Перейти к содержимому

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги! Очень нужно Ваше мнение о том, какая методика обучения иностранным языкам и культурам нужна современному учителю, в том числе и студентам педагогических университетов. Я буду благодарен за возможные темы лекций и практических занятий. Задаю я этот вопрос потому, что современный ФГОС для бакалавров лингвистики с профилем "Теория и методика преподавания языков и культур", а также ФГОС для бакалавров направления "Педагогическое образование" перечисляют только "компетенции" - общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (предметные). Содержание лекций остается "за кадром". Следует ли менять образовательную программу курса методики или оставить все как есть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А какова она, нынешняя образовательная программа курса методики? Возможно, будет сложнее высказать свое мнение, если не знать, какие лекции и практические занятия уже ведутся.

Раньше государственный стандарт предлагал вполне определенные темы, по которым с некоторыми вариациями строились планы лекций -

- Методика как наука

- Связь методики с другими науками

- Цели и задачи обучения иностранному языку

- Содержание обучения иностранному языку

- и проч.

Сейчас в ФГОС для будущих учителей таких тем НЕТ! Есть только компетенции. Так какие же темы можно предложить для студентов? Может быть спеть старую песню под новый перепляс?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно многие учителя не задумываются сейчас о содержании курса методики ... Поезд ушел. Ну тогда может быть кто-то назовет наиболее важные или запомнившиеся темы из курса методику обучения иностранным языкам. Что было наиболее полезным? Я деляю программу и мнения учителей очень бы были кстати...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Раньше государственный стандарт предлагал вполне определенные темы, по которым с некоторыми вариациями строились планы лекций -

- Методика как наука

- Связь методики с другими науками

- Цели и задачи обучения иностранному языку

- Содержание обучения иностранному языку

- и проч.

Сейчас в ФГОС для будущих учителей таких тем НЕТ! Есть только компетенции. Так какие же темы можно предложить для студентов? Может быть спеть старую песню под новый перепляс?

может тогда и идти от компетенции, что в себя включает, как формируется и т.д. Где-то и будет старая песня :P конечно. Тут на форуме есть ветки, прям темы для лекций, ну или хотя бы для семенарских занятий. Учителя с дипломами не знают, что значит модифицировать программу и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нас в свое время в институте не очень учили целеполаганию. Да и не зачем было : существовала методическая книжка - в ней все уроки были расписаны, шаг вправо - расстрел:P) Однако, как только в школу впустили демократию, начались проблемы. По-моему самая главная линия в методике обучения - связка цель-задача-результат-средства. Я имею ввиду, практическая цель урока, блока, темы, курса.Грубо говоря, зачем сегодня я иду на урок,как то, что я сегодня делю на уроке отразится на результатах года. УМК сегодня много хороших и разных, разные авторские подходы. Учителю иногда трудно определиться с приоритетами целей, в учебнике всего много, но что-то является главным на каждом шаге. Прчем это " главное" в разных группах может быть разным, способности деток ведь тоже разные. Выделить это "главное", уж потом про приемы думать. Часто у коллег наблюдаю картину "наоборот": приемов надергают из разных методик, интернет и еще много разных "красивостей", а на вопрос зачем и почему это именно так делают, не отвечают. Ну и далее проблемы по нарастающей: контроль и оценка, вопросы диагностики и так далее. Тест ведь провести совсем не просто, даже если он в УМК есть. Еще труднее дать качественную оценку результата: что означает " 4" у конкретного Пети, что умеет и что не удается пока.Еще одна новая для учительства проблема - обучение детей проблемных: появляются дети мигрантов, с девиантным поведением,гиперактивных деток с каждым годом все больше и больше. И это громадная проблема - учить их как обычных детей не получается. К сожалению в большинстве педов да и на курсах повышения такие вопросы практически не рассматриваются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нас в свое время в институте не очень учили целеполаганию. Да и не зачем было : существовала методическая книжка - в ней все уроки были расписаны, шаг вправо - расстрел:P) Однако, как только в школу впустили демократию, начались проблемы. По-моему самая главная линия в методике обучения - связка цель-задача-результат-средства. Я имею ввиду, практическая цель урока, блока, темы, курса.Грубо говоря, зачем сегодня я иду на урок,... Ну и далее проблемы по нарастающей: контроль и оценка, вопросы диагностики и так далее. Тест ведь провести совсем не просто, даже если он в УМК есть. ... Еще одна новая для учительства проблема - обучение детей проблемных: появляются дети мигрантов, с девиантным поведением,гиперактивных деток с каждым годом все больше и больше. И это громадная проблема - учить их как обычных детей не получается. К сожалению в большинстве педов да и на курсах повышения такие вопросы практически не рассматриваются.

То есть, Вы выделяете три проблемы:

- организация урока от цели к результату через задачи и способы их решения,

- методика контроля знаний учащихся (языковое тестирование и альтернативные способы контроля),

- работы с учащимися, имеющими особые проблемы в поведении и учении.

Я это обязательно учту в своей программе.

