Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Подавление личности ученика - нехитрые стратегии

Рекомендуемые сообщения

Проанализировал свои психологические наблюдения за некоторыми учителями, которые в ситуациях конфликта с учеником используют стратегии подавления личности школьника:

 

- Фокус на второстепенном (Ты как стоишь передо мной!)

- Создание искусственных проблем (От тебя все в классе отвернулись!)

- Обращение как к ребенку (Старших нужно слушаться!)

- Доминирование эмоций над мыслью (Совесть твоя где?! Где благодарность школе?!

- Возвеличивание другого (Бери пример с Н! Вот из кого будет настоящий человек!)

- Усиливать чувство собственной вины. (Посмотри, до чего ты довел своего учителя!"

- Угрожать разоблачением. (Я ведь знаю о тебе больше, чем твоя мама!"

- Намекать на возможные опасные последствия. (Смотри, нам с тобой еще долго быть в этой школе!).

- Прямые угрозы. (Ты меня еще не знаешь!"

 

А может быть другого пути нет? Может быть так и нужно вести себя?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проанализировал свои психологические наблюдения за некоторыми учителями, которые в ситуациях конфликта с учеником используют стратегии подавления личности школьника:

 

- Фокус на второстепенном (Ты как стоишь передо мной!)

- Создание искусственных проблем (От тебя все в классе отвернулись!)

- Обращение как к ребенку (Старших нужно слушаться!)

- Доминирование эмоций над мыслью (Совесть твоя где?! Где благодарность школе?!

- Возвеличивание другого (Бери пример с Н! Вот из кого будет настоящий человек!)

- Усиливать чувство собственной вины. (Посмотри, до чего ты довел своего учителя!"

- Угрожать разоблачением. (Я ведь знаю о тебе больше, чем твоя мама!"

- Намекать на возможные опасные последствия. (Смотри, нам с тобой еще долго быть в этой школе!).

- Прямые угрозы. (Ты меня еще не знаешь!"

 

А может быть другого пути нет? Может быть так и нужно вести себя?

 

Здорово! Мне очень понравилось! Только мне кажется, все это было действенным в СССР-х школах, а теперь, ученик даже и слушать не будет, а пошлет учителя подальше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здорово! Мне очень понравилось! Только мне кажется, все это было действенным в СССР-х школах, а теперь, ученик даже и слушать не будет, а пошлет учителя подальше.

Я сам поймал себя на мысли, что мне эти наблюдения, сделанные за последние годы в конфликтных школьных ситуациях, напомнили практику "личного дела на заседании партийной комиссии - чур меня чур!" Сегодня конечно есть учащиеся, которые могут подавить личность учителя и это есть итог современного воспитания. Я хочу для себя понять, да и другим наверное это интересно, кто кого должен подавлять: ученик учителя или учитель ученика? Компромиссное решение равных отношений мне кажется не вполне реальным. Я такие случаи видел ну ОЧЕНЬ редко, ну ОЧЕНЬ редко. Чаще всего кто-то кого-то все же подавлял.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я сам поймал себя на мысли, что мне эти наблюдения, сделанные за последние годы в конфликтных школьных ситуациях, напомнили практику "личного дела на заседании партийной комиссии - чур меня чур!" Сегодня конечно есть учащиеся, которые могут подавить личность учителя и это есть итог современного воспитания. Я хочу для себя понять, да и другим наверное это интересно, кто кого должен подавлять: ученик учителя или учитель ученика? Компромиссное решение равных отношений мне кажется не вполне реальным. Я такие случаи видел ну ОЧЕНЬ редко, ну ОЧЕНЬ редко. Чаще всего кто-то кого-то все же подавлял.

 

В старые времена (лет 20 назад), обычно учитель подавлял личность ученика. Ученик мог "послать учителя" только мысленно. Сейчас есть защитники детей. Да и многие директора школ считают, что прав всегда ученик и его родитель (особенно, если этот родитель является спонсором).А Вы когда -нибудь встречали защитника учителя? Думаю, что нет, их просто нет. Сейчас ученики более раскрепощены, больше могут себе позволить, к тому же чувствуют безнаказанность , так как за него: родители, администрация школы (почему учителя бегут из школ- одна их причин), выступающие по правам ребенка. Учитель фактически прав не имеет. Сейчас ученики даже могут убить учителя. Поэтому учитель должен защищать себя сам, за него никто не вступится. Так что сейчас чаще мне кажется " ни кто кого", а учитель стерпит и отойдет в сторону.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересное видео по этому поводу -

