Перейти к содержимому
  • записей
    69
  • комментарий
    461
  • просмотров
    75 138

Презентации - как их (не) надо делать

Алексей Конобеев

3 156 просмотров

Мне часто приходится не только самому выступать с лекциями, но и видеть, как с лекциями выступают другие. Некоторые выступления слушаются на одном дыхании, а бывает так, что никак не дождешься когда наступит happy end по Бернарду Шоу (everyone was happy when it was finally over). Часто проблема заключается не в том, кто лектор, а в том, как построена презентация в Power Point, которую лектор использует. Для себя я выделил несколько проблем в презентациях, которые я часто вижу, и попробовал суммировать свой собственный опыт разработки презентаций и выступлений. Проблемы в оформлении1. Слишком много текста, который плохо читается с экрана.2. Ненужная анимация (картинки и текст выезжают и уезжают, падают, выцветают и "вцветают" на каждом слайде, что очень отвлекает от содержания3. Ненужные звуковые эффекты (текст появляется со звуком)4. Отсутствие текста - сплошные картинки и графики5. Чрезмерно насыщенные цвета фона и шрифта, затрудняющие чтение6. Цвета и размеры объектов презентации не подходят к конкретной аудитории, в которой презентация демонстрируется (слишком мелко для большой аудитории, слишком крупно для маленькой, темные фоны в темной аудитории, белый фон в слишком светлой аудитории).7. Презентация представляет собой в основном текст - это очень утомляет зрителя.Проблемы в презентации материала (delivery):1. Выступающий просто читает текст со слайдов (зачем? Зрители. как правило, и сами читать умеют, тогда проще устроить сеанс silent reading)2. Выступающий не выучил последовательность материалов, каждый следующий слайд явно становится для него неожиданностью и нет логических переходов от слайда к слайду в выступлении (здесь, если презентация новая, надо распечатать выдачи и держать перед собой чтобы помнить что за чем идет03. Речь слабо привязана к содержанию слайдов (да, бывает и такое), содержание слайдов не иллюстрирует речь лектора4. Лектор все время отклоняется от содержания презентации, уходит в сторону, дает дополнительный материал (сам этим грешу, те, кто на моих выступлениях бывал, могут подтвердить), который не иллюстрирует содержание презентации5. Слайды переключает не лектор, а кто-то еще, поэтому бывают сбои - невовремя переключенные слайды, лектор отвлекается на команды помощнику.6. Лектор не умеет запускать и переключать презентацию, постоянные сбои мешают воспринимать материал.7. Лектор не следит за слушателями, говорит по плану, невзирая на то. интересно это слушателям или нет (такое чаще всего встречается)8. Лектор говорит нечетко, неразборчиво, тихо, голосом, который напоминает фразу Фаины Раневской про цинковое ведро (кому интересно - найдите в гугле)Для себя я наработал вот такие практические советы для подготовки презентаций:1. Создавать или адаптировать презентацию под конкретную публику и под конкретное помещение2. Если заранее неизвестно, какое будет помещение, делать фоны кремовыми - они сработают и в слишком темном, и в слишком светлом зале. Шрифты делать крупными, не класть слишком много текста на слайд. 3. Если текст дается в качестве иллюстрации и не предназначен для детального чтения, то так и написать в заголовке слайда ("пример", "иллюстрация")4. Если текст цитируется неполно, то так и написать в заголовке ("пример". "извлечение" и т.п.)5. Если переключаешь слайды не сам, то договориться с помощником какое условное слово даст ему знать, что пора переключать (например, "далее", или "на следующем слайде")6. Если презентация новая, распечатать выдачи и сверяться с ними, чтобы выстроить логику речи7. Не класть всю информацию на слайды, она должна только иллюстрировать и дополнять речь лектора, а не заменять ее. если предполагается, что презентацию будет использовать кто-то еще, лучше дать дополнительную информацию в комментариях к каждому слайду.8. Использовать минимум анимации. Наглядной презентацию можно сделать с помощью картинок, схем, диаграмм. 9. Выдерживать цветовое оформление презентации в едином стиле.10. Не бояться делать на разных слайдах шрифты разного размера - это помогает выделить информацию, сделать ее более доступной. В презентации, в отличие от книги, каждый слайд воспринимается отдельно ("воспринимаю то, что вижу в данный момент").11. Говорить четко, разборчиво, в большом помещении не кричать, напрягая связки, а говорить, используя диафрагму, если нет микрофона.12. Не забывать о слушателях. Выступление - это прежде всего общение с аудиторией. Если что-то слушателям не интересно - не бояться уделить этому моменту меньше времени, чем планировал. если же это неинтересное важно - объяснить почему и чем это важно. Если слушатели не поверят в важность (такое часто бывает) - сами виноваты, потом спохватятся через полгода-год и будут выпрашивать презентацию по электронной почте, такое много раз бывало. Вообще, самое главное - презентация должна быть по содержанию интересна слушателям, а не лектору. А лектор, даже если эта тема ему не близка, должен себя в ней заинтересовать и, конечно же, знать то, о чем собрался говорить. Как бы замечательно не была составлена презентация, она не сработает без грамотного, знающего и понимающего материал лектора.



