Перейти к содержимому
OlgaDemidova

Каких тем не хватает в программе

Рекомендуемые сообщения

Несколько дней назад на писала на форуме что, на мой взгляд, в Примерно программе есть темы, которые детям не просто не интересны, а даже лишние, а некоторых тем не хватает. Обещала позже написать подробнее, а сейчас не могу вспомнить где писала. Надеюсь, модераторы меня не сильно будут ругать если открою для этого новую темы.

Итак, мне кажется, что у нас само содержание обучения английскому языку в школе не всегда отражает не только интересы, но и потребности современных школьников. Иногда, правда, дело не в темах, а в том, как они подаются в учебниках, но все-таки какие-то темы мне кажутся лишними, а какие-то я бы включила для современных детей. Плюс некоторые темы хорошо бы изучать Я понимаю, что любая информация когда-то в жизни может пригодиться, но все же... 

Итак, вот темы из примерной программы для 5-9 классов и мои комментарии:

Предметное содержание речи

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. Решение конфликтных ситуаций чаще всего в учебниках сводится к конфликтам между поколениями. А мне кажется, что в этом возрасте важнее учить детей что такое bullying и как с ним бороться, как избегать конфликтов со сверстниками и почему конфликты могут привести к серьезным последствиям и наказаниям. Сама формулировка темы этого не запрещает, но вот в учебниках учат у нас больше по старинке как не ссориться с родителями. 

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Здесь мне очень не хватает обсуждений компьютерных игр (это тоже серьезное увлечение для многих!), конструирования и тому подобных вещей, в том числе творческих. А вот с театром я бы не торопилась: для многих в этом возрасте театр вещь неинтересная и непонятная, интерес к театру надо воспитывать с детства на детских спектаклях и продолжать в возрасте постарше, в выпускных классах, на примерах важных для подростков тем о поиске жизненного пути. В 5-9 классах большинству детей, особенно в некрупных городах, тема театра неинтересна и не слишком полезна. Хотя конечно, тут каждый по своему классу судит. Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. А в старших классах я бы добавила тему о том, как учить детей управлять своими финансами (не только покупки, но и экономия, банковские вклады и т.д. - на понятном старшеклассникам уровне, конечно)

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками Для многих школьников понятие переписки уже безнадежно устарело. Зачем переписываться если можно сделать видеозвонок? А учить общению по видео (как раньше по телефону) мы не очень-то учим. Тему переписки я бы подала шире, как разные способы общения, в том числе с применением технических средств (это и письмо по электронной почте - например, запрос информации, это видеозвонок, это видеочаты и опасности общения в интернете и правила поведения там. Все это гораздо шире, чем переписка и намного нужнее ученикам, а иногда и нам, взрослым). Каникулы в различное время года.

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет) Здесь я бы сделала упор на критическое мышление: почему не всякой информации нужно и можно доверять, как информацию проверить, как сопоставить разные источники. У детей просто беда с критическим мышлением. А вот радио они воспринимают только как музыкальные станции, а не как источники информации, про радио надо либо минимально говорить (а как не говорить? Программа-то требует!) или показывать какие бывают интересные передачи в виде подкастов.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

 

Не уверена, что я тут отражаю чье-то мнение кроме своего собственного, было бы очень интересно сравнить какие темы интересны ученикам в других классах, а какие совсем не вызывают интереса своей формулировкой или подачей в учебнике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько дней назад на писала на форуме что, на мой взгляд, в Примерно программе есть темы, которые детям не просто не интересны, а даже лишние, а некоторых тем не хватает. Обещала позже написать подробнее, а сейчас не могу вспомнить где писала. Надеюсь, модераторы меня не сильно будут ругать если открою для этого новую темы.

Итак, мне кажется, что у нас само содержание обучения английскому языку в школе не всегда отражает не только интересы, но и потребности современных школьников. Иногда, правда, дело не в темах, а в том, как они подаются в учебниках, но все-таки какие-то темы мне кажутся лишними, а какие-то я бы включила для современных детей. Плюс некоторые темы хорошо бы изучать Я понимаю, что любая информация когда-то в жизни может пригодиться, но все же... 