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересное видео по этому поводу -

На самом деле подавление личности ученика имеет место и сегодня. Это называется проучить и дать урок на будущее. Учитель никогда не позволит себе оказаться побежденным каким то учеником. Только очень уверенные родители могут применить тактику подавления личности учителя. Вот так и живем. Кто кого подавит. Взаимное понимание в конфликтах встречается крайне редко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле подавление личности ученика имеет место и сегодня. Это называется проучить и дать урок на будущее. Учитель никогда не позволит себе оказаться побежденным каким то учеником. Только очень уверенные родители могут применить тактику подавления личности учителя. Вот так и живем. Кто кого подавит. Взаимное понимание в конфликтах встречается крайне редко.

 

Если создаются конфликтные ситуации между учеником и учителем, виноваты обе стороны. Я бы даже сказал. учитель большей степени... Конечно многие учителя со мной не согласятся, но это мои личные наблюдения на протяжении многих лет... Когда я был молодой и неопытный, у меня конфликты были с учениками практически каждый день по разным причинам. Не зная, что делать, я попросил мою опытную коллегу разрешение присутствовать на её уроках( меня никто не учил. как себя вести в таких ситуациях). Вы не представляете, я нашёл ответы на все мои вопросы на её уроках... Практически все дети занимались с удовольствием, она говорила очень уверенным и спокойным голосом. Практически всегда улыбка была на лице... В конце урока дети попрощались с ней очень тепло. Я поинтересовался, бывают ли у неё конфликты на уроках. Она мне ответила, что были конфликты в начале, когда она пришла преподавать в этой школе. Я сделал вывод, что дети проверяют учителей и находят их слабые стороны и начинают воспользоваться этим. Я еще заметил, что во многих случаях конфликт возникает после того как учитель говорить что то не так или ставит плохую необоснованную оценку. Нужен индивидуальный подход каждому ученику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если создаются конфликтные ситуации между учеником и учителем, виноваты обе стороны. Я бы даже сказал. учитель большей степени... Конечно многие учителя со мной не согласятся, но это мои личные наблюдения на протяжении многих лет... Когда я был молодой и неопытный, у меня конфликты были с учениками практически каждый день по разным причинам. Не зная, что делать, я попросил мою опытную коллегу разрешение присутствовать на её уроках( меня никто не учил. как себя вести в таких ситуациях). Вы не представляете, я нашёл ответы на все мои вопросы на её уроках... Практически все дети занимались с удовольствием, она говорила очень уверенным и спокойным голосом. Практически всегда улыбка была на лице... В конце урока дети попрощались с ней очень тепло. Я поинтересовался, бывают ли у неё конфликты на уроках. Она мне ответила, что были конфликты в начале, когда она пришла преподавать в этой школе. Я сделал вывод, что дети проверяют учителей и находят их слабые стороны и начинают воспользоваться этим. Я еще заметил, что во многих случаях конфликт возникает после того как учитель говорить что то не так или ставит плохую необоснованную оценку. Нужен индивидуальный подход каждому ученику.

Я сам не нахожу подтверждения мысли что дети проверяют учителя. Это что то из области популярного мнения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я сам не нахожу подтверждения мысли что дети проверяют учителя. Это что то из области популярного мнения.

 

Я проводил анкетирование на протяжении многих лет. Большинство детей сами об этом пишут.

Интересно вы работали в детьми в школе? Чтобы поверить этому, нужно изучать эту проблему изнутри...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я проводил анкетирование на протяжении многих лет. Большинство детей сами об этом пишут.

Интересно вы работали в детьми в школе? Чтобы поверить этому, нужно изучать эту проблему изнутри...

Я начинал в школе а всю жизнь параллельно работаю в Психологическом Центре и там приходится разбираться с самыми разными проблемами. Дети задают вопрос или когда хотят знать или когда хотят скрыть незнание. О проверке учителя мне дети не говорили. Но я конечно не могу ручаться за всех детей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каким бы дружелюбным ни был учитель, между ним и учениками всегда должен стоять знак "доброкачественного неравенства", с сопутствующими этому границами и линиями поведения. Учитель знает что-то такое, что не известно ученикам, и в его обязанности входит обучить их этому. К тому же учитель имеет право судить о качестве учения. В свою очередь, это дает право и ученикам ожидать добросовестности со стороны учителя. В любом случае это явно не равные отношения. Если все ученики находятся в одинаковой зоне удаленности от линии дружбы с учителем, то ему легче поддерживать беспристрастность и объективность по отношению к классу или группе.

 

Что касается стратегий подавления личности ученика, то самое грустное, на мой взгляд, что многие учителя делают это неосознанно в силу недостаточного профессионализма. И хотя часть из приведенных в первом посте цитат кажется преувеличением и оставляет ощущение наигранности, я могу к ним добавить абсолютно живые примеры: "Да ё-моё, да что же это такое? Где словарь?", "Я маме пожалуюсь, ты меня понял?", "Руки положи нормально!"

 

В целом, мне кажется, что "подавлять" не самое подходящее слово. А держать в тонусе друг друга нужно. Профессиональный учитель поддерживает такую атмосферу на каждом занятии, и ученики тоже стимулируют деятельность учителя, только вряд ли об этом догадываются.

Я как психолог убежден что если ученик или его родители закипели то нужно обязательно снять крышку чтобы все видели пузыри.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А у меня такой вопрос. Как нам пишут в учебниках, в английских школах (в отличии от американских, где в школах полная демократия в плане дисциплины)применяются такие наказания, как doing lines и оставление после уроков, а так же временное исключение из школы. При этом lines кажутся достаточно суровым делом. Это не воспринимается как давление на психику ученика? А временное исключение не считается ограничением права ученика на обучение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Классная комната - это особое пространство со своими правилами и нормами поведения. Если эти правила и нормы официально устанавливаются, оговариваются и последовательно исполняются, то они действуют во всей своей полноте. Это означает, что случаи, когда ученик должен "писать строчки", тесно соседствуют с возможностью увидеть свое имя на доске почета или каких-то достижений или получения какого-то отличительного значка. Устав эффективной школы - это не просто бумажка на стене в рекреации, о которой все слышали, но никто не знают, что там написано и зачем оно нужно.

 

Где-то учитель только и может, что весь год повышать голос и гнуть свою палку, оставляя учеников после уроков и заставляя писать строчки. Это может расцениваться как давление. Если же это преподнесено как правило игры, понятное и принимаемое всеми участниками процесса, то об ограничении чьих-либо прав здесь речи не идет.

 

А полная демократия в обучении, как и свобода, творчество и активность на уроках - это, как мне кажется, только видимые проявления. На самом деле, чем ярче выражаются такие стороны образовательного процесса, тем больше в это вложено труда и подготовки со стороны тех, кто обеспечивает такое восприятие со стороны.

В воспитании ребенка на западе присутствует понятие регламента для всех. Что можно и что нельзя. Предусмотрены конечно наказания также по регламенту. Разрешают многое из того что у нас запрещено. Но если запрещают или наказывают то без всяких исключений и строго по регламенту. Очень суровые условия в английских дорогих частных школах. Там в последнюю очередь отменили телесные наказания. Позже чем в comprehensives. Если регламент это давление на личность пусть будет так. Главное чтобы в педагогике не было унижения личности ученика а то вырастает как Ленин учил "холоп и хам".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда мы проходили тему "Виды наказаний в британских школах" в 8 кл. по УМК Биболетовой, то некоторые ученики отнеслись к такому наказанию как временное исключение, на 1-2 недели, немного шутливо, с улыбкой: "Дополнительные каникулы". :rolleyes: У нас такое не практикуется, а вот в другой школе такое было - в начале 2000-х, ученика с родителями, как мне помнится, это не очень порадовало. Причина была - нецензурное выражение в адрес учителя на уроке. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда мы проходили тему "Виды наказаний в британских школах" в 8 кл. по УМК Биболетовой, то некоторые ученики отнеслись к такому наказанию как временное исключение, на 1-2 недели, немного шутливо, с улыбкой: "Дополнительные каникулы". :rolleyes:/> У нас такое не практикуется, а вот в другой школе такое было - в начале 2000-х, ученика с родителями, как мне помнится, это не очень порадовало. Причина была - нецензурное выражение в адрес учителя на уроке. :(/>

Проблема возможно в том что у нас нет единой практики регламентирования поведения учащихся в школе. Временное исключение из школы - это возможно если ученику после этого нужно сдать зачет по пропущенному материалу. Ну а если дети рады значит так они любят школу. Тоже важный сигнал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А теперь вопрос Что делать? Как, чтобы без подавления?

