Презентации - как их (не) надо делать
Мне часто приходится не только самому выступать с лекциями, но и видеть, как с лекциями выступают другие. Некоторые выступления слушаются на одном дыхании, а бывает так, что никак не дождешься когда наступит happy end по Бернарду Шоу (everyone was happy when it was finally over). Часто проблема заключается не в том, кто лектор, а в том, как построена презентация в Power Point, которую лектор использует. Для себя я выделил несколько проблем в презентациях, которые я часто вижу, и попробовал суммировать свой собственный опыт разработки презентаций и выступлений. Проблемы в оформлении1. Слишком много текста, который плохо читается с экрана.2. Ненужная анимация (картинки и текст выезжают и уезжают, падают, выцветают и "вцветают" на каждом слайде, что очень отвлекает от содержания3. Ненужные звуковые эффекты (текст появляется со звуком)4. Отсутствие текста - сплошные картинки и графики5. Чрезмерно насыщенные цвета фона и шрифта, затрудняющие чтение6. Цвета и размеры объектов презентации не подходят к конкретной аудитории, в которой презентация демонстрируется (слишком мелко для большой аудитории, слишком крупно для маленькой, темные фоны в темной аудитории, белый фон в слишком светлой аудитории).7. Презентация представляет собой в основном текст - это очень утомляет зрителя.Проблемы в презентации материала (delivery):1. Выступающий просто читает текст со слайдов (зачем? Зрители. как правило, и сами читать умеют, тогда проще устроить сеанс silent reading)2. Выступающий не выучил последовательность материалов, каждый следующий слайд явно становится для него неожиданностью и нет логических переходов от слайда к слайду в выступлении (здесь, если презентация новая, надо распечатать выдачи и держать перед собой чтобы помнить что за чем идет03. Речь слабо привязана к содержанию слайдов (да, бывает и такое), содержание слайдов не иллюстрирует речь лектора4. Лектор все время отклоняется от содержания презентации, уходит в сторону, дает дополнительный материал (сам этим грешу, те, кто на моих выступлениях бывал, могут подтвердить), который не иллюстрирует содержание презентации5. Слайды переключает не лектор, а кто-то еще, поэтому бывают сбои - невовремя переключенные слайды, лектор отвлекается на команды помощнику.6. Лектор не умеет запускать и переключать презентацию, постоянные сбои мешают воспринимать материал.7. Лектор не следит за слушателями, говорит по плану, невзирая на то. интересно это слушателям или нет (такое чаще всего встречается)8. Лектор говорит нечетко, неразборчиво, тихо, голосом, который напоминает фразу Фаины Раневской про цинковое ведро (кому интересно - найдите в гугле)Для себя я наработал вот такие практические советы для подготовки презентаций:1. Создавать или адаптировать презентацию под конкретную публику и под конкретное помещение2. Если заранее неизвестно, какое будет помещение, делать фоны кремовыми - они сработают и в слишком темном, и в слишком светлом зале. Шрифты делать крупными, не класть слишком много текста на слайд. 3. Если текст дается в качестве иллюстрации и не предназначен для детального чтения, то так и написать в заголовке слайда ("пример", "иллюстрация")4. Если текст цитируется неполно, то так и написать в заголовке ("пример". "извлечение" и т.п.)5. Если переключаешь слайды не сам, то договориться с помощником какое условное слово даст ему знать, что пора переключать (например, "далее", или "на следующем слайде")6. Если презентация новая, распечатать выдачи и сверяться с ними, чтобы выстроить логику речи7. Не класть всю информацию на слайды, она должна только иллюстрировать и дополнять речь лектора, а не заменять ее. если предполагается, что презентацию будет использовать кто-то еще, лучше дать дополнительную информацию в комментариях к каждому слайду.8. Использовать минимум анимации. Наглядной презентацию можно сделать с помощью картинок, схем, диаграмм. 9. Выдерживать цветовое оформление презентации в едином стиле.10. Не бояться делать на разных слайдах шрифты разного размера - это помогает выделить информацию, сделать ее более доступной. В презентации, в отличие от книги, каждый слайд воспринимается отдельно ("воспринимаю то, что вижу в данный момент").11. Говорить четко, разборчиво, в большом помещении не кричать, напрягая связки, а говорить, используя диафрагму, если нет микрофона.12. Не забывать о слушателях. Выступление - это прежде всего общение с аудиторией. Если что-то слушателям не интересно - не бояться уделить этому моменту меньше времени, чем планировал. если же это неинтересное важно - объяснить почему и чем это важно. Если слушатели не поверят в важность (такое часто бывает) - сами виноваты, потом спохватятся через полгода-год и будут выпрашивать презентацию по электронной почте, такое много раз бывало. Вообще, самое главное - презентация должна быть по содержанию интересна слушателям, а не лектору. А лектор, даже если эта тема ему не близка, должен себя в ней заинтересовать и, конечно же, знать то, о чем собрался говорить. Как бы замечательно не была составлена презентация, она не сработает без грамотного, знающего и понимающего материал лектора.
11 комментариев
Рекомендуемые комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас