СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Приходя на урок, большинство учителей сталкивается с такой проблемой: один
или несколько учеников класса, справляясь с учебными заданиями быстрее и легче
других, начинают испытывать скуку и разочарование. Да и сам учитель осознает, что
эти одаренные дети не получают на уроке при традиционной его организации того,
что могло бы помочь им максимально реализовать свои возможности.
Современные УМК предлагают задания разного уровня сложности. Поэтому,
на наш взгляд, представляется целесообразным дифференцировать задания для раз-
ных учащихся, находя баланс между требованием ориентироваться на уроке на уро-
вень самого сильного ученика и концепцией «No child left behind” (Ни один ребенок
не оставлен без внимания). На наш взгляд, наиболее удобным, а в последнее время и
ставшим технически возможным, способом решения такой проблемы может и должно
стать эффективное использование интернет-ресурсов. Рассмотрим этот прием на
примере уроков английского языка.
Во-первых, использование готовых разработок проектов.
Так, например, в УМК «New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate”, авто-
рами Michael Harris, David Mower и др. предложены четыре готовые разработки мульти-
медийных учебных проектов, тематически соотнесенных с учебными модулями:
1. Campaigning (Организация кампаний)
2. Planning a trip to Scotland (Планирование путешествия в Шотландию)
3. Inventions (Изобретения)
4. A virtual trip to a museum (Виртуальный поход в музей)
Представленные в книге для учителя планы работы и дидактические средства
учитывают различия в уровне технического оснащения школы, количества учебных
часов, наличия или отсутствия доступа учащихся к Интернету дома. Построение
учебной деятельности осуществляется с учетом различного уровня подготовки уча-
щихся и различия их учебных стилей. Даются пошаговые инструкции для учителя.
Авторы сделали всю предварительную работу по подбору подходящих сайтов в сети,
разработали задания различного уровня сложности, предложили несколько вариантов
дальнейшего развития проекта. Все это позволяет одаренным детям максимально ре-
ализовать свои способности и применить свои метапредметные навыки и при этом не
требуют от учителя значительных усилий и затрат времени, что тоже немаловажно.
Кроме того, данные разработки легко интегрируются в любой другой УМК.
Во-вторых, практически во всех УМК предлагаются и другие идеи по исполь-
зованию возможностей Интернета.
Так, например, при выполнении упражнения 3 стр.18 (Модуль 2 Урок 4 того же
учебника «Opportunities”) предполагается сравнение и обсуждение учащимися двух
культур – британской и российской: What do you think the times are for men and women
in Russia? Книга для учителя (стр. 28) дает такое примечание: Option. If some of the
students are interested in finding out if there has been a similar national survey in their
country, they can do their research using the Internet as a homework task and then present
their result to the class in a future lesson.
В-третьих, никто лучше самого учителя не знает своих конкретных учеников.
Поэтому вы можете давать свои собственные отдельные задания, требующие исполь-
зование информационных ресурсов Интернета. Методисты советуют организовывать
работу учащихся в классе (да и дома тоже) в небольших группах. Для начала это мо-
гут быть совсем небольшие задачи. Например, изучая тему космоса (Модуль 2 Урок 5
упр. 5), можно предложить подготовить краткое (на одну минуту) сообщение. Option
(Книга для учителя стр. 29): Students can work individually or in pairs, researching and
preparing their talk. А где, как ни в Интернете, быстрее и легче всего найти необходи-
мую информацию на английском языке. Аутентичные источники доступны всем же-
лающим 24/7. Работу в группах также не трудно организовать через Интернет. Для
этого могут быть использованы как социальные сети, так и специально организован-
ные учителем Wiki-площадки.
В УМК «Spotlight” издательства «Просвещение» предлагается делать звукоза-
писи практически всех заданий на говорение как монологических высказываний, так
и диалогов. Здесь целесообразно использовать любые бесплатные Voice recorders,
например, Vocaroo.
Таким образом, мы видим, что эффективно смешанное обучение (blended learning),
когда используются как традиционные средства обучения, так и электронные.
