Перейти к содержимому
Алексей Конобеев

Презентации - как их (не) надо делать

Рекомендуемые сообщения

Писал об этом в блоге и в журнале АЯШ выходила статья, но, судя по тому, что порой вижу, к теме стоит вернуться. 

Мне часто приходится не только самому выступать с лекциями, но и видеть, как с лекциями выступают другие. Некоторые выступления слушаются на одном дыхании, а бывает так, что никак не дождешься когда наступит happy end по Бернарду Шоу (everyone was happy when it was finally over). Часто проблема заключается не в том, кто лектор, а в том, как построена презентация в Power Point, которую лектор использует. Для себя я выделил несколько проблем в презентациях, которые я часто вижу, и попробовал суммировать свой собственный опыт разработки презентаций и выступлений. 

Проблемы в оформлении

1. Слишком много текста, который плохо читается с экрана.

2. Ненужная анимация (картинки и текст выезжают и уезжают, падают, выцветают и "вцветают" на каждом слайде, что очень отвлекает от содержания3. Ненужные звуковые эффекты (текст появляется со звуком)

4. Отсутствие текста - сплошные картинки и графики

5. Чрезмерно насыщенные цвета фона и шрифта, затрудняющие чтение

6. Цвета и размеры объектов презентации не подходят к конкретной аудитории, в которой презентация демонстрируется (слишком мелко для большой аудитории, слишком крупно для маленькой, темные фоны в темной аудитории, белый фон в слишком светлой аудитории).

7. Презентация представляет собой в основном текст - это очень утомляет зрителя.

 

Проблемы в презентации материала (delivery):

1. Выступающий просто читает текст со слайдов (зачем? Зрители. как правило, и сами читать умеют, тогда проще устроить сеанс silent reading)

2. Выступающий не выучил последовательность материалов, каждый следующий слайд явно становится для него неожиданностью и нет логических переходов от слайда к слайду в выступлении (здесь, если презентация новая, надо распечатать выдачи и держать перед собой чтобы помнить что за чем идет

3. Речь слабо привязана к содержанию слайдов (да, бывает и такое), содержание слайдов не иллюстрирует речь лектора

4. Лектор все время отклоняется от содержания презентации, уходит в сторону, дает дополнительный материал (сам этим грешу, те, кто на моих выступлениях бывал, могут подтвердить), который не иллюстрирует содержание презентации

5. Слайды переключает не лектор, а кто-то еще, поэтому бывают сбои - невовремя переключенные слайды, лектор отвлекается на команды помощнику.

6. Лектор не умеет запускать и переключать презентацию, постоянные сбои мешают воспринимать материал.

7. Лектор не следит за слушателями, говорит по плану, невзирая на то. интересно это слушателям или нет (такое чаще всего встречается)

8. Лектор говорит нечетко, неразборчиво, тихо, голосом, который напоминает фразу Фаины Раневской про цинковое ведро (кому интересно - найдите в гугле).
 

Для себя я наработал вот такие практические советы для подготовки презентаций:

1. Создавать или адаптировать презентацию под конкретную публику и под конкретное помещение

2. Если заранее неизвестно, какое будет помещение, делать фоны кремовыми - они сработают и в слишком темном, и в слишком светлом зале. Шрифты делать крупными, не класть слишком много текста на слайд.

3. Если текст дается в качестве иллюстрации и не предназначен для детального чтения, то так и написать в заголовке слайда ("пример", "иллюстрация")

4. Если текст цитируется неполно, то так и написать в заголовке ("пример". "извлечение" и т.п.)

5. Если переключаешь слайды не сам, то договориться с помощником какое условное слово даст ему знать, что пора переключать (например, "далее", или "на следующем слайде")

6. Если презентация новая, распечатать выдачи и сверяться с ними, чтобы выстроить логику речи

7. Не класть всю информацию на слайды, она должна только иллюстрировать и дополнять речь лектора, а не заменять ее. если предполагается, что презентацию будет использовать кто-то еще, лучше дать дополнительную информацию в комментариях к каждому слайду.

8. Использовать минимум анимации. Наглядной презентацию можно сделать с помощью картинок, схем, диаграмм.

9. Выдерживать цветовое оформление презентации в едином стиле.

10. Не бояться делать на разных слайдах шрифты разного размера - это помогает выделить информацию, сделать ее более доступной. В презентации, в отличие от книги, каждый слайд воспринимается отдельно ("воспринимаю то, что вижу в данный момент").

