Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Друзья, меня, как человека, лет 7 работавшему в педагогическом вузе, всегда интересовала следдующая проблема. На первый курс дети приходили из разных школ, иногда очень слабо подготовленные (особенно это проявлялось на неязыковом факултете, например, на отделении международных отношений). Как вы считаете, в чем тут причина - несовпадение программы школы и требований вузов? Недостаточный уровень подготовки в школе (то есть программы совпадают)? Проблемы методического характера ("не так" готовят)? И главное, что можно сделать чтобы помочь детям в школе при подготовке в вуз? Может ли ребенок из обычной школы, проходя только школьную программу, подготовиться к поступлению в вуз?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Друзья, меня, как человека, лет 7 работавшему в педагогическом вузе, всегда интересовала следдующая проблема. На первый курс дети приходили из разных школ, иногда очень слабо подготовленные (особенно это проявлялось на неязыковом факултете, например, на отделении международных отношений). Как вы считаете, в чем тут причина - несовпадение программы школы и требований вузов? Недостаточный уровень подготовки в школе (то есть программы совпадают)? Проблемы методического характера ("не так" готовят)? И главное, что можно сделать чтобы помочь детям в школе при подготовке в вуз? Может ли ребенок из обычной школы, проходя только школьную программу, подготовиться к поступлению в вуз?

Я много лет проработала в школе, и этот вопрос возникал всегда. Почему же мы в школе учим детей по программе и даже больше, а при поступлении в вуз их спрашивают совсем другое, порой тот материал, который совсем не из школьной программы. Несоответствие требований в школе и в вузе при поступлении- это проблема №1. Все это понимают, но ничего не делается официально. Выход находят сами школьники - платные курсы, индивидуальные занятия и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я много лет проработала в школе, и этот вопрос возникал всегда. Почему же мы в школе учим детей по программе и даже больше, а при поступлении в вуз их спрашивают совсем другое, порой тот материал, который совсем не из школьной программы. Несоответствие требований в школе и в вузе при поступлении- это проблема №1. Все это понимают, но ничего не делается официально. Выход находят сами школьники - платные курсы, индивидуальные занятия и т.д.

А у нас другая проблема. Наши ученики слишком умные по сравнению с другими выпускниками и им преподаватели заявляют, что нельзя знать весь список неправильных глаголов. А они еще и умеют их правильно употреблять в активном и страдательном залоге , в перфектном инфинитиве и герундии. С них собрали по 16 тысяч за обучение в специальных языковых группах в техническом университете, а там обучение "на уровне стола". Когда они приходят, то заявляют, что им учить уже больше нечего, все сдается на автомате. И они раздражают преподавателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А у нас другая проблема. Наши ученики слишком умные по сравнению с другими выпускниками и им преподаватели заявляют, что нельзя знать весь список неправильных глаголов. А они еще и умеют их правильно употреблять в активном и страдательном залоге , в перфектном инфинитиве и герундии. С них собрали по 16 тысяч за обучение в специальных языковых группах в техническом университете, а там обучение "на уровне стола". Когда они приходят, то заявляют, что им учить уже больше нечего, все сдается на автомате. И они раздражают преподавателей.

Да, это тоже проблема. Но опять же мы здесь видим несогласованность программ вузов и школ. В данном случае технический вуз, но это не значит, что они должны с выпускниками школ, которые освоили школьную программу и многое уже знают и умеют, заниматься по ИЯ как с начинающими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, это тоже проблема. Но опять же мы здесь видим несогласованность программ вузов и школ. В данном случае технический вуз, но это не значит, что они должны с выпускниками школ, которые освоили школьную программу и многое уже знают и умеют, заниматься по ИЯ как с начинающими.
Дело в том, что у меня сложилось впечатление, что для многих преподавателей ВУЗов главная задача_- не столько научить, сколько заработать. Их больше интересует, сколько они "срубят " за сессию. Конечно, не все, но таких достаточно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дело в том, что у меня сложилось впечатление, что для многих преподавателей ВУЗов главная задача_- не столько научить, сколько заработать. Их больше интересует, сколько они "срубят " за сессию. Конечно, не все, но таких достаточно.

Да, складывается такое мнение у многих. Но, не все преподаватели вузов такие. Они тоже имеют свои программы, которые следовало бы пересмотреть и изменить с учётом требований современного общества. Но кто сделает это? Почему все вокруг возмущаются, но ничего не меняется? На каких выпускников расчитаны программы для поступления в вуз? Может быть ЕГЭ рашит эту проблему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, складывается такое мнение у многих. Но, не все преподаватели вузов такие. Они тоже имеют свои программы, которые следовало бы пересмотреть и изменить с учётом требований современного общества. Но кто сделает это? Почему все вокруг возмущаются, но ничего не меняется? На каких выпускников расчитаны программы для поступления в вуз? Может быть ЕГЭ рашит эту проблему?

