Перейти к содержимому
  • записей
    69
  • комментарий
    461
  • просмотров
    74 508

И еще о вопросах на семинарах

Алексей Конобеев

1 389 просмотров

Знаете, я очень люблю когда мне задают вопросы. По вопросам многое можно понять: что было полезно из того, что рассказал, о чем не рассказал, а стоило бы, чем еще можно помочь коллегам в повседневной работе. Бывают и вопросы, уже не очень относящиеся к работе. Вот на днях только был такой вопрос. Подошла ко мне коллега, благодарит за семинар. Говорит. что было интересно, и вот это полезно, и то, а это так вообще вовремя пришлось. И добавляет, что ей импонирует моя манера вести семинар эти два дня: с видимым энтузиазмом, и в то же время очень спокойно, с улыбкой. И спрашивает: у Вас, наверное, в жизни все всегда ровно, никаких проблем не было и не бывает, все всегда удается?

Ну как на такой вопрос ответить? Пришлось сознаться, что я ничем не отличаюсь от остальных людей, и не все всегда ровно и гладко, а только стараюсь не вносить настроение и вообще себя в аудиторию. Послушала мой ответ коллега и отошла удовлетворенная.

А я в поезде продолжал думать. Действительно, наверное, мы все стараемся оставить свое настроение и состояние за дверью классной комнаты. Насколько удобнее и полезнее заниматься с учителем, у которого всегда в классе ровное и одинаково благожелательное настроение, чем пусть с увлеченным человеком, энтузиастом, но который приносит в класс свои спады и подъемы, свои не только достижения, но и печали. Да, в таких случаях ярче видна человеческая личность, но, может, сейчас важнее, чтобы перед учениками представала не личность со всеми своими достоинствами и недостатками, а педагог, учитель. который готов научить и поддержать и всегда ровно ко всем относится? Несколько лет назад в американском университете я писал свою Teaching philosophy. Где-то до сих пор этот файл лежит. Если кому-то интересно - найду и поделюсь.



8 комментариев


Рекомендуемые комментарии

Нельзя не согласиться с Вами. Но ведь "без сердца что поймешь"? Во всем необходима мера. Стремиться к равновесию во время такого действа, как Урок,- очень важно. Для пользы нашего дела учительского. В этом и сила личности, одна из ее многих ярких граней. Конечно, Алексей, Вам следует как можно скорее, как только позволит время,найти Ваш файл Teaching philosophy. Спасибо.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

"Действительно, наверное, мы все стараемся оставить свое настроение и состояние за дверью классной комнаты. Насколько удобнее и полезнее заниматься с учителем, у которого всегда в классе ровное и одинаково благожелательное настроение, чем пусть с увлеченным человеком, энтузиастом, но который приносит в класс свои спады и подъемы, свои не только достижения, но и печали. ... может, сейчас важнее, чтобы перед учениками представала не личность со всеми своими достоинствами и недостатками, а педагог, учитель. который готов научить и поддержать и всегда ровно ко всем относится?"

 

Я, безусловно, дал бы положительный ответ на этот вопрос.

Говоря же в общем, по моим наблюдениям, оставлять свое порой "пестрое" настроение за дверью классной комнаты удается многим. Но переключаться на ровную, благожелательную волну получается не всегда. Т.е. никакого переключения не происходит в принципе - все вроде бы ровненько, но тускло и безучастно, по энерции, так сказать. Вот так посидит ученик месяца два на подобных уроках и будет потом с ностальгией вспоминать о "взрывах" учительского настроения. Да, очень важно найти правильный баланс и поймать нужную волну...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Но переключаться на ровную, благожелательную волну получается не всегда. Т.е. никакого переключения не происходит в принципе - все вроде бы ровненько, но тускло и безучастно, по энерции, так сказать. Вот так посидит ученик месяца два на подобных уроках и будет потом с ностальгией вспоминать о "взрывах" учительского настроения. Да, очень важно найти правильный баланс и поймать нужную волну...