11. Говорить четко, разборчиво, в большом помещении не кричать, напрягая связки, а говорить, используя диафрагму, если нет микрофона.

12. Не забывать о слушателях. Выступление - это прежде всего общение с аудиторией. Если что-то слушателям не интересно - не бояться уделить этому моменту меньше времени, чем планировал. если же это неинтересное важно - объяснить почему и чем это важно. Если слушатели не поверят в важность (такое часто бывает) - сами виноваты, потом спохватятся через полгода-год и будут выпрашивать презентацию по электронной почте, такое много раз бывало. Вообще, самое главное - презентация должна быть по содержанию интересна слушателям, а не лектору. А лектор, даже если эта тема ему не близка, должен себя в ней заинтересовать и, конечно же, знать то, о чем собрался говорить. Как бы замечательно не была составлена презентация, она не сработает без грамотного, знающего и понимающего материал лектора. 

 

Завтра постараюсь написать о том, с чего лучше начинать выступления, как говорить так, чтобы слушателям было интересно с самого начала.

 

А тему вспомнил вот почему: получаю сегодня просьбу от школьницы: "Помогите выбрать тему для презентации! Чтобы было полезно всем!". Думаю как помочь, спрашиваю: "А по какому предмету презентация?". Получаю ответ: "Без разницы". Задаю следующий вопрос: "А для кого презентация? На сколько по времени рассчитана?". Приходит ответ: "Презентация для конкурса в школе! А рассчитана до 26 февраля.". Мой следующий наводящий вопрос: "Объясните: какая тема конкурса? Кто в жюри? По каким критериям будет оцениваться презентация? Сколько дают времени ан выступление?". Пока ответов нет. Что-то мне подсказывает, что презентации у школьницы не получится. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Писал об этом в блоге и в журнале АЯШ выходила статья, но, судя по тому, что порой вижу, к теме стоит вернуться. 

Мне часто приходится не только самому выступать с лекциями, но и видеть, как с лекциями выступают другие. Некоторые выступления слушаются на одном дыхании, а бывает так, что никак не дождешься когда наступит happy end по Бернарду Шоу (everyone was happy when it was finally over). Часто проблема заключается не в том, кто лектор, а в том, как построена презентация в Power Point, которую лектор использует. Для себя я выделил несколько проблем в презентациях, которые я часто вижу, и попробовал суммировать свой собственный опыт разработки презентаций и выступлений. 

Проблемы в оформлении

1. Слишком много текста, который пнебоо читается с экрана.

2. Ненужная анимация (картинки и текст выезжают и уезжают, падают, выцветают и "вцветают" на каждом слайде, что очень отвлекает от содержания3. Ненужные звуковые эффекты (текст появляется со звуком)

4. Отсутствие текста - сплошные картинки и графики

5. Чрезмерно насыщенные цвета фона и шрифта, затрудняющие чтение

6. Цвета и размеры объектов презентации не подходят к конкретной аудитории, в которой презентация демонстрируется (слишком мелко для большой аудитории, слишком крупно для маленькой, темные фоны в темной аудитории, белый фон в слишком светлой аудитории).

7. Презентация представляет собой в основном текст - это очень утомляет зрителя.

 

Проблемы в презентации материала (delivery):

1. Выступающий просто читает текст со слайдов (зачем? Зрители. как правило, и сами читать умеют, тогда проще устроить сеанс silent reading)

2. Выступающий не выучил последовательность материалов, каждый следующий слайд явно становится для него неожиданностью и нет логических переходов от слайда к слайду в выступлении (здесь, если презентация новая, надо распечатать выдачи и держать перед собой чтобы помнить что за чем идет

3. Речь слабо привязана к содержанию слайдов (да, бывает и такое), содержание слайдов не иллюстрирует речь лектора

4. Лектор все время отклоняется от содержания презентации, уходит в сторону, дает дополнительный материал (сам этим грешу, те, кто на моих выступлениях бывал, могут подтвердить), который не иллюстрирует содержание презентации

5. Слайды переключает не лектор, а кто-то еще, поэтому бывают сбои - невовремя переключенные слайды, лектор отвлекается на команды помощнику.

6. Лектор не умеет запускать и переключать презентацию, постоянные сбои мешают воспринимать материал.

7. Лектор не следит за слушателями, говорит по плану, невзирая на то. интересно это слушателям или нет (такое чаще всего встречается)

8. Лектор говорит нечетко, неразборчиво, тихо, голосом, который напоминает фразу Фаины Раневской про цинковое ведро (кому интересно - найдите в гугле).

 

Для себя я наработал вот такие практические советы для подготовки презентаций:

1. Создавать или адаптировать презентацию под конкретную публику и под конкретное помещение

2. Если заранее неизвестно, какое будет помещение, делать фоны кремовыми - они сработают и в слишком темном, и в слишком светлом зале. Шрифты делать крупными, не класть слишком много текста на слайд.

3. Если текст дается в качестве иллюстрации и не предназначен для детального чтения, то так и написать в заголовке слайда ("пример", "иллюстрация")

4. Если текст цитируется неполно, то так и написать в заголовке ("пример". "извлечение" и т.п.)

5. Если переключаешь слайды не сам, то договориться с помощником какое условное слово даст ему знать, что пора переключать (например, "далее", или "на следующем слайде")

6. Если презентация новая, распечатать выдачи и сверяться с ними, чтобы выстроить логику речи

7. Не класть всю информацию на слайды, она должна только иллюстрировать и дополнять речь лектора, а не заменять ее. если предполагается, что презентацию будет использовать кто-то еще, лучше дать дополнительную информацию в комментариях к каждому слайду.

8. Использовать минимум анимации. Наглядной презентацию можно сделать с помощью картинок, схем, диаграмм.

9. Выдерживать цветовое оформление презентации в едином стиле.

10. Не бояться делать на разных слайдах шрифты разного размера - это помогает выделить информацию, сделать ее более доступной. В презентации, в отличие от книги, каждый слайд воспринимается отдельно ("воспринимаю то, что вижу в данный момент").

11. Говорить четко, разборчиво, в большом помещении не кричать, напрягая связки, а говорить, используя диафрагму, если нет микрофона.

12. Не забывать о слушателях. Выступление - это прежде всего общение с аудиторией. Если что-то слушателям не интересно - не бояться уделить этому моменту меньше времени, чем планировал. если же это неинтересное важно - объяснить почему и чем это важно. Если слушатели не поверят в важность (такое часто бывает) - сами виноваты, потом спохватятся через полгода-год и будут выпрашивать презентацию по электронной почте, такое много раз бывало. Вообще, самое главное - презентация должна быть по содержанию интересна слушателям, а не лектору. А лектор, даже если эта тема ему не близка, должен себя в ней заинтересовать и, конечно же, знать то, о чем собрался говорить. Как бы замечательно не была составлена презентация, она не сработает без грамотного, знающего и понимающего материал лектора. 

 

Завтра постараюсь написать о том, с чего лучше начинать выступления, как говорить так, чтобы слушателям было интересно с самого начала.

 

А тему вспомнил вот почему: получаю сегодня просьбу от школьницы: "Помогите выбрать тему для презентации! Чтобы было полезно всем!". Думаю как помочь, спрашиваю: "А по какому предмету презентация?". Получаю ответ: "Без разницы". Задаю следующий вопрос: "А для кого презентация? На сколько по времени рассчитана?". Приходит ответ: "Презентация для конкурса в школе! А рассчитана до 26 февраля.". Мой следующий наводящий вопрос: "Объясните: какая тема конкурса? Кто в жюри? По каким критериям будет оцениваться презентация? Сколько дают времени ан выступление?". Пока ответов нет. Что-то мне подсказывает, что презентации у школьницы не получится. 

П для меня всегда проблема - какой выбрать дизайн страницы. Может белый фон оставить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

П для меня всегда проблема - какой выбрать дизайн страницы. Может белый фон оставить?

Я ориентируюсь на то, в какой аудитории будет презентация. Если аудитория очень темная, то белый фон, как мне кажется утомляет глаза, лучше его приглушить. Если же аудитория светлая, то затемненные фоны не дадут публике разглядеть содержание слайдов, поэтому белый фон лучше всего работает. Поскольку мне приходится одну и ту же презентацию в самых разных аудиториях показывать, я чаще всего оставляю белый или бежевый, но не слишком темный фон. Впрочем, такие презентации рассчитаны на взрослую публику, а школьникам они могут показаться скучными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Впрочем, такие презентации рассчитаны на взрослую публику, а школьникам они могут показаться скучными.

Вообще, если сравнивать презентации для взрослых и для школьников, то мне кажется различия будут следующие:

 

                                                                                     ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ                                                                               ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Фон                                                                                     цветной                                                                                                  белый или светлый

Анимационные эффекты                                                 могут помочь в умеренных количествах                                            могут помешать

Содержание                                                                     меньше текста, больше иллюстраций                                               иллюстрации сопровождаются текстом

Стиль                                                                                можно брать забавные, "мультяшные" картинки                              более сдержанный, изредка забавные картинки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, если сравнивать презентации для взрослых и для школьников, то мне кажется различия будут следующие:

 

                                                                                     ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ                                                                               ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Фон                                                                                     цветной                                                                                                  белый или светлый

Анимационные эффекты                                                 могут помочь в умеренных количествах                                            могут помешать

Содержание                                                                     меньше текста, больше иллюстраций                                               иллюстрации сопровождаются текстом

Стиль                                                                                можно брать забавные, "мультяшные" картинки                              более сдержанный, изредка забавные картинки

Я от анимаций отказался. Весят много и на вебинарах не всегда работают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я ориентируюсь на то, в какой аудитории будет презентация. Если аудитория очень темная, то белый фон, как мне кажется утомляет глаза, лучше его приглушить. Если же аудитория светлая, то затемненные фоны не дадут публике разглядеть содержание слайдов, поэтому белый фон лучше всего работает. Поскольку мне приходится одну и ту же презентацию в самых разных аудиториях показывать, я чаще всего оставляю белый или бежевый, но не слишком темный фон. Впрочем, такие презентации рассчитаны на взрослую публику, а школьникам они могут показаться скучными.

Фон легко можно поменять одним кликом, в зависимости от освещенности помещения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

дополним :)

 

                                                                                     ДЛЯ доШКОЛЬНИКОВ                                                                               

 

Фон                                                                                     однотонный, предпочтительно светлые оттенки                                                     

 

Анимационные эффекты                                             обязательны для презентации движений, событий..,

                                                                                                а так же как отклик на выбранный ответ

 

Содержание                                                                     минимум текста (отдельные слова, буквы, цифры),

                                                                                              иллюстрации крупные, четкие, доступные

 

Стиль картинки                                                         забавные, "мультяшные" картинки,

                                                                                                  а так же фото необычные, реалистичные

                                                                                      для изображения объектов, с которыми дети не знакомы                           

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

дополним :)

 

                                                                                     ДЛЯ доШКОЛЬНИКОВ                                                                               

 

Фон                                                                                     однотонный, предпочтительно светлые оттенки                                                     

 

Анимационные эффекты                                             обязательны для презентации движений, событий..,

                                                                                                а так же как отклик на выбранный ответ

 

Содержание                                                                     минимум текста (отдельные слова, буквы, цифры),

                                                                                              иллюстрации крупные, четкие, доступные

 

Стиль картинки                                                         забавные, "мультяшные" картинки,

                                                                                                  а так же фото необычные, реалистичные

                                                                                      для изображения объектов, с которыми дети не знакомы                           

Я бы еще добавил различие в тематике и регистре речи)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А интересная таблица получается, с возрастными особенностями для разных этапов обучения! Постараюсь, как обещал, завтра написать о том, как сделать начало презентации интересным для публики. Хотел написать сегодня, но не успеваю: готовим к выкладке в интернет-магазин очень интересного электронного учебника, который на стадии создания проходил апробацию у нас на форуме ;) Надеюсь, завтра учебник уже будет доступен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, если сравнивать презентации для взрослых и для школьников, то мне кажется различия будут следующие:

 

                                                                                     ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ                                                                               ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Фон                                                                                     цветной                                                                                                  белый или светлый

Анимационные эффекты                                                 могут помочь в умеренных количествах                                            могут помешать

Содержание                                                                     меньше текста, больше иллюстраций                                               иллюстрации сопровождаются текстом

Стиль                                                                                можно брать забавные, "мультяшные" картинки                              более сдержанный, изредка забавные картинки

Прошло несколько лет после мастер-класса Капрановой Т.М. о технике  создания презентаций. В ходе класса  были  даны и советы, которые обобщали и основные правила как надо и как не стоит  заполнять и оформлять  презентацию. Сейчас мы видим, что эти правила-советы реально работают.

При этом мы вполне осознали, что цели и задачи , которые мы стараемся достигать и решать при составлении  презентации очень важны, а зачастую определяют и форму представления. презентации. Из практики стало так же понятно, что аудитория не менее важный фактор Б влияющий на принятие решения  не только о содержании, объеме, но  и о  форме создаваемой презентации.