Итак, вот темы из примерной программы для 5-9 классов и мои комментарии:

Предметное содержание речи

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. Решение конфликтных ситуаций чаще всего в учебниках сводится к конфликтам между поколениями. А мне кажется, что в этом возрасте важнее учить детей что такое bullying и как с ним бороться, как избегать конфликтов со сверстниками и почему конфликты могут привести к серьезным последствиям и наказаниям. Сама формулировка темы этого не запрещает, но вот в учебниках учат у нас больше по старинке как не ссориться с родителями. 

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Здесь мне очень не хватает обсуждений компьютерных игр (это тоже серьезное увлечение для многих!), конструирования и тому подобных вещей, в том числе творческих. А вот с театром я бы не торопилась: для многих в этом возрасте театр вещь неинтересная и непонятная, интерес к театру надо воспитывать с детства на детских спектаклях и продолжать в возрасте постарше, в выпускных классах, на примерах важных для подростков тем о поиске жизненного пути. В 5-9 классах большинству детей, особенно в некрупных городах, тема театра неинтересна и не слишком полезна. Хотя конечно, тут каждый по своему классу судит. Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. А в старших классах я бы добавила тему о том, как учить детей управлять своими финансами (не только покупки, но и экономия, банковские вклады и т.д. - на понятном старшеклассникам уровне, конечно)

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками Для многих школьников понятие переписки уже безнадежно устарело. Зачем переписываться если можно сделать видеозвонок? А учить общению по видео (как раньше по телефону) мы не очень-то учим. Тему переписки я бы подала шире, как разные способы общения, в том числе с применением технических средств (это и письмо по электронной почте - например, запрос информации, это видеозвонок, это видеочаты и опасности общения в интернете и правила поведения там. Все это гораздо шире, чем переписка и намного нужнее ученикам, а иногда и нам, взрослым). Каникулы в различное время года.

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет) Здесь я бы сделала упор на критическое мышление: почему не всякой информации нужно и можно доверять, как информацию проверить, как сопоставить разные источники. У детей просто беда с критическим мышлением. А вот радио они воспринимают только как музыкальные станции, а не как источники информации, про радио надо либо минимально говорить (а как не говорить? Программа-то требует!) или показывать какие бывают интересные передачи в виде подкастов.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

 

Не уверена, что я тут отражаю чье-то мнение кроме своего собственного, было бы очень интересно сравнить какие темы интересны ученикам в других классах, а какие совсем не вызывают интереса своей формулировкой или подачей в учебнике.

Да, тематика постоянно вызывает  желание скорректировать. Но как начинаешь думать, что же  и как  корректировать, сразу тонешь. 

Отношения между поколениями - вещь одинаково злободневная уже тысячелетиями. Отношения  в коллективе - это скорее всего к теме "Мои друзья" и "Школа". Для подростка - это совершенно разные миры существования.

 А про театры обязательно надо говорить - их посещение такое дорогое удовольствие, что, реально, дети могут и не понимать и не ведать, что такой вид искусства есть - и театр - это взгляд на нас самих  со стороны.  А некоторым еще и не доехать до тех театральных мест.

 Я часто задавалась вопроом, а что  написать про компьютерные игры, кроме самых общих слов, Их такая прорва, и, по большому счету,  они в массе своей одинаковые ходилки, стрелялки, гонки , в основном, завлекающие детей и взрослых Язык этих игр гораздо беднее  словаря Эллочки-людоедки, и мне не хотелось бы, чтобы детям  стало его достаточно для общения в жизни.  

 Мне кажется, что вопрос скорее в том, что Вы  сами отметили - Подача тем, наиболее интересные аспекты, какие-то новые моменты в любой из них есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, тематика постоянно вызывает  желание скорректировать. Но как начинаешь думать, что же  и как  корректировать, сразу тонешь. 

Отношения между поколениями - вещь одинаково злободневная уже тысячелетиями. Отношения  в коллективе - это скорее всего к теме "Мои друзья" и "Школа". Для подростка - это совершенно разные миры существования.

 А про театры обязательно надо говорить - их посещение такое дорогое удовольствие, что, реально, дети могут и не понимать и не ведать, что такой вид искусства есть - и театр - это взгляд на нас самих  со стороны.  А некоторым еще и не доехать до тех театральных мест.

 Я часто задавалась вопроом, а что  написать про компьютерные игры, кроме самых общих слов, Их такая прорва, и, по большому счету,  они в массе своей одинаковые ходилки, стрелялки, гонки , в основном, завлекающие детей и взрослых Язык этих игр гораздо беднее  словаря Эллочки-людоедки, и мне не хотелось бы, чтобы детям  стало его достаточно для общения в жизни.  