Давайте говорить о том, что вся система высшего образования нуждается в действительном реформировании. И администрации ВУЗов больше нуждается в абитурьентах, которые платят по 150 тыс, чем в тех, которые достойно сдали ЕГЭ. Очень жаль!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Давайте говорить о том, что вся система высшего образования нуждается в действительном реформировании. И администрации ВУЗов больше нуждается в абитурьентах, которые платят по 150 тыс, чем в тех, которые достойно сдали ЕГЭ. Очень жаль!

Но, что же делать в такой ситуации? Учитель должен что-то ответить ученику на вопрос "А зачем учить, если учёба в вузе "покупается"?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но, что же делать в такой ситуации? Учитель должен что-то ответить ученику на вопрос "А зачем учить, если учёба в вузе "покупается"?"
Ой как больно слышать подобное! Я преподаватель Вуза, факультета иностранных языков. Действительно, коммерческие студенты сегодня платят 60тыс за семестр. Но цены устанавливаются не преподавателями. Мы же, как получали свои 3тыс. так и получаем. И студенты, действительно, приходят разные. Кто-то с села приехал, кто-то вообще из Узбекистана или Чечни, где программы очень разнятся. А группы специально не формируются по уровням, чтобы сильные помогали слабым. И это работает. Конечно, кто по слабее, сначала радают. Одна мама пришла ко мне и заявила: "Не разговаривайте с моей дочкой на иностранном языке. Она ничего не понимает." Пришлось объяснять мамочке, куда ее ребенок поступил и что именно на иностранном языке с ней и будут разговаривать все 5 лет. Однако уже к концу первого семестра видно результаты, может и не выравниваются абсолютно, но есть прогресс. И он очень радует. Мы очень любим наших студентов. Одна разница, что для учителей в школе они дети, а для нас уже взрослые, наши будующие коллеги. Соответственно, и отношение к ним тоже, как к взрослым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но, что же делать в такой ситуации? Учитель должен что-то ответить ученику на вопрос "А зачем учить, если учёба в вузе "покупается"?"

Ответить можно вопросом на вопрос. А чему будете учить? Как купить диплом? Тогда зачем такие деньжищи в вуз нести, если гора-а-аздо дешевле у метро или в интернете купить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ответить можно вопросом на вопрос. А чему будете учить? Как купить диплом? Тогда зачем такие деньжищи в вуз нести, если гора-а-аздо дешевле у метро или в интернете купить.
А я все-таки надеюсь, что наладится ситуация постепенно. Уже сейчас такие "фабрики дипломов" теряют абитуриентов - тут и демография плохая, и ЕГЭ помогают. Зачем идти в вуз, диплом которого можно просто купить и никаких знаний не получишь, если можно с хорошими результатами ЕГЭ поступить в хороший вуз, где и правда научат? У нас в мой университет все меньше абитуриентов с каждым годом идет, ищут где получше можно (не на всех факультетах так, те, что сохранили высокий уровень, не жалуются на конкурс). А я вот и сама чувствую, что не хватает мне полученных в университете знаний, весной была н акурсах повышения квалификации, что-то совсем отвлеченное и неполезное было, а некоторые занятия ну такие интересные, слушала с открытым ртом!

Вот чего мне не хватило на занятиях по методике - так это информации о федеральном стандарте в школе, многих практических вещей - как планирование составлять не на урок, а на четверть, как с группами, в которых ученики разного уровня учатся, работать, как внеклассные мероприятия с языком организовывать (хотя это уже скорее вопрос к педагогике, а не методике)... Интересно, а чего другим коллегам нехватило после учебы в вузе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
как с группами, в которых ученики разного уровня учатся, работать,

Методике преподавания в таких классах никто не учит, потому что теоретически все с самого начала ученики занимаются, программу усваивают, учителя у них не меняются по 2 раза в год и учебники тоже. Выход всегда вынуждены искать учителя. Т.е. рассаживать детей прямо на одном уроке на две разные половины, готовить им материал с учетом уровня и задания давать такие же. Сильной группе более сложные, слабой менее, больше тренировочных и т.п. добавлять всякого рода задания на усвоение лексики данного урока (слабой группе кроссворды, найди все слова, скрамблы и т.п.) Тогда они постепенно выравниваются хотя бы по лексике. Обычные словарные диктанты на основе тупой зубрежки ничего не дают.

