"Вы так доброжелательны... Вы, наверное, в школе совсем мало работаете?"
"Вы так доброжелательны... Вы, наверное, в школе совсем мало работаете?". Мне эту фразу сказала одна слушательница после моего семинара несколько лет назад. А примерно год назад в одном городе подходит ко мне после семинара учительница и говорит: "А можно Вам вопрос задать? Личного плана. Вот вы так доброжелательно семинар эти два дня вели, так хорошо, спокойно и интересно. У Вас, наверное, в жизни всегда всё хорошо, никаких проблем не было, всегда всё получалось?". Конечно, когда такой вопрос слышишь, перед глазами пролетает много чего, но возможный ответ, как мне кажется, только один: "Да нет, всякое бывает, всё как у всех". Но что меня заставляет после таких вопросов задуматься, так это почему их задают. Похоже, в некоторых школах очень редко можно увидеть улыбающееся лицо или просто доброжелательное. Понятно, что жизнь учителя становится тяжелее год от года. Я это часто вижу: у многих школьников всё меньше фоновых знаний и порой чтобы объяснить материал, приходится устраивать непредвиденный экскурс в историю, географию, да куда только не устраивать. С каждым месяцем растет вал бумажной работы, отчетов, планов - и это в дополнение к тетрадям. которые тоже когда-то надо проверять. Я часто говорю: "Я это позже, на досуге сделаю". У меня спрашивают: "Как, у Вас еще и досуг есть?", на что я отвечаю: "А как же, ночью-то. все равно ночью делать больше нечего". И, что самое неприятное, учитель слышат все время: "Вы должны... вы обязаны... сделайте... дайте...". Вспоминаются слова императрицы Елизаветы Петровны из одного из романов В. Пикуля: "Все только и просят: дай, дай. Нет, чтобы хоть раз кто-то сказал: на тебе, матушка!". Всё это понятно. У меня тоже порой бывали моменты, когда смотришь на нежелающих работать учеников и бьешься, бьешься только чтобы хоть как-то разговорить их. В таких случаях выручали только разные ice-breakers и мелкие, но важные методические приемы. и. конечно, в такие минуты закрадывается мысль "А зачем мне это надо?". Но я немного не о том. Какие бы мысли ни были, какое бы настроение не сидело в голове, я всегда стараюсь оставлять его за пределами класса, кабинета, офиса, любой рабочей ситуации. Бывают. конечно, учителя (и я рад. что мне такие встречались), которые в класс входят как солнышко, сияя улыбкой, и дети бегут к ним почти как к родной матери. Те же учителя могут и недовольство показать, но дети не обижаются и относятся к ним как к членам семьи, которым все равно все прощаешь. Таких, правда, единицы. А почему-то часто попадались мне и такие учителя, которые входили в класс уже с недовольной миной, а ученики в ужасе наблюдали, пытаясь понять, что их сегодня ждет на уроке. Наверное, поэтому меня и занимает вопрос о том, насколько учитель может и должен показывать свое настроение в классе. Мне всегда казалось, что настроение должно оставаться за пределами школы/офиса и т.д. Настроение - не для работы, оно для личного общения. А на работе у меня перед глазами всегда пример Р.П. Мильруда, который в любой ситуации умеет создать психологически очень комфортную атмосферу и одним-двумя словами успокоить любое волнение в коллективе. Ну и. конечно, есть очень важное американское правило: keep smiling. Как мне сказал один знакомый, "пусть мне лучше откажут с улыбкой, чем сделают то. что надо, но при этом грубо обойдутся". И всё-таки, и всё-таки, насколько стоит учителю проявлять свое настоящее настроение на работе? Надо ли это? Помогает ли это или мешает7 Вообще, допустимо ли это?
27 комментариев
Рекомендуемые комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас