Перейти к содержимому
Natalka

Диктанты

Рекомендуемые сообщения

Было у нас сегодня методобъединение районное. Решали, кто какую тему будет исследовать в этом году. Мне наша методистка настойчиво советует выбрать что-то, связанное с письмом, и даже сказала, что неплохо было бы исследовать эффективность использования диктантов в современных условиях и то. как можно диктанты по-новому использовать. Я пока не согласилась, домой шла и все думала: а нужны ли вообще диктанты? Чем они могут помочь? нет ли чего-то более полезного сейчас? А если они полезны, то как лучше всего их использовать. времени-то мало на уроке! Как вы думаете, нужны ли сейчас диктанты? Стоит ли за такую тему мне браться? Или они так устарели, что лучше вообще не смешить народ и не говорить про них?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Было у нас сегодня методобъединение районное. Решали, кто какую тему будет исследовать в этом году. Мне наша методистка настойчиво советует выбрать что-то, связанное с письмом, и даже сказала, что неплохо было бы исследовать эффективность использования диктантов в современных условиях и то. как можно диктанты по-новому использовать. Я пока не согласилась, домой шла и все думала: а нужны ли вообще диктанты? Чем они могут помочь? нет ли чего-то более полезного сейчас? А если они полезны, то как лучше всего их использовать. времени-то мало на уроке! Как вы думаете, нужны ли сейчас диктанты? Стоит ли за такую тему мне браться? Или они так устарели, что лучше вообще не смешить народ и не говорить про них?

Диктант - это ведь аудирование и спеллинг в одном флаконе. Так что систематические мини-диктанты на лексику каждого конкретного урока это вполне полезная вещь. Только они должны итожить, т.е. после достаточно прочного освоения нового материала. И лучше, чтобы это были связанные тексты, а не отдельные предложения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как вы думаете, нужны ли сейчас диктанты? Стоит ли за такую тему мне браться? Или они так устарели, что лучше вообще не смешить народ и не говорить про них?

Как верно пишет уважаемая uchilka, диктанты - это одновременно развитие фонематического слуха и отработка орфографии. Другое дело, что часто диктанты превращают в механическую, а потому скучную работу. мне кажется, интересным было бы посмотреть на то. как диктанты можно сделать увлекательными для детей.

 

Несколько идей сразу приходят в голову:

1. Диктанты станут понятнее, если у них появится коммуникативная цель. Одно дело записать под диктовку короткий рассказ о расписании в школе, и другое - записать сообщение на основе "телефонного звонка", когда надо для друга записать информацию какие уроки у него будут и что не забыть взять с собой в школу. Такие "телефонные звонки" могут быть очень разнообразными: и звонок мамы ребенку с просьбой купить что-то к ее приходу с работы, и консультация с врачом по телефону, и многое-многое другое. Если есть коммуникативная задача, то из простой, механической работы, направленной на проверку умения написать слова правильно, диктант может превратиться в игру. Главное тут не тестировать попутно умения аудирования, иначе мы тестируем одно, а проверяем другое.

 

2. Диктанты становятся интереснее, если их превратить в парную работу или делать в микрогруппах. Вот какой вид работы я подсмотрел у одной американской учительницы: класс делится на несколько микрогрупп. Учитель дает каждой группе по листу бумаги и затем диктует короткий текст. Каждый ребенок записывает только одно предложение из текста. Затем в группе они решают, все ли правильно записано и если считают, что правильно, поднимают руки. Та группа, которая не ошиблась и первая подняла руки, получает один балл за каждое предложение. Если есть в предложении ошибка, то балл не начисляется. так диктант превращается в соревнование.

Забавная, но занимающая немало времени игра с диктантом - это "эстафета". Учитель набирает и распечатывает 2 текста, состоящих из одного абзаца каждый. Текст № 1 остается у учителя, текст № 2 прикрепляется на доску. Класс разделяется на две группы. В каждой группе определяется порядок, в котором дети будут участвовать в эстафете. Затем первый ребенок из группы 1 подходит к учителю, читает текст и возвращается к группе. там он пытается продтиктовать то, что ему удалось запомнить из текста. Остальные в группе пытаются записать. В это же время ученик из группы 2 делает то же самое с текстов, прикрепленном к доске. Затем следующий ученик читает текст и диктует что ему удалось запомнить. Эстафета длится до тех пор, пока текст не записан точно. Победитель - команда, первой записавшая текст. Конечно, тут не только и не столько упражнение на развитие слуха, сколько развитие памяти и тренировка орфографии. Когда дети сами проверили текст в группах, учитель дает им оригинал и они еще раз вычитывают его, отмечая и исправляя свои ошибки.

Вообще, конкурсы орфографии и всяческие соревнования делают диктанты гораздо интереснее, чем традиционные способы их проведения, хотя, опять же, здесь есть опасность значительно сместить фокус с первоначальной задачи.

 

3. Интересными диктанты могут стать и тогда. когда они превращаются в основу для дальнейшей работы. если, например. мы проходим еду, почему бы не выбрать для диктанта текст с неожиданными сочетаниями пищи, например, не продиктовать короткий текст про девочку. которая на обед всегда ела только суп и мороженое, или, например, картошку с сахаром (кстати, китайцы некоторые так картошку жарят, так что эту фактическую информацию можно рассказать потом и попросить детей придумать необычные комбинации блюд/продуктов).

 

В общем, мне кажется, тема интересная и полезная, очень хочется найти какие-то новые формы работы с диктантами, но при этом чтобы эти формы были разумны, с хорошим сочетанием затрат времени, сил и результатов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Замечательная идея с эстафетой - прямо просится в мероприятия для недели АЯ.

