Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Метапредметные результаты и как их получать.

Рекомендуемые сообщения

Хочу обсудить термин "метапредметные результаты". Что это такое простыми словами? Как их получить на уроке? Не лишнее ли это понятие в теории и особенно практике?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лично у меня складывается впечатление что происходит неоправданное преувеличение метапредметных результатов а планировании урока о чем говорят технологические карты в этих картах почему то забыты предметные результаты и коммуникативная компетенция. Получается по Т-картам что мы ведем урок ради метапредметных умений и УУД. А ведь это совсем не так. Главное назначение учебных технологий - раскрывать кухню развития коммуникативной компетенции учащихся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На мой взгляд, впечатление о "преувеличении" складывается от того, что понятие это новое, и поэтому о нем больше разговоров, чем о привычных предметных результатах. Технологическая карта ( как я ее понимаю) предназначена только для понимания какие УУД и метапредметные результаты учитель намерен развивать и получать соответственно на данном уроке( или серии уроков). Т.е. такая карта конспект урока заменить не может ( в противном случае- если прописывать и технологию достижения предметных результатов в ней же- получается необъятная "простыня"). Но если говорить о том, что мы отодвигаем с первого места предметные результаты, то получится, что предметные результаты нужны нам сами по себе, а не в связи с общим развитием ученика,т.е. в отрыве от практического, метапредметного предназначения.

А что касается определения понятия "метапредметные результаты", то действительно о них теперь пишут много и многословно. Как я понимаю, общий смысл сводится к тому, что средствами разных предметов развивать ученика всесторонне и научить его применять полученные теоретические и практические знания в реальной жизни. А вот как это делать - мы пока учимся. Хотя, многое зависит и от содержания предметных программ. Собственно, всё школьное обучение всегда готовило ребенка к жизни( хотя, я считаю, что и школьные годы- тоже жизнь и ее нужно разумно "проживать"), но, видимо, что-то не получалось?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лично я понимаю под метапредметностью то, когда мы с помощью одного предмета (которому фактически посвящён урок) "протягиваем мостик" к другим предметам школьной программы. Преподавателям ИЯ, имхо, это сделать легко, потому что мы имеем дело с текстом. Читаем мы текст про Флоренс Найтингейл (Spotlight 11), мы в обсуждении затрагиваем вопросы истории (когда жила Флоренс, какие были обстоятельства для женщин) и вопросы биологии (гигиена, распространение инфекций и т.п.).

Интересно, в понятии CLIL (Content Language Integrated Learning) не заключена ли тоже идея метапредметности? Если да, то эта тенденция общая для мира.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот мне кажется, что у нас приходится постоянно затыкать "дыры". Потребовали коммуникативность предъявить (довольно часто понимая под этим модное "все должны устно беседовать при случае), и перестают обращать внимание на остальные речевые умения (письменные, чтение, слушание), а тем более зачем упоминать какие-то УУД или метапредметные явления при преподавании. Все присутствует почти на каждом уроке. Только раз не требуется в отчетах, делать на них акцент (не в моде они в какой-то момент), то и не заморачиваются ими перегруженные учителя, меньше (или никакого)внимания к ним и при подготовке учителей. В итоге молодые слышат обо всем краем уха, зато постоянно помнят о необходимости вставлять слова про компетенцию или что-то еще, что модно в данный момент. Не получается общего в смысле глубины уровня знаний, а тем более практического умения использовать разные полезные инструменты при необходимости на практике.

Вот и получается, что только на семинарах, вебинарах или мастер-классах многие получают те знания, которые недополучены ранее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все присутствует почти на каждом уроке.

 

Вот с этим я согласна. Учителя делали это всегда. Может, где-то бессознательно. А теперь пришло время ввести в сознание, облечь термин в слова. Да, поначалу такого процесса всегда бывает "перебор" - слишком частое употребление термина. Но это пройдёт)) А то, что выведено в сознание - хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но если говорить о том, что мы отодвигаем с первого места предметные результаты, то получится, что предметные результаты нужны нам сами по себе, а не в связи с общим развитием ученика,т.е. в отрыве от практического, метапредметного предназначения.