В журнале бодро выводим пройденную тему программы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
как с группами, в которых ученики разного уровня учатся, работать,

А разве бывают группы одного уровня обученности? Даже, если все не среднего, а высокого уровня, (как официально считается) всё равно там обязательно будут совершенно разные дети и с разными знаниями, умениями и т.д. Именно поэтому сегодня делается акцент на личностно-ориентированное обучение, на использованием в учебном процессе таких методов, которые помогают каждому ученику раскрыть свои способности на том уровне, который ему доступен. Очень хорошо этому помогает групповая деятельность, выполнение коллективных заданий, когда ни один не остаётся в стороне, каждый выполняет то, что ему ближе, но это является обязательной частью общего дела. Конечно, требуется ответственность каждого. Такие задания не только в проектной методике, но их можно применять на любом уроке в зависимости от решаемой задачи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А разве бывают группы одного уровня обученности? Даже, если все не среднего, а высокого уровня, (как официально считается) всё равно там обязательно будут совершенно разные дети и с разными знаниями, умениями и т.д. Именно поэтому сегодня делается акцент на личностно-ориентированное обучение, на использованием в учебном процессе таких методов, которые помогают каждому ученику раскрыть свои способности на том уровне, который ему доступен. Очень хорошо этому помогает групповая деятельность, выполнение коллективных заданий, когда ни один не остаётся в стороне,
В этом году у нас в Вузе бал поставлен вопрос о формировании групп по уровням. Ведь если в школе, в учебном коллективе слабый ученик имеет возможность раствориться и чувствовать себя более или менее комфортно, то в Вузе он сразу же становится бременем и outsider-ом. А если таких не один, то это катастрофа. Пара-тройка таких "приспособленцев" и вся группа тянется вниз, и никакая групповая работа не спасает ситуацию. Мне кажется, надо объяснять уже со школы, что образование нужно только самому ученику и деление на уровни вполне целесообразно, т.к. более способные и трудолюбивае имеют право на более динамичное продвижение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В этом году у нас в Вузе бал поставлен вопрос о формировании групп по уровням. Ведь если в школе, в учебном коллективе слабый ученик имеет возможность раствориться и чувствовать себя более или менее комфортно, то в Вузе он сразу же становится бременем и outsider-ом. А если таких не один, то это катастрофа. Пара-тройка таких "приспособленцев" и вся группа тянется вниз, и никакая групповая работа не спасает ситуацию. Мне кажется, надо объяснять уже со школы, что образование нужно только самому ученику и деление на уровни вполне целесообразно, т.к. более способные и трудолюбивае имеют право на более динамичное продвижение.
У нас в гимназии обучение ИЯ только в разноуровневых группах. Раньше было три подгруппы в классе, теперь две. Единственная проблема - тяжело работать в слабых подгруппах. Во-первых, подают показатели качества знаний у учителя. Во-вторых, бывают группы где в итоге среди слабых очень много "сливок" общества, имеющих проблемы не только с учебой, но и с дисциплиной, тогда каждое занятие превращается в испытание. Считаю, что важным моментом является существование "открытых границ" между подгруппами. чтобы ученик знал, что у него есть шанс повысить свой рейтинг и перейти в более сильную группу или наоборот, вылететь в слабую.

Кстати, только сейчас вспомнила, что в институте у нас тоже было уровневое обучение. Из трех подгрупп одна была более сильная, они поступали в ВУЗ на базе французского языка, остальные на базе английского, соответственно на старте отставали. Но на нашем курсе в эту подгруппу попали и трое англичан посильнее (абитуриентов-французов оказалось слишком мало). Я была в числе этих троих несчастных. Представляете, быть нулем в подгруппе среди тех, кто учил язык уже 6 лет! В итоге, в первом семестре по языку "3", во втором семестре - благотворительная "4", а после экзамена в третьем семестре наблюдала за преподавателем, который нервно бегал по кабинету после моего ответа на основные вопросы, задавал мне дополнительные, опять бегал, чесал лысину, опять задавал вопрос, а я недоумевала, ведь на "4", с моей точки зрения, я ответила. В итоге, получив зачетку с "5", впала в шоковое состояние, потому что сама уже поверила в свою неспособность к французскому. А потом пошел второй язык (английский), и ситуация в группе перевернулась, уже 7 человек догоняли нас троих. Но все равно наша подгруппа по успеваемости была лучшей, потому что изначально отбор был сделан правильно -по способностям. Никаких разноуровневых заданий нам никто никогда не давал. С третьего семестра лекции по лексикологии на французском языке для всего потока.

