Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Кого можно считать способным к изучению иностранного языка?

Рекомендуемые сообщения

Проблема способностей к овладению иностранным языком в учебных условиях была и остается актуальной. Существует несколько традиционных подходов к измерению языковых способностей человека. Для этого применяются тесты. С их помощью изучается индивидуальный интерес к овладению иностранным языком, способность к расширению запаса слов, склонность анализировать грамматику и выводить правила, слышать различия в звуках речи, а также успешно усваивать звуко-буквенные ассоциации, иными словами, орфографию. Строго говоря, интерес не является в полном смысле этого слова показателем способностей. Малоспособный ученик может испытывать интерес к иностранному языку, а способные дети нередко демонстрируют равнодушие к предмету. Тесты нередко построены на заданиях аналогичных тем, что учащиеся выполняют на уроке. В этом случае тест можно считать излишним. Достаточно понаблюдать за учеником. Бывают случаи, когда учитель иностранного языка приводит ученика к психологу и просит протестировать его языковые способности. Грамотный психолог-профессионал прежде всего спросит самого учителя: "А что Вы сами можете сказать о его способностях? Вы ведь видите его каждый день!" Действительно, способности проявляются в быстроте и легкости овладения новым языковым материалом, который демонстрируют отдельные учащиеся. Именно поэтому такие учащиеся нередко отличаются небрежностью. Их сильная сторона - динамика и быстрый результат. Овладение иностранным языком через труд и пот - удел учащихся с недостаточным уровнем языковых способностей. В исследовании способностей ученые обратили внимание на то, что они могут быть изучены не только через овладение иностранным языком. Например, большое внимание стали обращать на проявления памяти учащихся, их способности запоминать цифры, а также ассоциации слов. Действительно, память нужна для овладения иностранным языком и психологические исследования подтверждают это. Многие учащиеся хорошо запоминают материал и уверенно демонстрируют знание слов, структур, диалогов, текстов и проч. Вместе с тем, для того, чтобы назвать ученика способным к овладению языком, важно убедиться в его способности анализировать и понимать материал. Те, кто успешно анализируют материал и демонстрируют понимание грамматики могут быть названы способными к овладению иностранным языком. Они могут успешно учиться, если к тому же еще и запоминают материал как языка, так и "на языке". Иными словами, способные учащиеся обладают двумя хорошо развитыми функциями - языковой памятью и языковым анализом. Те, кто хорошо запоминает, успешно начинают, но постепенно им требуется все больше и больше анализа, чтобы осознанно пользоваться языковым материалом. Те, кто хорошо анализирует, вначале могут испытывать трудности с запоминаем слов, фраз и структур, зато в последствии, по мере накопления в памяти запаса языковых средств, они уверенно пользуются языком. Поэтому можно сказать, что к изучению иностранного языка способны все, но по-разному. Главное - это понять себя. Учителю же, как профессионалу, важно понять особенности познавательных способностей своих учащихся и учитывать их.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Действительно, способности проявляются в быстроте и легкости овладения новым языковым материалом, который демонстрируют отдельные учащиеся. Именно поэтому такие учащиеся нередко отличаются небрежностью. Их сильная сторона - динамика и быстрый результат. Овладение иностранным языком через труд и пот - удел учащихся с недостаточным уровнем языковых способностей.

Тогда получается, что небрежность при изучении языка - это не неспособность, а наоборот, может являться признаком способностей, а старательность мало отношения к способностям имеет? А у нас всегда принято оценки за старание давать... Тогда, наверное, и обучать нужно таких детей по-разному, приучать способных к старательности, а тем, кто пыхтит-пыхтит, а овладеть языком никак не может, какие-то еще виды заданий давать? Вот ттолько какие? Спасибо, на очень интересные мысли Вы меня навели!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А у нас всегда принято оценки за старание давать...

