Перейти к содержимому
Natalka

Должен ли учитель любить детей?

Рекомендуемые сообщения

Прочитала статью, в которой журналист рассуждает о том, что учитель всегда должен быть на стороне ребенка. Статья называется "Любить детей не входит в мои обязанности", Автор поясняет свою позицию:

"Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная, послушайте меня сейчас. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

А хотя нет, эта мысль слишком проста, чтобы от нее не отмахнуться. Поэтому я еще немножко поговорю на эту тему, пока мысль будет погружаться в вас.

В теории привязанности есть очень важная мысль: сначала отношения, потом все остальное. Отношения между ребенком и ответственным за него взрослым или альфа-взрослым, как принято говорить у адептов этой теории, это контейнер, а воспитание в широком смысле слова, в том числе и обучение, — это то, что в этот контейнер гипотетически можно положить. Если контейнер худой — ржавый, дырявый, ненадежный, то может так получиться, что положить в него и сохранить ничего в нем и не выйдет. А если контейнер, скажем, будет выделять в содержимое ядовитые вещества, то дело, сами понимаете, плохо. То есть если отношения между учителем и учеником токсичны, то и знания будут отравлены, пользоваться ими ученик не будет. Если у него все нормально с системой самосохранения, то его такими знаниями быстренько вырвет, и дело с концом.

 

Не в этом ли кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов?"

 

И затем автор приводит примеры из личного опыта, когда "не то" отношение учителя, по мнению журналистки, ведет к плохим последствиям для ребенка:

 

"Первая школа моего старшего сына была кадетской. Я немного опасалась за военную составляющую — было не очень понятно, чего ждать от мужчин, преподающих военную подготовку. Но настоящих проблем подкинули не они, а хрупкая с виду девушка, вероятно, недавно из педа, классная моего второклассника. Одним не очень прекрасным вечером мой 8-летний ребенок вернулся домой, задыхаясь от слез, в натуральной истерике — у него дрожало все, что вообще может дрожать. Он был очень напуган.

 

Его классная руководительница на полном серьезе сказала, что она готовит его документы для передачи в детдом, потому что он плохо учится

Я уже не особо помню, что они там делали во втором классе, по-моему, у них еще даже оценок не было. Что там вообще в принципе можно было делать так плохо? Ну вот не понравился он ей чем-то. И она решила отомстить ребенку таким страшным образом. Он ей, разумеется, поверил. Мне пришлось хватать его рыдающего, тащить в школу к директору и вызывать эту придурошную классную на ковер. Сына немедленно перевели в параллельный класс, она извинилась, и вообще каждый раз, когда видела меня там, снова извинялась. Я очень надеюсь, что она ничего подобного больше никогда не делала. Так вот, я совсем не понимаю, чему он мог у нее научиться."

 

"Когда мы переводились в другую школу, в четвертый класс, его новая классная, впервые увидев Тимофея на линейке 1 сентября, вместо чего-то вроде «приятно познакомиться» или «добро пожаловать в наш класс» (по-моему, она даже не поздоровалась с ним в ответ), сразу сказала: «волосы постричь, сережку из уха снять». Эта школа уже не была кадетской — обычная московская школа, в уставе которой таких требований к внешнему виду учащихся не было. Просто лично ей такой неформальный вид не понравился.

Тимофей ее требования выполнить отказался, после нескольких моих бесед с завучем и директором школы от нас отстали, но осадочек у Ольги Алексеевны остался. И она стала его буквально травить. Посадила на заднюю парту. Занижала оценки. Но хуже всего было, когда Тим вернулся из Питера с гастролей своего театра — они показывали там спектакли в детдомах. Он принес ей диплом, в котором было зафиксировано его участие в этих гастролях.

 

Она равнодушно посмотрела на диплом и сказала: «Ну и что. Кривляться любой может, знаний-то в голове у тебя от этого не прибавилось»

Это был второй раз, когда сын пришел домой в слезах. Я сходила побеседовать с этой Ольгой Алексеевной. Попыталась поговорить с ней даже не как с учительницей, а как мать с матерью — у нее дети такого же возраста. Она мне сказала потухшим взглядом: «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности, мне за это не платят». Я не знаю, профессиональное ли это выгорание или она изначально шла в эту профессию по расчету (не по любви то есть), но в любом случае это печально. И, опять же, чему мой сын может у нее научиться? Это вообще не вопрос.