11 комментариев


Рекомендуемые комментарии

Великолепные наблюдения!!! Я бы подписался под каждой строкой. Я ещё, конечно, не так много раз участвовал в конференциях, но тем не менее, практически все ошибки, которые Вы здесь написали, заметил тоже. Я бы ещё добавил, что если человек хочет, дейсвтительно, пообщаться с аудиторией, поделиться материалом (а не просто отчитаться), и произвести приятное впечатление, то ему следует выступать не из-за кафедры, а прямо перед зрителями, чтобы ничего не отделяло слушателей от докладчика. Также гораздо лучше воспринимаются выступления "без бумажки", это производит впечатление компетентности. И самое главное - УЛЫБАЙТЕСЬ :)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Великолепные наблюдения!!! Я бы подписался под каждой строкой. Я ещё, конечно, не так много раз участвовал в конференциях, но тем не менее, практически все ошибки, которые Вы здесь написали, заметил тоже. Я бы ещё добавил, что если человек хочет, дейсвтительно, пообщаться с аудиторией, поделиться материалом (а не просто отчитаться), и произвести приятное впечатление, то ему следует выступать не из-за кафедры, а прямо перед зрителями, чтобы ничего не отделяло слушателей от докладчика. Также гораздо лучше воспринимаются выступления "без бумажки", это производит впечатление компетентности. И самое главное - УЛЫБАЙТЕСЬ :)

Правда, вот как раз про "выход из-за кафедры" я и забыл! Всегда стараюсь чтобы меня от публики ничто не отделяло, никаких барьеров не было. Очень неудобно бывает, когда компьютер стоит далеко и мне приходится стоять за столом. всегда извиняюсь в таком случае.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Спасибо, Алексей за дельные советы. Разложили все по полочкам. Боюсь публичных выступлений, поэтому много заучиваю наизусть и всегда пользуюсь шпаргалками. В итоге, получается формальное и сухое выступление. Понимаю, что все приходит с опытом, но избегаю говорить на публику. Не могли бы Вы подсказать, как бороться с волнением перед аудиторией и добиться естественности в речи, выступая публично?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да,Алексей, вы все правильно отметили, полностью с вами согласна. Однако, есть и такие "любители" презентаций, которые делают их в Word. С большим удовольствием воспользуюсь Вашей статьей, ознакомлю с ней своих студентов и учеников. Спасибо большое.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Спасибо, Алексей за дельные советы. Разложили все по полочкам. Боюсь публичных выступлений, поэтому много заучиваю наизусть и всегда пользуюсь шпаргалками. В итоге, получается формальное и сухое выступление. Понимаю, что все приходит с опытом, но избегаю говорить на публику. Не могли бы Вы подсказать, как бороться с волнением перед аудиторией и добиться естественности в речи, выступая публично?