Действительно, преувеличенное внимание к метапредметным результатам и УУД как бы отодвигает на задний план достижение предметных результатов. Но в чем же на самом деле ценность образования: в формировании предметных знаний или универсальных учебных действий, то есть, умений учиться?

 

 

Лично я понимаю под метапредметностью то, когда мы с помощью одного предмета (которому фактически посвящён урок) "протягиваем мостик" к другим предметам школьной программы. Преподавателям ИЯ, имхо, это сделать легко, потому что мы имеем дело с текстом. Читаем мы текст про Флоренс Найтингейл (Spotlight 11), мы в обсуждении затрагиваем вопросы истории (когда жила Флоренс, какие были обстоятельства для женщин) и вопросы биологии (гигиена, распространение инфекций и т.п.).

Интересно, в понятии CLIL (Content Language Integrated Learning) не заключена ли тоже идея метапредметности? Если да, то эта тенденция общая для мира.

Вообще-то "межпредметные понятия" включены в содержание метапредметных результатов, но главное все же - умение учиться с помощью универсальных учебных действий. Только вот, что же все таки первично для учителя на уроке? Если я учу ученика писать эссе, то какой главный результат я планирую в конце занятия - хорошее эссе или умение организовывать письменный текст?

 

А вот мне кажется, что у нас приходится постоянно затыкать "дыры". Потребовали коммуникативность предъявить (довольно часто понимая под этим модное "все должны устно беседовать при случае), и перестают обращать внимание на остальные речевые умения (письменные, чтение, слушание), а тем более зачем упоминать какие-то УУД или метапредметные явления при преподавании. Все присутствует почти на каждом уроке.

Вот и получается, что только на семинарах, вебинарах или мастер-классах многие получают те знания, которые недополучены ранее.

Учитель довольно часто даже не представляет себе, как много разных педагогических и психологических явлений присутствует на каждом уроке в том числе и формирование УУД. К универсальным учебным действиям кстати относится умение учащихся "обмануть экзаменатора" при выполнении тестовых заданий.

 

Вот с этим я согласна. Учителя делали это всегда. Может, где-то бессознательно. А теперь пришло время ввести в сознание, облечь термин в слова. Да, поначалу такого процесса всегда бывает "перебор" - слишком частое употребление термина. Но это пройдёт)) А то, что выведено в сознание - хорошо.

Я думаю, Вы хотели сказать, что настало время "назвать действия учителя с помощью соответствующих терминов". Введение в наше профессиональное сознание понятия "метапредметные результаты" и "универсальные учебные действия" действительно полезно. Главное наверное, все же понимать и помнить, что на уроке мы прежде всего добиваемся предметных результатов... а впрочем ... может быть я ошибаюсь и на уроке гораздо важнее добиваться именно метапредметного результата - умений учиться? Ну точно также как я бы на первое место поставил отношение к нашему предмету. Мне всегда было важно, чтобы учащиеся захотели вернуться ко мне на занятие и изучать мой предмет. А это уже ЛИЧНОСТНЫЙ результат - отношение к учению. Так что, предметные результаты - на задний план?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может быть Т-карты были бы более полезными для планирования предметных результатов? Почему то начинаю так думать ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так что, предметные результаты - на задний план?

А тексте ФГОС так и написано, что метапредметные результаты - в приоритете. Хотя повсеместного владения хоть одним иностранным языком не наблюдается, вроде.

Т.е. считается, что предметные результаты мы уже умеем получать.Книг для этого написано море и каждый учитель выбирает( или придумывает) свой метод.

Что касается технологических карт для получения предметных результатов,то можно и такие придумать, но они , как и в случае с технологическими картами по метапредметным результатам, будут индивидуальными. Т.е. не факт, что другой учитель, использовав такую карту, получит такие же результаты.Хотя общие алгоритмы, безусловно, будут у всех.

И еще раз повторю, что технологическая карта - индивидуальный продукт, работа над которым помогает одному конкретному учителю. Другой учитель, чтобы понять, как работать с картой, должен составить свою карту.