 

 

И, к большому моему сожалению, такая ситуация, когда учитель не считает любовь к детям необходимой для себя профессиональной компетенцией — скорее типична. Это и есть, пожалуй, главная черта российского образования. Это и есть, пожалуй, все, что нам нужно о нем знать."

 

Я. конечно, такой "придурошной классной руководительницей" не являюсь, но должна сознаться, что какой-то особой и трепетной любви к детям не испытываю. Я просто отношусь к ним как к людям, у которых может быть свое настроение, свои пристрастия и интересы, но которых я должна организовать так, чтобы они воспринимали от меня информацию, желательно с интересом. Мне интересно общаться с детьми, интересно видеть как они знают с каждым месяцем все больше, как у них все правильнее получается говорить и писать по-английски (хотя и не у всех), но вот какой-то особой любви к ним из-за этого не питаю. Может, я что-то не так делаю? 

А как вы считаете, должен ли учитель обязательно относиться к детям с любовью в своей профессиональной деятельности?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы должны не любить. а уважать личность ребенка. Искренне радоваться его успехам и переживать за его неудачи. Но если ребенок показывает диплом о спектаклях в детдомах, а  учитель говорит гадости ему в глаза и унижает, то такую учительницу к детям подпускать нельзя.Она просто калечит их души. Любить не обязательно, но учитель ДОЛЖЕН быть порядочным человеком. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прочитала статью, в которой журналист рассуждает о том, что учитель всегда должен быть на стороне ребенка. Статья называется "Любить детей не входит в мои обязанности", Автор поясняет свою позицию:

"Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная, послушайте меня сейчас. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

А хотя нет, эта мысль слишком проста, чтобы от нее не отмахнуться. Поэтому я еще немножко поговорю на эту тему, пока мысль будет погружаться в вас.

В теории привязанности есть очень важная мысль: сначала отношения, потом все остальное. Отношения между ребенком и ответственным за него взрослым или альфа-взрослым, как принято говорить у адептов этой теории, это контейнер, а воспитание в широком смысле слова, в том числе и обучение, — это то, что в этот контейнер гипотетически можно положить. Если контейнер худой — ржавый, дырявый, ненадежный, то может так получиться, что положить в него и сохранить ничего в нем и не выйдет. А если контейнер, скажем, будет выделять в содержимое ядовитые вещества, то дело, сами понимаете, плохо. То есть если отношения между учителем и учеником токсичны, то и знания будут отравлены, пользоваться ими ученик не будет. Если у него все нормально с системой самосохранения, то его такими знаниями быстренько вырвет, и дело с концом.

 

Не в этом ли кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов?"

 

И затем автор приводит примеры из личного опыта, когда "не то" отношение учителя, по мнению журналистки, ведет к плохим последствиям для ребенка:

 

"Первая школа моего старшего сына была кадетской. Я немного опасалась за военную составляющую — было не очень понятно, чего ждать от мужчин, преподающих военную подготовку. Но настоящих проблем подкинули не они, а хрупкая с виду девушка, вероятно, недавно из педа, классная моего второклассника. Одним не очень прекрасным вечером мой 8-летний ребенок вернулся домой, задыхаясь от слез, в натуральной истерике — у него дрожало все, что вообще может дрожать. Он был очень напуган.

 

Его классная руководительница на полном серьезе сказала, что она готовит его документы для передачи в детдом, потому что он плохо учится

Я уже не особо помню, что они там делали во втором классе, по-моему, у них еще даже оценок не было. Что там вообще в принципе можно было делать так плохо? Ну вот не понравился он ей чем-то. И она решила отомстить ребенку таким страшным образом. Он ей, разумеется, поверил. Мне пришлось хватать его рыдающего, тащить в школу к директору и вызывать эту придурошную классную на ковер. Сына немедленно перевели в параллельный класс, она извинилась, и вообще каждый раз, когда видела меня там, снова извинялась. Я очень надеюсь, что она ничего подобного больше никогда не делала. Так вот, я совсем не понимаю, чему он мог у нее научиться."

 

"Когда мы переводились в другую школу, в четвертый класс, его новая классная, впервые увидев Тимофея на линейке 1 сентября, вместо чего-то вроде «приятно познакомиться» или «добро пожаловать в наш класс» (по-моему, она даже не поздоровалась с ним в ответ), сразу сказала: «волосы постричь, сережку из уха снять». Эта школа уже не была кадетской — обычная московская школа, в уставе которой таких требований к внешнему виду учащихся не было. Просто лично ей такой неформальный вид не понравился.

Тимофей ее требования выполнить отказался, после нескольких моих бесед с завучем и директором школы от нас отстали, но осадочек у Ольги Алексеевны остался. И она стала его буквально травить. Посадила на заднюю парту. Занижала оценки. Но хуже всего было, когда Тим вернулся из Питера с гастролей своего театра — они показывали там спектакли в детдомах. Он принес ей диплом, в котором было зафиксировано его участие в этих гастролях.

 

Она равнодушно посмотрела на диплом и сказала: «Ну и что. Кривляться любой может, знаний-то в голове у тебя от этого не прибавилось»

Это был второй раз, когда сын пришел домой в слезах. Я сходила побеседовать с этой Ольгой Алексеевной. Попыталась поговорить с ней даже не как с учительницей, а как мать с матерью — у нее дети такого же возраста. Она мне сказала потухшим взглядом: «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности, мне за это не платят». Я не знаю, профессиональное ли это выгорание или она изначально шла в эту профессию по расчету (не по любви то есть), но в любом случае это печально. И, опять же, чему мой сын может у нее научиться? Это вообще не вопрос.

 

 

И, к большому моему сожалению, такая ситуация, когда учитель не считает любовь к детям необходимой для себя профессиональной компетенцией — скорее типична. Это и есть, пожалуй, главная черта российского образования. Это и есть, пожалуй, все, что нам нужно о нем знать."

 

Я. конечно, такой "придурошной классной руководительницей" не являюсь, но должна сознаться, что какой-то особой и трепетной любви к детям не испытываю. Я просто отношусь к ним как к людям, у которых может быть свое настроение, свои пристрастия и интересы, но которых я должна организовать так, чтобы они воспринимали от меня информацию, желательно с интересом. Мне интересно общаться с детьми, интересно видеть как они знают с каждым месяцем все больше, как у них все правильнее получается говорить и писать по-английски (хотя и не у всех), но вот какой-то особой любви к ним из-за этого не питаю. Может, я что-то не так делаю? 

А как вы считаете, должен ли учитель обязательно относиться к детям с любовью в своей профессиональной деятельности?

У меня сложилось впечатление, что  описываемая Вами учительница попала на работу, которая ей противопоказана и очень неприятна сама по себе. Но по каким-то причинам она ей выгодна.

Это полная профессиональная непригодность. Даже если она прекрасно владеет технической стороной дела, между детьми и ею пропасть: они не воспринимают ее даже самые грамотно построенные уроки. Иногда сталкиваясь с чем-то подобным,я стараюсь предложить ученику позицию отстранения от такого человека и на перекор забирать у нее/него  самое главное: знания, которыми она/он владеет и обязан по профессии отдавать.  С младшими это трудновато, но подростки принимают это правило игры довольно часто, и накал страстей спадает, что позволяет не утрачивать полностью мотивацию к изучению школьного предмета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня сложилось впечатление, что  описываемая Вами учительница попала на работу, которая ей противопоказана и очень неприятна сама по себе. Но по каким-то причинам она ей выгодна.

Это полная профессиональная непригодность. Даже если она прекрасно владеет технической стороной дела, между детьми и ею пропасть: они не воспринимают ее даже самые грамотно построенные уроки. Иногда сталкиваясь с чем-то подобным,я стараюсь предложить ученику позицию отстранения от такого человека и на перекор забирать у нее/него  самое главное: знания, которыми она/он владеет и обязан по профессии отдавать.  С младшими это трудновато, но подростки принимают это правило игры довольно часто, и накал страстей спадает, что позволяет не утрачивать полностью мотивацию к изучению школьного предмета.

Я воздержусь от мнения. Мне сначала нужно услышать версию учителя. Но то что учитель нетерпелива и категорична, ясно уже сейчас. Беда небольшая. Этому можно научиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот все думаю про статью. Мне кажется, учитель должен прежде всего видеть в ребенке личность и уважать его. Любить всех необязательно, а иногда и невозможно (у меня уж точно были такие ученики, любить которых я бы не смогла... а вот спокойно работать с ними и выслушивать их мнение могу). Нельзя же всерьез рассчитывать, что учитель увлечет ребенка только силой своей личности и этим простимулирует его к изучению предмета! У меня были учителя - очень сильные личности, но они не только не увлекали, а еще и не давали иных возможностей учиться, кроме как заучивать информацию из учебника. При этом к детям вроде бы с любовью относились... А была учительница, которая свой предмет любила, рассказывала с увлечением, но в остальном была слабохарактерной и совершенно безвредной и ее не особо кто-то слушал. Вот написала, а сейчас задумалась: а какие учителя больше всего повлияли на вас, коллеги? Чем они вас мотивировали к изучению предмета?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я училась в 3-х школах Москвы, с 8-го по 11-й училась  в 212 школе в самом центре Москвы. Принято было и тогда учиться по месту жительства, а в Москве переехать в другой район - это как в другой город. И не помню я ни одного учителя, который бы вызывал сильное негативное чувство. Даже и просто отрицательное. Разные были учителя, в классах от 28  до 33 человек  ( в которых я училась), на группы делили только на уроках труда по 7 класс.  И так вот вспоминая, что в школе 417 (на Таганке) всеобщими любимцами были  физрук и трудовик, еще молодая англичанка, очень красивая, нежная и отважная,в  212 было много ярких учителей. И, знаете, сейчас я думаю, что практически все они умели слушать не только себя, но и слышать других, в том числе учеников.  Они не оказывали услуг - они понимали свою деятельность и ее смысл совершенно по-другому. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первое, на чем в приведенной статье я "зависла", это - четвертый класс и сережка в ухе. Может быть, вполне, что там и требований таких не предъявлялось, но... БЛИН! В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ!

 

Насчет любить и не любить вопрос сложный, но, на мой взгляд нужно ребенка именно уважать как личность, относиться к нему максимально объективно, ибо в первую очередь вы (учитель) - профессионал, и только потом конкретно Марь Иванна, Катерина Петровна и т.д.

 

На первом месте всегда должны быть профессионализм и объективность, без этого никакая любовь не поможет. Возможно, я несколько не о том, но СЛИШКОМ личное восприятие равно как и фанатичная любовь вредит. Банальное сравнение, но.. Ведь можно любоваться красивым соседским садом на расстоянии, не порываясь активно засаживать участок около своего дома, не так ли?

 

Что вообще подразумевает автор данной статьи под своим "любить детей"?

Если это поощрять неопрятный вид, несоответствующий месту и цели прихода в школу, не делать замечания за неподобающее поведение и не ставить двойки за неготовность к уроку, то да. Я не люблю детей.

Если же это все то, что уже озвучили коллеги - и про уважение, и про "радоваться успехам", то я это формулирую именно как профессионализм и уважение личности. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первое, на чем в приведенной статье я "зависла", это - четвертый класс и сережка в ухе. Может быть, вполне, что там и требований таких не предъявлялось, но... БЛИН! В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ!

 

Насчет любить и не любить вопрос сложный, но, на мой взгляд нужно ребенка именно уважать как личность, относиться к нему максимально объективно, ибо в первую очередь вы (учитель) - профессионал, и только потом конкретно Марь Иванна, Катерина Петровна и т.д.

 

На первом месте всегда должны быть профессионализм и объективность, без этого никакая любовь не поможет. Возможно, я несколько не о том, но СЛИШКОМ личное восприятие равно как и фанатичная любовь вредит. Банальное сравнение, но.. Ведь можно любоваться красивым соседским садом на расстоянии, не порываясь активно засаживать участок около своего дома, не так ли?

 

Что вообще подразумевает автор данной статьи под своим "любить детей"?

Если это поощрять неопрятный вид, несоответствующий месту и цели прихода в школу, не делать замечания за неподобающее поведение и не ставить двойки за неготовность к уроку, то да. Я не люблю детей.

Если же это все то, что уже озвучили коллеги - и про уважение, и про "радоваться успехам", то я это формулирую именно как профессионализм и уважение личности. 

Если учитель говорит, что любит детей и радуется их успехам, то это нормально, хотя каждый скорее всего вкладывает в такие переживания свой смысл. Можно ли любить всех детей? А может ли врач любить всех больных? А может ли ветеринар любит всех животных? Нет, конечно. Речь идет о профессиональной этике и соблюдении педагогических норм в отношениях учителя и учащихся. Ничего другого здесь не требуется, а если что и требуется, то это, прежде всего, любовь к своей профессии и своему делу. Все мы радуемся отпуску, когда можно отдохнуть и от занятий и от учащихся. Я, в свое время, когда работал в пионерском лагере, ждал окончания смены, чтобы иметь секунду оглянуться вокруг и оценить природу и красивое озеро рядом с лагерем. Но каждое лето я возвращался в пионерский лагерь и работал там несколько лет. То же самое происходит в нашей педагогической работе. Лето - желанная пора, но и работа после отдыха тоже нужна и интересна. Радуемся ли мы успехам детей? Конечно! Любой человек в психической норме радуется результатам своих усилий. Так что, главное - профессионализм во всем, в том числе, в отношениях с детьми и в том, как мы строим наши отношения с учащимися, создавая равные возможности учиться для всех. Здесь толерантность и уважение к личности, наверное, реальнее любви. По крайней мере, можно заставить себя проявить толерантность и уважение к личности даже, если ребенок выводит учителя и доводит его до ручки. А вот заставить себя любить чужого ребенка... А родители не будут ревновать? )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Так что, главное - профессионализм во всем, в том числе, в отношениях с детьми и в том, как мы строим наши отношения с учащимися, создавая равные возможности учиться для всех. Здесь толерантность и уважение к личности, наверное, реальнее любви. По крайней мере, можно заставить себя проявить толерантность и уважение к личности даже, если ребенок выводит учителя и доводит его до ручки.

Возможно, автор статьи про это и говорил, но для меня лично все-таки существует четкое разделение между любить и быть профессионалом. И особенно - когда доводит до ручки)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно, автор статьи про это и говорил, но для меня лично все-таки существует четкое разделение между любить и быть профессионалом. И особенно - когда доводит до ручки)

Слово "любовь" и "любить" имеет столько значений, что в нем копаться можно бесконечно, что и делают поэты и философы. А суть одна - безумно любить куриную лапшу, безудержно любить женщину, безмерно любить мать и бесконечно любить Родину - это все одно и то же слово, но совсем разные переживания и действия. У учителя переживаний немало, в том числе и переживаний любви. Бывает, что на собственных детей и мужа уже нет запаса чувств. Поэтому любить детей в своем классе - это прежде всего совершать нужные детям и полезные для них педагогические действия. Все остальное - громкие заявления и пышные слова с претензией на звание Учитель года. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Поэтому любить детей в своем классе - это прежде всего совершать нужные детям и полезные для них педагогические действия. Все остальное - громкие заявления и пышные слова с претензией на звание Учитель года. 

 

Полностью с вами согласна) 

Ведь громкие слова - это всего лишь слова, и очень хорошо, если они не расходятся с делом, а иначе все просто игра на публику)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полностью с вами согласна) 

Ведь громкие слова - это всего лишь слова, и очень хорошо, если они не расходятся с делом, а иначе все просто игра на публику)

Игра на публику - это технология лицемерия. Лучше действовать в интересах ребенка, сколько хватает сил, знаний и терпения. Ну а если срываешься, то нелишне и повиниться перед учеником или родителями. Это, кстати, тоже проявление любви. Аналогично, в семье родители тоже ведь "допускают лишнее" по отношению к своему ребенку, но любовь всегда берет верх. Если взрослая психика в норме, конечно.    

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А мне кажется, что  говорить надо о том, может ли работать учителем,преподавателем человек, которому  ученики - это  обуза, которому они не интересны и, по сути, просто неприятное приложение к профессии, с которым приходится мириться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А мне кажется, что  говорить надо о том, может ли работать учителем,преподавателем человек, которому  ученики - это  обуза, которому они не интересны и, по сути, просто неприятное приложение к профессии, с которым приходится мириться.

Это определенно так. Я знаю несколько молодых женщин - учителей английского языка, которые языком вроде бы интересуются, хотя знают слабовато, а детей терпят сколько сил хватает, а силенок у них маловато - сидят на диете, хиленькие, но на окрики сил хватает. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×