 

Мне кажется, что есть  еще один фактор, который следует учитывать, и который работает  для разных возрастных групп.

Это режим  просмотра презентации:

 

На каком на экране идет просмотр/показ: 

- на индивидуальном у каждого слушателя/зрителя  или

-на " большом" экране (доска-экран,, электронная доска или др.).

Тут следует учитывать,, что зрение не у всех хорошее, а изображение невозможно увеличивать до  бесконечности. Следовательно, размер шрифта, его четкость  и цветосочетание. Слишком маленькие экраны индивидуальных гаджетов так же не хороши, потому что не вмещают всей страницы без потери достаточной читаемости/смотрибельности.

 Т.е. если  аудитория смотрит на индивидуальных (своих) гаджетах, достаточно разных, то  пусть будет больше страниц , но зато без мелкого шрифта, графиков и таблиц..

 И еще  подробность изложения материала определяется тем, насколько  реален для аудитории режим представления  презентации онлайн. Т.е. не потеряет ли своего информационного, обучающего  значения презентация, если в ней останутся лишь основные тезисные изложения, Без комментария/лекции автора презентации, которая возможна в режиме онлайн, презентация должна включать больше пояснительно-объяснительного материала.

 И конечно , опять все с учетом возраста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прошло несколько лет после мастер-класса Капрановой Т.М. о технике создания презентаций. В ходе класса были даны и советы, которые обобщали и основные правила как надо и как не стоит заполнять и оформлять презентацию. Сейчас мы видим, что эти правила-советы реально работают.

При этом мы вполне осознали, что цели и задачи , которые мы стараемся достигать и решать при составлении презентации очень важны, а зачастую определяют и форму представления. презентации. Из практики стало так же понятно, что аудитория не менее важный фактор Б влияющий на принятие решения не только о содержании, объеме, но и о форме создаваемой презентации.

 

Мне кажется, что есть еще один фактор, который следует учитывать, и который работает для разных возрастных групп.

Это режим просмотра презентации:

 

На каком на экране идет просмотр/показ:

- на индивидуальном у каждого слушателя/зрителя или

-на " большом" экране (доска-экран,, электронная доска или др.).

Тут следует учитывать,, что зрение не у всех хорошее, а изображение невозможно увеличивать до бесконечности. Следовательно, размер шрифта, его четкость и цветосочетание. Слишком маленькие экраны индивидуальных гаджетов так же не хороши, потому что не вмещают всей страницы без потери достаточной читаемости/смотрибельности.

Т.е. если аудитория смотрит на индивидуальных (своих) гаджетах, достаточно разных, то пусть будет больше страниц , но зато без мелкого шрифта, графиков и таблиц..

И еще подробность изложения материала определяется тем, насколько реален для аудитории режим представления презентации онлайн. Т.е. не потеряет ли своего информационного, обучающего значения презентация, если в ней останутся лишь основные тезисные изложения, Без комментария/лекции автора презентации, которая возможна в режиме онлайн, презентация должна включать больше пояснительно-объяснительного материала.

И конечно , опять все с учетом возраста.

А какой фон лучше: светлый или темный для презентации онлайн? Я сейчас как раз перед выбором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А какой фон лучше: светлый или темный для презентации онлайн? Я сейчас как раз перед выбором.

Оставив в стороне вкусы на цвета, я опираюсь на исследования офтальмологов. А они по большей части считают, что резко-контрастные сочетания утомительны для глаз, и рекомендуют как для бумажных носителей: не яркие белые с чуть кремоватым оттенком. Т.е.  черный на светлом.  При этом кому-то более  нейтральным может показаться другой оттенок. Вообще бледно-цветные оттенки  гармоничны с гораздо более широким спектром размещенных на них объектов.

 Темный фон доминирует над светлыми буквами, так как его попросту больше, и глаз испытывает большее напряжение , т.е. быстрее устает. 

Для материалов онлайн добавляется нагрузка от прямой светимости читаемого: на бумажном носителе глаз читает с помощью отраженного  источника, а на гаджете сам гаджет источник света.