Сижу тут над курсом по инклюзии. Тема - дети с поведенческими, социальными и эмоциональными проблемами (SEBDs - social emotional behavioral needs). Авторы курса акцентирует, что в работе с ними огромную роль играет речь учителя. Объясняется, почему и зачем. И практические tips:

1. ставить Thank you в конце инструкции

2. не интерпретировать поведение, а говорить ученику то, что нужно сделать. Не "Ты меня не слушаешь!", а "Слушайте меня". Или "Когда ты смотришь в окно, мне кажется, что ты меня не слушаешь". Такое построение фраз вызывает меньше споров со стороны ученика.

3. использовать and вместо but. Не "В этом упражнение нет ошибок, но во втором есть." А "В этом упражнении нет ошибок и во второе следует внести коррективы" (как-то так)

4. так строить фразу, чтобы показать, что вы услышали их негодование/обиду/разочарование, но при этом продолжаете работу

 

A. Look at the board. Correct

B. Don’t turn around.

Yes, 'Look at the board.' is more likely to be effective because it tells the learner exactly what you want them to do. When you say ‘don’t do something’, it often makes our brain want to do it!

 

A. Show me you are listening. Correct

B. You’re not listening, listen!

Yes, 'Show me you are listening.' is more likely to be effective as it tells the learner what you want them to do and is not likely to cause an argument. B is an example of the teacher interpreting a behaviour and this interpretation might be wrong. It is likely to cause some learners to argue that they ARE listening.

 

A. You have done the first part well, but the second part needs improvement.

B. You have done the first part well and the second part needs improvement. Correct

Answer B is more likely to be effective. Usually when our brain hears a ‘but’ it only remembers the words that follow the ‘but’. Often the words in the preceding part of the sentence are forgotten. If we replace ‘but’ with ‘and’, it will help learners to hear the positive part of the sentence as well as the part which suggests improvement is needed.

 

A. I know you think it is unfair, you still need to stay behind and finish this work. Correct

B. It’s not unfair, the same rules apply to everyone.

Yes, 'I know you think it is unfair, you still need to stay behind and finish this work.' is more effective as it shows the learner you have heard their objection and their opinion is not immediately dismissed. Answer B dismisses the learner’s point of view. It allows the learners to start arguing and giving you examples of times when you were not fair or treated someone differently.

 

A. Calm down, there’s no need to shout.

B. I can see you are angry, I need you to calm down so we can discuss it. Correct

Yes, 'I can see you are angry, I need you to calm down so we can discuss it.' is more effective because it acknowledges the learner's feeling.

 

 

Ещё общие рекомендации.

Use thanks at the end of an instruction.

Focus and comment on pupils who are doing what is required.

Use the language of need rather than obligation.

Put yourself in the learners' shoes and start from where they are.

Make rules few and positive. Keep to them.

 

И примеры.

1."Remember in the class we are kind to each other."

2."This table is ready, great."

3."I know it's Friday and you are all tired, so let's start with a fun thing."

4."John, I need you to move over here, thanks."

5."You don't need to be like that in here."

 

И вообще это долгий процесс. Нельзя надеяться, что ученики с поведенческими проблемами (а именно их хочется подавить) придут к культурной норме быстро. Урок за уроком давать им образец приемлемого поведения (в первую очередь свой пример, нерявкающий и неунижающий) и, глядишь, к концу школы адекватные взрослые перед тобой)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А теперь вопрос Что делать? Как, чтобы без подавления?

Сижу тут над курсом по инклюзии. Тема - дети с поведенческими, социальными и эмоциональными проблемами (SEBDs - social emotional behavioral needs). Авторы курса акцентирует, что в работе с ними огромную роль играет речь учителя. Объясняется, почему и зачем. И практические tips:

1. ставить Thank you в конце инструкции

2. не интерпретировать поведение, а говорить ученику то, что нужно сделать. Не "Ты меня не слушаешь!", а "Слушайте меня". Или "Когда ты смотришь в окно, мне кажется, что ты меня не слушаешь". Такое построение фраз вызывает меньше споров со стороны ученика.

