Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Компетенции для успеха учителя

Рекомендуемые сообщения

Существует множество определений понятия "компетенция" - от мотивов до навыков. Такая ситуация осложняется еще и тем, что не всегда учитывается различие между "компетенцией" и "компетентностью". Все больше утверждается мнение о том, что "компетенции" - это усвоенные стратегии успеха в демонстрируемых областях эффективной деятельности. В отличие от компетенций, "компетентность" в той или иной области деятельности представляет собой интеграцию компетенций. Если "знания", "навыки" и "умения" обычно характеризуют успешность учебной деятельности, но компетентность/компетенции - профессиональной.

 

Для успешного функционирования учителя, необходимо овладение как минимум тремя группами компетенций: ключевыми, предметными и специальными.

 

Ключевые компетенции характеризуют деятельность любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Так, любому учителю важно формировать знания, проектировать достижение педагогических целей и контролировать учебные результаты. Важно также искать информацию, демонстрировать теоретические и практические знания, пользоваться наглядно-графическими средствами (сегодня - компьютерные технологии). Необходимо сотрудничать, соперреживать и лидировать во взаимоотношениях с учащимися. Все это - ключи к успешному преподаванию и воспитанию.

 

Предметные компетенции учителя (иностранных языков) - более специфичны. Нужно осуществлять коммуникативную деятельность, применять учебные технологии с оборудованием и без него, тестировать учащихся. Требуется грамотно применять имеющиеся учебно-методические пособия, разрабатывать недостающие материалы и рецензировать разработки коллег. Актуально способствовать успеху учащихся, оптимизировать взаимоотношения между ними и создавать условия для развития каждого (без исключений!)или хотя бы не мешать индивидуальному развитию.

 

Специфические компетенции учителя нужны для работы в профильных классах, что требует владения программой, профильными знаниями (не только языка, но и области знаний), активно налаживать межпредметные связи. Специфические компетенции предполагают успешную работу с "трудными" учащимися, что обеспечивается умелым социальным взаимодействием с ребенком и семьей, грамотной диагностикой источника проблемы и целенаправленным развитием познавательной деятельности (в пределах реального). Специальные компетенции учителя могут в отдельных случаях включать участие в авторских коллективах, для чего нужно создавать материалы, редактировать их и пилотировать на экспериментальных площадках. Специальные компетенции проявляются нередко во внеурочной деятельности в форме "креатива", организации внеклассной работы и стимулирования учащихся.

 

Как видим, компетенции учителя иностранных языков (ключевые, предметные и специальные) означают, что к специалисту предъявляются высокие требования, но их выполнение вполне реально. Есть много учителей, которые соответствуют своей профессии в полной мере. В любом случае, не мешает измерить свои компетенции хотя бы в форме самооценки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для успешного функционирования учителя, необходимо овладение как минимум тремя группами компетенций: ключевыми, предметными и специальными.

Есть много учителей, которые соответствуют своей профессии в полной мере. В любом случае, не мешает измерить свои компетенции хотя бы в форме самооценки.

В настоящее время к учителю предъявляются очень высокие, если не сказать, жесткие требования. Это вызвано происходящей реформой школы, введенем новых форм аттестации учителя, требованиями к повышению качества образования. При этом возникает вопрос - кто и как будет измерять компетенции учителя? Если это коллега - результат будет один. Если администратор - результат будет другой. Если независимый эксперт - результат может быть шокирующим, и в положительном, и в отрицательном смысле. Ни для кого не секрет, что существуют такие понятия, как корпоративность, незыблемые авторитеты, искусственно полученные высокие результаты. Ну а качество образования - это отдельный очень сложный и противоречивый, мало исследованный вопрос без ответа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В настоящее время к учителю предъявляются очень высокие, если не сказать, жесткие требования. Это вызвано происходящей реформой школы, введенем новых форм аттестации учителя, требованиями к повышению качества образования. При этом возникает вопрос - кто и как будет измерять компетенции учителя? Если это коллега - результат будет один. Если администратор - результат будет другой. Если независимый эксперт - результат может быть шокирующим, и в положительном, и в отрицательном смысле. Ни для кого не секрет, что существуют такие понятия, как корпоративность, незыблемые авторитеты, искусственно полученные высокие результаты. Ну а качество образования - это отдельный очень сложный и противоречивый, мало исследованный вопрос без ответа.