Меня только всегда смущает то, что контроль - то на выходе одинаковый для способных и для просто старательных. Как потом объяснить им и их родителям, что их оценка носит в основном поощрительный характер, и с такой "4" идти на ЕГЭ не стоит. Особенно у родителей потом с этой мыслью никак смириться не получается, а ребенок идет на поводу у родителя, в итоге подставляет и себя и учителя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тогда получается, что небрежность при изучении языка - это не неспособность, а наоборот, может являться признаком способностей, а старательность мало отношения к способностям имеет? А у нас всегда принято оценки за старание давать... Тогда, наверное, и обучать нужно таких детей по-разному, приучать способных к старательности, а тем, кто пыхтит-пыхтит, а овладеть языком никак не может, какие-то еще виды заданий давать? Вот ттолько какие? Спасибо, на очень интересные мысли Вы меня навели!

 

Это очень точное наблюдение. Действительно, способности нередко обусловливают небрежность, так как данная от природы быстрота овладения той или иной областью знаний или деятельности не оставляет места для "полировки ботинка". Это наблюдается и у талантливых художников, у которых детали картины тщательно выписывают менее способные ученики, и у способных музыкантов, проводящих за инструментом минуты, вместо часов (как требует учительница или мама) и у изучающих иностранные языки и у многих других. Вместе с тем, способности не исключают тщательности, но это качество проявляется вместе с мотивацией всего себя отдать выбранному делу. Именно в этих случаях и получаются уникально высокие результаты. Иначе способности могут пропасть. Неспособные учащиеся могут получить высокие результаты за счет своих нравственно-волевых качеств (старательности). Вся беда в том, что такие учащиеся могут лишь успешно воспроизводить хорошо усвоенное. В новых ситуациях они всегда бессильны. Здесь нужны способности. Каждому свое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это очень точное наблюдение. Действительно, способности нередко обусловливают небрежность, так как данная от природы быстрота овладения той или иной областью знаний или деятельности не оставляет места для "полировки ботинка". Это наблюдается и у талантливых художников, у которых детали картины тщательно выписывают менее способные ученики, и у способных музыкантов, проводящих за инструментом минуты, вместо часов (как требует учительница или мама) и у изучающих иностранные языки и у многих других. Вместе с тем, способности не исключают тщательности, но это качество проявляется вместе с мотивацией всего себя отдать выбранному делу. Именно в этих случаях и получаются уникально высокие результаты. Иначе способности могут пропасть. Неспособные учащиеся могут получить высокие результаты за счет своих нравственно-волевых качеств (старательности). Вся беда в том, что такие учащиеся могут лишь успешно воспроизводить хорошо усвоенное. В новых ситуациях они всегда бессильны. Здесь нужны способности. Каждому свое.
А что вы можете сказать по поводу такого явления, которое я для себя называю "память медалиста". Ребенок, претендент на медаль, работает усердно, быстро проходит тему за темой, но к прохождению раздела Revision, объединяющего ЛГМ трех циклов, уже ничего не помнит. Новая информация как на диске записывается поверх старой. Наблюдаю это уже у третьего ученика и не знаю, что мне с ним делать. Коллега послал мне ее для подготовке к Олимпиаде, сама она заинтересована в изучении языка "для себя", а прогресса особого нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А что вы можете сказать по поводу такого явления, которое я для себя называю "память медалиста". Ребенок, претендент на медаль, работает усердно, быстро проходит тему за темой, но к прохождению раздела Revision, объединяющего ЛГМ трех циклов, уже ничего не помнит. Новая информация как на диске записывается поверх старой. Наблюдаю это уже у третьего ученика и не знаю, что мне с ним делать. Коллега послал мне ее для подготовке к Олимпиаде, сама она заинтересована в изучении языка "для себя", а прогресса особого нет.

 

Память является частью языковых способностей, но это способность к такому запоминанию языковых средств, которая позволяет воспроизводить их в возникающей коммуникативной ситуации. Подчеркну, что в коммуникативной ситуации от учащихся не требуется воспроизводить тот или иной раздел учебника, а гибко и савмостоятельно использовать языковые средства для общения. Эффективность такого общения зависит не от запоминания материала учебника (он никому кроме учителя не нужен!), а от достижения коммуникативной цели, то есть, от прагматической компетенции учащихся.

 

Можно утверждать, что учащиеся в состоянии запоминать все новую информацию в форме текстов и запоминание новых текстов не обязательно будет стирать старые. Достаточно лишь иногда повторять ранее усвоенные тексты.