 Вот и поэтому, полагаю, специалисты-медики до сих пор полагают сомнительным благом массовое внедрение электронных учебников. Каждый может провести эксперимент: один и тот же текст (достаточной длинны) разместить на черном фоне и на белом. Засекаете время начала и то, когда начнете чувствовать некоторое неудобство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из самых главных вопросов для некоторых выступающих - это как начать презентацию. Действительно, первые два-три предложения определяют тон и атмосферу всего выступления, могут или заинтересовать слушателей, или же отбить всякий интерес. Есть несколько способов удачно начать выступление (конечно, после того, как поприветствуете слушателей и представитесь).

 

Первый, и самый прямой, - рассказать о чем в выступлении пойдет речь. Например: "Сегодня я расскажу вам о том, люди каких национальностей живут в Лондоне, затем расскажу о том, где и как там живут выходцы из стран бывшего Советского Союза и затем мы с вами посмотрим на то, какие российские традиции и особенности культуры проникли в жизнь лондонцев". Такое начало помогает слушателям сформировать правильные ожидания от вашего выступления. Если вы выбираете такое начало, то иногда можно спросить у слушателей что из плана выступления для них наиболее важно и сразу скорректировать насколько детально о чем вы будете говорить. Такое начало - самое нейтральное, но не всегда самое интересное.

 

Второй способ начать - и более интересный - это представить слушателям неожиданную, удивительную, или даже шокирующую информацию, например: По результатам переписи населения 2011 года, из 8 миллионов жителей Лондона около 600 000 составляли поляки. Сейчас около полутора миллионов лондонцев - это выходцы из Польши, Румынии и Болгарии. И только 45%, меньше половины населения Лондона - это белые британцы (white British). Сегодня мы поговорим о том, как меняются стандарты английского произношения в Лондоне. 

 

Третий способ - начать с шутки или анекдота. Шутки нередко становятся хорошим началом даже в выступлениях на очень солидных научных конференциях, но они должны быть безобидными и ни в коем случае никого не обижать. Как вариант, можно начать так: был такой разговор: - Do you speak English?  - Yes!  - How many words do you know?  - Two!  - What, really? -Yes! Сегодня мы с вами поговорим о том, сколько слов достаточно знать для успешного общения по-английски и как их лучше всего выучить.

 

Четвертый способ - начать презентацию с вопроса к аудитории. Например: Скажите, кто из вас в свое время пытался выучить иностранный язык, но так и не говорит на нем так хорошо, как вам хотелось бы? (пауза). Сегодня мы поговорим об эффективных способах изучения иностранных языков и о том, как не забыть язык после долгого перерыва.

 

И самое главное - отличайтесь от предыдущих ораторов. Если все выступают очень серьезно - начните с шутки. Если предыдущие выступления расслабленные и неформальные - соберитесь и представьте вашу информацию сжато, четко, по-деловому. Не так давно я должен был выступать на одной конференции, которая страшно затянулась: выступающие выбивались из регламента, рассказывали о том, что им было интересно самим, не учитывали интересы аудитории, да так, что в конце концов слушатели сами начинали говорить из зала: "Регламент! Пора заканчивать!". Список выступающих явно был перегружен. Я должен был выступать предпоследним. Пока мучительно долго тянулся день, я придумал три разных варианта начала и от всех трех последовательно отказался. В итоге начал так: "Уважаемые коллеги, по регламенту у меня есть 15 минут на выступление. С вашего позволения, я постараюсь уложиться за семь или даже чуть меньше. Даете мне семь минут? Тогда давайте сосредоточимся, я сейчас скажу вам самое важное из того, что я для вас приготовил, запишите эту информацию, а остальное сможете получить по электронной почте если оставите мне ваши адреса после конференции". Слушали меня внимательно. А на другой конференции передо мной выступала одна дама, которая говорила долго, несобранно, почти в каждом предложении у нее были слова-паразиты и множество предложений она начинала со слов "все-таки", при этом не противореча ничему и никого не пытаясь ни в чем убедить. Да и информация была не совсем грамотная. Выступление ее затянулось и люди откровенно зевали и смотрели на часы. Мне пришлось начинать с фразы: "Как известно, устами зануды гундосит истина. Чтобы у вас не осталось такого ощущения после моего выступления, давайте посмотрим на практический список нужных вам документов и составим для себя маленькую, но очень полезную шпаргалку".

 

В общем, начать выступление можно по-разному, я перечислил всего лишь несколько возможных способов. Главное при любом начале думать о том, как сделать выступление максимально полезным и комфортным для аудитории. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из самых главных вопросов для некоторых выступающих - это как начать презентацию. Действительно, первые два-три предложения определяют тон и атмосферу всего выступления, могут или заинтересовать слушателей, или же отбить всякий интерес. Есть несколько способов удачно начать выступление (конечно, после того, как поприветствуете слушателей и представитесь).