 Мне кажется, что вопрос скорее в том, что Вы  сами отметили - Подача тем, наиболее интересные аспекты, какие-то новые моменты в любой из них есть.

Да. Подача темы - это главное. Можно любую тему "подать как текст для заучивания". И тогда начинается то самое, что лежит в основе методики, обреченной где-то на забвение, а где-то, к сожалению, на процветание. Где, не уточняю. Скажу только, что некоторые и технике чтения обучают через "выучи и ответь". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 Я часто задавалась вопроом, а что  написать про компьютерные игры, кроме самых общих слов, Их такая прорва, и, по большому счету,  они в массе своей одинаковые ходилки, стрелялки, гонки , в основном, завлекающие детей и взрослых Язык этих игр гораздо беднее  словаря Эллочки-людоедки, и мне не хотелось бы, чтобы детям  стало его достаточно для общения в жизни.  

 Мне кажется, что вопрос скорее в том, что Вы  сами отметили - Подача тем, наиболее интересные аспекты, какие-то новые моменты в любой из них есть.

Я бы не про язык игр с учениками говорила бы, а про их типы и влияние. Сначала поговорила бы с учениками о том, какие типы игр бывают, кто какие предпочитает и за что. Задание - сделать презентацию любимой игры. Если любимой игры нет (но такого практически не бывает), то описать игру так, чтобы остальные отгадали ее тип. Затем поговорила бы о пользе и вреде от компьютерных игр. Польза в том, чему они могут научить, а вред в addiction. И в завершение - проект в микрогруппах: придумать идею новой игры и представить ее одноклассникам. Можно нарисовать персонажей, описать правила и преимущества и кому такая игра будет интересна. Тип игры можно распределить по микрогруппам либо позволить выбрать. 3-4 урока на всю тему уже достаточно было бы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как быть тем, кто не играет? И к тому же, сейчас уже довольно много детей, не смотрящих тв. Как правило, если есть интернет, телевизор не смотрят или смотрят очень мало. Им порой совсем нечего бывает сказать на эту тему. Даже слово "мыльная опера" им, например, ничего не говорит, потому что если они смотрят сериалы, то такие, что их уже мыльными операми не назовешь.

Изменено пользователем engtea4er

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как быть тем, кто не играет? И к тому же, сейчас уже довольно много детей, не смотрящих тв. Как правило, если есть интернет, телевизор не смотрят или смотрят очень мало. Им порой совсем нечего бывает сказать на эту тему. Даже слово "мыльная опера" им, например, ничего не говорит, потому что если они смотрят сериалы, то такие, что их уже мыльными операми не назовешь.

Я пока еще не встречала ни одного ученика в 5-9 классах, который не играл бы в компьютерные или мобильные игры. Про ТВ согласна, телевидение постепенно уходит в прошлое и современным детям становится все менее интересно. В этом плане есть интересный урок в, кажется, New Millennium English, называется TV turn-off week turns me on. Если раньше ученикам идея такой недели не нравилась, то сейчас все больше говорят "И правильно, а что тут такого? Все равно ничего хорошего по ТВ не посмотришь".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я пока еще не встречала ни одного ученика в 5-9 классах, который не играл бы в компьютерные или мобильные игры. Про ТВ согласна, телевидение постепенно уходит в прошлое и современным детям становится все менее интересно. В этом плане есть интересный урок в, кажется, New Millennium English, называется TV turn-off week turns me on. Если раньше ученикам идея такой недели не нравилась, то сейчас все больше говорят "И правильно, а что тут такого? Все равно ничего хорошего по ТВ не посмотришь".

А таких детей  вижу каждый день, они не играют  на компьютере, многие и не имеют либо компьютера, либо планшета, либо доступа к ним, что в Москве чаще). . Остаются телефоны с мелким экраном, а это сплошной вред, да еще не всякую игру потянут.

 Зато многие слушают/смотрят музыку, клипы. Единицы  читают  электронные книги. Тут с книгами, правда, дело в том, что вообще мало читают.  Но это не значит, что на уроке английского языка дети не должны узнавать об эволюции гаджетизации жизни человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А таких детей  вижу каждый день, они не играют  на компьютере, многие и не имеют либо компьютера, либо планшета, либо доступа к ним, что в Москве чаще). . Остаются телефоны с мелким экраном, а это сплошной вред, да еще не всякую игру потянут.