 

Иное дело, когда от ученика требуют постоянного хранения в долговременной памяти ранее усвоенных речевых средств и заученных грамматических структур. Мозг экономит силы и постоянно преобразует такую информацию в долговременной памяти. Она все больше начинает напоминать не заученный узор мозаики, а маленькие цветные стеклышки, из которых можно сложить любой узор. Главное не бояться это делать. По секрету, между нами, коллегами, добавлю: "Главное не бояться учителя!" Согласитесь, что многие учителя нетерпимо относятся к вольному обращению с языком, но ведь без такого вольного обращения ни один ребенок в мире еще пока не овладел своим родным языком. Что же мы хотим от наших учащихся?

 

Наконец, об олимпиадах. Подготовка к олимпиаде - дело многих лет. Это во многом становление языковой личности, а не только усвоение некоторых "секретов" успеха. По опыту знаю, что за один полный учебный год удается поднять показатели тестирования учащихся лишь в среднем на 5% за счет более четкого выполнения требований формата тестирования. Получается, что итоги тестирования или олимпиады - дело многих лет регулярного учебного труда. Другого пути нет, не считая корумпированных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Неспособные учащиеся могут получить высокие результаты за счет своих нравственно-волевых качеств (старательности). Вся беда в том, что такие учащиеся могут лишь успешно воспроизводить хорошо усвоенное. В новых ситуациях они всегда бессильны. Здесь нужны способности. Каждому свое.

Правильно ли я понимаю, что в таких случаях у учащихся необходимо повышать мотивацию вне зависимости от их уровня способностей, но вот способным ученикам следует больше давать упражнений на развитие тщательности, а менее способным пытаться развивать умения ориентироваться в различных ситуациях, компенсировать нехватку знаний? Может ли это стать одним из способов решения проблем работы в классах, где очень разные по способностям дети?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Правильно ли я понимаю, что в таких случаях у учащихся необходимо повышать мотивацию вне зависимости от их уровня способностей, но вот способным ученикам следует больше давать упражнений на развитие тщательности, а менее способным пытаться развивать умения ориентироваться в различных ситуациях, компенсировать нехватку знаний? Может ли это стать одним из способов решения проблем работы в классах, где очень разные по способностям дети?

 

Да, мотивация - это ключ к успеху как у способных, так и у неспособных учащихся. Кстати, упражнения в тщательности способным учащимся вряд ли помогут. Они могут даже помешать. Это все равно, что талантливому бегуну на короткие дистанции предложить ползать стометровку для того, чтобы рассмотреть каждый камешек под ногами. Нет, это не для них. Если есть талант стремительно двигаться вперед - не нужно мешать. А оговорки и неточности, которые допустит в своей речи талантливый и увлеченный человек пусть поправит за ним менее талантливый, кропотливый и усердный корректор. Не буду скрывать, что учащиеся бывают более способными к языку, чем в ряде случаев их учителя. Нужно только рассмотреть и признать такие способности у учащихся и не мучить их мелочными придирками. Можно снизить самооценку и разбить мотивацию. Способные и особенно талантливые люди ранимы. Что касается языковых тестов, то при их выполнении действительно талантливому ученику нужно сосредоточиться. Кстати, если способности действительно есть, то учащиеся легко справляются с такой задачей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кстати, упражнения в тщательности способным учащимся вряд ли помогут. Они могут даже помешать. Нет, это не для них. Если есть талант стремительно двигаться вперед - не нужно мешать. А оговорки и неточности, которые допустит в своей речи талантливый и увлеченный человек пусть поправит за ним менее талантливый, кропотливый и усердный корректор.

А как тогда лучше быть с такими учениками на экзаменах, ведь оговорки и неточности будут им снижать оценку? Как посоветуете найти баланс между правильностью речи и их способностями к творчеству? Получается, что менее способному, но тщательно трудящемуся ученику легче получить высокий балл на экзамене, чем более способному?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А как тогда лучше быть с такими учениками на экзаменах, ведь оговорки и неточности будут им снижать оценку? Как посоветуете найти баланс между правильностью речи и их способностями к творчеству? Получается, что менее способному, но тщательно трудящемуся ученику легче получить высокий балл на экзамене, чем более способному?

