Перейти к содержимому
Radislav Millrood

Технологии и что за ними

Рекомендуемые сообщения

Методическая наука полна терминов, за которыми скрываются те или иные технологии. Помимо множества названий, есть еще множество интерпретаций, да еще масса нереализуемых идей. Звучит "сочно" и в этом единственная ценность. В действительности же любая технология есть прежде всего подробно расписанная форма организации обучения. Если нет подробного описания что и как делать, нет технологии, а термин или реализовать, а если не получается - забыть. К такому противоречивому термину я бы отнес "личностно-ориентированное обучение". Идея понятна, а что делать в классе - неясно. Как можно ориентироваться на личность каждого ученика в течение 45 минут сказать трудно. У меня не получалось. Ориентация на личность ученика более уместна в широком педагогическом контексте, при выяснении причин неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со школьниками, а также при профессиональной ориентации выпускников. Дать ученику текст о его любимом спортсмене и утверждать, что это есть личностно-ориентированный подход - демагогия и профанация. Вряд ли стоит мелкое событие облекать в торжественную форму. Более реализуемой является идея автономии ученика, созвучная подходу центрированному на личности. Эта технология заключается просто говоря в том, что учитель оставляет учащихся на уроке в покое, дает им групповые задания и в конце урока принимает участие в обсуждении результатов. Автономия повышается, если при выборе групповых заданий учитываются запросы учащихся. Разумеется строгое выполнение школьной программы сильно ограничивает автономию учащихся и если это так, нужно честно признаться - к автономии учащихся мы не готовы, а если и готовы, то частично. Особенно трудно нам выпустить из рук бразды правления на уроке, которые мы нередко называем "ответственностью". Еще более реализуемой является идея ученических проектов - индивидуальной или групповой деятельности, направленной на конечный ученический продукт. При ценности самой идеи все наверное согласятся, что возможности этой технологии ограничены. На одних проектах языку не научишь. Наконец, информационно-коммуникационные технологии - это не технологии обучения иностранным языкам, а мультимедийная среда, которая все активнее входит в нашу жизнь и требует создания учебных технологий. Именно поэтому сегодня большой интерес вызывают технологии обучения иноязычному общению в "синхронной" (чаты) и "асинхронной" (почтовые группы и конференции) форме. Эти технологии уже работают, хотя учащихся никто к этому не принуждают. Они сами пользуются ИКТ для общения и непроизвольно усваивают нужный язык - не всегда нормативный и программный. Беспокоится не стоит. Думаю что достаточно скоро общение в чатах и электронных почтовых групппах будет предусмотрено нормативными документами. Зарубежный опыт уже есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для почтовых групп и конференций можно установить Skype. Это программа для обмена сообщениями и звонками. Между пользователями Skype - бесплатно,скачать можно по адресу: http://www.skype.com/intl/ru/download/skype/windows/. В программе есть режим - телеконференция, для ее функционирования необходима веб-камера (от 500р. и выше), именно с её помощью можно обеспечить телеконференцию. Замечательно, если есть мультимедиа или интерактивная доска,они помогут привлечь к телеконференции больше участников. Проблема заключается в техническом оснащении наших школ. В моем кабинете английского языка уже 2 года для работы используется компьютер, но нет локальной сети, для тчтобы обеспечения выхода в Интернет в нужное время, нет вебкамеры. Просто отчаяние берёт от того, что возможность прямого общения между школьниками на английском языке, о которой я так долго мечтала, рядом, но ею не реально воспользоваться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Методическая наука полна терминов, за которыми скрываются те или иные технологии. Помимо множества названий, есть еще множество интерпретаций, да еще масса нереализуемых идей. Звучит "сочно" и в этом единственная ценность. В действительности же любая технология есть прежде всего подробно расписанная форма организации обучения. Если нет подробного описания что и как делать, нет технологии, а термин или реализовать, а если не получается - забыть. К такому противоречивому термину я бы отнес "личностно-ориентированное обучение". Идея понятна, а что делать в классе - неясно. Как можно ориентироваться на личность каждого ученика в течение 45 минут сказать трудно. У меня не получалось. Ориентация на личность ученика более уместна в широком педагогическом контексте, при выяснении причин неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со школьниками, а также при профессиональной ориентации выпускников.Более реализуемой является идея автономии ученика, созвучная подходу центрированному на личности. Эта технология заключается просто говоря в том, что учитель оставляет учащихся на уроке в покое, дает им групповые задания и в конце урока принимает участие в обсуждении результатов. Автономия повышается, если при выборе групповых заданий учитываются запросы учащихся.

К такая автономии более всего приближается обучение школьников-старшеклассников в экстернатуре. И часто там удается освоить программу быстрее и достаточно качественно. Конечно, если экстернатура добровольное решение ученика, а не ссылка "неудобного" учащегося.