Предвижу вопрос: зачем составлять карту. Ответ: форма таблиц традиционно считается более наглядной, чем сплошной текст. В таблице есть возможность визуально выделить параллельные происходящие учебные процессы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так что, предметные результаты - на задний план?

 

хорошо не требуют этих карт в школе.успеть бы к урокам просто подготовиться без них.Кому эта писанина нужна?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тексте ФГОС так и написано, что метапредметные результаты - в приоритете. Хотя повсеместного владения хоть одним иностранным языком не наблюдается, вроде.

Т.е. считается, что предметные результаты мы уже умеем получать.

 

Если по ФГОС метапредметные результаты в приоритете, то соответсвенно эти результаты должны проверяться. Как это будет выглядеть? Будет другой формат эказамена?

Если нет, то получается в приоритете -метапредметные результаты, а проверять на экзамене будут предметные?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тексте ФГОС так и написано, что метапредметные результаты - в приоритете. Хотя повсеместного владения хоть одним иностранным языком не наблюдается, вроде.

Т.е. считается, что предметные результаты мы уже умеем получать.

 

Если по ФГОС метапредметные результаты в приоритете, то соответсвенно эти результаты должны проверяться. Как это будет выглядеть? Будет другой формат эказамена?

Если нет, то получается в приоритете -метапредметные результаты, а проверять на экзамене будут предметные?

словоблудие и отмывание денег на проекты типа нового фгоса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хочу обсудить термин "метапредметные результаты". Что это такое простыми словами? Как их получить на уроке? Не лишнее ли это понятие в теории и особенно практике?

Цель урока ИЯ была, есть и должна быть - предметные результаты (коммуникативные умения), а метапредметные результаты - это сопутствующие умения такие, которые применимы не только на уроках ИЯ, но и на уроке любого другого предмета: умение анализировать, обобщать, выбирать главное, делать выводы, принимать решения, строить таблицы, графики, решать кроссворды, сочинять, обсуждать, высказывать своё мнение, творить, работать в коллективе и т.д. Да разве всему этому мы не учили раньше до появления новых ФГОСов и нового термина? Учили, конечно! Но, всё же, не достаточно уделяли этому внимания, не делали или не всегда делали на этом акцент, поэтому и не могли ученики писать эссе, делать конспекты и др. А на международных тестированиях PISA, PIRLS показывали "плачевные" для нас результаты лишь из-за недостатка "метапредметных" навыков.

Сегодня дети совершенно другие, многие и сами быстро овладевают многими навыками благодаря общению в социальных сетях, компьютерным играм и др. Но не всё так просто! Творческому, критическому мышлению надо учить и на уроках ИЯ средствами иностранного языка и не отодвигая предметные результаты на последнее место!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тексте ФГОС так и написано, что метапредметные результаты - в приоритете. Хотя повсеместного владения хоть одним иностранным языком не наблюдается, вроде.

Т.е. считается, что предметные результаты мы уже умеем получать.

 

Если по ФГОС метапредметные результаты в приоритете, то соответсвенно эти результаты должны проверяться. Как это будет выглядеть? Будет другой формат эказамена?

Если нет, то получается в приоритете -метапредметные результаты, а проверять на экзамене будут предметные?

Я этого в ФГОС НЕ УВИДЕЛ! Помогите найти цитату пожалуйста!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я этого в ФГОС НЕ УВИДЕЛ! Помогите найти цитату пожалуйста!

Метапредметные результаты сформулированы в 8 пункте II части как УУД,но наряду с предметными результатами в п.9... и т.д., и о их приоритетности не сказано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Метапредметные результаты сформулированы в 8 пункте II части как УУД,но наряду с предметными результатами в п.9... и т.д., и о их приоритетности не сказано.