 

Первый, и самый прямой, - рассказать о чем в выступлении пойдет речь. Например: "Сегодня я расскажу вам о том, люди каких национальностей живут в Лондоне, затем расскажу о том, где и как там живут выходцы из стран бывшего Советского Союза и затем мы с вами посмотрим на то, какие российские традиции и особенности культуры проникли в жизнь лондонцев". Такое начало помогает слушателям сформировать правильные ожидания от вашего выступления. Если вы выбираете такое начало, то иногда можно спросить у слушателей что из плана выступления для них наиболее важно и сразу скорректировать насколько детально о чем вы будете говорить. Такое начало - самое нейтральное, но не всегда самое интересное.

 

Второй способ начать - и более интересный - это представить слушателям неожиданную, удивительную, или даже шокирующую информацию, например: По результатам переписи населения 2011 года, из 8 миллионов жителей Лондона около 600 000 составляли поляки. Сейчас около полутора миллионов лондонцев - это выходцы из Польши, Румынии и Болгарии. И только 45%, меньше половины населения Лондона - это белые британцы (white British). Сегодня мы поговорим о том, как меняются стандарты английского произношения в Лондоне. 

 

Третий способ - начать с шутки или анекдота. Шутки нередко становятся хорошим началом даже в выступлениях на очень солидных научных конференциях, но они должны быть безобидными и ни в коем случае никого не обижать. Как вариант, можно начать так: был такой разговор: - Do you speak English?  - Yes!  - How many words do you know?  - Two!  - What, really? -Yes! Сегодня мы с вами поговорим о том, сколько слов достаточно знать для успешного общения по-английски и как их лучше всего выучить.

 

Четвертый способ - начать презентацию с вопроса к аудитории. Например: Скажите, кто из вас в свое время пытался выучить иностранный язык, но так и не говорит на нем так хорошо, как вам хотелось бы? (пауза). Сегодня мы поговорим об эффективных способах изучения иностранных языков и о том, как не забыть язык после долгого перерыва.

 

И самое главное - отличайтесь от предыдущих ораторов. Если все выступают очень серьезно - начните с шутки. Если предыдущие выступления расслабленные и неформальные - соберитесь и представьте вашу информацию сжато, четко, по-деловому. Не так давно я должен был выступать на одной конференции, которая страшно затянулась: выступающие выбивались из регламента, рассказывали о том, что им было интересно самим, не учитывали интересы аудитории, да так, что в конце концов слушатели сами начинали говорить из зала: "Регламент! Пора заканчивать!". Список выступающих явно был перегружен. Я должен был выступать предпоследним. Пока мучительно долго тянулся день, я придумал три разных варианта начала и от всех трех последовательно отказался. В итоге начал так: "Уважаемые коллеги, по регламенту у меня есть 15 минут на выступление. С вашего позволения, я постараюсь уложиться за семь или даже чуть меньше. Даете мне семь минут? Тогда давайте сосредоточимся, я сейчас скажу вам самое важное из того, что я для вас приготовил, запишите эту информацию, а остальное сможете получить по электронной почте если оставите мне ваши адреса после конференции". Слушали меня внимательно. А на другой конференции передо мной выступала одна дама, которая говорила долго, несобранно, почти в каждом предложении у нее были слова-паразиты и множество предложений она начинала со слов "все-таки", при этом не противореча ничему и никого не пытаясь ни в чем убедить. Да и информация была не совсем грамотная. Выступление ее затянулось и люди откровенно зевали и смотрели на часы. Мне пришлось начинать с фразы: "Как известно, устами зануды гундосит истина. Чтобы у вас не осталось такого ощущения после моего выступления, давайте посмотрим на практический список нужных вам документов и составим для себя маленькую, но очень полезную шпаргалку".

 

В общем, начать выступление можно по-разному, я перечислил всего лишь несколько возможных способов. Главное при любом начале думать о том, как сделать выступление максимально полезным и комфортным для аудитории. 

