Перейти к содержимому

IrinaMinaeva

Опытный пользователь
  • Публикации

    176
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Номер или название школы
    МОУ КСОШ№8
  • Населённый пункт
    г.Кириши
  • Регион
    Ленинградская область
  • Стаж работы в школе
    больше 20 лет
  1. Мне вот всегда интересно - чем новый формат лучше старого?
  2. 1. ФГОС требует сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. 2. 12 февраля Госдума одобрила в первом чтении законопроект об изоляции российского сегмента интернета. Может, я чего не понимаю, но как 2 этих факта сочетаются? Объясните, пожалуйста.
  3. О личностных УУД

    Внимательно просмотрела на сайте УМК "Спотлайт" "Календарно-тематическое планирование, 2 класс", составленное авторами УМК в качестве методической помощи учителям. Больше всего вопросов вызвал раздел "Личностные УУД". Ну, например, если на уроке даётся новый материал, то в графе "личностные УУД" рекомендуется следующее: "развивать учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу". В подавляющем большинстве уроков - "Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности". Вопрос: а разве не на каждом уроке необходимо и учебно-­познавательный интерес у детей развивать, и мотивацию к учёбе? И зачем в плане это десятки раз прописывать, если это само собой разумеется? При изучении темы "Семья" в графе "Личностные УУД" читаем:"Формировать основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи". Это вообще о чём? И каким образом это можно 4 урока подряд "формировать"?
  4. Формулирование темы и целеполагание по ФГОС

    https://e-koncept.ru/author/17847 Цитата из статьи о целеполагании, автор Пакшина Е.В., научно-методический электронный журнал "Концепт": "Наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели: 1.Недиагностично поставленные цели. 2. Глобализация цели. 3.Сужение спектра целей или занижение уровня цели. 4.Неинтересные для обучающихся цели. 5.Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. 6.Неточно поставленные цели. 7.Декларативность в постановке цели. 8.Подмена цели задачей или темой. Как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям. Это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или методSMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки. Критерии SMART: S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда. R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся. Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели. Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяёмкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. В чем состоит отличие цели от задачи? Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс." Вроде бы всё правильно, но вот открываю я на официальном сайте "Спотлайт" изд-ва "Просвещение" новый материал в разделе "Методическая помощь" - "Календарно-тематическое планирование с УУД" для 2-го класса и читаю там "Планируемые результаты" ( то есть, надо так понимать, поурочные цели) - ну, например, к уроку 54: "Языковые средства и навыки оперирования ими (лексическая сторона речи): научиться распознавать активную лексику и использовать ее в устной и письменной речи". И возникает вопрос: а как насчёт того, что "цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной"? И много других вопросов возникает...
  5. В одном из достаточно авторитетных электронных методических журналов автор делится опытом формулирования темы урока и целеполагания по ФГОС следующим образом: "Для введения в тему урока необходимо было создать проблемную ситуацию. Первый фрагмент плана урока показывает пример активного целеполагания. На доске написаны слова с пропущенными первыми буквами. Учащиеся предлагалось догадаться, какие буквы пропущены и составить из них слово − тему урока (так как иногда возможны несколько вариантов, учащимся необходимо было выбрать подходящий).Фрагмент урока 1 Затем учитель предложил детям объяснить значение этого слова. При помощи учителя учащиеся старались вспомнить, что они изучали в рамках данной темы, и таким образом, вывести предполагаемые цели урока (возможно при помощи учителя). Фрагмент урока 2 После формулирования целей урока, я объяснила учащимся цель урока – повторение лексики и грамматики в рамках изученной темы, а также развитие умений чтения, говорения и аудирования." Вопрос: а в чём смысл разгадывания "зашифрованной" учителем темы урока? Ведь сам процесс никак с темой не связан, а драгоценное время от урока на него потратится. Ну, а последняя процитированная фраза - просто гениальное подтверждение эффективности данных новшеств - "После формулирования целей урока, я объяснила учащимся цель урока..." И вот такой опыт нам предлагается перенимать?
  6. Оценивание по ФГОС