 

Да, для более высокого балла на экзамене нужен систематический труд для всех. Именно систематический. Я знаю немало способных учащихся, которые на экзамене получили неожиданно для себя (но не для учителя) результаты ниже ожидаемых. Переоценили роль способностей и недооценили роль систематического и регулярного труда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А как тогда лучше быть с такими учениками на экзаменах, ведь оговорки и неточности будут им снижать оценку? Как посоветуете найти баланс между правильностью речи и их способностями к творчеству? Получается, что менее способному, но тщательно трудящемуся ученику легче получить высокий балл на экзамене, чем более способному?
По-моему, вы как-то не так себе представляете способного ученика. У него речь обычно достаточно беглая, вы всех ошибок просто записать не сможете, а скажет он вам больше чем надо и тему раскроет лучше, чем кто-либо другой. А менее способные бывают всякие. У меня 3 (!) года девушка французским индивидуально занималась. В институте - отличница, работала по-настоящему, но ни о каких реальных успехах речи не шло, а уж о беглой, пусть с ошибками речи и подавно, хотя учебник прошли полностью и начали читать неадаптированную литературу. А за усердие я ее очень уважала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По-моему, вы как-то не так себе представляете способного ученика. У него речь обычно достаточно беглая, вы всех ошибок просто записать не сможете, а скажет он вам больше чем надо и тему раскроет лучше, чем кто-либо другой. А менее способные бывают всякие. У меня 3 (!) года девушка французским индивидуально занималась. В институте - отличница, работала по-настоящему, но ни о каких реальных успехах речи не шло, а уж о беглой, пусть с ошибками речи и подавно, хотя учебник прошли полностью и начали читать неадаптированную литературу. А за усердие я ее очень уважала.

 

Я бы отличал учащихся "способных" от "реализованных". Способные могут успешно учиться, но не всегда хотят трудиться. Быстро говорят, поражают запасом слов и знанием из разных областей, но демонстрируют невысокие результаты языкового тестирования. Реализованные учащиеся не только обладают способностями, но и реализуют их в своем труде. Они еще в школе начинают учить второй и даже третий иностранный язык, много трудятся и обгоняют других по тестовым показателям. Реализованных есть за что хвалить. Способных, но не реализованных учащихся, можно сравнить с теми, кто разбогател получив наследство от родителей и потратил его впустую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я бы отличал учащихся "способных" от "реализованных". Способные могут успешно учиться, но не всегда хотят трудиться. Быстро говорят, поражают запасом слов и знанием из разных областей, но демонстрируют невысокие результаты языкового тестирования. Реализованные учащиеся не только обладают способностями, но и реализуют их в своем труде. Они еще в школе начинают учить второй и даже третий иностранный язык, много трудятся и обгоняют других по тестовым показателям. Реализованных есть за что хвалить. Способных, но не реализованных учащихся, можно сравнить с теми, кто разбогател получив наследство от родителей и потратил его впустую.
Это действительно ценное уточнение. Я в этом ключе проблему для себя еще не рассматривала. Получается, что нельзя принижать роль языкового тестирования? Оно главное мерило? (то, что вы писали про тесты на сайте, я читала)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это действительно ценное уточнение. Я в этом ключе проблему для себя еще не рассматривала. Получается, что нельзя принижать роль языкового тестирования? Оно главное мерило? (то, что вы писали про тесты на сайте, я читала)

 