С одной стороны измерить компетенции учителя трудно, а с другой - легко. Трудно, если придумывать тесты, схемы наблюдений и самонаблюдений, портфолио и проч. Легко, если вспомнить, что компетенции - это наглядно демонстрируемые области успеха. Пусть учитель продемонстрирует то, что он может успешно делать и этого будет достаточно для вывода о профессиональной компетентности специалиста. А что нельзя продемонстрировать, не стоит и упоминать. Фантазии здесь излишни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а если разработать критерии?

Сначала нужно определить "области демонстрации успеха", потом - критерии их оценки. Тогда можно будет оценивать компетенции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Существует множество определений понятия "компетенция" - от мотивов до навыков. Такая ситуация осложняется еще и тем, что не всегда учитывается различие между "компетенцией" и "компетентностью". Все больше утверждается мнение о том, что "компетенции" - это усвоенные стратегии успеха в демонстрируемых областях эффективной деятельности. В отличие от компетенций, "компетентность" в той или иной области деятельности представляет собой интеграцию компетенций. Если "знания", "навыки" и "умения" обычно характеризуют успешность учебной деятельности, но компетентность/компетенции - профессиональной.

 

Для успешного функционирования учителя, необходимо овладение как минимум тремя группами компетенций: ключевыми, предметными и специальными.

 

Ключевые компетенции характеризуют деятельность любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Так, любому учителю важно формировать знания, проектировать достижение педагогических целей и контролировать учебные результаты. Важно также искать информацию, демонстрировать теоретические и практические знания, пользоваться наглядно-графическими средствами (сегодня - компьютерные технологии). Необходимо сотрудничать, соперреживать и лидировать во взаимоотношениях с учащимися. Все это - ключи к успешному преподаванию и воспитанию.

 

Предметные компетенции учителя (иностранных языков) - более специфичны. Нужно осуществлять коммуникативную деятельность, применять учебные технологии с оборудованием и без него, тестировать учащихся. Требуется грамотно применять имеющиеся учебно-методические пособия, разрабатывать недостающие материалы и рецензировать разработки коллег. Актуально способствовать успеху учащихся, оптимизировать взаимоотношения между ними и создавать условия для развития каждого (без исключений!)или хотя бы не мешать индивидуальному развитию.

 

Специфические компетенции учителя нужны для работы в профильных классах, что требует владения программой, профильными знаниями (не только языка, но и области знаний), активно налаживать межпредметные связи. Специфические компетенции предполагают успешную работу с "трудными" учащимися, что обеспечивается умелым социальным взаимодействием с ребенком и семьей, грамотной диагностикой источника проблемы и целенаправленным развитием познавательной деятельности (в пределах реального). Специальные компетенции учителя могут в отдельных случаях включать участие в авторских коллективах, для чего нужно создавать материалы, редактировать их и пилотировать на экспериментальных площадках. Специальные компетенции проявляются нередко во внеурочной деятельности в форме "креатива", организации внеклассной работы и стимулирования учащихся.

 

Как видим, компетенции учителя иностранных языков (ключевые, предметные и специальные) означают, что к специалисту предъявляются высокие требования, но их выполнение вполне реально. Есть много учителей, которые соответствуют своей профессии в полной мере. В любом случае, не мешает измерить свои компетенции хотя бы в форме самооценки.

