К вопросу о внеклассной работе по иностранному языку.
Влияние внеклассной работы на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска новых перспективных форм, методов и приемов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку. В соответствии с программой средней школы внеклассная работа по иностранному языку преследует те же цели, что и работа на уроке. Она призвана способствовать реализации развивающей, образовательной и воспитательной целей обучения. Театральный кружок является одной из форм внеклассной работы. Организация подобной кружковой работы представляется особенно важной.
Обучение иностранному языку способствует развитию детей, однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи и педагоги, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, эмоциональную, двигательную и мотивационную сферы. В связи с вышесказанным организация драматических кружков, где происходит ознакомление учащихся со сценической грамотой, является одной из успешных форм обучения иностранным языкам.
Сценическая грамота – это практическое ознакомление участников кружка со сценическим действием. Учащиеся овладевают сценическим действием как в специальных упражнениях, этюдах-импровизациях, так и в работе над сценками и спектаклями. Был разработан ряд таких упражнений и этюдов, применительно к английскому языку.
Сценическое действие включает ряд взаимосвязанных элементов: внимание, воображение, логику и последовательность, чувство сценической правды, общение с партнером.
Целесообразно начинать занятия с простейших упражнений, помогающих организовать учеников, воспитывающих внимание, собранность, умение действовать в коллективе и постепенно подключать к ним упражнения и этюды из других разделов.
1. Упражнения, направленные на мобилизацию внимания учеников.
Дети садятся полукругом (такое положение наиболее удобно для проведения упражнений, т.к. руководитель хорошо видит всех участников кружка, а они руководителя и друг друга). Дается задание: “Keep silence. I’ll count to five and you’ll make a circle with your chairs.”(соблюдаем тишину, я считаю до пяти, а вы выстраиваете круг при помощи ваших стульев). Важно, чтобы круг получился ровный, это не всегда удается выполнить с первого раза. Наблюдая выполнение предложенного задания, руководителю важно не упустить ни малейшей заминки в его проведении.
Упражнение мобилизирует все силы и внимание учеников. Из стульев можно делать любые фигуры: квадрат, треугольник, а так же буквы, цифры и т.п. Во всех случаях остается обязательным соблюдение полной тишины и порядка, отсутствие толкотни, все разнообразные построения делаются по счету руководителя, или же под мысленный счет самих учащихся в заданном руководителем темпе. Затем можно предложить учащимся дать задание остальной группе.
Четкое выполнение подобных заданий организовывает ребят, воспитывает внимание, выдержку, удовлетворяет естественную для них потребность в движении.
2. Упражнения, воспитывающие быстроту реакции, готовность к действию и коммуникации.
Научить ребят быстро включаться в действие – первоочередная задача руководителя, для ее решения используются разнообразные упражнения-игры.
Учащиеся сидят полукругом, каждый на маленьком клочке бумаги пишет задание (jump on the chair, dance, sing, turn around etc.) (прыгай, танцуй, пой, повернись кругом), бумажки свертываются трубочкой, руководитель тасует их и раздает ученикам, каждый читает полученное задание про себя, затем руководитель быстро, в произвольном порядке, называет имена учеников; названный должен мгновенно подняться и выполнить то, что написано на полученной им бумажке, выполнить нужно незамедлительно, быстро, энергично.
Или другое упражнение: учащиеся сидят полукругом, руководитель в произвольном порядке называет какое-нибудь животное, птицу, насекомое; ученики изображают его или реагируют на его появление, (услышав название, насекомого, прячут лицо от жужжащей над головой осы, птицы – хлопают руками над головой , домашнего животного – протягивают вперед ладонью вверх правую руку , хищного животного – вытягивают вперед обе руки. Движения выполняются в определенном темпе, который постоянно ускоряется, темп задает и поддерживает руководитель, называя насекомых, птиц и животных (можно придумать жесты для реагирования на еду, одежду и т.п.).
Можно предложить учащимся двигаться под счет, принятый в музыке: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Руководитель считает с различным ритмическим рисунком: one, two, three, four…, последовательность тактов меняется и разнообразится, затем предлагается посчитать участникам группы. Это упражнение требует большого внимания, хорошо организует учащихся, развивает чувство ритма.
К числу упражнений, воспитывающих быстроту реакции и готовности к коммуникации, относится так же и следующее: ученики сидят полукругом, по хлопку руководителя они должны мгновенно, не думая, принять любую позу и в этом положении застыть, сидя или стоя, как придется, затем каждый говорит, что его поза может означать (I’m a cat. I’m drinking.) (Я кошка. Я пью).
Приведенные выше упражнения, организуя учащихся, воспитывая собранность, быстроту реакции, умение согласованно действовать в коллективе, развивают одновременно внимание, воображение, чувство ритма, коммуникацию.
3.Упражнения на развитие наблюдательности.
Жизнь, действия в обстоятельствах пьесы требуют обостренного внимания к партнерам и к окружающей среде. Опыт показывает, что у школьников уровень произвольного внимания достаточно высок, но руководителю следует учитывать, что наблюдательность, как правило, развита у ребят слабо. Поэтому на занятиях развитие внимания должно быть неразрывно связано с развитием наблюдательности.
Учащимся даются разнообразные задания: внимательно рассмотреть фасад своего дома (количество этажей, окраску, внешний вид), рассмотреть комнаты в своей квартире, помещение ближайших магазинов и т.п., а затем рассказать об этом на занятии. Слушая рассказы учеников, необходимо задавать им вопросы, которые, с одной стороны, помогают вспоминать упущенные детали, а с другой – нацеливают на более тщательные наблюдения в дальнейшем.
Можно предложить задание рассмотреть во всех деталях какой-нибудь предмет: комнатное растение, книгу, дети рассказывают, дополняя один другого, между ними возникает соревнование.
Так же подходит и следующее упражнение: ученики сидят полукругом в различных позах, один из них рассматривает сидящих, затем выходит из комнаты или отворачивается к стене, сидящие меняют места и позы, вернувшись в комнату, ученик должен восстановить прежний порядок (sit on the third chair, band left, hands up) (сядь на третий стул, наклонись в лево, руки вверх).
Руководитель может, разбив учеников на пары, предложить им рассмотреть друг друга подробно, затем отвернуться и описать, по памяти, внешность и детали партнера во всех подробностях. Или предложить одному ученику из пары вспомнить как можно подробнее какой-нибудь наиболее понравившийся эпизод из кинофильма, телепередачи. Прочитанной книги, мысленно пропуская его перед глазами, глядя на вспоминающего, другой ученик должен определить характер того, что он вспоминает (He remembered something sad) (Он вспомнил что-то грустное).
4. Упражнение на развитие внимание к живому объекту.
Для развития внимания к живому объекту – партнеру служит упражнение, которое называется «зеркало». Два ученика стоят лицом друг к другу, один делает несколько движений, другой повторяет эти движения по принципу отражения их в зеркале. Суть упражнения состоит в том, чтобы не только повторить само движение (его рисунок), но и характер, настроение, которое задает руководитель (do it happily, sadly, angrily etc.) ( сделайте это счастливо, грустно, сердито). Все следят за выполнением, а потом высказывают свои догадки, какое эмоциональное состояние было представлено и, на сколько, второй участник точно определил характер действия.
Упражнения, в которых объектом внимания является человек, подготавливают к последующим упражнениям и этюдам на общение.