 Зато многие слушают/смотрят музыку, клипы. Единицы  читают  электронные книги. Тут с книгами, правда, дело в том, что вообще мало читают.  Но это не значит, что на уроке английского языка дети не должны узнавать об эволюции гаджетизации жизни человека.

Дискуссия показывает, что важнее не тема, а проблема для обсуждения, причем, с существующими противоречиями, неожиданными поворотами и странными аргументами. Все это стимулирует мысль. А если говорить только правильные вещи, то очень легко скатиться к банальности, что мы нередко и наблюдаем в ответах наших детей и, в частности, в эссе, где очень не хватает "глотка свежей мысли". Так учим наверное, что мысль спит и идеи неинтересные. Так наверное безопаснее для оценки на экзамене. Все темы в программе предусматривать вряд ли возможно. Жизнь подбрасывает все новые и новые темы. Примерная тематика всегда примерная. Но направление обсуждения действительно интересное. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дискуссия показывает, что важнее не тема, а проблема для обсуждения, причем, с существующими противоречиями, неожиданными поворотами и странными аргументами. Все это стимулирует мысль. А если говорить только правильные вещи, то очень легко скатиться к банальности, что мы нередко и наблюдаем в ответах наших детей и, в частности, в эссе, где очень не хватает "глотка свежей мысли". Так учим наверное, что мысль спит и идеи неинтересные. Так наверное безопаснее для оценки на экзамене. Все темы в программе предусматривать вряд ли возможно. Жизнь подбрасывает все новые и новые темы. Примерная тематика всегда примерная. Но направление обсуждения действительно интересное. 

 

Я привожу аргументы в защиту принципа общего  рассмотрения любой наиболее популярной повседневной часто возникающей в разговорах темы.  И также в поддержку чрезмерной конкретики отдельных тем, например  компьютерных игр.  С чем я сталкиваюсь на практике: очень многие дети не умеют РАБОТАТЬ на компьютере, просто создавать документ в Word.  Умение играть  в ходилки, стрелялки, набирать там бонусы, жизни и оружие, никак не учит их создавать собственный продукт.   Перекос тут.

Многие дети не получают доступа к сети по решению родителей, кстати. Вслед за родителями, уже и ученые начинают видеть  постоянное сидение в сети в качестве серьезного фактора ускорившегося распространения СДВ  у детей, быстрой утомляемости и расконцентрации.

 Все это надо учитывать в нашей работе.

 Это тоже может стать аргументом  в эссе о пользе/вреде  интернета.  :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, одной из проблем с Примерной программой является то, что если какая-то тема в ней есть, то она обязана быть в учебнике. С этой точки зрения программа вовсе даже не примерная. А вот как подать тему, сколько содержания включить - решает автор. А затем уже сам учитель определяет достаточно ли этого материала или нет, нужно ли его дополнять или сокращать. Мне, например, на семинарах многие учителя жаловались что в учебниках Enjoy English для старших классов "слишком много времени уделяется проблеме конфликтов и ученикам скучно". А другие учителя говорили что у них этот же материал идёт хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, одной из проблем с Примерной программой является то, что если какая-то тема в ней есть, то она обязана быть в учебнике. С этой точки зрения программа вовсе даже не примерная. А вот как подать тему, сколько содержания включить - решает автор. А затем уже сам учитель определяет достаточно ли этого материала или нет, нужно ли его дополнять или сокращать. Мне, например, на семинарах многие учителя жаловались что в учебниках Enjoy English для старших классов "слишком много времени уделяется проблеме конфликтов и ученикам скучно". А другие учителя говорили что у них этот же материал идёт хорошо.

Именно поэтому  практически во всех странах в учебниках  иностранных языков, по сути, присутствует  набор  одинаковых тем, наиболее употребительных  в повседневной жизни. И именно она, повседневная жизнь  и сами ученики, частенько подсказывают учителям, чему в рамках той или иной темы уделить  внимания побольше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Именно поэтому  практически во всех странах в учебниках  иностранных языков, по сути, присутствует  набор  одинаковых тем, наиболее употребительных  в повседневной жизни. И именно она, повседневная жизнь  и сами ученики, частенько подсказывают учителям, чему в рамках той или иной темы уделить  внимания побольше.

Да. Жизнь и жизненно важные направления общения есть та самая главная "основная программа" в обучении общению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×