Отвечаю на вопросы о компетенциях и компетентности. Компетентность всегда состоит из компетенций. Поэтому в плане нужно расписывать компетенции. Они прекрасно представлены в конструкте коммуникативной компетенции, которую правильнее бы назвать коммуникативная компетентность, поскольку она состоит из лингвистической, дискурсивной, прагматической, стратегической и социокультурной компетенций. Самыми распространенными являются лингвистическая компетенция (владение лексикой и грамматикой) и социокультурная компетенция (владение знаниями и умениями для функционирования в неродной культуре). Дискурсивная компетенция - это работа со связными высказываниями. Прагматическая компетенция - это понимание текста на слух или в чтении. Стратегическая компетенция - это достижение коммуникативной цели, а не просто формальное высказывание. Вот в этой структуре вы и пишите, чему вы собираетесь обучать в "конкретной колонке" учебного плана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Отвечаю на вопросы о компетенциях и компетентности. Компетентность всегда состоит из компетенций. Поэтому в плане нужно расписывать компетенции. Они прекрасно представлены в конструкте коммуникативной компетенции, которую правильнее бы назвать коммуникативная компетентность, поскольку она состоит из лингвистической, дискурсивной, прагматической, стратегической и социокультурной компетенций...

 

Радислав Петрович, в интернете (видимо, и в литературе) наиболее внятное сопоставление понятий "коммуникативная компетентность" и "коммуникативная компетенция" находится у Вас в этом форуме. Видимо, можно так же ссылаться на Зимнюю, рассматривающую компетентность в общении в комплексе ключевых социальных компетентностей и определяющую их с позиций системного подхода как «элементы целостной системы личностных свойств человека». Мне представляется термин "коммуникативная компетентность" (как цель, которую нужно достичь, как личностный ресурс) более правильным для анализа формирования коммуникативно-речевой деятельности. Хотелось бы сослаться, в том числе, на Ваши работы. Вот в этой теме http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=280

Вы даёте ссылку на следующую Вашу публикацию:

Applied Linguistics at the University of Tambov.

Однако, в указанной публикации такого толкования понятий я не обнаружила. Подскажите, пожалуйста, название Вашей печатной работы (хотя бы примерно), в которой представлено сопоставление понятий "коммуникативная компетентность - коммуникативная компетенция".

С уважением.

Наталья.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Радислав Петрович, в интернете (видимо, и в литературе) наиболее внятное сопоставление понятий "коммуникативная компетентность" и "коммуникативная компетенция" находится у Вас в этом форуме. Видимо, можно так же ссылаться на Зимнюю, рассматривающую компетентность в общении в комплексе ключевых социальных компетентностей и определяющую их с позиций системного подхода как «элементы целостной системы личностных свойств человека». Мне представляется термин "коммуникативная компетентность" (как цель, которую нужно достичь, как личностный ресурс) более правильным для анализа формирования коммуникативно-речевой деятельности. Хотелось бы сослаться, в том числе, на Ваши работы. Вот в этой теме http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=280

Вы даёте ссылку на следующую Вашу публикацию:

Applied Linguistics at the University of Tambov.

Однако, в указанной публикации такого толкования понятий я не обнаружила. Подскажите, пожалуйста, название Вашей печатной работы (хотя бы примерно), в которой представлено сопоставление понятий "коммуникативная компетентность - коммуникативная компетенция".

С уважением.

Наталья.

Статья с толкованием понятий "компетенция" и "компетентность" появится в газете "1-е сентября". Книга "Applied linguistics" появилась в 2004 году и там речь идет о компонентах коммуникативной компетенции. Поскольку коммуникативная компетенция в свою очередь состоит из лингвистической и других компетенций, вероятно более правильно назвать ее "коммуникативная компетентность". Вообще английское слово competence больше соответствует понятию "компетентность", а ccompetency - поняттию "компетенция". Множественное число - competencies.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В настоящее время к учителю предъявляются очень высокие, если не сказать, жесткие требования. При этом возникает вопрос - кто и как будет измерять компетенции учителя? Если это коллега - результат будет один. Если администратор - результат будет другой. Если независимый эксперт - результат может быть шокирующим, и в положительном, и в отрицательном смысле.