Например, работа над устной речью значительно эффективнее, когда ученики запи-
сывают и делятся своими устными работами онлайн. Учитель может адаптировать
имеющиеся задания базового УМК с учетом нужд конкретного класса или использо-
вать подходящий дополнительный материал, что полностью соответствует ФГОС.
Главная проблема – нехватка времени – решается за счет применения технологии
«перевернутого класса», когда ученик изучает теорию заранее самостоятельно. Учи-
тель может подготовить инструкции и подробности заранее, разместив материал в
электронном журнале или на YouТube. А на уроке материал корректируется и отраба-
тывается, используется само- и взаимопроверка. Учитель может сфокусировать уча-
щихся на практических и творческих заданиях, существенно увеличив время говоре-
ния самих учащихся (Ss speaking time), и не бояться импровизаций, таких, как напри-
мер, задание Thoughtful Thursday: предложите как можно больше вариантов исполь-
зования носка. (A sock: isolation, filter, puppet, door handle case, etc.) Или Motivation
Monday, когда подобранная цитата помогает начать работу над темой и, одновремен-
но, вдохновляет учащихся.
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образо-
вания оказывает существенную методическую помощь, обучая учителей инновацион-
ным формам образовательного процесса. Так, в рамках курсов «Проектирование об-
разовательного процесса на основе метапредметных технологий» учителями физики,
математики и английского языка нашего лицея (Team teaching) был разработан парко-
вый урок «Каруселька: математические модели и физические законы», который, на
наш взгляд, полностью соответствует требованиям новых условий. Кроме того, были
освоены такие типы уроков, как урок-квест, урок-путешествие и урок-экскурсия.
Однако не стоит недооценивать и систему «малых шагов»: небольших по вре-
мени, но значимых по содержанию заданий (activities), которые учитель регулярно
включает в свое традиционное планирование уроков. TESOL издает множество по-
лезных и универсальных методических материалов New Ways in Content-Based Instruction,
включая Information Management, Critical Thinking, Hands-On Activities, Data
Gathering, Text Analysis and Construction. Все это можно и нужно использовать при
создании индивидуальных образовательных траекторий учащихся в цифровой среде.
Главное, чтобы работа в сети осуществлялась в системе. Это важно, так как использо-
вание интернет-ресурсов действительно создает благоприятные условия для совер-
шенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности
на личность учащегося и развития его ученической автономии; использования допол-
нительных возможностей для развития речевых навыков, языковой и коммуникатив-
ной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода; для облегчения
и оптимизации учительского труда: гибкого планирования учебной деятельности в
соответствии с потребностями учителя и индивидуальными особенностями учащихся;
обеспечения дополнительными информационными ресурсами.
Таким образом, в процессе обучения по любому УМК в массовой школе при
использовании возможностей Интернета успешно осуществляется обеспечение ин-
терактивности обучения, возможность создания естественной языковой среды и ис-
пользования более эффективных средств развития речевых навыков учащихся, вариа-
тивность объема учебного материала и уровней его подачи, возможность поддержа-
ния интереса и мотивации учащихся, возможность работы в большом, mixed-ability
(разноуровневом) классе и предоставление одаренным детям лучших условий для
развития.
Информационные ресурсы
1. Поташник, М. М. Требования к современному уроку : методическое пособие /
М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, М. – 2007.
2. New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate. Student's Book. Michael Harris,
David Mower, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Solokova, Longman/
Pearson Education, 2008.
3. New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate. Teacher’s Book. Michael Harris,
David Mower, Anna Sikorzynska, Irina Larionova, Oksana Melchina, Irina Solokova, Longman/
Pearson Education, 2008.
4. New Ways in Content-Based Instruction, by Donna M. Brinton and Peter Master.
Pantagraph Pringting, Bloomington, Illinois, USA, 1997.
5. Scott Thombury «Teaching unplugged”/ Dogme approach, SkyEng, 2017.
6. The Internet TESL Journal
7. The Language of Learning, a Guide to Educational Terms by J. Lynn McBrien and Ronald
S. Brandt, Alexandria, Virginia, USA, 1997.
8. Парковый урок: Каруселька: математические модели и физические законы
0 комментариев
Рекомендуемые комментарии
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас