Перейти к содержимому
Radislav Millrood

ЕГЭ безусловно нужен, но что проверяет этот экзамен?

Рекомендуемые сообщения

Недавно проведенный Единый Государственный Экзамен по английскому языку вновь привлек внимание к себе педагогической общественности, выпускников и их родителей. Это вызвано не прдолжением дискуссии о нужности или ненужности ЕГЭ и даже не тем, что отдельные учащиеся продемонстрировали неожиданно низкие, а в ряде случаев и более высокие, чем ожидалось, результаты. Проблема заключается в том, что любой экзамен с использованием тестов в ряде случаев измеряет не вполне то, что должен измерять. Речь идет о валидности языкового тестирования. Первой неожиданностью стало то, что тема для устного ответа на экзамене по английскому языку требовала от учащихся знаний не английского языка, а фактического материала из области науковедения. Очевидно, что выпускник с высоким уровнем владения английским языком может уверенно общаться, аргументировать, логически мыслить и делать самостоятельные выводы. Вместе с тем, владение иностранным языком не зависит от фактических знаний в той или иной содержательной области. Если такая практика будет продолжена, то в последующие годы от учащихся на экзамене по английскому языку могут потребовать знаний исторических событий, литературных источников, политическх лидеров прошлого и т.п. Очевидно, что в этом случае экзамен по английскому языку измеряет не то, что официально объявляется содержанием педагогического измерения. Валидность такого экзамена вызывает сомнения. Другой проблемой проведения экзамена в форме тестов является ограничение учащихся во времени. Исследования показывают, что временные характеристики ответов тестируемых учащихся являются показателями не их владения языком, а динамичных свойств их интеллекта. Даже не специалисту понятно, что экзамен по английскому языку не может измерять свойства интеллекта учащихся. Это вызывает сомнения в его валидности. Не удивительно, что многие учащиеся в достаточным уровнем языковых знаний на экзамене не успевают выполнить задание, что объясняется вовсе не их языковой подготовкой. Динамика интеллектуальной деятельности у всех разная и вряд ли правомерно от всех учащихся требовать единой быстроты мыслительных процессов. Этот экзамен призван проверить знание языка, а не быстродействие мозга. Тестовые задания на чтение в целом соответствуют задаче измерения этого вида речевой деятельности, однако такое соответствие не является полным. Например, многие задания расчитаны на то, чтобы ученик заметил в тексте маленькую деталь, от которой зависит правильный ответ. Иными словами, речь фактически идет о проверке наблюдательности учащихся и о распределении их внимания. Измерение этих психологических показателей не может быть содержанием языкового экзамена. Аналогичные критические замечания можно высказать о тестировании слушания. Помимо необходимости заметить мелкие детали и правильно распределить свое внимание между воспринимаемым текстов и вопросами, учащимся еще нужно продемонстрировать значительный объем оперативной памяти, то есть, способности удерживать и непрерывно обрабатывать большой объем информации, да еще в условиях повышенной ответственности и стресса. Это явно напоминает не только психологический, но еще и физиологический тест на выносливость, что далеко выходит за рамки экзамена по английскому языку. Сложность письменных заданий экзамена пока ограничена, но следуя зарубежной практике они в будущем могут включать задания, требующие креативности, творческого воображения, фантазии, да еще в обстановке стресса. Иными словами, экзамен по английскому языку все больше может напоминать процедуру выполнения заданий в психофизиологической лаборатории, где дополнительной сложностью является необходимость выполнять психофизиологические пробы на неродном языке. Отметим, что подобная практика языковых экзаменов существует во всем мире и соответствует психометрическим традициям отбора наиболее способных учащихся - будущих интеллектуальных лидеров нации. Возможно настало время разделить эти две функции экзамена и создать такую практику, когда экзамен по английскому языку будет измерять практическое владение иностранным языком, а с помощью психометрических тестов будут выявляться интеллектуальные лидеры и "ходячие энциклопедии".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Недавно проведенный Единый Государственный Экзамен по английскому языку вновь привлек внимание к себе педагогической общественности, выпускников и их родителей.

На ЕГЭ в этом году у нас была серьезная прблема с оборудованием в 3 из 5 аудиторий. Привезли такик микрофоны, что запись была такого качества, что при 2 прослушивании учителя эксперты подносили колонки к ушам. И это при том, что мы 4 раза -в аудитории для формирования групп, в аудитории для подготовки, когда ребенок заходил в аудиторию для ответа и перед началом записи после разминки просили детей говорить громче и прямо в микрофон. О чем думать ученику: что сказать или как сказать? Когда же будут решены все эти проблемы?Для сдачи ЕГЭ по ИЯ, как в том мультфильме, нужны "железные нервы".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сын моих друзей сдавал ЕГЭ по английскому в этом году. Пришел с экзамена расстроенный: учительницв, присутствующая на экзамене кашляла, да так, что запись магнитофонную дети не слышали. Что проверил этот экзамен? Разве нет правил, нормирующих поведение учителей на этом экзамене? Совсем не из-за своих знаний дети получили низкие оценки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сын моих друзей сдавал ЕГЭ по английскому в этом году. Пришел с экзамена расстроенный: учительницв, присутствующая на экзамене кашляла, да так, что запись магнитофонную дети не слышали. Что проверил этот экзамен? Разве нет правил, нормирующих поведение учителей на этом экзамене? Совсем не из-за своих знаний дети получили низкие оценки.

 

На ЕГЭ все действия учителей должны быть строго регламентированы, включая каждое слово в начале экзамена, действия и слова во время экзамена и объявление о завершении экзамена. Любая импровизация на экзамене, возведенном в ранг "единого" для всей страны, категорически запрещается. Не допускаются разговоры между экзаменаторами, организаторами экзамена и их помощниками. Исключаются любые источники шума, жесты или действия, отвлекающие внимание учащихся (кашель экзаменатора крайне нежелателен и учащиеся могут оспаривать свои оценки, если во время экзамена им что-то мешало). Некачественная запись на экзамене по слушанию с пониманием (аудированию) - грубое нарушение требований, предъявляемых к экзаменам подобного высокого уровня. Некачественная запись устного ответа учащихся - не менее грубое нарушение, так как в этом случае невозможно будет дать учащимся аргументированный ответ на вопросы в случае несогласия с оценкой и аппеляции. Во всех случаях "сбоя" экзамен следует приостановить и немедленно устранить недостстки. ЕГЭ труден уже тем, что это экзамен повышенной ответственности (high stake exam). Наша задача заключается в том, чтобы сделать его валидным, объективным и гуманным

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Проблема заключается в том, что любой экзамен с использованием тестов в ряде случаев измеряет не вполне то, что должен измерять. Речь идет о валидности языкового тестирования.
Абсолютно согласна со всем, что вы говорите. Но очень боюсь наших реформаторов, которые начнут реформировать экзамен и в итоге окончательно

его испортят. А единое тестирование необходимо еще и потому, что иначе слишком много желающих повлиять на оценки учащихся в аттестате.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сын моих друзей сдавал ЕГЭ по английскому в этом году. Пришел с экзамена расстроенный: учительницв, присутствующая на экзамене кашляла, да так, что запись магнитофонную дети не слышали. Что проверил этот экзамен? Разве нет правил, нормирующих поведение учителей на этом экзамене? Совсем не из-за своих знаний дети получили низкие оценки.

Дети должны знать, что они имеют право подать аппеляцию по процедуре проведения экзамена, более того, они должны знать, как это сделать. Во время интструктажа им также говорят об этом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дети должны знать, что они имеют право подать аппеляцию по процедуре проведения экзамена, более того, они должны знать, как это сделать. Во время интструктажа им также говорят об этом.

Здесь также важно детям сказать, что апелляция по процедуре может быть сделана только до тех пор, пока ребено не покинул пункт приема экзамена, инача, по положению, она не будет принята. Было бы неплохо составить совместными усилиями список рекомендаций для детей по сдаче ЕГЭ, который мы потом просто могли бы взять в классы и раздать или на его основе лучше подготовить. Я не имею в виду полный список стратегий, а хотя бы советов по процедуре, по поведению на экзамене, по подготовке к нему. Например, начать с апелляции по процедуре: "Если тебе мешали шумы в аудитории или за окном, и ты не мог слышать текст для аудирования или не мог сосредоточиться для выполнения заданий, ты можешь подать апелляцию по процедуре. Для этого тебе надо обратиться к экзаменатору и сказать, что ты хочешь подать апелляцию. В апелляции объясни причину, что тебе мешало и что из-за этого ты не смог сделать".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здесь также важно детям сказать, что апелляция по процедуре может быть сделана только до тех пор, пока ребено не покинул пункт приема экзамена, инача, по положению, она не будет принята. Было бы неплохо составить совместными усилиями список рекомендаций для детей по сдаче ЕГЭ, который мы потом просто могли бы взять в классы и раздать или на его основе лучше подготовить. Я не имею в виду полный список стратегий, а хотя бы советов по процедуре, по поведению на экзамене, по подготовке к нему. Например, начать с апелляции по процедуре: "Если тебе мешали шумы в аудитории или за окном, и ты не мог слышать текст для аудирования или не мог сосредоточиться для выполнения заданий, ты можешь подать апелляцию по процедуре. Для этого тебе надо обратиться к экзаменатору и сказать, что ты хочешь подать апелляцию. В апелляции объясни причину, что тебе мешало и что из-за этого ты не смог сделать".
У нас в прошлом году был прецедент, когда на кассете не был записан один вопрос, дети написали апелляцию, в итоге всем не были снижены баллы за аудирование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×