Уважаемая Татьяна! Хотелось порекомендовать книгу Е.Н. Солововой "Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка" М. 2004. Там сказано, что в основу определения уровня профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка положены базовые профессиональные компетенции (социально-психологическая, коммуникативная, общепедагогическая, предметная и профессиональная самореализация), а также требования, зафиксированные в нормативных тарифно-квалификационных документах (стр. 90).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Статья с толкованием понятий "компетенция" и "компетентность" появится в газете "1-е сентября". Книга "Applied linguistics" появилась в 2004 году и там речь идет о компонентах коммуникативной компетенции. Поскольку коммуникативная компетенция в свою очередь состоит из лингвистической и других компетенций, вероятно более правильно назвать ее "коммуникативная компетентность". Вообще английское слово competence больше соответствует понятию "компетентность", а ccompetency - поняттию "компетенция". Множественное число - competencies.

Большое спасибо за Ваш ответ!

Мой вывод из порой противоречивых определений и толкований понятий - компетентность определяется разными авторами преимущественно как свойство личности, недоступное измерению на уровне определения сформированности отдельного навыка или комплекса навыков (как следует из Вашего анализа понятий http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=280 ). Компетенция - область проявления компетентности. Возможно, структурирование компетенций иногда применимо? Например, вообразим "грамматическую компетентность". И разделим, скажем, на атрибутивную, номинативную, предикативную... Пусть пример неудачен, но в принципе это можно отстаивать... Возможно, разделение "компетентность" и "компетенция" осуществимо в зависимости от уровня структуры, в которую "вписываются" эти понятия... Например, если рассматриваем коммуникацию как область проявления интеллектуальной компетентности или языковой компетентности, речь пойдёт о компетенции. Если рассматриваем коммуникацию как свойство личности, в составе ключевых компетентностей, речь идёт о компетентности... Что Вы об этом думаете? Буду крайне признательна, если в "горячке" начала учебного года найдёте время для краткого комментария. Наталья.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Большое спасибо за Ваш ответ!

Мой вывод из порой противоречивых определений и толкований понятий - компетентность определяется разными авторами преимущественно как свойство личности, недоступное измерению на уровне определения сформированности отдельного навыка или комплекса навыков (как следует из Вашего анализа понятий http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=280 ). Компетенция - область проявления компетентности. Возможно, структурирование компетенций иногда применимо? Например, вообразим "грамматическую компетентность". И разделим, скажем, на атрибутивную, номинативную, предикативную... Пусть пример неудачен, но в принципе это можно отстаивать... Возможно, разделение "компетентность" и "компетенция" осуществимо в зависимости от уровня структуры, в которую "вписываются" эти понятия... Например, если рассматриваем коммуникацию как область проявления интеллектуальной компетентности или языковой компетентности, речь пойдёт о компетенции. Если рассматриваем коммуникацию как свойство личности, в составе ключевых компетентностей, речь идёт о компетентности... Что Вы об этом думаете? Буду крайне признательна, если в "горячке" начала учебного года найдёте время для краткого комментария. Наталья.

Действительно, компетентность включает компетенции. Пока набор компетенций для конкретного вида профессиональной или учебной деятельности не определен, но в результате исследований они будут перечислены и мы все договоримся о том, какая компетентность включает тот или иной набор компетенций учащихся или учителей. Сейчас наверное можно "творить" более свободно. Что касается "измерений" компетенций, то прежде всего компетенции доступны "наблюдению". По результатам наблюдения их можно оценивать по специальной шкале в соответствии с разработанными критериями. Это означает, что компетенции все-таки можно измерять. Их также можно тестировать, то есть, создавать для учащихся или специалистов "тестовую ситуацию". Об этом есть исследования в области акмеологии - психологии развития личности, включая личность специалиста (от слова АКМЕ - вершина). Есть разработанные акмеограммы для отдельных профессий, которые перечисляют важные компетенции, определяющие в целом компетентность "профессиональной личности".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Действительно, компетентность включает компетенции. Пока набор компетенций для конкретного вида профессиональной или учебной деятельности не определен........

Ещё раз большое спасибо за Ваши ответы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×