Я полагаю, что аутсайдеры, собранные вместе, будут меньше комплексовать и сравнивать себя со звездами, плюс у них не будет шансов спрятаться за спины сильных, поэтому они могут по-новому раскрыться. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В этом году у нас в Вузе бал поставлен вопрос о формировании групп по уровням. Ведь если в школе, в учебном коллективе слабый ученик имеет возможность раствориться и чувствовать себя более или менее комфортно, то в Вузе он сразу же становится бременем и outsider-ом. А если таких не один, то это катастрофа. Пара-тройка таких "приспособленцев" и вся группа тянется вниз, и никакая групповая работа не спасает ситуацию. Мне кажется, надо объяснять уже со школы, что образование нужно только самому ученику и деление на уровни вполне целесообразно, т.к. более способные и трудолюбивае имеют право на более динамичное продвижение.

Дело в том,что в ВУЗ ребята идут осознанно, идут те,кто желает учиться дальше. В школе же совсем другая картина. Очень часто дети просто не хотят учиться. Наверняка у коллег и в 10 классе сидят такие,которых родители просто заставили обучаться в школе. Причины самые разные.

Я согласна с высказанной мыслью, что даже в "слабой" группе кто-то будет сильнее, а кто-то - слабее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дело в том,что в ВУЗ ребята идут осознанно, идут те,кто желает учиться дальше. В школе же совсем другая картина. Очень часто дети просто не хотят учиться. Наверняка у коллег и в 10 классе сидят такие,которых родители просто заставили обучаться в школе. Причины самые разные.

Я согласна с высказанной мыслью, что даже в "слабой" группе кто-то будет сильнее, а кто-то - слабее.

И все же, надо делать разграничение между "не хотят учиться" и " не хотят учить английский", т.к. если ребенок слабый по каким бы то ни было обстоятельствам попадает в сильную группу, он 90\100 не сможет их догнать, как если бы то же самое произошло с математикой. Т.к. на формирование навыков требуются время. Таким образом, порой, этому аутсайдеру можно просто посочувствовать. Разноуровневые группы и возможность перемещаться из одной в другую откроет возможности для слыбых учеников не чувствовать себя ущербно и догонять и перегонять одногрупников. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В этом году у нас в Вузе бал поставлен вопрос о формировании групп по уровням. Ведь если в школе, в учебном коллективе слабый ученик имеет возможность раствориться и чувствовать себя более или менее комфортно, то в Вузе он сразу же становится бременем и outsider-ом. А если таких не один, то это катастрофа. Пара-тройка таких "приспособленцев" и вся группа тянется вниз, и никакая групповая работа не спасает ситуацию. Мне кажется, надо объяснять уже со школы, что образование нужно только самому ученику и деление на уровни вполне целесообразно, т.к. более способные и трудолюбивае имеют право на более динамичное продвижение.

Во-первых, слабый ученик вряд ли поступит в вуз на ИНяз или ещё куда. Во-вторых - групповая работа предполагает формирование минигрупп по типу "сильный, средний, слабый", то есть в одной группе дети с разным уровнем обученности и они работают коллективно, вместе, помогая друг другу и распределяя задания так, чтобы они были по силе каждому. Тогда и слабый будет тянуться за сильными. Говорю это, потому что был такой опыт и он работает. Но требует особой подготовки, высокой сознательности и ответственности учеников и много ещё другого. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, а чего другим коллегам нехватило после учебы в вузе?

 

Нехватало опыта и методики преподавания на раннем этапе обучения. В тот год, когда я пришла работать в школу, ввели обучение иностранному языку со второго класса. На первых порах тяжело пришлось, поскольку в университете нам давали больше теории по методике преподавания на среднем и старшем этапе, да и практику отрабатывала на среднем звене. Сейчас уже есть какие - то наработки, работаю преимущественно в начальной школе, научилась чувствовать детей, у нас наладился эмоциональный контакт, мы понимаем друг друга. Думаю, никакие даже самые лучшие теоретические разработки не заменят реального общения с детьми. Только благодаря своей кропотливой работе можно добиться положительного результата и сделать процесс обучения интересным и для учеников, и для себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нехватало опыта и методики преподавания на раннем этапе обучения. В тот год, когда я пришла работать в школу, ввели обучение иностранному языку со второго класса. Сейчас уже есть какие - то наработки, работаю преимущественно в начальной школе, научилась чувствовать детей, у нас наладился эмоциональный контакт, мы понимаем друг друга. Думаю, никакие даже самые лучшие теоретические разработки не заменят реального общения с детьми. Только благодаря своей кропотливой работе можно добиться положительного результата и сделать процесс обучения интересным и для учеников, и для себя.

Полностью с вами согласна! Теория нужна, конечно, но без практики она "ничто", забывается. А практика, наоборот только обогащает теоретический опыт, но для этого нужно и самому много работать: изучать, анализировать, пробовать, обмениваться опытом и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

×