Я заметил, что если оратор выступает много раз и каждый раз начинает с шутки или жизненной истории или стихотворения, то слушатели это замечают и даже иронизируют - "Сейчас анекдот расскажет!". Если же оратор начинает с проблемы и ведет вебинар в деловом ключе, это воспринимается в большинстве случаев как вполне аутентичная форма проведения вебинара. Я лично предпочитаю действовать каждый раз по настроению. Если хочется пошутить, позволяю себе пошутить, не стараясь блеснуть остроумием. Если настроение деловое, значит обойдемся без шутки. Аутентичность - главный критерий профессионального ведущего вебинара. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я заметил, что если оратор выступает много раз и каждый раз начинает с шутки или жизненной истории или стихотворения, то слушатели это замечают и даже иронизируют - "Сейчас анекдот расскажет!". Если же оратор начинает с проблемы и ведет вебинар в деловом ключе, это воспринимается в большинстве случаев как вполне аутентичная форма проведения вебинара. Я лично предпочитаю действовать каждый раз по настроению. Если хочется пошутить, позволяю себе пошутить, не стараясь блеснуть остроумием. Если настроение деловое, значит обойдемся без шутки. Аутентичность - главный критерий профессионального ведущего вебинара. 

Повторяться, действительно, никогда не нужно, то, что работает один раз, скорее всего сработает хуже во второй раз, а дальше только хуже работать будет.  Но так часто вместо презентации видишь, как лектор читает выступление по бумажке или совсем не смотрит на слайды и, хуже всего. не отслеживает отношение публики к тому, что и как он говорит. А возможностей интересно начать множество, главное выбрать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, коллеги, а что в презентациях дается с самым большим трудом вашим ученикам или вам?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Повторяться, действительно, никогда не нужно, то, что работает один раз, скорее всего сработает хуже во второй раз, а дальше только хуже работать будет.  Но так часто вместо презентации видишь, как лектор читает выступление по бумажке или совсем не смотрит на слайды и, хуже всего. не отслеживает отношение публики к тому, что и как он говорит. А возможностей интересно начать множество, главное выбрать.

Тут ведь еще проблема удерживания внимания аудитории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, коллеги, а что в презентациях дается с самым большим трудом вашим ученикам или вам?

Ученикам: Работа с текстами. Если подбор материала к презентации идет более или менее  успешно, то вот текстовая часть много хуже.

Не могут   выбирать  основные тезисы, главную информацию, вязнут в деталях и, как правило, хотят выдать как можно больше деталей и фактов, т.е. не умеют отбирать действительно важное для представления темы  презентации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ученикам: Работа с текстами. Если подбор материала к презентации идет более или менее  успешно, то вот текстовая часть много хуже.

Не могут   выбирать  основные тезисы, главную информацию, вязнут в деталях и, как правило, хотят выдать как можно больше деталей и фактов, т.е. не умеют отбирать, действительно, важное для представления темы  презентации.

Приходится опять говорить, что дети предпочитают списывать готовые тексты по принципу "лучше не скажешь". К сожалению, некоторые учителя тоже предпочитают списывать готовое и боятся отступить от чужого текста, чтобы не сделать ошибку в содержании. Достоинство презентации - краткий тезис в сочетании с графическим символом и глубокое содержание "за кадром".  То есть, главное в презентации - это живое слово докладчика. Презентация это - "фантик от конфетки". Красиво. А конфетка где? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приходится опять говорить, что дети предпочитают списывать готовые тексты по принципу "лучше не скажешь". К сожалению, некоторые учителя тоже предпочитают списывать готовое и боятся отступить от чужого текста, чтобы не сделать ошибку в содержании. Достоинство презентации - краткий тезис в сочетании с графическим символом и глубокое содержание "за кадром".  То есть, главное в презентации - это живое слово докладчика. Презентация это - "фантик от конфетки". Красиво. А конфетка где? 

Я вижу тут две, как минимум проблемы:

Презентации, создаваемые детьми на иностранном языке по заданию учителей в большей степени имеют целью  закрепить имеющиеся знания и показать их применение в формате презентации. Цель вполне нужная.

Материалы на ИЯ, отбираемые учениками для составления презентации и ее наполнения далеко не всегда детям "по зубам" , но именно поэтому мало пригодны для простого списывания, требуют отбора, анализа и тезисного пересказа.

 

Но тенденция отмечена верно. Буквально вчера по ТВ прошел материал о том, что в Японии  теперь начали достаточно регулярно проводить  мероприятия в рамках движения "два дня  в неделю без компьютерных игр". Причиной стало резкое снижение уровня образования школьников. И это в стране, которая первая чуть ли ни с яслей внедряла компьютерную технику в сферу образования..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×