Это все вопрос баланса, как того, что в самом учителе заложено как в личности, так и в профессиональных умениях. Можно просто выйти из класса или войти в класс, а можно сделать это с улыбкой. Можно просто поставить оценку ученику, а можно и спасибо за ответ сказать. Вроде бы мелочи, а на самом деле атмосфера урока, это такое тонкое, почти неуловимое понятие, формируется и из этих аспектов тоже. Когда в 2006 году в Тамбовской области только вводили ЕГЭ и я был председателем комиссии, мы на пробном ЕГЭ очень внимательно смотрели как кто из экспертов общается с экзаменуемыми и делали для себя выводы кого стоит ставить экзаменатором-собеседником, а кому надо свой профессионализм проявлять исключительно как эксперту-оценивателю, а в собеседники нельзя идти. Это все вопрос умения общаться по-человечески в рабочих ситуациях.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Сто раз убедилась, что для учеников и их родителей я не тот человек что в жизни. Если по случаю, я признаюсь в некоторых своих грехах, они просто не верят. ))) Ох, как много они не знают!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ровненько,благожелательно -скучища!А как же эмоции,веселые подтрунивания.Разве может бедный ученик все 40 минут сидеть и серьезно работать.Необходима эмоциональная разрядка.И пошутить можно,и вопрос несерьезный задать.Главное - заставить их улыбнуться.И все - они твои с потрохами.И работа в классе не покажется им скучной и нудной.Спросите любого выпускника,какого учителя они помнят.Вот именно того -эмоционального,иногда и несдержанного,но увлекающегося и увлеченного.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Интересно, Алексей подтвердит мое НО (т к я могу лишь предполагать). Семинар для взрослых и к тому же учителей. Думаю здесь должны быть свои особенности. С подтруниваниями надо быть крайне осторожно. Думаю, сочетание энтузиазм (чтобы заразить новым и лучшим) + спокойствие и доброжелательность (не задеть ни чьих различных чувств) самое то для подобной аудитории.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Интересно, Алексей подтвердит мое НО (т к я могу лишь предполагать). Семинар для взрослых и к тому же учителей. Думаю здесь должны быть свои особенности. С подтруниваниями надо быть крайне осторожно. Думаю, сочетание энтузиазм (чтобы заразить новым и лучшим) + спокойствие и доброжелательность (не задеть ни чьих различных чувств) самое то для подобной аудитории.

Совершенно с Вами согласна: учительская аудитория и ученическая - это небо и земля. Мне много приходится ездить по Брянской области с лекциями по методике. общаться с учителями на курсах. Учителя очень ранимый и чувствительный народ, разговаривать с ними, все равно что с обнаженными нервами.

Но очень доброжелательно принимают. когда это не голая теория и не занудная лекция, а когда все проверено на практике, когда видят. что так лучше, так интереснее. Радуются, как дети, если научились чему-то новому, что смогут применить.

Я не раз слушала Алексея Васильевича - он умеет находить путь к сердцам учителей. Мастер!

А в классе нельзя без эмоций, даже резких, взрывных, если это не злость, а человеческая реакция (вспомните сцену Макаренко в лесу!) дети это понимают.Нельзя быть учителем-роботом, надо быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А в классе нельзя без эмоций, даже резких, взрывных, если это не злость, а человеческая реакция (вспомните сцену Макаренко в лесу!) дети это понимают.Нельзя быть учителем-роботом, надо быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Вот уж точно! Я тоже так думаю, что не следует скрывать свою реакцию, иначе это уже граничит с равнодушием. Реакции конечно разные могут быть. Помню, будучи в старших классах, мы доводили нашу историчку регулярно до слез. Могу даже сейчас с полной ответственностью сказать, что это была всецело ее вина. Как ни крути, а педагогическая одаренность, в смысле природой данное качество и в дальнейшем терпеливо взращиваемое, дается не всем.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×