Я как-то писал об этом: http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?app=blog&module=display&section=blog&blogid=1&showentry=47

Я сам шпаргалками не пользуюсь на выступлениях, так как для меня опорой является презентация. И стараюсь обычно не докладывать, не вещать, как делают некоторые лекторы, а просто рассказывать об интересных вещах. Поскольку говорю обычно о мотодике, то там сложно о неинтересном говорить: методика сама по себе вещь очень интересная, даже если просто во ФГОС разобраться, можно немало занятного найти

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Я как-то писал об этом: http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?app=blog&module=display&section=blog&blogid=1&showentry=47

Я сам шпаргалками не пользуюсь на выступлениях, так как для меня опорой является презентация. И стараюсь обычно не докладывать, не вещать, как делают некоторые лекторы, а просто рассказывать об интересных вещах. Поскольку говорю обычно о мотодике, то там сложно о неинтересном говорить: методика сама по себе вещь очень интересная, даже если просто во ФГОС разобраться, можно немало занятного найти

Огромное спасибо за ссылку. В Вашей статье я нашла ответы на многие волнующие меня вопросы. И как всегда, все объяснили очень понятно и интересно. С удовольствием воспользуюсь Вашими рекомендациями.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Спасибо, Алексей!

Как чётко сформулированы положения! Виден анализ многих выступлений, опыт и практический выход!

Предлагаешь требования к презентациям ученикам, а вот они - в готовом и полном виде!

Конечно, эти правила касаются всех, кто использует презентации как иллюстрации к своим выступлениям (лекциям, докладам и т.д.)

Ещё раз СПАСИБО!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Спасибо, Алексей!

Как чётко сформулированы положения! Виден анализ многих выступлений, опыт и практический выход!

Предлагаешь требования к презентациям ученикам, а вот они - в готовом и полном виде!

Конечно, эти правила касаются всех, кто использует презентации как иллюстрации к своим выступлениям (лекциям, докладам и т.д.)

Ещё раз СПАСИБО!

Спасибо за добрые слова, стараюсь. Просто слишком много пришлось видеть презентаций, которые и видеть, и слушать было невыносимо. Например, одна выступавшая к месту и не к месту говорила через предложение "Все-таки", хотя ни противопоставления, ни каких-то доказательств в речи не было вовсе. И говорила она таким неприятным, писклявым и одновременно монотонным голосом, что народ не выдержал и начал переговариваться и искать чем бы заняться и как пережить выступление. Я выступал сразу за ней и начал выступление словами: "Уважаемые коллеги, не будем забывать, что "устами зануды гундосит истина", я постараюсь все рассказать вам как можно быстрее и четче". Надо ли говорить, что внимание аудитории мне было обеспечено...

Но о вводных словах в презентациях и статьях и вообще о том, как сделать начало любого рассказа интересным. можно писать отдельный пост.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

согласна полностью. советы нужные. и некоторыми сама пользуюсь, когда прошу выполнить ученикам выступления, так сказать, аргументирую за что, возможно снижение оценки. грешу отступлениями, напрочь забываю, что на след.слайде (уж как это получается, не знаю).

 

спасибо за собранный материал полностью...

 

подумываю, распечатать текст, прикрепить его на стене в классе и акцентировать внимание на нем, когда дом. задание снова будет подготовить доклад с презентацией. ценные советы. :rolleyes:

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Когда у тебя всего 5 минут, а рассказать хочется так много, то любимые "отступления" чреваты последствиями. Какие советы на счет: максимум важно-интересного за минимум времени?

И появился ли то пост о том, как начать выступление?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Когда у тебя всего 5 минут, а рассказать хочется так много, то любимые "отступления" чреваты последствиями. Какие советы на счет: максимум важно-интересного за минимум времени?

И появился ли то пост о том, как начать выступление?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×