Личностно-ориентированный подход, действительно, в классе из 25 человек слабо реализуем, если говорить о повсеместно доминирующей организации обучения Максимум, что удается сделать, это не вызывать медлительных учеников первыми, делить класс на группы для совместного выполнения одного задания, но при этом далеко не каждый член группы активен при выполнении этого задания. Еще практикуют индивидуальные задания, как правило, для отстающих, чуть более простые, чтобы дотянуть такого ученика до тройки.

Чтобы в конце урока обсудить результаты с каждой группой, надо иметь от трети до половины времени урока (если мы хотим оценить индивидуальный вклад каждого члена такой группы). Это уже никак не конец урока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для почтовых групп и конференций можно установить Skype. Это программа для обмена сообщениями и звонками. Между пользователями Skype - бесплатно,скачать можно по адресу: http://www.skype.com/intl/ru/download/skype/windows/. В программе есть режим - телеконференция, для ее функционирования необходима веб-камера (от 500р. и выше), именно с её помощью можно обеспечить телеконференцию. Замечательно, если есть мультимедиа или интерактивная доска,они помогут привлечь к телеконференции больше участников. Проблема заключается в техническом оснащении наших школ.

 

Да, техническое оснащение школ, увы, не позволяет использовать такой подход даже тех учеников, кто увлекается языками и готов к дополнительным занятиям в языковом кружкеили школьном клубе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... Если нет подробного описания что и как делать, нет технологии, а термин или реализовать, а если не получается - забыть. К такому противоречивому термину я бы отнес "личностно-ориентированное обучение". Идея понятна, а что делать в классе - неясно. Как можно ориентироваться на личность каждого ученика в течение 45 минут сказать трудно. У меня не получалось. Ориентация на личность ученика более уместна в широком педагогическом контексте, при выяснении причин неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со школьниками, а также при профессиональной ориентации выпускников. Дать ученику текст о его любимом спортсмене и утверждать, что это есть личностно-ориентированный подход - демагогия и профанация. Вряд ли стоит мелкое событие облекать в торжественную форму. Более реализуемой является идея автономии ученика, созвучная подходу центрированному на личности. Эта технология заключается просто говоря в том, что учитель оставляет учащихся на уроке в покое, дает им групповые задания и в конце урока принимает участие в обсуждении результатов. Автономия повышается, если при выборе групповых заданий учитываются запросы учащихся.

Уважаемый Радислав Петрович! Вы говорите о противоречивости термина "личностно-ориентированное обучение" и об идеи автономии ученика. Не кажется ли вам, что это почти одно и тоже? Первый термин предполагает использование групповых видов деятельности, в которых каждый ученик может проявить свои способности, конечно, не за счёт других, а в совместной работе, в малых группах сотрудничества. Проблемные задания вызывают интерес, ученики проявляют своё творчество.Такие задания центрированы на личность, "учитываются запросы учащихся", "автономия повышается." Личностно-ориентированное обучение как-то плавно переходит в идею автономии ученика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Думаю что достаточно скоро общение в чатах и электронных почтовых групппах будет предусмотрено нормативными документами. Зарубежный опыт уже есть.

Что вы имеете в виду под нормативными документами для сетевого общения? Нормы этикета сетевого общения?

Или сетевой этикет для дистанционной формы обучения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Что вы имеете в виду под нормативными документами для сетевого общения? Нормы этикета сетевого общения?

Или сетевой этикет для дистанционной формы обучения?

Умения общения с помощью ИКТ скорее всего уже в недалеком будущем будут конкретизированы в образовательном стандарте и учебных программах. Эти умения уже частично заложены в некоторых учебниках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги, я согласна с вами, но, когда речь идёт об общении в чатах и тому подобное, я не могу не высказать несогласие с вашей точкой зрения. Я двумя руками за использование новейших технологий, но не кажется ли вам, что использоваться они должны совсем для других целей?Я не думаю, что язык, на котором говорят зачастую малообразованные молодые люди из ,в основном, развивающихся стран ( даже если и развитых)может являться образцом для подражания для наших детей.Конечно, они должны уметь общаться на разговорном языке, но этому они должны учиться, во-первых, у носителей языка только и, во-вторых, после того, как научатся говорить на нормативном языке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Умения общения с помощью ИКТ скорее всего уже в недалеком будущем будут конкретизированы в образовательном стандарте и учебных программах. Эти умения уже частично заложены в некоторых учебниках.

Спасибо! Специфика сетевого общения требует от участников учебного сообщества знания и соблюдения правил электронного этикета. Существуют основные правила общения в виртуальном пространстве - Online Netiquette.com http://www.netmanners.com/ (http://www.albion.com/netiquette/). Такие правила необходимы сегодня в дистанционном обучении. А поскольку ДО развивается, то, возможно, скоро будут приняты нормативные документы (пока их нет, а есть только ДОТ-дистанционные образовательные технологии). Хочется верить, что правила сетевого этикета будут соблюдаться не только участниками дистанционного обучения, но и всеми, кто общается в сети, особенно в учебных целях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×