 5. Ведь согласитесь в основном эти оценки не дают реальную картину знания. У меня ученик знает если он сидит на уроке и работает на двойку он получит три. Если у него получается тогда 4 а если хорошо получается тогда 5. Ф у кого очень хорошо получается огромная 5.... Хотья они после каждой темы пишут тесты где я ставлю и 2 и 3 и 4 и 5 показывая их реальные знания но двойки не ставлю в журнал... Дети знают это...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я тоже даю знания на уроках и умения ими пользоваться... Просто я стараюсь вообще не ставить двойки. Знаете когда ученик знает что не получит двойку, ему намного легче учить чем учить ради того того чтобы получить эти несчастные 3, 4 и 5. Ведь согласитесь в основном эти оценки не дают реальную картину знания. У меня ученик знает если он сидит на уроке и работает на двойку он получит три. Если у него получается тогда 4 а если хорошо получается тогда 5. Ф у кого очень хорошо получается огромная 5.... Хотья они после каждой темы пишут тесты где я ставлю и 2 и 3 и 4 и 5 показывая их реальные знания но двойки не ставлю в журнал... Дети знают это...

В отношении двоек я совершенно вас поддерживаю. Правда, я стараюсь учить детей правильной самооценке. Т.е. сравнить высокий уровень, к которому мы стремимся с тем, что пока получается. И понимать, что все преодолимо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×