А про китайцев могу добавить, что они и помидоры едят с сахаром, а вовсе не солят. Так что это действительно интереснее будет детям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как верно пишет уважаемая uchilka, диктанты - это одновременно развитие фонематического слуха и отработка орфографии. Другое дело, что часто диктанты превращают в механическую, а потому скучную работу. мне кажется, интересным было бы посмотреть на то. как диктанты можно сделать увлекательными для детей.

Несколько идей сразу приходят в голову:

Спасибо, интересные идеи! Вроде бы и неплохо подумать с такой стороны о диктантах, но сразу вопрос возникает: а когда такие способы применять? Времени они больше занимают, чем обычный диктант, а будет ли от них толк кроме веселья?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо, интересные идеи! Вроде бы и неплохо подумать с такой стороны о диктантах, но сразу вопрос возникает: а когда такие способы применять? Времени они больше занимают, чем обычный диктант, а будет ли от них толк кроме веселья?

А почему проведение диктанта, составленного из лексики данного урока/раздела, связанной в сюжетный текст, отнимет больше времени, чем обычный словарный или составленный из отдельных не связанных предложений будет занимать больше времени? Вот подготовка к нему - создание текстов для диктантов - это, действительно займет время. Тем не менее, накопив комплект текстов для диктантов один раз, пользоваться созданными или подобранными материалами можно очень долго. Одно единственное условие: текст должен быть интересным для учеников, смешным ли, забавным, но включать разные разговорные штучки (одна -две и достаточно) типа "у меня глаза на лоб полезли" когда я увидел в чем Вася пришел на байкерскую вечеринку. Или "знаешь, какой прикол вчера случился на уроке английского?" И обыграть неправильный спелинг какого-то слова или двух.

А вместо большого диктанта можно провестикак раз работу по схеме, предложенной в п.2 своего сообщения А. Конобеевым. Думаю, что как раз в такого вида работе эффективного повторения/усвоения материала будет больше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите, а что если дети маленькие, и диктант цельным текстом им просто не осилить? Вместо цельного текста-отдельные слова?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Скажите, а что если дети маленькие, и диктант цельным текстом им просто не осилить? Вместо цельного текста-отдельные слова?

 

три-четыре слова за урок - достаточно для маленьких, можно разнообразить простое прописывание - пусть составят друг для друга скрэблы (слова с перепутанными буквами), если на уроке времени мало, они могут сделать это дома, на листочках. На уроке меняются - и вперед. Кроссводы для маленьких - альтернатива диктантам. Слова написанные без промежутков между собой тоже. Слова на доске с пропущенными буквами.

Подбор рифмующихся слов с одинаковым написанием типа

ALL

SMALL

B_ _ ?

Я практикую написание даже буквосочетаний! Например произношу Thursday - дети пишут th, очень хорошо развивает правописание. я так избавила мальчика от привычного brava (brother) Fursday (Thursday) и т.д. постепенно ввожу маленькие предложения типа My mother is a doctor. Если дети писали систематично, то проблем нет.

Еще учу их учить слова к диктанту. Если им написать просто - выучить к диктанту, они дома не учат. я завожу для них прописи. Там прописываю в столбик слова для диктанта. Далее учу след приему - "сфотографируй" слово (посмотри на него несколько секунд), закрой листочком и напиши на память, проверь, есть ошибка - исправь, напиши еще раз, ура ошибки нет, закрепи успех - напиши еще раз. Практика показала - 3 раза достаточно для норм памяти для запоминания. на строке остается свободное место - как раз, чтобы на уроке перед диктантом закрыть слова и написать еще по разочку -4-5 обеспечены. Дети приучены - если какие-то слова написаны в столбик в тет - надо записать их (не прописать) три раза. при индивидуальном обуч-и когда проверяю работу - как штраф выписываю все слова в кот были ошибки для прописи и диктантика на след уроке- тож хорошо работает. Чем старше дети тем лучше записывать слова в контексте. Иногда сочиняю откровенную абракадабру типа - I had a cat with eight feet, twelve tails and and forty teeth!!и т.д. Выделены слова в кот были ошибки.Главное, ученик должен знать - за его подчерком и правописанием строго блюдут, он тогда тож внимательнее.

Вообще идеи, как говорит Алексей Конобеев, рождаются на ходу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Иногда сочиняю откровенную абракадабру типа - I had a cat with eight feet, twelve tails and and forty teeth!!и т.д. Выделены слова в кот были ошибки.

Этот прием прекрасно срабатывает и с учениками гораздо более старшими!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чем старше дети тем лучше записывать слова в контексте. Иногда сочиняю откровенную абракадабру типа - I had a cat with eight feet, twelve tails and and forty teeth!!и т.д. Выделены слова в кот были ошибки.Главное, ученик должен знать - за его подчерком и правописанием строго блюдут, он тогда тож внимательнее.

Вообще идеи, как говорит Алексей Конобеев, рождаются на ходу.

Спасибо большое, приму на заметку, думаю очень многое превосходно сработает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, для меня тоже диктанты были открытием этого года. Оказывается, они могут быть как эффективными, так и охотно приниматься учениками. Мои 11классники получают удовольствие от, как я называю, speed writing, или running dictation (и возможность подвигаться в какой-то момент на уроке, и парная работа, и лексика нужная отрабатывается). А вот в этом ресурсе такие диктанты называются Wall dictation

http://elttraining.mdl2.com/course/view.php?id=9 - отличное видео, много идей для диктантов. Пока оно грузится, посмотрите слайд чуть пониже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите, а что если дети маленькие, и диктант цельным текстом им просто не осилить? Вместо цельного текста-отдельные слова?

либо слова, либо - если дети совсем маленькие - вписать буквы (только не слишком очевидные, мы же знаем, где возможны ошибки, те буквы и проверять).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×