Я ФГОСы знаю почти наизусть. Вот и удивился. Нужно очень точно цитировать такие документы. Иначе можно посеять маленькое заблуждение. А зачем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цель урока ИЯ была, есть и должна быть - предметные результаты (коммуникативные умения), а метапредметные результаты - это сопутствующие умения такие, которые применимы не только на уроках ИЯ, но и на уроке любого другого предмета: умение анализировать, обобщать, выбирать главное, делать выводы, принимать решения, строить таблицы, графики, решать кроссворды, сочинять, обсуждать, высказывать своё мнение, творить, работать в коллективе и т.д. Да разве всему этому мы не учили раньше до появления новых ФГОСов и нового термина? Учили, конечно! Но, всё же, не достаточно уделяли этому внимания, не делали или не всегда делали на этом акцент, поэтому и не могли ученики писать эссе, делать конспекты и др. А на международных тестированиях PISA, PIRLS показывали "плачевные" для нас результаты лишь из-за недостатка "метапредметных" навыков.

Сегодня дети совершенно другие, многие и сами быстро овладевают многими навыками благодаря общению в социальных сетях, компьютерным играм и др. Но не всё так просто! Творческому, критическому мышлению надо учить и на уроках ИЯ средствами иностранного языка и не отодвигая предметные результаты на последнее место!

Я тоже разделаю эту точку зрения: все на уроке - на основе достижения прежде всего предметных результатов. Хотя ... Может быть важнее научить учить язык. Тогда и предметный результат гарантирован?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я тоже разделаю эту точку зрения: все на уроке - на основе достижения прежде всего предметных результатов. Хотя ... Может быть важнее научить учить язык. Тогда и предметный результат гарантирован?

Ну вот тут та самая ситуация, когда мы можем дать ученику все инструменты для учебы, объяснить самые эффективные приемы и подходы к изучению, но ... учится только тот, кто учится. Учиться за другого невозможно. :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот тут та самая ситуация, когда мы можем дать ученику все инструменты для учебы, объяснить самые эффективные приемы и подходы к изучению, но ... учится только тот, кто учится. Учиться за другого невозможно. :unsure:/>

Я люблю приводить примеры из кулинарного техникума. Если мы учим будущего повара мелко шинковать капусту, то мы учим его мелко шинковать КАПУСТУ или мелко шинковать ВООБЩЕ - морковь, яблоко, свеклу? Что педагог кулинарного техникума должен записать в плане своего урока? Какую цель?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я люблю приводить примеры из кулинарного техникума. Если мы учим будущего повара мелко шинковать капусту, то мы учим его мелко шинковать КАПУСТУ или мелко шинковать ВООБЩЕ - морковь, яблоко, свеклу? Что педагог кулинарного техникума должен записать в плане своего урока? Какую цель?

Шинкование (на примере капусты). Нет? Но, как человек не чуждый приготовлению еды, осмелюсь заметить: шинкование капусты и шинкование моркови отличаются, а еще зависят от того, для чего я их шинкую, для борща или для салата, например. Но основной принцип, конечно, тот же самый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шинкование (на примере капусты). Нет? Но, как человек не чуждый приготовлению еды, осмелюсь заметить: шинкование капусты и шинкование моркови отличаются, а еще зависят от того, для чего я их шинкую, для борща или для салата, например. Но основной принцип, конечно, тот же самый.

Так вот что же писать в плане урока в кулинарном техникуме? Шинкование? Шинкование капусты?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так вот что же писать в плане урока в кулинарном техникуме? Шинкование? Шинкование капусты?

Тема: шинкование. Практическое занятие: шинкование капусты. Практическое занятие номер 2:шинкование моркови.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я люблю приводить примеры из кулинарного техникума. Если мы учим будущего повара мелко шинковать капусту, то мы учим его мелко шинковать КАПУСТУ или мелко шинковать ВООБЩЕ - морковь, яблоко, свеклу? Что педагог кулинарного техникума должен записать в плане своего урока? Какую цель?

Технология обработки капусты (способы и приемы шинкования в зависимости от блюд, в которые она входит) :unsure:/>

А в качестве метапредметных связей при этом рассматривают изменение физико-химических показателей нашинкованной разными способами капусты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Технология обработки капусты (способы и приемы шинкования в зависимости от блюд, в которые она входит) :unsure:/>/>

А в качестве метапредметных связей при этом рассматривают изменение физико-химических показателей нашинкованной разными способами капусты.

:unsure:)) Точно! Теперь как бы это к уроку английского пристроить, что можно экстраполировать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×