Принижать роль языкового тестирования я бы не стал, хотя объективность оценки возрастает, если дополнить результаты теста материалами портфолио ученика (результаты за прошлые тесты, выполненные проекты, написанные эссе и проч). Интересно, что возросло количество зарубежных публикаций, посвященных опыту оценивания знаний учащихся учителем (за границей учителя оценку практически не ставят). Проблема в том, что тесты сейчас такие, какие способна создать наука. Анализ показывает, что эти тесты пока еще несовершенны и иногда измеряет силу нервной системы, а не языковую подготовку ученика. Конкретный случай из ЕГЭ этого года: выпускник школы с углубленным изучением английского языка, имеющий все годы (!) твердую четверку, сдал единый экзамен по английскому языку на 35 баллов. Причина - у парня есть медицинские проблемы с нервной системой и он быстро истощается. Ему нужны частые перерывы. Стандартизованное для всех тестирование это никак не учитывает. Получается, что баллы ЕГЭ - это еще и оценка психического здоровья учащихся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Конкретный случай из ЕГЭ этого года: выпускник школы с углубленным изучением английского языка, имеющий все годы (!) твердую четверку, сдал единый экзамен по английскому языку на 35 баллов. Причина - у парня есть медицинские проблемы с нервной системой и он быстро истощается. Ему нужны частые перерывы. Стандартизованное для всех тестирование это никак не учитывает. Получается, что баллы ЕГЭ - это еще и оценка психического здоровья учащихся.

А есть ли какие-то возможности, чтобы особенности таких детей учитывались?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А есть ли какие-то возможности, чтобы особенности таких детей учитывались?

 

Языковое тестирование фактически измеряет языковую личность, хотя изначально тестовым конструктом считалась коммуникативня компетенция. Нет, сегодня стандартизованные тесты не могут учитывать особенности личности учащихся. Разработчики тестов декларируют, что их контрольно-измерительные материалы тестируют уровень овладения языком. Фактически же на результаты влияют и типологические свойства нервной системы, и общий кругозор, и принадлежность к той или иной субкультуре, и мотивация, и индивидуальные смысл тестирования и многое другое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Языковое тестирование фактически измеряет языковую личность, хотя изначально тестовым конструктом считалась коммуникативня компетенция. Нет, сегодня стандартизованные тесты не могут учитывать особенности личности учащихся. Разработчики тестов декларируют, что их контрольно-измерительные материалы тестируют уровень овладения языком. Фактически же на результаты влияют и типологические свойства нервной системы, и общий кругозор, и принадлежность к той или иной субкультуре, и мотивация, и индивидуальные смысл тестирования и многое другое.
Строго говоря, указанные вами факторы влияют на любой вид контроля, поэтому на обычном устном экзамене ученики обычно отвечают хуже. чем на уроке. Но по своему школьно-институтскому опыту знаю, что нервная система тренируется, и если во время сессии на первом курсе болели все зубы (визит к врачу откладывался до конца сессии, а когда она заканчивалась, идти было не с чем), уже на втором курсе экзамены стали обыденностью, следовательно, моральное состояние, а с ним и оценки стали лучше. Наша администрация в этом году очень хорошо придумала: у нас одиннацатиклассники писали ЕГЭ по русскому и по математике в конце каждой четверти ( с разными вариантами, вскрытием пакетов на глазах у детей и т.д.), а в конце третьей четверти все сдавали еще и те экзамены (в той же форме), которые им предстояло сдавать в конце года. Интересно, что единственная ученица, сдававшая в этом году ЕГЭ по АЯ в нашей школе, получила практически одинаковые баллы и на школьном, и на основном экзамене. Мне кажется, что последние ужасные случаи (ученик умер от сердечного приступа по дороге на экзамен, дети на экзамене теряли сознание) - результат неграмотной психологической подготовки учащихся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Строго говоря, указанные вами факторы влияют на любой вид контроля, поэтому на обычном устном экзамене ученики обычно отвечают хуже. чем на уроке. Но по своему школьно-институтскому опыту знаю, что нервная система тренируется, и если во время сессии на первом курсе болели все зубы (визит к врачу откладывался до конца сессии, а когда она заканчивалась, идти было не с чем), уже на втором курсе экзамены стали обыденностью, следовательно, моральное состояние, а с ним и оценки стали лучше. Наша администрация в этом году очень хорошо придумала: у нас одиннацатиклассники писали ЕГЭ по русскому и по математике в конце каждой четверти ( с разными вариантами, вскрытием пакетов на глазах у детей и т.д.), а в конце третьей четверти все сдавали еще и те экзамены (в той же форме), которые им предстояло сдавать в конце года. Интересно, что единственная ученица, сдававшая в этом году ЕГЭ по АЯ в нашей школе, получила практически одинаковые баллы и на школьном, и на основном экзамене. Мне кажется, что последние ужасные случаи (ученик умер от сердечного приступа по дороге на экзамен, дети на экзамене теряли сознание) - результат неграмотной психологической подготовки учащихся.