3. использовать and вместо but. Не "В этом упражнение нет ошибок, но во втором есть." А "В этом упражнении нет ошибок и во второе следует внести коррективы" (как-то так)

4. так строить фразу, чтобы показать, что вы услышали их негодование/обиду/разочарование, но при этом продолжаете работу

 

A. Look at the board. Correct

B. Don’t turn around.

Yes, 'Look at the board.' is more likely to be effective because it tells the learner exactly what you want them to do. When you say ‘don’t do something’, it often makes our brain want to do it!

 

A. Show me you are listening. Correct

B. You’re not listening, listen!

Yes, 'Show me you are listening.' is more likely to be effective as it tells the learner what you want them to do and is not likely to cause an argument. B is an example of the teacher interpreting a behaviour and this interpretation might be wrong. It is likely to cause some learners to argue that they ARE listening.

 

A. You have done the first part well, but the second part needs improvement.

B. You have done the first part well and the second part needs improvement. Correct

Answer B is more likely to be effective. Usually when our brain hears a ‘but’ it only remembers the words that follow the ‘but’. Often the words in the preceding part of the sentence are forgotten. If we replace ‘but’ with ‘and’, it will help learners to hear the positive part of the sentence as well as the part which suggests improvement is needed.

 

A. I know you think it is unfair, you still need to stay behind and finish this work. Correct

B. It’s not unfair, the same rules apply to everyone.

Yes, 'I know you think it is unfair, you still need to stay behind and finish this work.' is more effective as it shows the learner you have heard their objection and their opinion is not immediately dismissed. Answer B dismisses the learner’s point of view. It allows the learners to start arguing and giving you examples of times when you were not fair or treated someone differently.

 

A. Calm down, there’s no need to shout.

B. I can see you are angry, I need you to calm down so we can discuss it. Correct

Yes, 'I can see you are angry, I need you to calm down so we can discuss it.' is more effective because it acknowledges the learner's feeling.

 

 

Ещё общие рекомендации.

Use thanks at the end of an instruction.

Focus and comment on pupils who are doing what is required.

Use the language of need rather than obligation.

Put yourself in the learners' shoes and start from where they are.

Make rules few and positive. Keep to them.

 

И примеры.

1."Remember in the class we are kind to each other."

2."This table is ready, great."

3."I know it's Friday and you are all tired, so let's start with a fun thing."

4."John, I need you to move over here, thanks."

5."You don't need to be like that in here."

 

И вообще это долгий процесс. Нельзя надеяться, что ученики с поведенческими проблемами (а именно их хочется подавить) придут к культурной норме быстро. Урок за уроком давать им образец приемлемого поведения (в первую очередь свой пример, нерявкающий и неунижающий) и, глядишь, к концу школы адекватные взрослые перед тобой)).

Очень верный подход и полезный материал. Кухня позитивной педагогики. Акцент на положительной ноте. Остальное неважно. Мне нравится Ваш подход. Я и сам так начал интуитивно делать с молодости и всегда безропотно шел в слабые группы так же как и в сильные. Мне было все равно кого хвалить. А плохие оценки и сейчас стараюсь не ставить. Предлагаю тест где только возможно.

И самооценку студентов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень верный подход и полезный материал. Кухня позитивной педагогики. Акцент на положительной ноте. Остальное неважно. Мне нравится Ваш подход. Я и сам так начал интуитивно делать с молодости и всегда безропотно шел в слабые группы так же как и в сильные. Мне было все равно кого хвалить. А плохие оценки и сейчас стараюсь не ставить. Предлагаю тест где только возможно.

И самооценку студентов.

 

Очень, очень верно! У меня похожий путь. У нас вообще школа, где оценки до 7го класса не ставятся, т.е. рычаг страха/подавления гораздо слабее, чем в общеобразовательной. Выход - акцент на позитив, личный пример, постоянство в разумных требованиях и работа с родителями/психологами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень, очень верно! У меня похожий путь. У нас вообще школа, где оценки до 7го класса не ставятся, т.е. рычаг страха/подавления гораздо слабее, чем в общеобразовательной. Выход - акцент на позитив, личный пример, постоянство в разумных требованиях и работа с родителями/психологами.

Я вообще вслух отмечаю лишь то, что у студентов получается, а молча фиксирую, что нужно бы усилить или поправить. Обычно студенты и сами прекрасно знают о своих слабостях и ждут от учителя понимания и поддержки, а совсем не констатации своих слабостей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×