    Спасибо большое за отклик, Радислав Петрович. Похоже, что самое последний нормативный документ, касающийся оценочной деятельности, был создан 20 лет назад). Это Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». http://nenuda.ru/методическое-письмо-контроль-и-оценка-результатов-обучения-v2.html 1."Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся. " "В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ по­следовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в при­менении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналити­ческих суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок. " То есть, текущие оценки можно и нужно ставить по желанию ученика. А как быть тогда с накопляемостью оценок? 2. "Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля: ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пере­сдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку; при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. " То есть любой ученик, не только получивший "2", имеет право пересдать контрольную работу. А многие ли учителя сейчас дают детям такую возможность? 3. "Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б - не выше «4», а за вари­ант В - «5». " Конечно, по уровням сложно оценивать не только детям, но и учителям. Нужны чёткие критерии относительно допустимого количества ошибок в каждом варианте и т.п. Там дальше подробно расписано всё по основным предметам начальной школы, но по иностранному языку ничего, к сожалению, нет. Хотелось бы рекомендаций по оцениванию и для 5-11 классов, но что-то с этим никто не спешит).
  7. Оценивание по ФГОС

    Насколько я поняла, эта оценочная технология (ТОУУ, технология оценки учебных успехов (достижений) разработана в РАО в 2004-2007 годах под руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна) разработана именно в связи с появлением новых ФГОС и соответствует их требованиям. https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/tehnologiya-otsenki-uchebnyh-uspehov--dostijeniy--v-os--shkola-2100
  8. Оценивание по ФГОС

    Вот нашла, что в журнал тоже выставляются - "В официальный журнал выставляются: - либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа; - либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое."
  9. Оценивание по ФГОС

    7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС: ЧТО?Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи КТО?Ученик + учитель в диалоге СКОЛЬКО?Одна задача – одна отметка ГДЕ?В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА?Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи) КАК?По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ПРЕДМЕТНЫЕ– по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик. Вопрос прежде всего вот по этому правилу: "ГДЕ?В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника". А почему - не в журнале? Вопрос 2й: так как текущие отметки выставляются в журнал только по желанию ученика, теперь требование "накопляемости отметок" считается неактуальным? 3й вопрос: выполнение таких заданий, как словарный диктант, чтение текста вслух, лексико-грамматические упражнения считаются "решением конкретной задачи"? Или за них нельзя ставить отметки в журнал? 4й вопрос. "Необходимый (базовый) уровень. Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания" - за это ставят 3 или 4. Предположим, мы описывали на уроках внешность разных людей много раз. И как тогда провести контроль монологической речи по этой теме? Ведь описание даже незнакомой картинки с изображением человека будет "типовой задачей"?
  10. Нет, там не по 5 баллов за каждое задание. За чтение вслух - максимум 2 балла, за ответы на вопросы - 6, за монологическое высказывание - 7.
  11. Согласна, что лексика запоминается лучше при решении значимых для учащихся речемыслительных задач. Хотя встречаются и вот такие интересные экспериментальные данные. "Words glossed in L 1 were always better retained than those glossed in L2. As for context effect, words presented in lists and in sentences were remembered better than words presented in text and elaborated text." http://rel.sagepub.com/content/28/1/89.abstract Наша современная методика не рекомендует использование родного языка на уроках иностранного, а эксперименты свидетельствуют о том, что перевод лексики на родной язык эффективнее для запоминания, чем другие способы подачи нового материала.
  12. Ну, мне трудно оценить компетентность этих специалистов, но не думаю, что законы человеческой памяти меняются примерно раз так в 50 лет))). Современные специалисты не слишком заморачиваются сроками повторения материала, советуют коротко и ясно))) - Review often ":In a vocabulary class, yesterday’s vocabulary is more important than today’s. The goal is to transfer the short-term knowledge of new vocabulary into your long-term memory. Review is essential – in the first few days or weeks after learning new vocabulary, recycle those words and you'll entrench them in your memory."
  13. Специалисты рекомендуют следующую схему повторения: Чтобы четко запомнить лексический и грамматический материал рекомендуется возвращаться к нему по такой схеме: Новый материал повторитьчерез 15 минут после ознакомления через час после последнего повторения через три часа после последнего повторения на следующий день через два дня после последнего повторения через четыре дня после последнего повторения через неделю после последнего повторения через две недели после последнего повторения через месяц после последнего повторения Понятно, что чем больше новой лексики даёт учебник, тем меньше шансов у детей успешно её освоить. Везде нужна золотая середина.
  14. Без сомнений. А то вот у них сейчас планируется второй иностранный язык вводить как обязательный. Тут с первым бы сначала разобраться).
  15. Да ладно, пусть разрабатывают). Но время от время неплохо бы им ставить себя на место ученика, как совершенно справедливо заметил бы Джон Смит).
×