 

Да, любой экзамен - это тренировка нервной системы. Поэтому идея проводить экзамены в формате ЕГЭ, начиная с начальной школы, в целом правильная. Я бы вообще ввел систему единых экзаменов сначала в начальной школе, а потом постепенно "поднял" бы этот стандартизованный экзамен до выпускного 11-го класса. Тогда бы и срывов, и ошибок и недоработок было бы горазде меньше. Да и учащиеся с родителями постепенно привыкли бы к этой практике стандартизованного экзамена. Уменьшился бы риск "социального сопротивления".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, любой экзамен - это тренировка нервной системы. Поэтому идея проводить экзамены в формате ЕГЭ, начиная с начальной школы, в целом правильная. Я бы вообще ввел систему единых экзаменов сначала в начальной школе, а потом постепенно "поднял" бы этот стандартизованный экзамен до выпускного 11-го класса. Тогда бы и срывов, и ошибок и недоработок было бы горазде меньше. Да и учащиеся с родителями постепенно привыкли бы к этой практике стандартизованного экзамена. Уменьшился бы риск "социального сопротивления".
Хотелось бы узнать больше в вашем изложении про языковую личность. Вы упоминали об этом недавно вскользь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хотелось бы узнать больше в вашем изложении про языковую личность. Вы упоминали об этом недавно вскользь.

 

Языковая личность - конструкт, используемый для описания человека, овладевающего родным языком (первичная языковая личность) и иностранным языком (вторичная языковая личность). Главным компонентом языковой личности является коммуникативная компетенция. Другими, не менее важными компонентами, можно считать все врожденные, а также прижизненно приобретенные и социально обусловленные свойства личности, включая свойства высшей нервной деятельности, языковые способности, мотивы изучения языка, сферы активного общения, опыт изучения иностранного языка, мировоззрение и круг интересов, профессиональную направленность и др. Как показывает опыт, языковое тестирование измеряет не только коммуникативную компетенцию, но также и некоторые компоненты языковой личности, включая свойства высшей нервной деятельности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это очень точное наблюдение. Действительно, способности нередко обусловливают небрежность, так как данная от природы быстрота овладения той или иной областью знаний или деятельности не оставляет места для "полировки ботинка". Это наблюдается и у талантливых художников, у которых детали картины тщательно выписывают менее способные ученики, и у способных музыкантов, проводящих за инструментом минуты, вместо часов (как требует учительница или мама) и у изучающих иностранные языки и у многих других. Вместе с тем, способности не исключают тщательности, но это качество проявляется вместе с мотивацией всего себя отдать выбранному делу. Именно в этих случаях и получаются уникально высокие результаты. Иначе способности могут пропасть. Неспособные учащиеся могут получить высокие результаты за счет своих нравственно-волевых качеств (старательности). Вся беда в том, что такие учащиеся могут лишь успешно воспроизводить хорошо усвоенное. В новых ситуациях они всегда бессильны. Здесь нужны способности. Каждому свое.

 

Зато у них есть талант УЧИТЬСЯ - а это всем талантам -талант! :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Меня давно интересует следующий вопрос как преподавателя языковых курсов:

при приеме в муз школы проверяют слух, голосовые данные еще что-то, при приеме в балетную отбор еще строже, тоже с другими проф школами, готовящими с детства.

А языковая школа? С одной стороны, языком пользуются все, т.к. он обеспечивает все виды или почти все деятельности. Но нельзя не признать что есть способные к языкам и к сож-ю нет. Прослеживается зависимость с качеством использования родного языка и усвоением/использованием ИЯ. Люди, пользующиеся родным творчески (имею в виду богатство языка, способное облечь в слова нестандартное мышление), много читающие, хватающие на лету интересные выражения, подмечающие и ценящие авторское речетворчество, обычно усваивают и ИЯ также творчески, "пропуская через себя", говорят пробежками, и даже если грамматика "соскальзывает", они отдают себе в этом отчет и постепенно исправляются.Обладают пресловутым "чувтством" языка. В связи с этим, меня интересует следующее:

Есть ли тест (простите,это слово уже скоро станет ругательным) или метод выявления ОБЩИХ языковых способностей как на раннем этапе так и на более позднем, в том числе для взрослых? помните - «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»? или "яростно спать"? может на основе подобных и других "игрушек" проверить языковые способности и набирать в "способные" группы и наслаждаться общением-обучением с любителями языка? Господи, хоть одну такую относительно однородную группу провести, это же просто экстаз како-то...

С 3-ей стороны любовь, ну или хоть внимание к языку можно развить...Но далеко не у всех...а учить надо всех...НО с позиции языковой школы или профильных классов - всех ли? Да, но языковой школе и репетитору еще денег заработать надо...как же совместить :rolleyes:

Но тест-то есть такой? Или стоит разработать, ну хоть в качестве эксперимента...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Меня давно интересует следующий вопрос как преподавателя языковых курсов:

при приеме в муз школы проверяют слух, голосовые данные еще что-то, при приеме в балетную отбор еще строже, тоже с другими проф школами, готовящими с детства.

А языковая школа? С одной стороны, языком пользуются все, т.к. он обеспечивает все виды или почти все деятельности. Но нельзя не признать что есть способные к языкам и к сож-ю нет. Прослеживается зависимость с качеством использования родного языка и усвоением/использованием ИЯ. Люди, пользующиеся родным творчески (имею в виду богатство языка, способное облечь в слова нестандартное мышление), много читающие, хватающие на лету интересные выражения, подмечающие и ценящие авторское речетворчество, обычно усваивают и ИЯ также творчески, "пропуская через себя", говорят пробежками, и даже если грамматика "соскальзывает", они отдают себе в этом отчет и постепенно исправляются.Обладают пресловутым "чувтством" языка. В связи с этим, меня интересует следующее:

Есть ли тест (простите,это слово уже скоро станет ругательным) или метод выявления ОБЩИХ языковых способностей как на раннем этапе так и на более позднем, в том числе для взрослых? помните - «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»? или "яростно спать"? может на основе подобных и других "игрушек" проверить языковые способности и набирать в "способные" группы и наслаждаться общением-обучением с любителями языка? Господи, хоть одну такую относительно однородную группу провести, это же просто экстаз како-то...

С 3-ей стороны любовь, ну или хоть внимание к языку можно развить...Но далеко не у всех...а учить надо всех...НО с позиции языковой школы или профильных классов - всех ли? Да, но языковой школе и репетитору еще денег заработать надо...как же совместить :rolleyes:

Но тест-то есть такой? Или стоит разработать, ну хоть в качестве эксперимента...

В журнале "Мир психологии" в 2009 году должна выйти моя статья о языковых способностях. Там рассматривается эта проблема и описывается опыт психологического тестирования с использованием "искусственного" языка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В журнале "Мир психологии" в 2009 году должна выйти моя статья о языковых способностях. Там рассматривается эта проблема и описывается опыт психологического тестирования с использованием "искусственного" языка.

Спасибо. Можно прочитать этот журнал онлайн?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, любой экзамен - это тренировка нервной системы. Поэтому идея проводить экзамены в формате ЕГЭ, начиная с начальной школы, в целом правильная. Я бы вообще ввел систему единых экзаменов сначала в начальной школе, а потом постепенно "поднял" бы этот стандартизованный экзамен до выпускного 11-го класса. Тогда бы и срывов, и ошибок и недоработок было бы горазде меньше. Да и учащиеся с родителями постепенно привыкли бы к этой практике стандартизованного экзамена. Уменьшился бы риск "социального сопротивления".

 

Да, любой зкзамен -это тренировка нервной системы.... Более чем правильно сказать нельзя... Только вот экзамены у нас проходят не на уровне... В прошлом году один мой ученик сказал что уже ЕГЭ можно списать... Он видел как одному ученику дали ответы на его вариант... А экзамен в школе мы все знаем как проходит... Надо учить учителей и руководителей школ создать все необходимые условия для успешнего проведения зкзамена...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×