А по содержанию обучения не возникает вопросов? Или содержание обучения - это учебник "от сих до сих"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно многие учителя не задумываются сейчас о содержании курса методики ... Поезд ушел. Ну тогда может быть кто-то назовет наиболее важные или запомнившиеся темы из курса методику обучения иностранным языкам. Что было наиболее полезным? Я деляю программу и мнения учителей очень бы были кстати...

Как-то мне вот кажется, что никакой ФГОС не отменяет объективой необходимости методики, как инструмента решения задач исследования ли проблемы, обучения ли.

Возможно, стоит говорить о выборе методики (ее совершенствование, приспособление) с учетом определенных факторов, например, о которых ранее не говорилось достаточно подробно (достижение целей и задач при работе с детьми с разными психо-физическими особенностями, которых становится все больше, с особенностями восприятия ИЯ нерусскоязычными учениками, учащимися в руской школе, т.е. узбек, например, который с еще недостаточным русским учится в русской школе и изучает ИЯ и т.д. И во многом это будет старая песня - потому что это объективная данность, инструментарий решения задач и достижения целей. Но уже в каких-то новых или измененных условиях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как-то мне вот кажется, что никакой ФГОС не отменяет объективой необходимости методики, как инструмента решения задач исследования ли проблемы, обучения ли.

Возможно, стоит говорить о выборе методики (ее совершенствование, приспособление) с учетом определенных факторов, например, о которых ранее не говорилось достаточно подробно (достижение целей и задач при работе с детьми с разными психо-физическими особенностями, которых становится все больше, с особенностями восприятия ИЯ нерусскоязычными учениками, учащимися в руской школе, т.е. узбек, например, который с еще недостаточным русским учится в русской школе и изучает ИЯ и т.д. И во многом это будет старая песня - потому что это объективная данность, инструментарий решения задач и достижения целей. Но уже в каких-то новых или измененных условиях.

Да, прочитав Ваше сообщение я все больше убеждаюсь, что учителю, помимо общепедагогических и предметных компетенций (общие умения быть педагогов и методические умения учителя иностранных языков) нужны еще и СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - умение работать в особых условиях, создаваемых жизнью. В наших классах появляются "нерусские" с недостаточным знанием русского языка и отличающимися культурными особенностями. Вот и начинаешь понимать наших коллег в какой-нибудь Англии, которые давно уже учат "всех подряд". Интересно что английские учителя учат английскому языку учащихся разных национальностей, не зная их родного языка. Для этого наверное есть особые стратегии. Порог непонимания все равно нужно преодолевать. Вот мы и приходим к ситуации, когда уже не нужно ехать за чужой культурой за границу. Чужая культура сама приходит в наши классы. Ну конечно не в каждую школу, но приходит. я недавно анализировал особенности работы в классе с цыганами. Очень интересно и возникает немало педагогических вопросов. Например, когда девочка выходит замуж в 12 лет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, Вы выделяете три проблемы:

- организация урока от цели к результату через задачи и способы их решения,

- методика контроля знаний учащихся (языковое тестирование и альтернативные способы контроля),

- работы с учащимися, имеющими особые проблемы в поведении и учении.

Я это обязательно учту в своей программе.

А по содержанию обучения не возникает вопросов? Или содержание обучения - это учебник "от сих до сих"?

В содержании вопросов еще больше. особенно в связи с ЕГЭ И ГИА. Сразу и не ответишь. Но я обязательно попробую обобщить и написать здесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще один момент, который, как мне кажется, скоро станет нужным, это разработка курсов. Уже сейчас появилось место для элективных курсов, ФГОС для старшей школы еще больше таких возможностей открывает, а вот разрабатывать курс никто не учит. Здесь особенно остро и встанут вопросы целеполагания, определения содержания, выбора методических инструментов и контроля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно многие учителя не задумываются сейчас о содержании курса методики ... Поезд ушел. Ну тогда может быть кто-то назовет наиболее важные или запомнившиеся темы из курса методику обучения иностранным языкам. Что было наиболее полезным? Я деляю программу и мнения учителей очень бы были кстати...

 

Много времени уделяли в институте на методике тому, как составлять календарное и тематическое планирования (у нас их разделяли раньше), как пишутся Рабочие программы, на подробное изучение Стандарта. Сейчас, конечно, все новое, ФГОС, но основные моменты остались старыми. Считаю, что студентов нужно обучать тому, как работать с Книгой для учителя, с учебником. Знакомить с разными учебниками и подходами к обучению. Когда ко мне приходят студенты на практику, или обращаются за помощью знакомые студенты, то всегда вопросы у них одни и те же, в основном возникающие от того, что они плохо ознакомились с Книгой для учителя и с концепцией авторов (а порой и учебник первый раз держат в руках). Как писать планы уроков - тоже одна из постоянных проблем. А в связи с ФГОС теперь еще более острая проблема. Как построить урок так, чтобы реализовать требования стандарта? Ведь нельзя просто вести урок по учебнику (как думают некоторые студенты) и ничего не прикладывать самому. Это вкладывалось нам в головы в институте. Пригодилось. Нужны не только теоретические знания, а еще и то, как их применить на практике. Несомненно, с контролем знаний, а именно с ГИА, знакомить нужно не просто (как нам рассказывали) их чего он состоит, а дать на лабораторном занятии прорешать вариант, ведь пока не столкнешься - не поймешь суть. С ЕГЭ тоже самое. Почему бы не объяснить студентам как к нему учить-готовить, на что обращать внимание? Многие из наших, когда пришли в школы, попали сразу в выпускные классы. Им было тяжело. Так что такая подготовка нужна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще один момент, который, как мне кажется, скоро станет нужным, это разработка курсов. Уже сейчас появилось место для элективных курсов, ФГОС для старшей школы еще больше таких возможностей открывает, а вот разрабатывать курс никто не учит. Здесь особенно остро и встанут вопросы целеполагания, определения содержания, выбора методических инструментов и контроля.

 

ЭТО ОЧЕНЬ ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НАУЧИТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РАЗРАБАТЫВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ КУРСЫ. МНОГИЕ ОПЫТНЫЕ УЧИТЕЛЯ НЕ ВЛАДЕЮТ ЭТИМ ИСКУССТВОМ COURSE DESIGN

 

Как писать планы уроков - тоже одна из постоянных проблем. А в связи с ФГОС теперь еще более острая проблема. Как построить урок так, чтобы реализовать требования стандарта? Ведь нельзя просто вести урок по учебнику (как думают некоторые студенты) и ничего не прикладывать самому.

ДА НАВЕРНОЕ ВАЖНО УЧИТЬ ПИСАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПЛАНЫ УРОКОВ НО И РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МОГЛИ БЫ КРИТИЧЕСКИ ПОСМОТРЕТЬ НА ГОТОВЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И ПРЕДЛОЖИТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В меодике обучения иностранным языкам есть такое выражение: "мотивирующие приемы обучения". Интересно бы узнать, какие приемы учителя-практики считают мотивирующими? Эти могут быт задания, придуманные и предложенные учителем или задания из учебника ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

............

ДА НАВЕРНОЕ ВАЖНО УЧИТЬ ПИСАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПЛАНЫ УРОКОВ НО И РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МОГЛИ БЫ КРИТИЧЕСКИ ПОСМОТРЕТЬ НА ГОТОВЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И ПРЕДЛОЖИТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ

 

Уважаемые коллеги! Позвольтемне тоже "вклиниться" в Вашу дискуссию насчёт планов уроков. Я всегда писала планы уроков , даже если использовала один и тот же учебник несколько лет подряд, и всегда вносила изменения. Более того, даже вносила корректировки в планирование урока в разных классах одной параллели. Некоторые коллеги посмеивались надо мной (с большим стажем и всё пишет планы). Лучше всего планы писать на отдельных листках А4 и вкладывать в папку с прозрачными файлами. Мне, например, легче было сразу разработать весь Unit по какой-то теме, чем каждый день разрабатывать по 1 уроку. В файлы можно положить какие-то дополнительные записи, правда папка становится очень толстой. Для каждого класса- свой цвет папки, чтобы легче найти нужные планы уроков. Некоторые учителя вообще не пишут планы уроков, а вклеивают прямо в учебнике листочки с пометками.

Я работала по разным учебникам: и отечественным и зарубежным, и должна признаться, что идеального учебника во всех отношениях ещё не встречала, потому считаю, что планирование уроков писать надо, всегда нужно что-то изменить или вставить "своё". Татьяна Викторовна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги! Позвольтемне тоже "вклиниться" в Вашу дискуссию насчёт планов уроков. Я всегда писала планы уроков , даже если использовала один и тот же учебник несколько лет подряд, и всегда вносила изменения. Более того, даже вносила корректировки в планирование урока в разных классах одной параллели. Некоторые коллеги посмеивались надо мной (с большим стажем и всё пишет планы). Лучше всего планы писать на отдельных листках А4 и вкладывать в папку с прозрачными файлами. Мне, например, легче было сразу разработать весь Unit по какой-то теме, чем каждый день разрабатывать по 1 уроку. В файлы можно положить какие-то дополнительные записи, правда папка становится очень толстой. Для каждого класса- свой цвет папки, чтобы легче найти нужные планы уроков. Некоторые учителя вообще не пишут планы уроков, а вклеивают прямо в учебнике листочки с пометками.

Я работала по разным учебникам: и отечественным и зарубежным, и должна признаться, что идеального учебника во всех отношениях ещё не встречала, потому считаю, что планирование уроков писать надо, всегда нужно что-то изменить или вставить "своё". Татьяна Викторовна

А ведь это означает, что учитель всегда является автором своего образовательного курса, представленного в виде полного набора авторских рабочих программ! Мне очень понравились Ваши идеи подготовки собственных рабочих программ для уроков (модульный характер планирования, цветовая кодировка и проч). Думаю, что по единым для всех рабочим программам можно наверное работать первый год, а потом творческой душе учителя станет тесно в царстве чужих идей и начнется подготовка собственных рабочих программ. Может быть набор авторских рабочих программ целесообразно сделать обязательным для аттестации? Ведь это то реальное, что делает учитель и что действительно нужно (?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×